Архитектура санатория Наркомтяжпрома

- Текст:Елена Овсянникова , Николай Васильев20 августа 2025
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Санаторий Наркомтяжпрома, позже получивший имя Серго Орджоникидзе, возводился под руководством Гинзбурга. Его генеральный план проектировали Е. М. Попов и В. В. Калинин; за ландшафтную сторону проекта отвечала Л. С. Залесская; за проект лестницы первоначально — В. В. Калинин, а потом — Леонидов с конструктором Н. Д. Вишневским; за разработку архитектурного решения корпуса № 1 — С. Е. Вахтангов, а корпуса № 2 — Е. М. Попов и Ю. Н. Гумбург. Проект лечебного корпуса выполнял сам Гинзбург, а его интерьерами занимались Леонидов, Л. С. Богданов и И. Г. Кузьмин. Конструктивные решения разрабатывали Н. Д. Вишневский и С. В. Орловский. Административный корпус проектировал В. В. Калинин. В реализации проекта участвовала целая бригада художников и скульпторов. Прослеживается также «неучтенное» участие Леонидова в детализации всех довоенных корпусов. В 1946–1951 годах был возведен 3-й корпус, спроектированный Моисеем Гинзбургом как санаторий «Горные вершины» и возведенный под руководством Николая Полюдова после смерти Гинзбурга.
Архитектурная композиция санатория в Кисловодске создана в расчете на ее обзор с севера и с юга, со стороны относительно пологого склона Буденновки и более крутого склона Ребровой балки, куда спускается знаменитая лестница, спроектированная Леонидовым.
Санаторий состоит из двух спальных корпусов, между которыми расположен лечебный корпус с окружающими круглый двор-зимний сад нарзанными ванными. Жилые корпуса имеют коридорную структуру. Спальный корпус № 1 включает также столовую и клуб, одно из его жилых крыльев стоит вдоль северного склона оврага — Ребровой балки. Вдоль той же линии стоит процедурная часть низкого лечебного корпуса, а дальше, симметрично к 1-му, 2-й спальный. Оба спальных корпуса выходят на крутой, почти отвесный склон глубоко прорезанными лоджиями, расположенными в шахматном порядке.
На плоских кровлях спальных корпусов устроены солярии с перголами, огражденные балюстрадами. Ограждения 1-го корпуса дополнены характерными вазами, спроектированными Леонидовым в духе античности. Выразительность фасадам с комнатами номеров придают лоджии, дополненные «трибунами» небольших балконов, вогнутыми парапетами или вазами.
К большим зданиям-пластинам примыкают меньшие объемы столовых. В интерьере столовых обоих жилых корпусов сохранилось оформление Леонидова: в 1-м корпусе это расписные потолки столовой, во 2-м — потолок зимнего сада, точеные деревянные «помпеянские» колонки, балюстрады лестницы и деревянная «трибуна» у выхода с нее на кровлю.
Архитектура санатория в целом и со всей детализацией, сохранившейся до сих пор почти в первозданном виде, заслуживает отдельного издания. Общее решение этого ансамбля подчеркнуто функционально, что отмечают и сегодня работающие здесь врачи. Между тем, как внешнее убранство, так и интерьеры не лишены монументальности, типичной для архитектуры СССР 1930-х годов. К примеру, в интерьерах использовано невиданное разнообразие колонн с «египетскими», «помпеянскими», «индустриальными» и другими реминисценциями. Отдыхающий, приехав в санаторий, проходит сначала по мягко освещенным фойе и вестибюлям, колонным залам и коридорам, пока наконец не оказывается в своем номере, откуда внезапно открывается вид на горный пейзаж. Программа смены впечатлений здесь выстроена как в русской классической усадьбе, а то и как в древнеегипетском святилище. Все здания — достаточно строгие, с небанально интерпретированными классическими мотивами, в которых можно увидеть и взаимосвязь с работами других выдающихся мастеров советской архитектуры эпохи: И. А. Голосова, Е. А. Левинсона, К. С. Мельникова, И. А. Фомина, Л. В. Руднева. Можно считать их и результатом общего процесса стилеобразования, направленного в сторону сверхвыразительности. Однако в интерпретации Гинзбурга данный процесс шел по пути выявления тектоники не только большой формы, но и декора и, в значительной мере, как развитие пластических приемов периода авангарда, хоть и под видом «освоения классического наследия», ценность которого сам Гинзбург никогда не отрицал.
В тексте книги «Архитектура санатория НКТП в Кисловодске», изданной в 1940 году, он вынужденно, следуя негласному правилу своего времени, затронул проблему «социалистического реализма» — таким термином окрестили во второй половине 1930-х годов не только изобразительное искусство, литературу, кино, но и архитектуру. И если этот термин еще как-то можно было объяснить в первом случае, то оправдать его применение относительно архитектуры (да и музыки) не удавалось даже самым изощренным советским теоретикам. Гинзбург не случайно писал, что важнейшим свойством социалистического реализма является «искренность и правдивость выражения. Как непосредственное следствие отсюда вытекает соответствие формы содержанию» <…>. Поэтому в решении основных элементов кисловодского санатория мы стремились как можно лучше прислушиваться к внутренней жизни его организма и отобразить ее в архитектуре» [1].
Такая интерпретация «соцреализма» вполне отражала теоретические воззрения Гинзбурга как автора концепции конструктивизма. И ясно, что ему пришлось высказаться, отдав дань тоталитарным «стандартам» восхваления Сталина, «заботившегося о здоровье трудящихся». Книга и начинается с портретов вождя, его ближайших сподвижников — наркомов путей сообщения Лазаря Кагановича и тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. Зодчий, как и все иные практики, не оставившие свое поприще, стремился тем самым защитить свое творение в глазах чиновников, контролировавших всю деятельность в области культуры. Для самого наркома Гинзбург создал проект настоящей виллы на территории санатория. От этого «Домика наркома» Орджоникидзе впоследствии отказался и приказал незамедлительно завершить строительство санатория. О впечатлении наркома от этого нереализованного проекта написал В. Калинин: «Для меня лично ничего не надо, а для моих холуев — это слишком шикарно» [2].
[1] Разрядка в оригинале. Архитектура санатория НКТП в Кисловодске / М. Я. Гинзбург, с предисловием Н. Я. Колли. — М. : Издательство Академии архитектуры СССР, 1940. — С. 27.
[2] Глава 9. Спорт, отдых, зравоохранение. 3. Дома отдыха, санатории, курорты, турбазы.
На обложке: Санаторий Наркомтяжпрома
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: