Архитектурное бюро ОМА

Голландское архитектурное бюро ОМА внесло неоценимый вклад в современную архитектуру. Прогрессивные, сложные по форме, тяжелые в реализации здания, созданные Ремом Колхасом и его партнерами, можно увидеть на разных материках. За десятилетия работы фирмой были выработаны высочайшие стандарты. Уникальный внешний вид проектов ОМА не противоречит их практичности. А их дизайны украшают городские пространства, выгодно выделяясь, но вписываясь в архитектонику. Богатая история ОМА и ее лучшие проекты заслуживают особого внимания.

Архитектурная фирма Office for Metropolitan Architecture (сокращенно ОМА) была учреждена группой молодых, талантливых и амбициозных архитекторов и художников. Их объединяли не только новаторские идеи, но и крепкие узы человеческих отношений. Предпосылки к созданию ОМА были заложены в начале 1970-х годов в результате совместной работы Рема Колхаса и Элии Зенгелиса, которые познакомились в Архитектурной ассоциации в Лондоне. Данное архитектурное училище является одним из самых известных и престижных во всем мире. В его стенах в разное время учились такие выдающиеся архитекторы, как Стивен Холл, Заха Хадид и другие. Первым совместным проектом Колхаса и Зенгелиса стал «Исход, или Добровольные узники архитектуры» 1972 года — серия рисунков и коллажей, отражавших одновременно утопическое и антиутопическое видение большого города будущего.

Фото-альбом: 1

Создав несколько совместных архитектурных проектов, Колхас и Зенгелис учредили ОМА в 1975 году. Сооснователями выступили их жены, художницы Маделон Вризендорп и Зои Зенгелис. Четверка быстро стала заявлять о себе. Первым большим и обсуждаемым, хотя и не воплощенным в жизнь проектом ОМА стало расширение архитектурного комплекса парламента Нидерландов в Гааге. Смысл конкурса заключался не в том, чтобы пристроить новое офисное здание, а предложить современное переосмысление и дополнение для уникального, исторически сложившегося комплекса сооружений, который начал формироваться еще в XIII веке. Проект, предложенный ОМА, был разработан Ремом Колхасом и Элией Зенгелисом совместно с Захой Хадид. Тогда молодая архитектор еще не стала известной на весь мир, но подавала большие надежды. Она была замечена Колхасом, когда тот был ее преподавателем — голландец рад был предложить ей сотрудничество с недавно созданной фирмой, и не прогадал. Тремя архитекторами был создан проект трех зданий в едином стиле, смелых и современных, но органично вписанных в существовавший архитектурный ансамбль. Несмотря на то, что проект был удостоен премии и выделен как один из лучших, он не был реализован. В 1980 году Хадид покинула ОМА, чтобы основать собственную фирму Zaha Hadid Architects.

Фото-альбом: 2

В 1980-е годы проекты ОМА начали получать физическое воплощение. Первым стало здание Нидерландского театра танца в Гааге, построенное в 1987 году. Работа над проектом началась еще в 1980 году — его приходилось переделывать для того, чтобы он как можно лучше вписался в местную архитектуру. Театр танца стал первым построенным проектом, в котором были воплощены архитектурные замыслы Колхаса.

Здание Нидерландского театра танца, Гаага, Нидерланды. Рем Колхас, ОМА, 1987

С 1981 по 1988 год велась работа над разработкой проекта IJ Plein — прибрежного района в Амстердаме. ОМА участвовала в создании жилых домов, школы и общественного центра на берегу реки Эй. В 1980-е годы фирма создала еще несколько воплощенных в жизнь проектов, большинство из них — для Нидерландов. С наступлением 1990-х годов деятельность ОМА стала расширяться географически. Помимо проекта жилого комплекса Nexus World в японском городе Фукуока, большое количество проектов фирмы были построены во Франции. В городе Лилль в 1994 году появилось здание торгового центра Lille Grand Palais, главным архитектором которого выступил Рем Колхас. В то время он развивал теорию такого архитектурного течения, как деконструктивизм. Lille Grand Palais стал представителем этого направления, о чем свидетельствуют непредсказуемые изломы лестниц и стеклянных окон, нелинейная, ассиметричная форма и отсылки к традиции советского конструктивизма и авангарда. В том же году в Лилле по проекту ОМА был создан деловой квартал Euralille.

Фото-альбом: 3

Одной из самых удивительных построек фирмы по проекту Колхаса является вилла в Бордо. Проект был создан по заказу частного лица и реализован в 1998 году. Соавтором дизайна виллы выступил инженер Сесиль Бальмон, который в дальнейшем еще не раз будет сотрудничать с Ремом Колхасом. Как говорится, лучше один раз увидеть.

Фото-альбом: 4

1990-е годы стали для ОМА не только временем активной экспансии, но и творческих поисков. Помимо своей прямой обязанности — создания архитектурных проектов, задачи фирмы существенно расширились благодаря учреждению в 1998 году ее нового подразделения, получившего название АМО. АМО — это «фабрика мысли» (think tank), в которой проводится косвенно, или почти не связанная с архитектурой работа. Основными фокусами междисциплинарного исследовательского центра являются искусство, дизайн, социология, экология, технологический прогресс и даже политика. Вместе с Ремом Колхасом сооснователем АМО стал Рейнир де Грааф. Придя в ОМА всего лишь в 1996 году, он быстро стал важной частью коллектива и начал участвовать в создании крупных и важных проектов фирмы.

Пожалуй, главные и наиболее известные сооружения ОМА были созданы в XXI веке. В 2004 году было завершено строительство Центральной библиотеки Сиэтла в столице штата Вашингтон. Многими архитектурными критиками это здание было удостоено высоких похвал, а в 2005 году библиотека получила престижную премию — Золотую медаль Американского института архитекторов. Футуристичное здание построено из стали и стекла, являясь одновременно прочным и изящным.

Фото-альбом: 5

Следующим большим проектом, бросающим вызов местной архитектуре, стал концертный зал в португальском городе Порту. Как и в случае с библиотекой, проект Casa da Música был создан еще в 1999 году, но здание было открыто только в 2005-м. Девятиэтажный ассиметричный архитектурный объект в форме многогранной фигуры стоит в центре открытой площади, отделанной бежевым мрамором. Вход в многоугольник происходит через лестницу, с улицы ведущую в одну из граней. Здание является уникальным, что подчеркивается его удаленностью от других объектов — нечастое явление для исторического центра Порту с его тесной застройкой.

Фото-альбом: 6

Наиболее известное в мире благодаря невероятной форме здание, разработанное ОМА — штаб-квартира Центрального китайского телевидения. Проект, созданный в 2002 году, должен был стать главным на тот момент вызовом для фирмы. В очередной раз к разработке дизайна приложил руку Сесиль Бальмон — вместе с Колхасом им была создана неповторимая геометрическая форма в виде кольцеобразной угловатой структуры из вертикальных и горизонтальных сегментов. Самой трудной для исполнения частью стеклянной высотки стали горизонтальные сегменты, фактически висящие в воздухе. Трудно это не только само по себе, но и по причине нахождения Пекина в зоне высокой сейсмической активности. Архитекторам и инженерам, участвовавшим в проектировании и строительстве, необходимо было учитывать этот и другие нюансы, из-за чего строительство продолжалось до 2009 года. В том же году здание серьезно пострадало от сильного пожара, вызванного халатным использованием фейерверков в ходе празднования Китайского Нового года. Из-за этого здание, которое пришлось еще несколько лет восстанавливать, было сдано в эксплуатацию лишь в 2012 году.

Фото-альбом: 7

В ОМА не забывали и про родину. В конце 2013-го было возведено здание De Rotterdam. Проект, соавтором которого выступил Рейнир де Грааф, был создан еще в 1998 году, но ждал согласования целых 11 лет. Владельцем 44-этажного деконструктивистского здания стал муниципалитет города Роттердам, арендовавший значительную часть здания. В нем располагаются офисы и апартаменты, рестораны и пространства для занятий спортом — такую внутреннюю концепцию здания ОМА назвали «вертикальным городом».

Фото-альбом: 8

Говоря о не связанной с архитектурой деятельности, в 2001 году Рем Колхас под эгидой ОМА предложил новый флаг для Европейской комиссии. В отличие от знаменитого синего флага Европы, на котором находится фиксированное количество звезд — 12, новый флаг должен был учесть все страны-участницы Европейского Союза. На полотне размещены вертикальные полосы в цветах флагов государств. Из-за характерного дизайна данный флаг был прозван «штрих-кодом» (barcode). Позднее флаг редактировался в ходе вступления новых стран в Европейский союз. Сейчас он используется полуофициально.

Флаг Европейской комиссии. Рем Колхас, ОМА, 2001

За почти 50 лет своего существования ОМА проделала огромную работу по преображению обликов разных городов. Проекты фирмы Рема Колхаса, как оставшиеся на бумаге, так и воплощенные в пространстве, существенным образом повлияли на современную архитектуру.

Обложка статьи: Рем Колхас. Ralph Mecke, 2022

Еще по теме:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: