Бытует миф, что если Алексей Щусев умело работал во всех стилях, то лидер конструктивизма Гинзбург творил по-иному. На самом деле творчество обоих мастеров, получивших академическое образование (Щусев в Петербурге, а Гинзбург в Милане), было многопланово и не остановилось в начале 1930-х. Это же относится и к Леонидову, не только принявшему стилистический поворот архитектуры 1930-х годов, но и разработавшему свою версию нового стиля.
- Текст:Елена Овсянникова , Николай Васильев9 июля 2020
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
И Гинзбург, и Леонидов вместе с сотрудниками мастерской Наркомтяжпрома параллельно с проектом санатория проектировали для южных гористых и приморских ландшафтов, где именно античные мотивы в архитектуре выглядели наиболее органично. И в этом было их преимущество перед многими зодчими, работавшими тогда же в иных частях СССР. Леонидова интересовал не столько классический ордер с его декоративными деталями, привлекавший коллег, сколько тема античного амфитеатра1.
Эскизы санаторных комплексов для Южного берега Крыма авторства Ивана Леонидова. 1930-е годы
Архитектор нарисовал развёртку всего Южного берега Крыма от Феодосии до Севастополя. Свои изображения панорам Леонидов выполнял на досках (как известно, он начинал свой творческий путь с освоения техники иконописи), и эти левкасы стали визитной карточкой его позднего творчества. Он искал параллели между крымскими и античными ландшафтами, включив в свои картины амфитеатры, подпорные стенки, лестницы, многогранные и круглые сооружения, беседки и фонтаны. Наиболее подробны его изображения окрестностей Ялты и «Большого Артека». Он написал о работе в Крыму в статье для журнала «Архитектура СССР», вышедшего в 1938 году: «На территории “Большого Артека” должны быть размещены шесть территориально обособленных друг от друга функциональных единиц: пять отделений лагеря и его центральная часть. Разделение отделений продиктовано рельефом местности: прибрежная полоса расчленена оврагами, которые обеспечивают каждому отделению необходимую изолированность в достаточно чётких естественных границах. <…>
Эскизы санаторных комплексов для Южного берега Крыма авторства Ивана Леонидова. 1930-е годы
Обрамлённые прекрасной крымской флорой, светлые, лёгкие архитектурные сооружения, малые формы архитектуры — фонтаны, беседки, павильоны, киоски с их прозрачным кружевным ажуром — будут гармонично связываться с окружающей природой, скалами, синевой неба и моря»2. Но осуществить этот грандиозный и очень привлекательный взаимосвязью архитектуры и природы замысел не удалось. В 1938 году от Гинзбурга потребовали в скорейшие сроки завершить рабочие проекты возводившихся корпусов санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске, ему пришлось вызвать туда Леонидова с его бригадой.
Античную тему, разработанную для юга, Леонидов также хотел применить и для планировки промышленных городов Урала, исходя из специфики горного рельефа местности. Такая структурная, а не чисто внешняя особенность поставила проекты Леонидова вне времени, в отличие от фасадных решений большинства проектов зодчих-практиков, воспитанных в эпоху эклектики, пожалуй, только за исключением Щусева или Фомина, умевших мыслить крупными формами, а не одними модными «деталями». Таким же образом проявилась гениальность Леонидова и в его нашумевших проектах 1920-х годов.
Малая архитектурная форма для проекта Южного берега Крыма авторства Ивана Леонидова. 1930-е годы
1. О влиятельности Наркомтяжпрома говорит тот факт, что не только строительство промышленных предприятий и городов шло в рамках работы этого ведомства, но и Московский архитектурный институт был в то время в его ведении, что значилось на обложках дипломов выпускников.
2. Хан-Магомедов С. О. Иван Леонидов. Кумиры авангарда. — М. : С. Э. Гордеев, 2009. — С. 198.
- Фото и иллюстрации:предоставлены авторами книги, библиотекой санатория им. Г. К. Орджоникидзе
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: