Black box и театр будущего

    • Типология
      Театр
    • Место
      Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 49, литера А
    • Год
      2013
    • Общая площадь
      11 109,8 м²
    • Заказчик
      Александринский театр
    • Генпроектировщик
      Земцов, Кондиайн и партнеры
    • Дизайн интерьеров
      ALVISI KIRIMOTO + PARTNERS
    • Сценические технологии и рабочая документация
      Театрально-декорационные мастерские
    • Подрядчики
      ГСК, ЭТС, Театрально-декорационные мастерские
    • Монтаж свай и железобетонных конструкций
      Геоизол
    • Общестроительные и отделочные работы
      Модуль-Т
    • Витражное остекление
      Европанорама
    • Остекление лифтовых шахт
      АРТ-Глас
    • Вентиляция
      Сирокко-инжиниринг
    • Подсветка фасадов и освещение территории
      Светлое время

Архитекторы из бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» вначале проектировали Новую сцену Александринки по заказу частного инвестора, который планировал строительство театра за счет размещения на участке многоэтажного корпуса с апартаментами. После того как объект стал государственным, необходимость проектирования жилья отпала, архитекторы смогли сосредоточиться на задачах, связанных с созданием современного театра «нового поколения».

Место

Здание Новой сцены Александринки — один из лучших примеров современного строительства в России в условиях плотной исторической застройки. Под объект был выделен сложный по своей геометрии участок между набережной реки Фонтанки и площадью Островского, на которой располагается созданное в 1832 году по проекту архитектора Карла Росси здание Александринского театра.

Архитектура

Юрий Земцовархитектор«Особенность нашего проекта в том, что мы создавали многофункциональный комплекс. Любой театр представляет из себя разнообразие пространств, интерьеров, экстерьеров, а в нашем случае все было еще интереснее. Мы проектировали не просто театральную площадку. Этот проект предусматривал создание и театра, и интернет-студии, и театральной школы. Сейчас Новая сцена Александринского театра превратилась в городской культурный центр. Фойе театра постоянно открыто. Люди могут прийти туда практически в любое время. На этой площадке существовали различные постройки. Главные вопросы заключались в том, что со всем этим делать и как разместить здесь столь разнообразные функции. Принципиально важным (и, к счастью, руководство Александринского театра с нами согласилось) было то, что мы объем здания театральных мастерских смогли использовать для размещения театра. Это получилось естественным образом, поскольку когда мы получили все материалы по участку и увидели размер старого кирпичного здания, выяснилось, что его объем практически полностью совпадает с объемом, необходимым для размещения театрального пространства. Это оказалось одним из определяющих факторов».
Нина Поповаархитектор«Новая сцена Александринки — это три корпуса. В одном — основной зрительный зал, тот самый black box, а над ним точно таких же размеров зал для репетиций. Размеры репетиционного зала в данном случае очень важны потому, что ради работы над новыми постановками не нужно ни на секунду останавливать жизнь на основной сцене. Во втором корпусе — помещения администрации театра и студия звукозаписи. В третьем — учебные аудитории и еще один репетиционный зал».
Михаил Кондиайнархитектор«Характерная особенность этого проекта заключается в том, что он не бросается в глаза. Да и сам участок спрятан в глубине квартала. Здание Новой сцены, в отличие от многих других современных построек в историческом центре Санкт-Петербурга, не привлекает большого внимания и, может быть, поэтому не раздражает. Он тактично вписывается в окружение. Мы очень рады, что здание превратилось в открытое, в смысле своей общедоступности, городское пространство».

Детали

К Новой сцене можно пройти с площади Островского, от здания Росси. Этот же переход соединяет площадь с набережной. У Александринки появилась своя внутренняя площадь, некий «преддвор». Стилистически и архитектурно между Новой сценой и историческим зданием связи нет, но исторически это место всегда принадлежало театралам. Здесь были театральные мастерские и склад декораций. То, что этот двор удалось сохранить, это, конечно, сильно оказало сильное влияние на проект, потому что театр начинается со второго этажа. Под ним можно пройти и проехать.

Награды

Объект был удостоен ряда наград, к примеру, в 2013 году Новая сцена Александринского театра была отмечена на Российской национальной премии «Хрустальный Дедал», а в 2015 году бюро вручили Почетный диплом «Знака соответствия» Всемирного клуба петербуржцев в номинации «Современная архитектура в контексте исторической среды» с занесением в «Белую книгу» Всемирного клуба петербуржцев. 

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: