Архитектурная композиция советских санаториев и домов отдыха

Статья впервые опубликована в 1948 году в книге «Санатории и дома отдыха». В статье сохранены тональность, пунктуация и орфография на момент её первой публикации. 

Архитектурный образ советских санаториев и домов отдыха должен быть выражен в формах, вызывающих бодрые, жизнеутверждающие эмоции, повышающие способность организма преодолевать недуги и усталость.

Все особенности, обусловленные спецификой профиля санатория, используются для обогащения и индивидуализации архитектурной композиции. Размещение санаториев в парках, среди зелени, в местности, богатой живописными видами, способствует полноценному развитию архитектурной темы. Наличие в архитектурной композиции террас, лоджий, галерей, балконов и наружных лестниц отвечает функциональным требованиям большинства санаториев, а также и домов отдыха и в то же время способствует органическому сочетанию сооружения с окружающим его ландшафтом. Включение здания в пейзаж, в местный рельеф, в данную конфигурацию участка, в объемную массу зеленых насаждений, как показывают лучшие образцы советских здравниц, дает прекрасные результаты, и архитектурное сооружение сливается с окружающим ландшафтом в едином ансамбле.

Таковы в общих чертах те предпосылки и те общие черты и принципы, которыми руководствуется архитектурная практика при сооружении советских санаториев и домов отдыха.

В первый период организации домов отдыха и советских санаториев на базе бывших дворцов и усадеб вся задача сводилась к приспособлению существующих сооружений к их новому назначению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному учреждению.

Фото-альбом: В сочах

Выбранные для организации санаториев и домов отдыха бывшие дворцы и особняки во многих случаях были удачно приспособлены для нового назначения. Лучшие из них по своей архитектуре и красоте своих парков приобрели общее признание, как прекрасные советские санатории и дома отдыха. Таковы, например, б. Ливадийский дворец, — ныне санаторий имени Сталина на 700 мест (для закрытых форм туберкулеза), б. дворец Юсупова в Гаспре, б. дворец Кичкиие, б. дворец Воронцова-Дашкова в Алупке, б. дворец в Марфине, ныне дома отдыха; б. дворец Юсупова в Архангельском (под Москвой), частично реконструированный под дом отдыха.

Строительство новых санаториев особенно широко развернулось во вторую и третью сталинские пятилетки.

При проектировании и строительстве новых санаториев в этот период прежде всего решались чисто утилитарные задачи, направленные преимущественно на удовлетворение населения возможно большим числом мест. В созданных архитектурных образах того времени отразилось характерное для некоторых архитекторов увлечение конструктивизмом — наносным течением, совершенно чуждым глубоко идейному советскому искусству.

Пересмотр творческих позиций в советском искусстве на основе исторического решения ЦК ВКП(б) об использовании классического наследия резко видоизменил пути дальнейшего развития советской архитектуры вообще и в частности внес оздоровляющее начало в области санаторно-курортного строительства.

Архитектурный образ советского дома отдыха и санатория приобретает более уверенный и спокойный характер: его объемно- пространственная композиция, становится уравновешенной; сочетание масс и элементов подчиняется гармоничной закономерности и ритмичности. Сооружения становятся выразительными по архитектуре, приобретают свои индивидуальные черты и качества, соответствующие назначению здания и его специфике.

В дальнейшем изложении дается краткое описание архитектуры санаториев и домов отдыха, получивших признание в качестве полноценных советских здравниц, удовлетворяющих всем требованиям медицинского режима и культурно-бытового обслуживания, хорошо использовавших местные климатические и природные средства.

Необходимо отметить, что в приводимых лучших образцах первого периода строительства отрицательные конструктивистские черты в значительной мере нейтрализованы умелым использованием богатых природных условий, продуманностью композиционных решений планировки и развитым оснащенным оборудованием.

Санаторий № 7 в Сочи (академик А. В. Щусев, 1928), ныне научный институт имени Сталина. Санаторий рассчитан на 150 номеров, из них 65 одноместных и 75 двухместных. Профиль — сердечно-сосудистые болезни. Здание объединяет собой все основные группы и отделения санатория, богато оснащено балконами для воздушных ванн, имеет развитое медицинское оборудование; жилая группа и общие помещения обставлены с комфортом.

Санаторий утопает в могучих зеленых массивах парка, расположен на террасе рельефного участка и прекрасно сочетается с окружающей местностью.

Целесообразная группировка отдельных частей обеспечивает все требования медицины и режима больных.

Обрамленное глубокими балконами-галереями, здание красиво вырисовывается на фоне зелени и неба и живописно сквозит через окружающие его насаждения.

Санаторий «Горный Воздух» в Сочи (академик В. А. Веснин и А. А. Веснин, 1931) расположен на возвышенном участке по дороге к Мацесте.

Включение здания в пейзаж является ведущей идеей композиции. Развитая и свободная композиция планировки оптимально удовлетворяет требованиям правильной организации санаторных условий и процедур. Обогащение балконами, террасами-галереями смягчает лаконичность геометрических объемов. Значительная площадь террас- соляриев и аэрариев размещена на плоской крыше санатория, откуда открывается прекрасный вид на простор моря и зеленые склоны прибрежной живописной части Сочи.

Санаторий «Ударник» № 42 в Железноводске (И. А. Фомин, 1928) представляет собой четырехэтажное здание, решенное в лаконичных формах.

В отличие от приема многоярусных лент легких балконов здесь балконы органически включены в основные объемы и благодаря своим закрытым ограждениям сливаются с ними.

Санаторий обладает значительной вместимостью и является одним из самых крупных среди зданий этого типа, решенных как единый централизованный комплекс.

Санаторий ВЦСПС в Цхалтубо (С. М. Лентовский, 1932) имеет крайне простую архитектуру. Единый объем разнообразится отступами и выдвижением отдельных его элементов. Ряд простых ленточных балконов используется как главный декор здания. Ритмическая разбивка проемов служит средством архитектурной выразительности. Постановка здания на естественный стилобат-террасу, обогащение парковыми лестницами, а главное — удачное сочетание с окружающим пейзажем создают положительный архитектурный эффект, несмотря на скромные средства выразительности.

Санаторий имени К. Е. Ворошилова в Сочи (1930) ориентирован на автостраду. Он рассчитан на значительное число мест, полноценно оборудован и решен по системе укрупненных павильонов, частично соединенных переходом в одну сложную комплексную застройку.

Фото-альбом: Железногорск, Косогорск, Косогор

Вся застройка, занимая обширную территорию в разных уровнях по всему склону, размещена вокруг центрального партера. Особенностью архитектурно-конструктивной схемы является уступчато-террасный профиль спальных корпусов. На нижнем участке, сообщающемся с верхним через тоннель, проведенный под автострадой, расположены физкультурные площадки, а еще ниже — пляж. Для удобства связи верхней части с нижней территорией устроен фуникулер. Выше основного участка — на горе Быхте — разбито большое плодовое хозяйство и лесопарк. Санаторий имеет прекрасный вид с моря и автострады. С участка и террас открывается обширная панорама, что дополняет высокие качества санатория.

Весь образ санаторного комплекса хорошо запечатлевается. Симметричная система композиции вносит закономерность в застройку. По организации лечения и обслуживания больных этот санаторий является первоклассной советской здравницей.

Санаторий в Барвихе (Б. М. Иофан, 1927) размещен на возвышенном месте в прекрасном сосновом бору в 28 километрах от Москвы. Территория, непосредственно примыкающая к зданию, представляет собой парк с разнообразными насаждениями, террасами, партерами, цветниками, фонтанами и пр.

Неподалеку имеются площадки для спорта и игр. Санаторный комплекс состоит из группы корпусов, объединенных в одно общее сооружение. При сочетании всех элементов и групп санатория обеспечена удобная связь, хорошая изолированность и соблюдены специальные требования медицины и режима. Развитой план, не связанный искусственными геометрическими осями и схемами, позволяет свободно решать функциональные задачи и способствует органическому включению здания в сосновый бор. Благодаря принятому планировочному приему осуществлена требуемая диференциация участка.

Пилообразная конфигурация периметра внешних стен обеспечивает ориентацию комнат на солнечную сторону и индивидуализацию балконов, размещенных между эркерами. Переходы в виде односторонних коридоров хорошо освещены, что создает прекрасные гигиенические условия.

Архитектура санатория, представляющего комплексную застройку из шести трехэтажных корпусов-павильонов (три — жилые и три стационарно-клинического характера), выражена в лаконичных формах, пластически развитых путем применения вертикально членящих эркеров — жилых комнат. Столовые расположены вблизи главного холла-вестибюля в двух этажах; в лечебном корпусе на третьем этаже большой теннисный и физкультурный зал. Прекрасное, богатое оборудование лечебной части, высокие комфортабельные условия характеризует санаторий как первоклассный.

Санаторий в Абастумани (Н. В. Гофман-Пылаев) и Санаторий имени 10-летия Октября в Кисловодске имеют аналогичную планировочную схему жилых корпусов. Наивыгоднейшие условия ориентировки жилых ячеек обеспечены путем придания периметру наружных стен и проемов пилообразной конфигурации. Этот прием, как и в Барвихе, обеспечивает также индивидуализацию балконов, которые находятся между пилообразными выступами жилых комнат.

Санаторий — дом отдыха «Украина» в Гаграх (Я. А. Штейнберг, 1933) — представляет интерес как пример компактной и мощной объемной архитектурной композиции, включенной в богатую природу на крайне сложном по рельефу участке. Дом отдыха утопает в массиве мощных насаждений. Архитектура его в таком богатом обрамлении приобретает подчиненное значение, а ее отдельные элементы не играют особой роли. Вместе с тем, мощный и значительный по объему массив здания воспринимается с больших расстояний и с разных точек зрения как опорная архитектурная доминанта для данного района и ансамбля.

Санаторий Профессионального Союза Работников Связи в Кисловодске (М. И. Гинзбург, 1932–1934) имеет сложную комплексную централизованную пространственную композицию с развитой конфигурацией. Подчиненность функциональным требованиям выражена в свободной трактовке плана и ассиметричной композиции. Расположение в парке, при доступе со всех сторон, потребовало равнозначной архитектурной выразительности всех фасадов, с некоторым акцентом со стороны главного входа.

Санаторий в Гаграх (В. И. Кильдишев, 1932–1934) расположен на возвышенном и резко рельефном участке, среди тропических растений. Обогащенное красивыми парковыми лестницами, здание создает своим гармоничным и живописным сочетанием масс и объемов прекрасное впечатление. Отличная организация и оборудование закрепляют достоинства санатория.

Санаторий «Синоп» в Сухуми (1933–1934) характеризуется живописной группировкой элементов здания. В сочетании с тропическими насаждениями эта застройка в насыщенной солнечными лучами природе выглядит как выразительный архитектурный ансамбль.

Фото-альбом: Гагры

Санаторий — дом отдыха «Новая Ривьера» в Сочи (Б. В. Ефимович, 1933–1935) — рассчитан на 250 мест. Он расположен на самом берегу моря, на стесненном участке, ограниченном с северо-восточной стороны устьем реки Сочинка. На укрепленной посредством высокой подпорной стены террасе, как на стилобате, сооружено четырехэтажное здание с семиэтажной башней. Это здание завершает собой фронт застройки курортной гостиницы «Кавказская Ривьера». Ритмичная группировка объемов различной этажности в сочетании со стилобатом террасы, возвышающейся над морем, образует законченную и оригинальную архитектурную композицию. Воспринимаемый с дальнего расстояния санаторий красиво вырисовывается на прибрежном пейзаже в виде целостного архитектурного сооружения.

По характеру планировки и составу помещений санаторий приближается к типу курортной гостиницы.

Дома отдыха Совета Министров Грузинской ССР (Н. П. Северов, 1933–1935) расположены в мощной чаще зеленого покрова горы. Свободное сочетание террас и галерей создает живописную архитектурную композицию. Все здания, богато оснащенные галереями и террасами, органически сливаются с окружающим пространством. С террас открывается прекрасный вид на море.

Санаторий Министерства Нефтяной Промышленности имени С. Орджоникидзе в Кисловодске (М. Я. Гинзбург, 1938) расположен на верхнем амфитеатре «Ребровой балки» в живописной местности, в парке. Комплексная застройка санатория, состоящая из группы отдельных и частично объединенных павильонов, удачно использует склоны. Основные павильоны объединены между собой переходами. Отдельно расположены: лечебный павильон, ванное здание (нарзан) и другие санаторные сооружения.

Главная ориентировка на балку и па парк отразилась в архитектурной композиции жилых корпусов, размещенных на переднем фронте циркульной застройки. Корпуса обрамляются открытыми террасами, как бы связывающими их с природными террасами естественных склонов. На крыше санаторных зданий богато развиты и архитектурно оформлены террасы — аэрарии.

Жилые ячейки благодаря чередованию эркеров с лоджиями изолированы. Хорошо и полноценно оборудованные санаторными узлами и обстановкой, они предоставляют больным прекрасные условия комфорта.

Особенный интерес представляют интерьеры санатория. Просторные помещения общего назначения, как концертный зал, холл, столовая, богато обработаны и комфортабельно обставлены. Наряду с общей парадностью в них много уютных мест.

Размещение на высоком уровне, защищенность от ветров, удачная ориентация обеспечивают в этом санатории наилучшие микроклиматические условия.

Санаторий «Ликани» Грузинской ССР близ Боржоми (Калашников, 1924–1925) для туберкулезных больных рассчитан на 100 мест. Он стоит в хвойном лесу на высоте 1000—1100 метров над уровнем моря, прекрасно оборудован.

Архитектура санатория, разработанная на основе классических форм, обогащена галереями и колоннадами и производит выгодное впечатление.

Санаторий Министерства Угольной Промышленности Западных районов имени Орджоникидзе в Сочи (И. С. Кузнецов, 1936) выделяется по своему масштабу и по тому широкому общему замыслу, который приближает санаторий к парадной дворцовой архитектуре.

В центральном корпусе размещены зрительный зал, клубные помещения и столовая, в боковых — жилые, спальные помещения. Центральный корпус связан в уровне второго яруса с павильоном физкультуры и большим бассейном морской воды.

Колоннады и аркады галерей богато опоясывают здания, создавая удобную связь между всеми тремя основными корпусами. Широкие галереи используются и как места отдыха. С трех сторон корпуса окружены лоджиями. Жилые корпуса рассчитаны на 150 больных.

Расположенный на прекрасном участке, по дороге к Мацесте, санаторий своим богатым ансамблем хорошо вписывается в окружающую природу и выгодно воспринимается с разных точек зрения. С террас открывается чудесная панорама на море.

Дом отдыха Министерства Легкой Промышленности в Сочи (Н. Я. Колли, 1937) представляет убедительный архитектурный образ советской здравницы, отличающейся сдержанной красотой и интимностью.

Небольшой по объему и масштабу сооружения, простой по композиции, весьма изысканный, скромный по формам отдельных элементов, он отлично вписался в окружающий пейзаж. Образ этого сооружения хорошо запечатлевается.

Фото-альбом: Я хочу спать

Санаторий ученых в Сочи (А. В. Самойлов, 1936) представляет интерес в отношении применения новой планировки и организации пространственной композиции современного советского санатория. В основном этот принцип относится к жилой группе. Идея его заключается в обеспечении оптимальной изолированности жилых ячеек путем применения отдельных секций блоков и бескоридорной схемы композиции. Застройка групповая, она состоит из трех основных корпусов и одного служебного, связанных между собой в одно целое. В цокольных этажах размещаются такие отделения, как физиотерапевтическое и общелечебное, допускающие транзит. В верхнем этаже вдоль транзитного коридора размещена группа жилых комнат, оборудованных индивидуальными санаторными узлами. Выдвинутый автором прием бескоридорных секций, являясь совершенно оригинальным, привлек внимание курортологов и представляет собой интересное предложение в архитектурном отношении.

Включение в архитектурную композицию рельефа участка, придание ажурности объемам зданий путем устройства сквозных террас между жилыми секциями способствуют органической связи здания с окружающей природой.

Данный санаторий возник по инициативе В. М. Молотова. Он был предназначен для виднейших ученых Союза, в соответствии с чем вся жилая часть решалась с максимальным комфортом и оборудованием в виде изолированных люксов. В настоящее время с некоторыми существенными изменениями приема композиции здание заканчивается строительством как санаторий Министерства Высшего Образования и Министерства Строительства Предприятий Тяжелой Индустрии.

Дом отдыха «Истра» Министерства Строительства Предприятий Тяжелой Индустрии (А. Я. Лангман, 1946) расположен близ Москвы в живописной местности, среди смешанной растительности—соснового бора, лип и березовых рощ, на овражистом участке. Красоту места дополняют три пруда, расположенных террасно. Архитектура дома отдыха выдержана в формах русской классики.

Монументальный портик закрепляет центральную ось симметрии всей композиции. Сдержанность форм и ограниченность деталировки хорошо дополняются и возмещаются окружающей природой.

Двухэтажное здание включает все отделения комплекса и представляет пример централизованной системы композиции. Санаторный корпус рассчитан на 64 отдыхающих и круглогодичное функционирование.

Дом отдыха союза нефтяников в Мардакянах близ Баку представляет интерес по характеру архитектуры, решенной в национальных формах.

Санаторий курорта «Аршан» Бурят-Монгольской АССР представляет собой деревянное здание простой архитектуры, типичное для многих подобных санаториев, сооруженных на еще мало освоенных богатейших курортах Союза и его национальных республик. Санаторий стоит на горной террасе у подножия отрогов Восточно-Саянского хребта среди кедров и лиственниц, в местности, богатой естественными минеральными водами типа железноводских.

Санаторий «Боровое» в Казахской ССР находится в выдающемся климатическом районе, на территории, защищенной горами от северо- западных ветров, среди лесов и озер. Этот санаторий обслуживает преимущественно ученых.

В его небольших деревянных домах-павильонах размещаются больные небольшими группами. Курорт является климатическим и кумысолечебным. Из последних строек представляет интерес санаторий для туберкулезных больных «Курпаты» близ Ялты. Его жизнерадостная архитектура далека от сухих образцов схематизма и не повторяет канонов классики. Композиция, удачно вписанная в пейзаж, как по своим массам, так и по разнообразию форм производит гармоничное впечатление.

Советское государство предоставляет трудящимся все условия для восстановления здоровья и получения полноценного отдыха. Обилие курортов в нашей стране и широкие возможности в области строительства санаториев и домов отдыха обязывают наших архитекторов продолжать, руководствуясь методом социалистического реализма, неустанно совершенствовать архитектуру советских здравниц — сооружений, призванных служить высокой цели — сбережению здоровья трудящихся Страны социализма.

На обложке: Санаторий «Харакс» Министерства Здравоохранений Украинской ССР близ Ялты. Террасы в парке

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: