В конце 1958 года в Париже в торжественной обстановке состоялось открытие нового здания штаб-квартиры ЮНЕСКО — комиссии ООН по вопросам просвещения, науки и культуры.
Архитектура Дома Юнеско в Париже

- Текст:Ж. Розенбаум7 февраля 2025
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Авторами проекта Дома ЮНЕСКО являются архитекторы Бернар Зерфюсс (Франция), Марсель Брайер (США) и инженер Пьетро Нерви (Италия). Проектирование и строительство осуществлялось под руководством консультативного Совета, в состав которого входили всемирно известные мастера архитектуры: Шарль Ле Корбюзье (Франция), Вальтер Гроппиус (США), Люччио Коста (Бразилия), Свен Маркелиус (Швеция), Эрнесто Роджерс (Италия) и Эйро Сааринен (США).
В художественном оформлении здания принял участие ряд крупных живописцев и скульпторов, в числе которых следует назвать Пабло Пикассо (Франция), Хоана Миро и Хосе Льорено Артигаса (Испания), Жана Базена (Франция) и других.
Дом ЮНЕСКО является одним из крупнейших современных сооружений. Здание построено в центре Парижа и вошло в один из градостроительных ансамблей, расположенных на оси дворец Шайо — Иенский мост — Эйфелева башня — Марсово поле — Военная школа — площадь Фонтенуа.
Комплекс Дома ЮНЕСКО состоит из трех зданий: Секретариата,
корпуса залов пленарных заседаний и здания постоянных представительств. Первые
два связаны посредством одноэтажного перехода, последнее представляет собой
отдельно стоящий пятиэтажный кубический объем. Все три корпуса размещены на
участке площадью 3 га.
План комплекса сооружений Дома ЮНЕСКО (на уровне 1-го этажа). А — здание Секретариата; Б — здание пленарных заседаний; В — здание постоянных представительств; Г — стоянка автомашин; Д — въезд для автомашин; Е — площадь; Ж — дворик для делегатов; З — японский сад; 1 — библиотека; 2 — бюро обслуживания посетителей; 3 — лифты; 4 — книжный магазин; 5 — газетный киоск; 6 — бюро путешествий и гостиниц; 7 — вход в кино- и радиостудию; 8 — отделение банка; 9 — туристическое бюро; 10 — кулуары; 11 — зал пленарных заседаний; 12 — гардероб; 13 — буфет; 14 — приемная; 15 — пункт выдачи публикаций; 16 — рабочая комната комитетов; 17 — главный зал комиссий
Главным сооружением комплекса является здание Секретариата; план его имеет очертание трилистника, что было частично предопределено конфигурацией полукруглой площади Фонтенуа
По утверждению авторов, подобная форма плана здания Секретариата явилась наиболее рациональной, ибо она позволила создать простую и удобную планировку помещений и одновременно устойчивую железобетонную конструкцию. Размещенные в центре распределительные холлы с группой лифтов равноценно обслуживают три крыла здания, в которых находятся служебные помещения. Интересно отметить, что монолитная железобетонная лифтовая шахта является конструктивным элементом центральной части здания.
Здание Секретариата покоится на 72 мощных железобетонных опорах, поднимающих первый этаж здания на 5 м над землей и передающих нагрузку на фундаменты. Вся вышележащая часть здания представляет по своей конструкции монолитный железобетонный каркас с междуэтажными перекрытиями, решенными в виде двухконсольной плиты.
Три продольных фасада сплошь застеклены, причем нижние части больших, доходящих почти до пола, оконных проемов служебных помещений заполнены листами полупрозрачного армированного стекла. Площадь остекления всех фасадов составляет 2 000 м2. Узкие глухие торцовые стены облицованы плитами естественного камня — травертина.
Чтобы обеспечить необходимую затененность рабочих комнат, создана система солнцезащитных устройств — железобетонных решеток, являющихся продолжением плит междуэтажных перекрытий. На эти решетки поставлены перпендикулярно поверхности стены каменные ребра из травертина. Кроме того, на южном и восточном фасадах по верху оконных проемов установлены на сильно выступающих металлических кронштейнах фильтры из серого небьющегося стекла, обладающего способностью пропускать ультрафиолетовые и задерживать инфракрасные лучи.
Четкая конструктивная схема плана подчинена единому модулю, определяемому шагом конструктивных опор, равному 6 м. На фасадах шаг равен 3 м, причем и этот размер разделен на две равные части средним импостом оконных переплетов.
Таким образом, основным элементом архитектуры фасадов является размещение в строгом ритме системы солнцезащитных устройств, хорошо читающихся на зеркальной глади окон.
Отличительной особенностью главного фасада, выходящего на площадь Фонтенуа, является то, что он не имеет солнцезащитных ребер; ячейки оконных проемов, расположенные в шахматном порядке, подчеркнуты облицовкой из травертиновых плит.
Однообразие ячеистой структуры фасадов нарушается лишь незначительными элементами: открытой винтовой железобетонной пожарной лестницей, приставленной к юго-восточному фасаду, и двумя сильно выступающими оригинальными по форме навесами, установленными перед входами в здание.
Своеобразно конструктивное решение главного здания. Опоры, на которых стоит здание, имеют в сечении эллиптическую форму у основания и прямоугольную в верхней части. Надо сказать, что выполнение опалубки для этих опор представило значительную сложность. Полые внутри, междуэтажные перекрытия в консольной части сделаны тоньше, чем между опорами. Таким образом, потолки рабочих комнат получились косыми, повышаясь по направлению от коридора к наружным стенам от 2,6 до 2,9 м.
В первом этаже главного здания расположены входной вестибюль, библиотека и ряд вспомогательных помещений. Другие этажи заняты рабочими комнатами Секретариата. На верхнем — 8-м этаже, откуда открываются великолепные виды на город и ансамбль Марсова поля, находятся ресторан, кафетерий и бар.
Особенно интересным в инженерном отношении является трапециевидное в плане здание пленарных заседаний, в котором размещены большой зал на 1 000 мест, зал заседаний постоянных комиссий на 500 мест, рабочие кабинеты и некоторые обслуживающие помещения.
В этом небольшом сооружении особенно ярко проявился инженерный талант замечательного итальянского конструктора Пьетро Луиджи Нерви, широко известного своими смелыми и разнообразными решениями большепролетных железобетонных перекрытий. И в этом здании наиболее интересным и оригинальным является перекрытие, решенное в виде складчатой оболочки.
Перекрытие здания пленарных заседаний опирается на ряд устоев, размещенных внутри помещения, и на несущие торцовые стены, выполненные также в виде гофрированной оболочки. Высота перекрытия на одном конце корпуса равна 14 м, а на противоположном — 12 м. В центральной части в месте примыкания к опорам она равна 9,6 м. Таким образом, перекрытие — разновысотное с уклоном двух его частей к центру. В опорах центральной части размещены внутренние водостоки. Наружная поверхность перекрытия защищена обшивкой из искусственного патинированного медного листа.
Большой зал не имеет оконных проемов и освещается искусственно. Сложная складчатая конструкция, такая, как она вышла из опалубки, без какой-либо последующей отделки, служит архитектурным оформлением зала заседаний.
Значительная часть железобетонных конструкций на фасадах и в интерьерах оставлена без последующей отделки и даже покраски или подцветки. Подобное использование натуральной фактуры бетона с ясно различимыми следами деревянной или металлической опалубки получило большое распространение в современной французской архитектуре и именуется «Beton en brut».
Этот прием выявления подлинной структуры монолитного железобетона был впервые применен архитектором Ле Корбюзье в его известных жилых «лучезарных» домах Марселя и Нанта.
Единственным элементом декоративной отделки главного зала являются большие черные экраны, установленные перед продольными стенами, и невысокий щит, стоящий за столом президиума. За этими щитами расположены скрытые источники света, ярко освещающие рифленую бетонную поверхность торцовых стен и потолка.
Боковые стены здания пленарных заседаний не являются несущими, они даже не касаются перекрытия, благодаря чему складчатая конструкция перекрытия может свободно «дышать», в зависимости от температурных или других деформаций.
Здание постоянных представительств явилось дополнительным сооружением комплекса Дома ЮНЕСКО, не предусмотренным первоначальным проектом. Оно представляет собой пятиэтажный кубический объем, имеющий структуру фасада, аналогичную главному зданию Секретариата.
Создание Дома ЮНЕСКО — результат плодотворного международного сотрудничества архитекторов, конструкторов и художников многих стран. Ряд стран предоставил строительные и отделочные материалы для этой стройки.
Дом ЮНЕСКО признан широкой архитектурной общественностью как достижение архитектуры нашего времени.
Однако, далеко не все полноценно в этом архитектурном комплексе.
Первая проблема, которая вызывает некоторое сомнение, относится к попытке создания градостроительного ансамбля.
Выше было сказано, что возведением Дома ЮНЕСКО завершена застройка полукруглой площади Фонтенуа. Начало застройки этой площади было положено возведением одного из крупнейших сооружений Парижа XVIII в. — здания Военной школы, выстроенной по проекту известного архитектора — Жюля Ардуэна Габриэля (1751 г.). Это здание классической архитектуры с центральным портиком и высоким куполом, широким курдонером открывается на площадь. На одну из сторон этой же площади выходят фасады двух административных зданий с четко выраженными вертикальными членениями. Фасад же Дома ЮНЕСКО отличается подчеркнуто горизонтальными линиями витражей. При этом кривизна фасада здания не соответствует полукружию площади, значительно отклоняясь от него.
Таким образом, на этой площади, являющейся составной частью большого, строго симметричного градостроительного ансамбля, отныне закреплена разнородная по архитектуре застройка.
История архитектуры знает много примеров разновременно застраиваемых площадей зданиями различной архитектуры, объема и цвета, но все же в лучших из них достигнуто композиционное единство.
Нам кажется, что облик, объем и архитектоника фасада Дома ЮНЕСКО настолько противоречит и контрастирует с существующей застройкой, что о единстве ансамбля здесь не может быть и речи, да и вряд ли авторы нового здания к этому стремились.
Основным элементом, формирующим архитектуру здания Секретариата, являются выступающие перед плоскостью остекленной стены солнцезащитные устройства: железобетонные решетки, каменные ребра и стеклянные фильтры. Учитывая, что эти устройства равномерно прикрывают все фасады, кроме северного, можно считать, что часть из них, размещенная на юго-западном и юго- восточном фасадах, в некоторую часть дня и, особенно, при пасмурной погоде осенне-зимних месяцев, слишком затемняет внутренние помещения. Это заставляет нас предполагать, что подобный прием не везде функционально оправдан и, следовательно, несколько формалистичен. Он продиктован заботой о четкости фасадной композиции подчас в ущерб удобствам рабочих кабинетов.
Особенно большое возражение вызывает художественное оформление зданий ансамбля и его территории живописью и монументальной скульптурой, которые в подавляющем большинстве представляют собой типичные образцы беспредметного, так называемого абстрактного искусства.
Результаты творчества большинства художников, представляющих многие страны, на наш взгляд, лишь еще раз подтвердили и продемонстрировали глубокий упадок и вырождение современного буржуазного искусства.
В самом деле, трудно объяснить идейно-художественное содержание бессвязной какофонии форм и цвета огромного панно, оформляющего один из залов 7 этажа здания Секретариата, выполненного художником Роберто Матта (Чили).
Бессмысленным нагромождением гигантских цветных мазков воспринимается декоративная роспись в ресторане, именуемая «цвета весны», выполненная художником Карлом Апполем (Голландия).
По меньшей мере странно выглядит вращающаяся «спираль» американского скульптора А. Кальдера. Эта неуклюжая металлическая конструкция высотой 9,6 м с размахом крыльев 7,2 м и весом 1,5 т вращается по ветру, исполняя роль большого флюгера.
Советские архитекторы и строители, являющиеся сегодня современниками и участниками подлинной революции в области строительной индустрии и с увлечением работающие над поисками современных архитектурных форм, проявляют большой интерес ко всему новому и прогрессивному, что создается в зарубежных странах. Поэтому, естественно, что проект и сооружение Дома ЮНЕСКО привлекают к себе пристальное внимание наших специалистов.
В примере строительства Дома ЮНЕСКО мы можем познать много ценного, полезного и достойного изучения. К числу его положительных качеств относятся: оригинальное и экономичное конструктивное решение, в котором разумно и полностью используются рабочая способность и пластические свойства железобетона; отличное качество отделочных работ, особенно в оформлении интерьеров; широкое применение крупноразмерного зеркального стекла, благодаря чему обеспечены хорошая инсоляция помещений и обилие воздуха в них.
Остроумно и с большой выдумкой выполнены некоторые малые формы, играющие существенную роль в архитектурной композиции здания. К их числу относятся железобетонные навесы с большим выносом, устроенные над входами в здание, открытая винтовая лестница, декоративные стены с изразцовыми панно, установленными на открытом воздухе перед зданием. Оригинально зеленое убранство небольшого японского сада, в котором живописно и причудливо сочетаются традиционные элементы садово-паркового искусства этой страны — зеркальные бассейны, горбатые мостики, площадки и дорожки, посыпанные гравием, каменные плиты и валуны, расположенные среди зелени и на воде, и яркая самобытная местная флора.
Отлично выполнено сложное инженерно-техническое оборудование
здания.
Есть, конечно, — и об этом мы сказали, — спорные моменты, касающиеся размещения новых зданий в исторически сложившихся ансамблях, проблемы синтеза искусств в современных архитектурных сооружениях и ряд других моментов, с которыми трудно согласиться. Но это — дело творческих споров, сопоставления различных точек зрения и направлений, без чего немыслимо подлинное творчество.
На обложке: Комплекс сооружений Дома ЮНЕСКО. Макет
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: