«Биеннале — это не обязательно про крупные институции и миграцию капиталов»

Форматом биеннале в России уже никого не удивить. Большие выставки, проводимые раз в два года, сопровождают вернисажные недели с помпезными вечеринками, продолжительные пресс-туры и забитый эфир Инстаграма. Но на этом биеннальный формат на самом деле не исчерпывает себя и может преподносить искусство или архитектуру иначе. Как именно — рассказал художник и инициатор микробиеннале горизонтальных инициатив Виктор Жданов: откуда взялась приставка «микро», почему инициативы «горизонтальные», и от кого эта инициатива должна исходить.

— Виктор, вы курируете микробиеннале горизонтальных инициатив. Для понимания того, что представляет собой проект, предлагаю разобрать каждое слово в его названии.

— Пожалуй, начну с конца. Инициативы в данном случае исходят от независимого художественного сообщества — художников, кураторов, теоретиков. Слово «горизонтальные» (или еще можно «низовые») — это о самоорганизации. О том, что у нас отсутствует какая-либо иерархия, и мы не связаны с крупными институциями. Мы опираемся только на свои средства и возможности. Приставка «микро» сообщает о наших весьма небольших (в сравнении с «типичными» организациями) масштабах. По аналогии с микроиздательствами, микролейблами, микротиражами и т.п.

В вашем тексте, разъясняющем предназначение и внутреннюю структуру биеннале, много внимания уделено внеинституциональности. Получается, что микробиеннале во многих смыслах противостоит привычной (я могу ошибаться) биеннальной структуре в России с государственными бюджетами, фуршетами и манжетами. В таком случае, микробиеннале — это один из возможных вариантов протеста против сложившейся системы поощрения и трансляции современного искусства, или же это простая альтернатива, которая может сосуществовать наравне с институциями?

— Микробиеннале не противостоит этой структуре, она с ней не соприкасается в принципе, она просто другая. Ведь дело в том, что микробиеннале не одна из крупных «биенналей», на которую можно подать заявку в надежде получить дозу символического капитала. Нет. Это особая структура со своей философией и отношением к искусству. Возможно, мы можем стать своего рода альтернативой для тех, кому противен напыщенный официоз отечественной биеннальной системы. Но в первую очередь наша деятельность основана на прозрачной коммуникации и солидарности художников. Важно разделять наши ценности.

— В тексте также фигурируют такие определения, как «интернет-археологи», «пиратская программа». Получается, у микробиеннале есть свой специфический словарь?

— Именно. Для описания процессов неестественных выставочной организации приходится находить свои термины. «Пиратская программа» в данном контексте — это программная часть микробиеннале, в которой может принять участие любой желающий, самостоятельно не уведомляя нас, как организаторов. А интернет-археология, как и интернет-фольклор, это заимствованные термины, они соответствуют поиску и анализу цифровых артефактов. Под артефактами в данном случае подразумеваются работы участников «пиратской программы», документы которых предположительно будут обнаруживаться в сети Интернет.

— Если вам предложат федеральное финансирование для продвижения проекта, вы согласитесь?

— Сложно представить подобную ситуацию, но нет. Это была бы неудачная шутка. 

— Как вообще возникла идея сделать микробиеннале?

— Идея пришла в связи с пониманием того, что у низовых инициатив сейчас нет четкой постоянно обновляющейся выставочной платформы, которая могла бы объединять художников. Есть самоорганизованные галереи, музеи, издательства, но нет циклического механизма для репрезентации современного независимого искусства. Приходится сталкиваться с закрытыми структурами, фондами, институциями, форматами с жесткой иерархией, с отношением «куратор-заказчик» и «художник-неоплачиваемый работник».

Многие идеи приходят в результате разочарования и невозможности принять современную ситуацию как данность. А если мы не можем ее принять, значит, мы должны создавать свою, где не будет угнетения человека человеком, подковерных интриг и панибратства. 

И показательным в череде разочарований конечно же стал российский павильон на 58-й Венецианской биеннале. Непонимание и обида, почему зачатый в пыли академических лабораторий файн-арт должен представлять наше искусство. Это стало одним из толчков к организации микробиеннале.

— Насколько я поняла, ваш формат дает развертку низового арт-процесса. Но все ли низовые инициативы ближе и понятнее человеку, который не интересуется искусством или утверждает, что современное искусство ему недоступно? Или же это такая «элитарная тусовка» для своих? Условно, «кто знает, тот поймет»?

— Часто ли на выставках современного искусства можно встретить человека, не интересующегося искусством вовсе? Наверное, не так уж часто. А на выставках, организованных низовыми инициативами? И того реже. Речь не об «элитарности» тусовки, а о том, что в сообществах, собирающихся на основе определенных, узких интересов, весьма сложно наткнуться на человека вне темы. Встреча с подобным больше исключение, чем правило. Но все же мы открыты для любых коммуникаций, и если у кого-то возникнут необходимые вопросы, он может обратиться к нам напрямую.

— По какому принципу вы выбирали выставочное пространство?

— Выставочное пространство для основной программы подвернулось достаточно внезапно. Мы его не выбирали. Помог случай. Однако не отрицаю, что оно также внезапно может смениться другим. Приходится находиться в режиме частой смены предложений. Поэтому пока не буду говорить о месте. Что касается параллельной программы, известно, что одна из утвержденных выставок будет проходить в двухэтажной частной голубятне в Текстильщиках. Это самоорганизация двух московских художников.

— Есть ли у вас какие-то ограничения (кроме размера работ) для художников?

— Ограничение по размеру работ затрагивают только одну из выставок основной программы, так называемую «Биеннале скромного искусства». Это в первую очередь связано с концептуальным решением куратора. И, наверное, есть ограничения чисто этические — проекты по каким-либо признакам не должны пропагандировать ненависть к другим людям.

Ну и, конечно, стоит отметить, что мы ориентируемся прежде всего на актуальный художественный процесс. Однако для «пиратской программы» и это не имеет значения, ведь на передний план выходит самоорганизованная инициатива художника. 

— Может ли микробиеннале появиться в других городах? Есть ли у вас идеи по расширению географии?

— Уже изначально микробиеннале планировался как межрегиональный и международный проект. По моим представлениям у низовых инициатив границ быть не должно. На данный момент мы ведем переговоры о параллельных программах с товарищами из Белгородской области, Воронежа, Краснодара и Беларуси. Пока не могу быть точно уверенным в конечном успехе переговоров, но прецедент на расширение и автономное горизонтальное сотрудничество есть. Конечно, хотелось бы расширять географию проекта и дальше, насколько это возможно. Локальные художественные ситуации представляют большой интерес для исследования и репрезентации. И довольно печально, например, осознавать, что о современном белорусском искусстве или о художественной ситуации в регионах в Москве знают крайне мало.

Одну из сложностей в вопросе междугородних коммуникаций, как мне показалось, составляет то, что мы проводим микробиеннале впервые, и люди пока боятся «подписываться» под неизвестный для них проект. Также многим сложно самоорганизоваться «на месте», в своем городе, у кого-то нет пространства, чтобы сделать выставку, но есть желание, а у кого-то есть пространство, но нет идей для выставок.

— Не кажется ли вам, что формат биеннале устарел?

— В какой-то степени он действительно устарел. Подобный формат существует с конца XIX века. Но, по-моему, он чисто механически удобен — гораздо легче проводить одно серьезное мероприятие раз в два года с насыщенными программами в разных пространствах, лекционной частью и дискуссиями, чем каждый год пытаться сделать что-то сложное и многозадачное второпях. К тому же биеннале это не обязательно про крупные институции и миграцию капиталов. Есть ведь биеннале плаката, архитектурная биеннале, даже биеннале наивного искусства. А из самоорганизованных биеннале я бы мог упомянуть экологическую биеннале на Канонерском острове и Международную биеннале WAS (Worldwide Apartment and Studio Biennale), проводящую выставки в квартирах по всему миру.

На фото: голубятня, в которой будет проходить одна из выставок параллельной программы. 

Заявку на участие в микробиеннале можно отправить до 20 октября. Все подробности по ссылке.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: