Архитектор, скульптор, изобретатель

Биостанция в Колтушах — автономный научно-исследовательский комплекс, построенный для академика Ивана Павлова в первой середине 1930-х годов. Архитектурное решение городка было разработано с участием Иннокентия Безпалова (1877–1958), который попадает в ведомство к Павлову в 1931–1932 годах. По некоторым сведениям ученый даже высвободил архитектора из тюрьмы, в которую тот попал по делу Промпартии. Профессиональный путь Безпалова интересен в принципе. До революции он погружен в неорусский стиль, позже его увлекает романтический историзм. В 1920-е он отходит от архитектуры и переходит к инженерной и административной работе. Иннокентий Федорович всегда был дружен со своими учителями: скульптором В.А. Беклемишевым и архитектором В.А. Покровским, однако скульптурный опыт Безпалова проявится лишь в 1930-х годах. В архиве Российской национальной библиотеки обнаружена автобиография И.Ф. Безпалова, известная исследователям его творчества. Ниже она приведена в полном объеме для того, чтобы не упустить важных моментов и показать авторский стиль1

Я родился 26 ноября (9 декабря) 1877 г. на Натальинском прииске Сев. системы Енисейской губ.
/ныне Красноярский край/. Когда мне было около 6 лет, отец оставил приисковую службу и, из-за тяжёлой болезни моей матери, переехал на жительство в г. Красноярск. Здесь я учился сперва в Начальной школе, а затем в первых классах гимназии. После смерти матери в 1885, учитывая мои способности и стремление к техническим познаниям, отец перевёл меня в Реальное училище в г. Томске, которое я окончил в 1896 г. Разорение семьи /пожар/ понудило меня, будучи в последних классах Реального училища, отказаться от материальной поддержки отца и с 15-16-летнего возраста пробивать себе самостоятельно дорогу, зарабатывая необходимые средства к существованию репетиторством, уроками рисования, пением в хоре и пр.

Проект памятника собаке в Ленинграде. Скульптор — И. Безпалов. 1930-е годы

В 1898 г. я добрался до Петербурга и поступил в Академию художеств на архитектурное отделение. Работа в качестве помощника-чертёжника и пр. у видных архитекторов, а затем строительная практика в должности техника, или параллельно с занятиями в Академии и обеспечили мой прожиточный минимум. В 1901 г., за участие в студенческом движении я был арестован и сослан в Сибирь под гласный надзор на 2 года. По отбытии ссылки я вернулся в Петербург, где Академия дала мне возможность продолжать занятия. Во время ссылки я непрерывно работал по своей специальности. Ссылка, а затем перерыв занятий с 1905 по 1907 года /закрытие всех высших учебных заведений/ затянули окончание Академии, и я выполнил дипломную программу только в 1910 году, получив знание «художника-архитектора». Находясь в стенах Академии художеств, я, кроме работ по архитектуре, посещаю мастерские живописцев /Репина/ и скульпторов /Беклемишева и др./ и, работая у них, значительно расширил рамки своего художественного образования и мастерства.

Непрерывно работая по своей прямой специальности, я одновременно уделял время прикладной механике, что побудило меня для эксплоатации одного из моих изобретений изучить автомобиль. Прерванные архитектурно-строительные работы во время войны с Германией /1914 г./ заставили меня целиком отдать себя автомобильному делу, и, с первых дней Революции, я, по выбору от рабочих, становлюсь во главе всех автомобильных предприятий Ленинграда. Признавая созданную мною организацию завода для авторемонта образцовой, СНХ в 1918 г. поручает мне реорганизацию всех автопредприятий. 

В 1919 г. на II Всероссийском съезде, председателем которого я был избран, мною был выдвинут вопрос о строительстве автомобилей в Советском Союзе. В 1920–1921 гг. меня назначают особоуполномоченным Центральной Автосекцией ВСНХ по авторемонту на Западном фронте, оставляя во главе Правления ленинградских предприятий. Организовав на заводе в Ленинграде производство сменных авточастей, в 1924 г. по настоянию Союза Металлистов я перехожу на работу в Москву в Центральную Автосекцию ВСНХ, для организации отечественного автостроения. После выпуска первой серии машины /по эталону «ФИАТ»/с завода «АМО»/ныне завод им. Сталина «ЗИС»/ ВСНХ поручает мне полную реорганизацию Отдела Де-и-мобилизации промышленности всего Союза при Главметалле ВСНХ. 

По выполнении возложенного поручения меня переводят в Ленинград на должность члена Президиума и Зав.Техн.Пр.Отд.ЛГСНХ для восстановления и организации местной промышленности. К этому времени /1928 г./ уже начинает оживляться архитектурно-строительное дело и, по слиянии ЛГСНХ с ЛОСНХ /Промбюро/, я перехожу на работу по своей основной специальности архитектора. 

С 1932 года я работал в Колтушах по проектированию и постройке Биостанции И.П. Павлова, а после его смерти над расширением Биостанции, преобразованный в Институт. В тяжёлые годы войны и блокады /1941–1945 гг./ я был назначен заместителем директора Института и, сохранив Институт, обеспечил бесперебойную работу группы научных сотрудников, переживших со мною вместе блокаду. С приездом из эвакуации всего состава Института, я вновь возвращаюсь к своей специальности и, в должности Главного Архитектора, возглавляю ведущуюся и в настоящее время работу по расширению и достройке института. 20.VI.1943 г. — я награждён медалью <…> «За оборону Ленинграда».

14.XII.1945 г. — медалью <…> «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

С 1952 года я перешёл на научную работу в Ленфилиал Академии Архитектуры СССР, где работал до выхода на пенсию с первого октября 1956 года. 


1. Безпалов И.Ф. Автобиография. 1956. (ОР РНБ, Ф. 1107. № 1). Орфография и пунктуация сохранены.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: