Беги в офис, беги!

За последние два десятилетия произошел невероятно мощный рывок как в технологическом плане, так и в социальном. Понятия общепринятых стандартов и канонов постепенно сошли на нет, так как люди попросту не успевают привыкнуть к новым правилам. И в этом хаосе родился принцип, ставший основополагающим для многих отраслей. Принцип динамичности и гибкости, который как нельзя лучше отражает настроение времени. 

Смена приоритетов

Историческая парадигма развития офисных пространств — один их самых интересных эволюционных процессов человеческого окружения и обстановки. Архитектурные стили крупных форм меняются редко и больше напоминают массивные и грузные корабли, неспешно покидающие свою гавань, уступая место новым, не всегда столь же красивым и изящным, но не менее интересным последователям. В малых формах — дизайне офисов, квартир, общественных пространств, — стилистические решения диктуются не общим настроением эпохи, а конкретными, в меру консервативными и в нужной степени креативными задачами. 

Так, эпоха тотальной власти кабинетов, где многоэтажный офис больше походил на гостиницу, нежели на рабочее пространство, сменил «китайский» open space.  

Одинаковые по форме полуоткрытые коробки, повторяющиеся вдоль длинных коридоров паттерны в корпоративных цветах и дешевые перегородки из углепластика заполоняли тысячи и десятки тысяч квадратных метров американских небоскребов. Но вместо фабричных станков, швейных машин и сборных конвейерных лент стояли небольшие столы с компьютерами и телефонами. Эдакий рабочий городок в пространстве одного этажа. Но со сменой поколения поменялось и отношение к такому формату. Он стал вызывать ощущения рабства, замкнутости, бесперспективности и полностью подавлял инициативу. Новое поколение больше не пугала возможность потери работы, и работодатели столкнулись с неприятной и жестокой правдой: для удержания сотрудников и дальнейшего развития компании важно иметь корпоративную культуру, создавать комфортную среду.

Офис компании Roof Point

С этого момента отношение к рабочему месту изменилось кардинально, и первопроходцами в этом направлении стали IT-гиганты. Известные по всему миру офисы Google, которые отличаются уникальными дизайнерскими решениями, своей философией и являются локомотивом креативных пространств, стали иконой нового времени. Идею быстро подхватили другие компании, и в мире начали появляться не столько офисы, сколько многофункциональные площадки с рабочими зонами, панорамными окнами, местами для отдыха и занятий спортом, трансформируемыми конференц-залами и даже футбольными полями посреди офиса.

Пространства приобрели в мобильности, избавились от флера консервативности и добавили эстетической привлекательности. Несмотря на то, что ряд американских исследований говорит о потере интереса к open space и то и дело возникающих вспышках недовольства со стороны сотрудников, в России этот формат еще только набирает обороты.

 Пространство без потерь

Время безудержных трат и огромных бюджетов прошло, а на смену ему пришли прагматичные системы, где каждый квадратный метр отрабатывает свою стоимость. Согласно исследованию компаний Pridex и CBRE, которое было посвящено изучению офисных интерьеров, созданных за последние несколько лет, более половины всех современных компаний предпочитают варианты open space. Это и существенная экономия площади (в открытых пространствах перегородки и коридоры не поглощают львиную долю места, а, соответственно, уменьшается общий показатель неэффективных квадратных метров), и дополнительный плюс к коммуникации.

Офис компании Adidas. Фото: Pridex / ABD Architects 

Задача является несложной, когда речь идет о прямоугольных объемах классических бизнес-центров. Но в случае нелинейного пространства, сложной архитектуры и обилия ломаных линий, архитекторы начинаются прибегать к нестандартным решениям. Небольшой шаг колонн умело обыгрывается кластерным зонированием — каждый отдел разбивается на рабочие группы по 3-4 человека, которые располагаются по обе стороны вертикального объема. Мебель тоже подбирается из расчета своей функциональности, а не просто эстетических качеств. Трансформируемые элементы находят свое применение как на небольших площадях до 100 «квадратов», так и на огромных пространствах в несколько тысяч метров.

Офис компании «Ростелеком». Фото: Aurora Group 

К слову, ошибочно думать, что open space является прерогативой лишь небольших компаний, занимающих один-два этажа в каком-нибудь бизнес-центре. Степень распространения этой тенденции можно оценить по уровню компаний, прибегающих к таким решениям. В частности, не так давно телекоммуникационная компания «Ростелеком» заняла 48 тыс. м² в офисном парке Comcity. Многоэтажный офис объединил как департаменты самого «Ростелекома», так и ряд дочерних предприятий. Рабочие зоны выполнены в open space-формате, кабинеты руководителей вынесены в «аквариумы», расположенные на каждом этаже. И таких примеров немало.

 Мое. Твое. Наше.

Open space в современности не только стал форматом организации пространства в офисах, но и новым форматом мысли. Возведение стен вокруг своей персоны, собственнические инстинкты и желание максимально персонализировать рабочее место уступили возможностям садиться туда, куда захочется, общаться с разными людьми в пределах офиса и не быть привязанным к конкретной точке. Еще один популярный элемент — Hot desk — не новая для рынка система, но одна из самых эффективных, особенно, когда часть сотрудников компании регулярно находится в командировках, работе «в полях», выездах или на встречах.


Офис компании Orange Business Services. Фото: T+T Architects / Pridex

Ярким во всех смыслах примером такой организации пространства является новая штаб-квартира телекоммуникационной компании Orange Business Services, созданная архитектурным бюро T+T Architects . Система «горячих столов» здесь позволяет сотрудникам выбирать для работы любое удобное место, а компании экономить на неиспользуемом пространстве, так как при любой ситуации определенный процент работников всегда находится вне офиса. Не лишним будет заметить, что офис для поколения Y уже мало похож на формальное рабочее пространство. Куда больше в нем читаются клубные элементы, парафраз на модную архитектуру современных кафе и ресторанов, элементы декора, напоминающие элитный шоурум, а не рабочую зону.

Офис компании Orange Business Services. Фото: T+T Architects/Pridex

Основой для выбора планировки офиса послужил функционал рабочего процесса компании, но нельзя не отметить, что впоследствии некоторые решения среагировали на форму здания с уникальной архитектурой. Следуя всем тенденциям, офис разделен как на рабочие зоны, так и на точки неформального общения, равномерно распределенные по всей площади этажей.



Мария Николаеваглава АБ MAD Architects «Создание пространства «под компанию» становится неотъемлемым элементом общей модели успешного бизнеса. Проектируя офис, учитывающий все особенности бизнес-процессов той или иной компании, мы создаем по-настоящему «эффективное» пространство, увеличивая таким образом не только внешнюю привлекательность офиса и работоспособность его сотрудников, но и повышая общую капитализацию бизнеса».

Еще один подобный пример, также в большей степени ориентированный на мобильные рабочие места, — офис компании ABB. На сегодняшний день в офисе лишь 10% рабочих станций отданы под Hot desk, однако со временем в компании планируют довести эту цифру до 80%. Обращаясь к дизайну самого интерьера, мы вновь видим уже привычные элементы: open space, стеклянные переговорные, lounge-зоны, выполненные в формате мягких кресел и диванов, а также яркие кофе-поинты. Все эти элементы по кусочку создают модель современного офисного пространства, эстетическая составляющая которого подчинена прагматике и отрабатывает свою функцию на 100%.

Офис компании ABB. Фото: MAD Architects

Так или иначе, смена приоритетов — это всегда процесс более масштабный, нежели может показаться на первый взгляд. Меняется стиль жизни, ее ценности и ориентиры в работе. Вслед за ними подстраивается мода, пространство и окружение. Офисы эволюционируют от простых, обставленных мебелью коробок, к микрогородам, обеспеченным необходимой инфраструктурой и подчиняющимся выбранному идейному вектору. Это может быть выражено как в объемно-планировочных решениях, так и в цветовом исполнении. Концентрация уникальных решений, созданных под конкретного клиента, начинает бить все рекорды. Но и тут мы сталкиваемся с невозможностью угнаться за всеми нюансами и особенностями процесса формирования пространства, которые растут в геометрической прогрессии. И если сегодня мы построили офис будущего, то надо быть готовыми к тому, что завтра он может стать офисом прошлого. 

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: