Статья впервые опубликована в 1948 году в книге «Санатории и дома отдыха». В статье сохранены тональность, пунктуация и орфография на момент её первой публикации.
Архитектурный образ советских санаториев и домов отдыха
должен быть выражен в формах, вызывающих бодрые, жизнеутверждающие эмоции,
повышающие способность организма преодолевать недуги и усталость.

Все особенности, обусловленные спецификой профиля санатория,
используются для обогащения и индивидуализации архитектурной композиции.
Размещение санаториев в парках, среди зелени, в местности, богатой живописными
видами, способствует полноценному развитию архитектурной темы. Наличие в
архитектурной композиции террас, лоджий, галерей, балконов и наружных лестниц
отвечает функциональным требованиям большинства санаториев, а также и домов
отдыха и в то же время способствует органическому сочетанию сооружения с
окружающим его ландшафтом. Включение здания в пейзаж, в местный рельеф, в
данную конфигурацию участка, в объемную массу зеленых насаждений, как
показывают лучшие образцы советских здравниц, дает прекрасные результаты, и
архитектурное сооружение сливается с окружающим ландшафтом в едином ансамбле.
Таковы в общих чертах те предпосылки и те общие черты и
принципы, которыми руководствуется архитектурная практика при сооружении
советских санаториев и домов отдыха.
В первый период организации домов отдыха и советских
санаториев на базе бывших дворцов и усадеб вся задача сводилась к
приспособлению существующих сооружений к их новому назначению в соответствии с
требованиями, предъявляемыми к данному учреждению.
Фото-альбом: В сочах
Выбранные для организации санаториев и домов отдыха бывшие
дворцы и особняки во многих случаях были удачно приспособлены для нового
назначения. Лучшие из них по своей архитектуре и красоте своих парков приобрели
общее признание, как прекрасные советские санатории и дома отдыха. Таковы,
например, б. Ливадийский дворец, — ныне санаторий имени Сталина на 700 мест
(для закрытых форм туберкулеза), б. дворец Юсупова в Гаспре, б. дворец Кичкиие,
б. дворец Воронцова-Дашкова в Алупке, б. дворец в Марфине, ныне дома отдыха; б.
дворец Юсупова в Архангельском (под Москвой), частично реконструированный под
дом отдыха.
Строительство новых санаториев особенно широко развернулось
во вторую и третью сталинские пятилетки.
При проектировании и строительстве новых санаториев в этот
период прежде всего решались чисто утилитарные задачи, направленные
преимущественно на удовлетворение населения возможно большим числом мест. В
созданных архитектурных образах того времени отразилось характерное для
некоторых архитекторов увлечение конструктивизмом — наносным течением,
совершенно чуждым глубоко идейному советскому искусству.
Пересмотр творческих позиций в советском искусстве на основе
исторического решения ЦК ВКП(б) об использовании классического наследия резко
видоизменил пути дальнейшего развития советской архитектуры вообще и в
частности внес оздоровляющее начало в области санаторно-курортного
строительства.
Архитектурный образ советского дома отдыха и санатория
приобретает более уверенный и спокойный характер: его объемно- пространственная
композиция, становится уравновешенной; сочетание масс и элементов подчиняется
гармоничной закономерности и ритмичности. Сооружения становятся выразительными
по архитектуре, приобретают свои индивидуальные черты и качества,
соответствующие назначению здания и его специфике.
В дальнейшем изложении дается краткое описание архитектуры
санаториев и домов отдыха, получивших признание в качестве полноценных
советских здравниц, удовлетворяющих всем требованиям медицинского режима и
культурно-бытового обслуживания, хорошо использовавших местные климатические и
природные средства.
Необходимо отметить, что в приводимых лучших образцах
первого периода строительства отрицательные конструктивистские черты в
значительной мере нейтрализованы умелым использованием богатых природных
условий, продуманностью композиционных решений планировки и развитым оснащенным
оборудованием.
Санаторий № 7 в Сочи (академик А. В. Щусев, 1928), ныне
научный институт имени Сталина. Санаторий рассчитан на 150 номеров, из них 65
одноместных и 75 двухместных. Профиль — сердечно-сосудистые болезни. Здание
объединяет собой все основные группы и отделения санатория, богато оснащено
балконами для воздушных ванн, имеет развитое медицинское оборудование; жилая
группа и общие помещения обставлены с комфортом.
Санаторий утопает в могучих зеленых массивах парка,
расположен на террасе рельефного участка и прекрасно сочетается с окружающей
местностью.
Целесообразная группировка отдельных частей обеспечивает все
требования медицины и режима больных.
Обрамленное глубокими балконами-галереями, здание красиво
вырисовывается на фоне зелени и неба и живописно сквозит через окружающие его
насаждения.
Санаторий «Горный Воздух» в Сочи (академик В. А. Веснин и А.
А. Веснин, 1931) расположен на возвышенном участке по дороге к Мацесте.
Включение здания в пейзаж является ведущей идеей композиции.
Развитая и свободная композиция планировки оптимально удовлетворяет требованиям
правильной организации санаторных условий и процедур. Обогащение балконами,
террасами-галереями смягчает лаконичность геометрических объемов. Значительная
площадь террас- соляриев и аэрариев размещена на плоской крыше санатория,
откуда открывается прекрасный вид на простор моря и зеленые склоны прибрежной
живописной части Сочи.
Санаторий «Ударник» № 42 в Железноводске (И. А. Фомин, 1928)
представляет собой четырехэтажное здание, решенное в лаконичных формах.
В отличие от приема многоярусных лент легких балконов здесь
балконы органически включены в основные объемы и благодаря своим закрытым
ограждениям сливаются с ними.
Санаторий обладает значительной вместимостью и является
одним из самых крупных среди зданий этого типа, решенных как единый
централизованный комплекс.
Санаторий ВЦСПС в Цхалтубо (С. М. Лентовский, 1932) имеет
крайне простую архитектуру. Единый объем разнообразится отступами и выдвижением
отдельных его элементов. Ряд простых ленточных балконов используется как
главный декор здания. Ритмическая разбивка проемов служит средством
архитектурной выразительности. Постановка здания на естественный
стилобат-террасу, обогащение парковыми лестницами, а главное — удачное
сочетание с окружающим пейзажем создают положительный архитектурный эффект,
несмотря на скромные средства выразительности.
Санаторий имени К. Е. Ворошилова в Сочи (1930) ориентирован
на автостраду. Он рассчитан на значительное число мест, полноценно оборудован и
решен по системе укрупненных павильонов, частично соединенных переходом в одну
сложную комплексную застройку.
Фото-альбом: Железногорск, Косогорск, Косогор
Вся застройка, занимая обширную территорию в разных уровнях
по всему склону, размещена вокруг центрального партера. Особенностью
архитектурно-конструктивной схемы является уступчато-террасный профиль спальных
корпусов. На нижнем участке, сообщающемся с верхним через тоннель, проведенный
под автострадой, расположены физкультурные площадки, а еще ниже — пляж. Для
удобства связи верхней части с нижней территорией устроен фуникулер. Выше
основного участка — на горе Быхте — разбито большое плодовое хозяйство и лесопарк.
Санаторий имеет прекрасный вид с моря и автострады. С участка и террас
открывается обширная панорама, что дополняет высокие качества санатория.
Весь образ санаторного комплекса хорошо запечатлевается.
Симметричная система композиции вносит закономерность в застройку. По
организации лечения и обслуживания больных этот санаторий является
первоклассной советской здравницей.
Санаторий в Барвихе (Б. М. Иофан, 1927) размещен на
возвышенном месте в прекрасном сосновом бору в 28 километрах от Москвы.
Территория, непосредственно примыкающая к зданию, представляет собой парк с
разнообразными насаждениями, террасами, партерами, цветниками, фонтанами и пр.
Неподалеку имеются площадки для спорта и игр. Санаторный
комплекс состоит из группы корпусов, объединенных в одно общее сооружение. При
сочетании всех элементов и групп санатория обеспечена удобная связь, хорошая
изолированность и соблюдены специальные требования медицины и режима. Развитой
план, не связанный искусственными геометрическими осями и схемами, позволяет
свободно решать функциональные задачи и способствует органическому включению
здания в сосновый бор. Благодаря принятому планировочному приему осуществлена
требуемая диференциация участка.
Пилообразная конфигурация периметра внешних стен
обеспечивает ориентацию комнат на солнечную сторону и индивидуализацию
балконов, размещенных между эркерами. Переходы в виде односторонних коридоров
хорошо освещены, что создает прекрасные гигиенические условия.
Архитектура санатория, представляющего комплексную застройку
из шести трехэтажных корпусов-павильонов (три — жилые и три
стационарно-клинического характера), выражена в лаконичных формах, пластически
развитых путем применения вертикально членящих эркеров — жилых комнат. Столовые
расположены вблизи главного холла-вестибюля в двух этажах; в лечебном корпусе
на третьем этаже большой теннисный и физкультурный зал. Прекрасное, богатое
оборудование лечебной части, высокие комфортабельные условия характеризует санаторий
как первоклассный.
Санаторий в Абастумани (Н. В. Гофман-Пылаев) и Санаторий
имени 10-летия Октября в Кисловодске имеют аналогичную планировочную схему
жилых корпусов. Наивыгоднейшие условия ориентировки жилых ячеек обеспечены
путем придания периметру наружных стен и проемов пилообразной конфигурации.
Этот прием, как и в Барвихе, обеспечивает также индивидуализацию балконов,
которые находятся между пилообразными выступами жилых комнат.
Санаторий — дом отдыха «Украина» в Гаграх (Я. А. Штейнберг,
1933) — представляет интерес как пример компактной и мощной объемной
архитектурной композиции, включенной в богатую природу на крайне сложном по
рельефу участке. Дом отдыха утопает в массиве мощных насаждений. Архитектура
его в таком богатом обрамлении приобретает подчиненное значение, а ее отдельные
элементы не играют особой роли. Вместе с тем, мощный и значительный по объему
массив здания воспринимается с больших расстояний и с разных точек зрения как
опорная архитектурная доминанта для данного района и ансамбля.
Санаторий Профессионального Союза Работников Связи в
Кисловодске (М. И. Гинзбург, 1932–1934) имеет сложную комплексную
централизованную пространственную композицию с развитой конфигурацией.
Подчиненность функциональным требованиям выражена в свободной трактовке плана и
ассиметричной композиции. Расположение в парке, при доступе со всех сторон,
потребовало равнозначной архитектурной выразительности всех фасадов, с
некоторым акцентом со стороны главного входа.
Санаторий в Гаграх (В. И. Кильдишев, 1932–1934) расположен на
возвышенном и резко рельефном участке, среди тропических растений. Обогащенное
красивыми парковыми лестницами, здание создает своим гармоничным и живописным
сочетанием масс и объемов прекрасное впечатление. Отличная организация и
оборудование закрепляют достоинства санатория.
Санаторий «Синоп» в Сухуми (1933–1934) характеризуется
живописной группировкой элементов здания. В сочетании с тропическими
насаждениями эта застройка в насыщенной солнечными лучами природе выглядит как
выразительный архитектурный ансамбль.
Фото-альбом: Гагры
Санаторий — дом отдыха «Новая Ривьера» в Сочи (Б. В.
Ефимович, 1933–1935) — рассчитан на 250 мест. Он расположен на самом берегу
моря, на стесненном участке, ограниченном с северо-восточной стороны устьем
реки Сочинка. На укрепленной посредством высокой подпорной стены террасе, как
на стилобате, сооружено четырехэтажное здание с семиэтажной башней. Это здание
завершает собой фронт застройки курортной гостиницы «Кавказская Ривьера».
Ритмичная группировка объемов различной этажности в сочетании со стилобатом террасы,
возвышающейся над морем, образует законченную и оригинальную архитектурную
композицию. Воспринимаемый с дальнего расстояния санаторий красиво
вырисовывается на прибрежном пейзаже в виде целостного архитектурного
сооружения.
По характеру планировки и составу помещений санаторий
приближается к типу курортной гостиницы.
Дома отдыха Совета Министров Грузинской ССР (Н. П. Северов,
1933–1935) расположены в мощной чаще зеленого покрова горы. Свободное сочетание
террас и галерей создает живописную архитектурную композицию. Все здания,
богато оснащенные галереями и террасами, органически сливаются с окружающим
пространством. С террас открывается прекрасный вид на море.
Санаторий Министерства Нефтяной Промышленности имени С.
Орджоникидзе в Кисловодске (М. Я. Гинзбург, 1938) расположен на верхнем
амфитеатре «Ребровой балки» в живописной местности, в парке. Комплексная
застройка санатория, состоящая из группы отдельных и частично объединенных
павильонов, удачно использует склоны. Основные павильоны объединены между собой
переходами. Отдельно расположены: лечебный павильон, ванное здание (нарзан) и
другие санаторные сооружения.
Главная ориентировка на балку и па парк отразилась в
архитектурной композиции жилых корпусов, размещенных на переднем фронте
циркульной застройки. Корпуса обрамляются открытыми террасами, как бы
связывающими их с природными террасами естественных склонов. На крыше
санаторных зданий богато развиты и архитектурно оформлены террасы — аэрарии.
Жилые ячейки благодаря чередованию эркеров с лоджиями
изолированы. Хорошо и полноценно оборудованные санаторными узлами и
обстановкой, они предоставляют больным прекрасные условия комфорта.
Особенный интерес представляют интерьеры санатория.
Просторные помещения общего назначения, как концертный зал, холл, столовая,
богато обработаны и комфортабельно обставлены. Наряду с общей парадностью в них
много уютных мест.
Размещение на высоком уровне, защищенность от ветров,
удачная ориентация обеспечивают в этом санатории наилучшие микроклиматические
условия.
Санаторий «Ликани» Грузинской ССР близ Боржоми (Калашников,
1924–1925) для туберкулезных больных рассчитан на 100 мест. Он стоит в хвойном
лесу на высоте 1000—1100 метров над уровнем моря, прекрасно оборудован.
Архитектура санатория, разработанная на основе классических
форм, обогащена галереями и колоннадами и производит выгодное впечатление.
Санаторий Министерства Угольной Промышленности Западных
районов имени Орджоникидзе в Сочи (И. С. Кузнецов, 1936) выделяется по своему
масштабу и по тому широкому общему замыслу, который приближает санаторий к
парадной дворцовой архитектуре.
В центральном корпусе размещены зрительный зал, клубные
помещения и столовая, в боковых — жилые, спальные помещения. Центральный корпус
связан в уровне второго яруса с павильоном физкультуры и большим бассейном
морской воды.
Колоннады и аркады галерей богато опоясывают здания,
создавая удобную связь между всеми тремя основными корпусами. Широкие галереи
используются и как места отдыха. С трех сторон корпуса окружены лоджиями. Жилые
корпуса рассчитаны на 150 больных.
Расположенный на прекрасном участке, по дороге к Мацесте,
санаторий своим богатым ансамблем хорошо вписывается в окружающую природу и
выгодно воспринимается с разных точек зрения. С террас открывается чудесная
панорама на море.
Дом отдыха Министерства Легкой Промышленности в Сочи (Н. Я.
Колли, 1937) представляет убедительный архитектурный образ советской здравницы,
отличающейся сдержанной красотой и интимностью.
Небольшой по объему и масштабу сооружения, простой по
композиции, весьма изысканный, скромный по формам отдельных элементов, он
отлично вписался в окружающий пейзаж. Образ этого сооружения хорошо
запечатлевается.
Фото-альбом: Я хочу спать
Санаторий ученых в Сочи (А. В. Самойлов, 1936) представляет
интерес в отношении применения новой планировки и организации пространственной
композиции современного советского санатория. В основном этот принцип относится
к жилой группе. Идея его заключается в обеспечении оптимальной изолированности
жилых ячеек путем применения отдельных секций блоков и бескоридорной схемы
композиции. Застройка групповая, она состоит из трех основных корпусов и одного
служебного, связанных между собой в одно целое. В цокольных этажах размещаются
такие отделения, как физиотерапевтическое и общелечебное, допускающие транзит.
В верхнем этаже вдоль транзитного коридора размещена группа жилых комнат,
оборудованных индивидуальными санаторными узлами. Выдвинутый автором прием
бескоридорных секций, являясь совершенно оригинальным, привлек внимание
курортологов и представляет собой интересное предложение в архитектурном
отношении.
Включение в архитектурную композицию рельефа участка,
придание ажурности объемам зданий путем устройства сквозных террас между жилыми
секциями способствуют органической связи здания с окружающей природой.
Данный санаторий возник по инициативе В. М. Молотова. Он был
предназначен для виднейших ученых Союза, в соответствии с чем вся жилая часть
решалась с максимальным комфортом и оборудованием в виде изолированных люксов.
В настоящее время с некоторыми существенными изменениями приема композиции
здание заканчивается строительством как санаторий Министерства Высшего
Образования и Министерства Строительства Предприятий Тяжелой Индустрии.
Дом отдыха «Истра» Министерства Строительства Предприятий
Тяжелой Индустрии (А. Я. Лангман, 1946) расположен близ Москвы в живописной
местности, среди смешанной растительности—соснового бора, лип и березовых рощ,
на овражистом участке. Красоту места дополняют три пруда, расположенных
террасно. Архитектура дома отдыха выдержана в формах русской классики.
Монументальный портик закрепляет центральную ось симметрии
всей композиции. Сдержанность форм и ограниченность деталировки хорошо
дополняются и возмещаются окружающей природой.
Двухэтажное здание включает все отделения комплекса и
представляет пример централизованной системы композиции. Санаторный корпус
рассчитан на 64 отдыхающих и круглогодичное функционирование.
Дом отдыха союза нефтяников в Мардакянах близ Баку
представляет интерес по характеру архитектуры, решенной в национальных формах.
Санаторий курорта «Аршан» Бурят-Монгольской АССР
представляет собой деревянное здание простой архитектуры, типичное для многих
подобных санаториев, сооруженных на еще мало освоенных богатейших курортах
Союза и его национальных республик. Санаторий стоит на горной террасе у
подножия отрогов Восточно-Саянского хребта среди кедров и лиственниц, в
местности, богатой естественными минеральными водами типа железноводских.
Санаторий «Боровое» в Казахской ССР находится в выдающемся
климатическом районе, на территории, защищенной горами от северо- западных
ветров, среди лесов и озер. Этот санаторий обслуживает преимущественно ученых.
В его небольших деревянных домах-павильонах размещаются
больные небольшими группами. Курорт является климатическим и кумысолечебным. Из
последних строек представляет интерес санаторий для туберкулезных больных
«Курпаты» близ Ялты. Его жизнерадостная архитектура далека от сухих образцов
схематизма и не повторяет канонов классики. Композиция, удачно вписанная в
пейзаж, как по своим массам, так и по разнообразию форм производит гармоничное
впечатление.
Советское государство предоставляет трудящимся все условия
для восстановления здоровья и получения полноценного отдыха. Обилие курортов в
нашей стране и широкие возможности в области строительства санаториев и домов
отдыха обязывают наших архитекторов продолжать, руководствуясь методом
социалистического реализма, неустанно совершенствовать архитектуру советских
здравниц — сооружений, призванных служить высокой цели — сбережению здоровья
трудящихся Страны социализма.
На обложке: Санаторий «Харакс» Министерства Здравоохранений Украинской
ССР близ Ялты. Террасы в парке