Архитекторы вступают в игру

Признанный «видеоигрой десятилетия» Minecraft почти не имеет равных по популярности, особенно среди детской аудитории. В этом нет ничего удивительного — симулятор жизни в квадратном мире раскрывает творческий потенциал ребенка. Игра типа sandbox («песочница») позволяет исследовать, развиваться и, конечно же, строить. Блоки-кубы, которых в игре несметное количество, настраивают игрока на творческий лад и позволяют создавать разнообразные реальные и воображаемые сооружения. Параллельно игрок любого возраста учится основным архитектурным принципам. И даже профессионалы позитивно высказываются о возможностях, которые Minecraft может привнести и уже сейчас привносит в архитектуру, делая ее более доступной и универсальной.

С 2011 года и по сей день одной из самых продаваемых видеоигр во всем мире является Minecraft. Несмотря на это, первоначально разработчики, шведская компания Mojang, не имели больших средств на создание и распространение игры. Поэтому во главе угла стояли креативность и инновационный игровой процесс. Мир, который дан игроку в Minecraft, сгенерирован случайным образом и подчинен природе. Игрок же, будучи единственным человеком в этом мире, может влиять на него любым способом (насколько ему позволяют правила игры). При этом визуальная стилистика является предельно упрощенной — все в природе игры состоит из кубов, имитирующих различные реальные материалы, которые можно встретить в природе. К примеру, деревья могут гореть, а вода — разливаться, принимая форму прямых углов. Учитывая это, удивительно то, насколько игра является иммерсивной — способной погружать в себя. Почти полная свобода действий и включение воображения заставляет игрока забыть об условностях этого мира и почувствовать себя ни много ни мало его богом или демиургом.

Оставаясь наедине с природой, человек стремится выжить и обжить окружающий его враждебный мир. Сама игра всячески подталкивает игрока к тому, чтобы он превращал природу в культуру. Во-первых, иначе ему просто не выжить — на каждом углу поджидают опасности в виде враждебных существ, минимизировать встречи с которыми можно огородившись стенами, таким образом создав безопасное пространство. Во-вторых, кубическая форма мира как бы провоцирует заниматься строительством, пробуждая воспоминания о детских кубиках или конструкторе Lego.

Скриншот из игры Minecraft. Kim O’Connell, 2016

Minecraft ничем не огранивает в строительстве — строить разрешено из всего, что можно найти и забрать с собой. При этом законы физики, несколько отличающиеся от реальных, работают в пользу игрока — кубы ставятся в один момент на любую поверхность, приклеиваются друг к другу с любой из сторон и не имеют вес. Благодаря этой особенности, строительство и вправду больше напоминает игру с конструктором, нежели реальный процесс возведения зданий и сооружений. Также можно создавать и декоративные элементы архитектуры, формы которых значительно более разнообразны. Используя эти и другие возможности, предоставляемые игрой, некоторые игроки умудряются строить в ней удивительные сооружения, реальные и вымышленные.

Есть умельцы, которые создают в Minecraft копии существующих в нашем мире построек в их реальном масштабе. Почти любой из известных памятников архитектуры может быть подвергнут «кубификации» вплоть до мелких деталей. И чем дальше вид на объект, тем более реальным он может казаться. Красная площадь, Пизанская башня, Великая Китайская стена — файлы с «картами», содержащими эти сооружения, легко можно найти в интернете. Каждый может самостоятельно по ним прогуляться, находясь в игре.

Красная площадь в игре Minecraft. VGTimes, 2021

Также в Minecraft есть многопользовательский режим игры, который очень популярен. Благодаря ему игроки способны заниматься творчеством вместе, обустраиваясь в «городах» с другими реальными людьми. Дошло до того, что существуют целые творческие объединения, которые в быстрые сроки создают вымышленные города или отдельные их части для онлайн-серверов. Как правило, это места общего пользования — площади, парки, вокзалы. Игроки строят себе дома самостоятельно, и в этом они могут либо положиться на собственную фантазию, либо довериться опыту более опытных «зодчих». Существуют «проекты» построек в форме обучающих видео, которые можно как повторить, не отклоняясь от плана, так и внося корректировки, продиктованные вкусом, предпочтениями и доступностью тех или иных ресурсов.

Скриншот из игры Minecraft. Brightchamps, 2022

Нет ничего удивительного в том, что Minecraft уже не первый год используется в образовательном процессе некоторых стран. В наши дни, когда образовательная система все сильнее геймифицируется, подстраиваясь под особенности современных детей, данная игра кажется для этого одной из наиболее подходящих. Ее огромная популярность объясняется массовым интересом со стороны людей разных возрастов, но преимущественно детей, которые по своей воле готовы проводить в игре часы напролет. Позволим себе еще одно сравнение с Lego — конструкторы нередко становились и становятся рекомендуемым дополнением к педагогической деятельности, относясь к развивающим игрушкам. Они развивают в детях как логическое, так и абстрактное мышление, а также осознание пространства и мелкую моторику. Лишь к последнему Minecraft не причастен, зато все остальные плюсы преумножаются благодаря свободе действий, большому выбору стройматериалов и наличию у них различных свойств, интуитивной доступности. Конструктор значительно сильнее ограничивает творческий порыв ребенка, а также несет в себе более ограниченную информацию. При этом потенциал видеоигры как «песочницы» является почти неисчерпаемым не только для ученика, но и для учителя, который, задействуя те или иные аспекты игры, может применять Minecraft как дополнение к самым разным школьным и университетским предметам. С этой целью разработчиками даже было создано дополнение Minecraft Education, в которое был добавлен функционал, расширяющий возможности педагогической деятельности. Дополнение оказалось особенно полезным в ходе пандемии COVID-19, когда обучение почти во всем мире стало дистанционным.

Скриншот из игры Minecraft Education. Erwin Bantilan, 2022

В то время как в школах Minecraft используется в изучении общеобразовательных предметов, его применение в высших учебных заведениях может становиться более узконаправленным и профессионально-ориентированным. Совсем не удивителен тот факт, что игра может быть полезна для обучающихся архитекторов и дизайнеров. Строительство в Minecraft предельно далеко от реальных архитектурных процессов, но его назначение в другом — служить источником вдохновения и средой проведения творческих экспериментов в реальном времени. Занимая перспективу «от первого лица», игрок является одновременно проектировщиком и строителем, получая упрощенное представление о пространстве, масштабе и пропорциях сооружений в форме логической информации. Конечно, игра не может быть непосредственным элементом, участником образовательного процесса, но в ней есть, как показывает практика европейских стран, потенциал в применении в майнорах или в качестве индивидуальной творческой площадки.

Использование игры Minecraft во время университетского занятия в Нидерландах. Bruno de Andrade, 2021

Стоит понимать, что Minecraft и подобным играм никогда не стать альтернативой архитектурному моделированию ввиду слишком явных ограничений. Лишь на концептуальном уровне, игнорируя условности визуальной палитры, игра способна приносить практическую пользу в профессиональной архитектурной среде. По мнению ряда архитекторов, Minecraft может приносить пользу в демонстрации и обсуждении архитектурных проектов с теми, кто совсем в этом не разбирается. К примеру, это может упростить взаимодействие с заказчиком из другой сферы. Вместо разговоров «на разных языках» в попытках разъяснения архитектурной каббалы для несведущих людей, можно быстро визуализировать идею проекта. Благодаря этому архитекторы и люди из других сфер могут занять равное положение на уровне концептуальной проработки идеи, и даже принимать в ней равное участие благодаря интерактивным возможностям и равным условиям, которые предоставляет игра.

Фото-альбом: 1

Примером того, как Minecraft может быть эффективным средством коллаборации архитекторов и городских жителей, и какой результат может иметь подобное взаимодействие, является проект Block by Block («Блок к блоку»), учрежденный ООН. Целью проекта является участие сообществ в работе над дизайном городских общественных пространств в развивающихся странах мира. Block by Block был использован более чем в 25 странах, среди которых Перу, Кения, Непал и другие. Также о преобразовании людьми их собственной среды в контексте Minecraft говорит датский архитектор Бьярке Ингельс, основатель архитектурной фирмы BIG. Он считает, что архитектура будущего должна стать такой же, как и эта игра — доступной и неограниченной, быть способом реализации творческого потенциала и гражданской позиции для как можно большего числа людей.

Фото-альбом: 2

Обложка статьи: скриншот из игры Minecraft. VGTimes, 2021

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: