Брутальный банк в Буэнос-Айресе

Аргентина — далеко не первая страна, которая приходит на ум при упоминании слова «брутализм». Данное архитектурное направление традиционно связывают с Европой, но и на другом материке оно получило неожиданное развитие. Творческое путешествие по Старому Свету и влияние наследия Ле Корбюзье привело архитектора из Аргентины Клориндо Теста в содружестве с местным архитектурным бюро к созданию поистине уникального проекта. Разработанное ими сложное, фактурное и необычное здание, ставшее домом для банка, впоследствии окажется одним из главных образчиков неколониальной архитектуры «серебряной страны».

Банк Лондона и Южной Америки — английский банк, существовавший в Южной Америке с 1923 по 1971 год. Его предшественник, Банк Лондона, Буэнос-Айреса и Рио-де-ла-Плата, основан в 1862 году в Аргентине. Впоследствии он стремительно расширялся и открывал представительства в Уругвае, Бразилии и Чили. В 1918 году он стал дочерним предприятием банка Ллойдс, один из крупнейших коммерческих банков Великобритании. Спустя пять лет, в 1923 году, Ллойдс произвел слияние Банка Лондона и Рио-де-ла Плата с отдельно существовавшим Банком Лондона и Бразилии, основав объединенный Банк Лондона и Южной Америки, также известный как BOLSA в сокращенной форме. Под таким названием предприятие просуществовало до 1971 года, когда Ллойдс выкупил контрольный пакет акций BOLSA, объединив несколько банков в один международный конгломерат Lloyds and Bolsa International Bank.

В 1959 году BOLSA объявил конкурс на создание проекта нового здания банка. Под реализацию будущего проекта была выделена земля в центре Буэнос-Айреса, в деловом районе города. Победителями конкурса стало архитектурное бюро SEPRA, представленное Сантьяго Санчесом Элиа, Федерико Перальта Рамосом и Альфредо Агостини, совместно с независимым архитектором Клориндо Теста. Вместе они создали уникальный проект.

Фото-альбом: 1

SEPRA считается одной из самых заметных архитектурных единиц Аргентины XX века. Примерно за пять десятилетий своего существования им было представлено более тысячи проектов и застроено более двух миллионов квадратных метров земли в Буэнос-Айресе и других городах страны. С 1960-х годов бюро SEPRA активно сотрудничало с Клориндо Теста.

Итальянец Клориндо Теста с ранних лет жил в Аргентине, где и стал архитектором. Окончив обучение, находившийся под влиянием Ле Корбюзье, Теста путешествовал по Европе, где обретал новые архитектурные знания. Именно под влиянием идей мэтра аргентинский итальянец вместе с SEPRA создал проект здания банка в характерном для Ле Корбюзье того периода стиле — брутализм.

Клориндо Теста

Оправданность данного стиля в архитектуре здания банка характеризуется в его причастности к Великобритании. До Второй мировой войны основным строительным материалом в этой стране был красный кирпич. В ходе немецких бомбардировок значительная часть архитектуры Великобритании пострадала, из-за чего в послевоенные годы в стране началась новая застройка с применением железобетона. Фактурные, выразительные формы зданий, построенных Ле Корбюзье, стали новым словом в британской архитектуре и ее надеждой.

Трикорн-центр. Портсмут, Англия. Оуэн Лудер, Родни Гордон, 1966

Строительство здания BOLSA началось в 1960 году и завершилось в 1966 году. Целью проекта было создание ощущения непрерывности между городским пространством и зданием, находящемся на пересечении двух узких (шириной около 10 м) улиц. Согласно первоначальной задумке, расположение здания должно было расширить уличное пространство. Однако, в результате учета особенностей архитектуры района, где преобладали здания неоклассицизма, диктовавшие узость улочек, проектировщики разрешили ситуацию нестандартным способом. По краю улицы были размещены массивы тонких сгруппированных бетонных колонн, соединенных поперечными перекладинами, а стеклянный фасад здания был отодвинут назад, создавая своего рода портик. Также здание расширяется кверху благодаря опалубке особой формы. Такое расположение и особенности проекта одновременно обеспечили сохранение целостности городского пейзажа и создание более просторного пешеходного пространства.

Здание Банка Лондона и Южной Америки. Буэнос-Айрес, Аргентина. Фото Федерико Кайроли, 2015

По сравнению с соседними, так же банковскими неоклассическими зданиями, штаб-квартира BOLSA выглядит футуристично и самобытно. Но не оторвано от места и чужеродно. Авторы здания постарались над тем, чтобы органично вписать его масштаб и ритм в существовавший архитектурный ансамбль. Своеобразно сделанный подвесной угол банка, как бы нависающий над просторным пространством главного входа, находится в визуальном взаимодействии с тремя банковскими зданиями, находящимися в остальных углах перекрестка. Особый интерес представляет опалубка сооружения, перфорированная и геометрическая. Данный архитектурный элемент отсылает к брутализму в строгости и скульптурности форм бетона, а также в использовании естественного света, проникающего внутрь через перфорацию и живописно освещающего бетонные поверхности.

Здание Банка Лондона и Южной Америки в окружении других банковских зданий. Буэнос-Айрес, Аргентина. Фото Федерико Кайроли, 2015

Внутреннее пространство здания обрамлено прозрачными стеклянными стенами. По замыслу архитекторов, первый этаж банка планировался как крытая площадь для горожан. Эта концепция была усилена визуальными связями с внешним пространством, которые не были предусмотрены первоначально, но послужили благим дополнением к проекту. По словам Клориндо Теста, если, будучи внутри здания Банка Лондона и Южной Америки смотреть наружу, то открывается вид на фасады соседних банков, их естественный ансамбль. Два верхних дополнительных банковских этажа стоят на нескольких держащих их структурных ядрах. Образованный верхними этажами атриум сообщается искусно выполненной винтовой лестницей и лифтом. Еще выше в здании расположились офисные помещения.

Вид из окон здания Банка Лондона и Южной Америки. Буэнос-Айрес, Аргентина. Фото Федерико Кайроли, 2015

С начала строительства банка к нему было приковано пристальное внимание общества. В журнале Sucesos Argentinos публиковались ежемесячные отчеты о ходе его возведения. Неожиданный итог строительства административного здания — в день открытия в 1966 году его посетило около 25 000 человек.

Тем не менее реакция на новую постройку в центре Буэнос-Айреса была неоднозначной. Архитекторам и критикам было тяжело описывать столь противоречивое, брутально-романтичное здание. Некоторые положительные отзывы на него содержали едва ли комплиментарные эпитеты: «забавное», «экзотичное», «вне пространства и времени». Один из критиков охарактеризовал его как «эталон ассимиляции архитектурного объекта с окружающим городским полотном». Выделяли и технические аспекты проекта, не сомневаясь в их непревзойденности. В то же время подвергалась критике надуманная связь архитектурного проекта со спецификой банковского дела.

Вид из окон здания Банка Лондона и Южной Америки. Буэнос-Айрес, Аргентина. Фото Федерико Кайроли, 2015

Время, как это обычно бывает, все расставило на свои места. Архитектурный брутализм, начало которого в Аргентине было положено именно зданием Банка Лондона и Южной Америки, впоследствии получил распространение в этой стране. В 1961 году Клориндо Теста разработает проект Национальной библиотеки Аргентины в том же стиле. Здание библиотеки откроется в 1992 году.

Здание Национальной библиотеки. Буэнос-Айрес, Аргентина. Клориндо Теста, 1961

Банк Лондона и Южной Америки перестал существовать в 1971 году, но свято место пусто не бывает, поэтому сегодня владельцем здания является Banco Hipotecario, другой местный банк. Нынешний владелец высоко ценит уникальную архитектуру своей штаб-квартиры, и в 2011 году он связался с Клориндо Теста для разработки проекта расширения здания в современном стиле. Этим планам не суждено было исполниться, ведь Теста умер в 2013 году в возрасте 89 лет.

Совместный проект SEPRA и Клориндо Теста оказал весомый вклад в формирование архитектурного облика Буэнос-Айреса, добавив в него новую, неожиданную и смелую грань. По сей день сие архитектурное творение считается выдающимся не только для столицы Аргентины, но и для всей Южной Америки.

Обложка статьи: фасад здания Банка Лондона и Южной Америки

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: