«Живая» архитектура будущего

Арбоархитектура, также известная как ботаническая архитектура — сравнительно молодая тенденция в современной архитектуре и ландшафтном дизайне. Появившись в 2000-е годы стараниями немецких архитекторов, горящих идеей предельного экологичного возведения сооружений, данное направление с каждым годом обращает на себя все больше внимания. В связи с избытком парниковых газов в атмосфере человечество в скором времени будет вынуждено пересмотреть многие привычные для себя процессы, в том числе строительства. Недолог век, когда города с большим количеством «живых» зеленых домов не будут утопией, а станут привычной частью урбанистики. Исследователи, назвавшие придуманное ими направление Baubotanik, активно над этим работают последние 20 лет.

Одной из ключевых проблем современной архитектуры является достижение максимальной экологичности при проектировании и строительстве. Большое внимание уделяется выбору материалов, которые наименьшим образом загрязняют окружающую среду. К примеру, при производстве цемента из бетона в атмосферу выделяется колоссальное количество углекислого газа. Прежде архитекторы не знали об этом, либо закрывали на это глаза. Сегодня же они стремятся к отказу от бетона и других неблагоприятно влияющих на окружающую среду материалов. Тем не менее сложно полностью придерживаться экологичности в эпоху массового распространения и дешевизны пластика и прочих синтетических веществ. По этой причине архитекторы, ратующие за сохранение окружающей среды, стали искать новые пути развития и материальные решения в XXI веке.

Как часто бывает в подобных ситуациях, в выработке инноваций помог опыт прошлого. Во времена традиционных обществ, когда еще не появилось архитектуры как таковой, люди использовали то, что дает им природа с целью создания сооружений и крова над головой. Не во всех случаях люди из данных им ресурсов делали принципиально новые объекты — порой требовалось лишь реинтерпретировать уже имеющиеся, не выключая их из природы. Ярким примером является практика народа кхаси, проживающего на северо-востоке Индии, заключающаяся в создании «живых» мостов.

С незапамятных времен (они сами не уверены, с какого периода) кхаси возводят над реками во влажных субтропиках мосты из живых корней. Корни фикуса каучуконосного (Ficus elastica) благодаря климату способны достигать огромных размеров, а само растение является гибким и податливым, но прочным. Эти деревья часто вырастают на краях отвесных склонов, из-за чего они начинают расти «вовне». В этом случае формой роста корней манипулируют при помощи переброшенных через реку конструкций-мостиков, сделанных из бамбука и других растений, либо из проволоки. Требуются долгие годы для того, чтобы корни закрепились на противоположной стороне склона и стали выдерживать человеческий вес. Все это время, и даже после того, как мост сформировался, люди ухаживают за ним и продолжают следить за его ростом, придавая новым звеньям нужное направление. При должном уходе такие мосты могут сохраняться сотни лет и выдерживать десятки человек.

Живой мост из корней. Мегхалая, Индия, 2011

Еще одной традицией, предвосхищающей арбоархитектуру, стали немецкие танцевальные деревья, или Tanzlinden. Они представляют собой пространства, созданные в кроне дерева посредством придания ветвям необходимой формы при помощи каркаса. В танцевальных деревьях проходили деревенские праздники и обряды. При правильной планировке конструкции и уходе за деревом, последнее остается живым и здоровым на протяжении долгих лет. Танцевальные деревья — удивительный пример синтеза природных и рукотворных сил, в которых архитектурные практичность и эстетика неразрывно связаны с экологичностью. Разумеется, в XXI веке, в связи с активно развивающейся эко-повесткой, данная идея получила в Германии новую жизнь.

Современное танцующее дерево. Пеестен, Германия, 2020

Вдохновившись обоими кейсами, рядом немецких исследователей была создана новая архитектурная концепция, названная Baubotanik, вольно переводящаяся как «стройботаника». Главным идеологом нового направления стал архитектор Фердинанд Людвиг, который впервые ввел данный термин в 2005 году. Двумя годами позднее, в 2007 году, Людвиг и его последователи сформировали на базе Штутгартского университета архитектуры и дизайна исследовательскую группу, названную именем направления. Работа группы вылилась в закладывание теоретических основ арбоархитектуры, благодаря чему были сделаны первые шаги в ее практическом воплощении.

Фердинанд Людвиг

Первым проектом, созданным Фердинандом Людвигом вместе с Оливером Шторцем и Корнелиусом Хакенбрахтом в 2005 году стал пеший мост, опорой которого стали живые деревья. Эта проба пера молодых архитекторов не несла в себе функционального значения, но была экспериментом, демонстрирующим возможности деревьев как несущих конструкций даже без применений крепежных средств.

Пешеходный мост. Фердинанд Людвиг, Оливер Шторц, Корнелиус Хакенбрахт, 2005

Следующим этапом практического развития идей Baubotanik стало целое сооружение — башня, возведенная в 2009 году. Она имеет три этажа и высоту около 9 метров. В ее конструкции фрагменты каркаса из живых ветвей белой ивы переплетаются с металлическими лесами. Прогнозируется, что со временем, по мере разрастания и уплотнения ветвей, конструкция будет становиться все прочнее. Тем не менее прочность здания и ряд других важных характеристик только предстоит исследовать. Еще не все ивы объединились в прочную структуру, поэтому растения, находящиеся на верхних ярусах башни, питают насосы. Для обслуживания и ухода были созданы металлические платформы, которые будут убраны по мере завершения укрепления несущих стен.

Башня. Фердинанд Людвиг, Корнелиус Хакенбрахт, 2009

По-настоящему громко Фердинанд Людвиг заявил о себе в 2012 году, презентовав на выставке садово-паркового искусства в городе Нагольд трехэтажный куб из платанов — свое самое грандиозное сооружение на данный момент. Платан, как и ива, является одним из наиболее пригодных для подобного строительства видом деревьев ввиду свойств «сцепления», но обладает значительно большей прочностью. Во время выставки куб служил смотровой площадкой и источником тени в жаркое время. Впоследствии он станет вертикальным городским парком, расположенным на сравнительно небольшой площади. Экспертная оценка летом 2023 года показала, что за 11 лет все деревья успели срастись, образовав прочный каркас, чья несущая способность будет лишь увеличиваться со временем.

Платановый куб. Фердинанд Людвиг, Даниэль Шёнле, 2012

Создание этих проектов было необходимо для «обкатки» методики молодого архитектурного направления. В процессе их реализации подтверждались или отметались те или иные гипотезы, возникавшие в результате разработки теории арбоархитектуры. Тем не менее плюсы были очевидны с самого начала — главным из них является новый шаг в сторону архитектурной экологичности. Растения, которые становятся преобладающим конструктивным материалом арбоархитектуры, не только не требуют производства, загрязняющего окружающую среду, но и, напротив, питаются углекислым газом, вырабатывая кислород. Углекислый газ, будучи преобладающим в атмосфере парниковым газом, принято считать одним из главных виновников глобального потепления. Особенно большое количество CO2 находится внутри городов с большим количеством людей и автомобилей. Озеленение архитектуры, помимо принятых сегодня мер по озеленению городов, способно привести к благоприятным долгосрочным последствиям для городской экологии. Еще одним неоспоримым преимуществом является долговечность живых растений — при должном уходе зеленые дома не будут подвержены коррозии и гниению, формируя прочную опору.

Формирование соединений пешеходного моста. Фердинанд Людвиг, 2005

Однако, у арбоархитектуры есть и существенные недостатки. В первую очередь речь идет о непредсказуемости роста растений, который не может полностью контролироваться. Живое дерево находится в постоянном процессе роста и изменения. Поэтому, когда дело касается формирования предсказуемого по форме каркаса здания, могут возникнуть определенные проблемы, пути решения которых лишь предстоит изучить. Кроме того, «выращивание» сооружений — долгосрочный и кропотливый процесс, при котором важно учитывать множество нюансов. Один просчет — и здание может стать непригодным для использования.

Тем не менее можно с уверенностью заявить о том, что недостатки арбоархитектуры могут быть нивелированы со временем, когда ее теоретический аппарат и методики возведения «живых» домов будут доведены до совершенства. Уже сейчас, менее чем за 20 лет существования направления Baubotanik, был достигнут существенный прогресс, который был продемонстрирован, обретя практическое воплощение.

Обложка статьи: Платановая кухня-беседка. Корнелиус Хакенбрахт, Фердинанд Людвиг, 2022

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: