Андрей Оль
- Текст:Г. Оль21 октября 2024
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Андрей Оль«Рассказать о себе — это значит рассказать о сменах архитектурных течений, и обратно — рассказать о них — это значит рассказать о себе».
Детство Андрея Андреевича прошло в обстановке, благоприятной для развития его художественных способностей. Его семья была тесно связана с миром искусства Петербурга: дед со стороны матери И. Гох был академиком живописи; родственные отношения связывали семью Оль с профессором батальной живописи Академии художеств А. Шарлеманом.
После окончания в 1901 г. гимназии Андрей Оль поступил в Институт гражданских инженеров, второй после Академии художеств центр архитектурного образования в России. Из восьмисот абитуриентов он единственный получил высшую оценку на экзамене по рисунку.
Годы учения в институте пришлись на сложный период в художественной жизни России. Резкая поляризация взглядов на пути развития искусства, поиск новых средств художественной выразительности охватывает все сферы культурной жизни, в том числе и архитектуру. Однако в системе архитектурного образования не происходило заметных сдвигов — преподавание по-прежнему основывалось на изучении классических канонов и «исторических стилей». Приобщая студентов к высокому искусству прошлых эпох, такая школа не ориентировала их на новаторские поиски.
Новые художественные горизонты открылись перед А. Олем, когда он, в связи с прекращением занятий в институте из-за революционных событий 1905 г., начал работать в мастерской финских архитекторов А. Линдгрена и Э. Сааринена в Гельсингфорсе (1905–1906 гг.), а в 1907 г. в мастерской известного петербургского архитектора Ф. Лидваля. Эти мастера приобщили его к архитектурным новациям модерна, воспитали в нем чувство гармонии сооружения с природным окружением, научили видеть в строительном материале и конструкциях действенное средство создания выразительного художественного образа.
Новое отношение к творческому процессу А. Оль реализовал уже в своей первой постройке — загородном доме писателя Леонида Андреева в Ваммельсуу на Карельском перешейке (1907 г.). Лаконичный, несколько громоздкий объем здания с его бревенчатыми темными стенами, башней и крутыми скатами черепичной кровли сливается с суровой красотой природы в единый художественный цельный образ. Большой художественный эффект достигнут умелым использованием декоративных качеств дерева, приобретшего благодаря различной его обработке разнообразие фактуры п оттенков цвета. В полном соответствии с внешним обликом здания были выдержаны и его интерьеры, где суровой обнаженности конструкций соответствовали обобщенные лаконичные формы каминов и дубовой мебели, также выполненных по рисункам, Оля (дом Леонида Андреева, к сожалению, не сохранился).
Под явным влиянием модерна выполнены и другие ранние работы А. Оля. Проявляется оно в каждом произведении по-разному. В конкурсном проекте театра для Тамбова (1907 г., соавтор А. Нидермейер, первая премия) о модерне напоминают только отдельные фрагменты здания: сильно вынесенные козырьки над входами, криволинейные очертания кровли лестничных клеток, стилизованный рисунок гирлянд, украшающих стены. Архитектуре финского модерна близки обобщенные массивные формы и эмоциональный настрой художественного образа здания Музея (1910 г., дипломный проект). Наглядно отражены многие приемы и мотивы «новой архитектуры» — свободное расположение объемов, разнообразие размеров и форм окон, умелое использование естественных строительных материалов и т. д. — в построенных зданиях: особняке Кирхнера в Левашове (1911 г., соавтор Ф. Лидваль) и доходном доме на Аптекарском проспекте в Петербурге (1911–1913 гг.).
Не остался безучастным А. Оль и к возникшему уже в начале 1900-х годов вниманию к архитектуре XVIII и первой трети XIX вв. Большое влияние на него, как и на многих других зодчих, оказали статьи А. Бенуа «Живописный Петербург» (1902 г.) и И. Фомина «Московский классицизм» (1904 г.), распознавшие в классицизме значительное явление национальной культуры, воскресившие былое восхищение архитектурными памятниками Петербурга.
Особняк Белозерского на Б. Дворянской. Петербург. 1913 г.
Новые художественные образы возникли в творчестве А. Оля после его поездки в 1914 г. в Италию. Мотивы итальянского Возрождения прослеживаются и в построенном в Петербурге Торговом доме в Мучном переулке, и в конкурсном проекте здания Оренбургского городского кредитного общества (1915 г., соавтор Ф. Шу, первая премия).
В 1916 г. Андрей Андреевич был мобилизован в действующую армию и после непродолжительной военной подготовки направлен на Кавказский фронт в крепость Карс. К архитектурной деятельности он вернулся только в 1920 г., возвратившись в Петроград после демобилизации из рядов Красной Армии.
Социалистическая революция поставила перед архитектурой новые задачи. Первоочередная из них — восстановление народного хозяйства. А. Оль сразу же включается в работу. В 1920–1928 гг. он возглавляет архитектурно-проектировочный отдел Свирско-Волховского строительства, заведует архитектурно-строительным отделом «Электротока», руководит архитектурным отделом акционерного общества «Промстрой». В эти годы по его проектам строятся несколько промышленных объектов: здания понижающих подстанций Волховской ГЭС (1921–1924 гг.), здание 5-й ГЭС, так называемой «Уткиной заводи» (1922 г.), пакгауз и холодильник в ленинградском Торговом порту (1925 г.). В проектах этих новых для него сооружений А. Оль успешно решает комплекс функциональных, конструктивных п экономических задач.
Великий Октябрь поставил перед советской архитектурой и другую важную задачу — разработать проекты жилых домов и общественных зданий нового типа, закрепив в них социальные завоевания революции. Андрей Андреевич принимает активное участие в архитектурных конкурсах на эту тему. Он разрабатывает проекты жилых зданий с обобществленной системой культурного и бытового обслуживания: Коллективного дома для 3-й зоны Петербурга (1921 г.), планировки и застройки Серпуховского рабочего поселка (1923 г., поощрительная премия) и др. В 1930 г. по его проекту построен Дом-коммуна на улице Рубинштейна в Ленинграде.
Первым конкурсным проектом крупного общественного здания стал Дворец труда, разработанный совместно с А. Лансере (1923 г., поощрительная премия). В проектах начала 1920-х годов новаторский поиск был направлен на функциональную организацию зданий, тогда как архитектурные формы еще привлекались из старого арсенала.
Отказ от традиционных архитектурных приемов, поиск новых средств художественной выразительности, призванный правдиво отразить идейное содержание современных зданий, определяют творческую направленность архитектурной деятельности А. Оля во второй половине 1920-х годов. К этим годам относятся многие конкурсные проекты крупных общественных зданий. Среди премированных — проекты Дома текстилей в Москве (1925 г., соавторы Т. Каценеленбоген и Н. Лансере), Государственного Белорусского университета в Минске (1926 г.), Дома правительства УССР в Харькове (1927 г., при участии М. Липкина), Дома правительства в БССР в Минске (1929 г.). В эти же годы по проектам А. Оля были построены Дом правительства Бурятской АССР в Улан-Удэ, театр в Бобруйске и клуб «Союз-золото» в Иркутске. Лучшим проектам этих лет присущи логичная функциональная организация плана, отчетливо выраженная во внешнем облике здания, и тектоническая ясность объемов, утверждающая красоту четких геометрических форм — характерные черты конструктивизма двадцатых годов.
Проект 4-й подстанции Волховстроя. 1924 г.
В 1930–1932 гг. А. Оль совместно с А. Гегелло и Н. Троцким разрабатывает проект и строит монументальное административное здание на Литейном проспекте Ленинграда. В его строго симметричной композиции уже намечается отход и от конструктивизма.
В 1920-х годах на сцепе Ленинградского государственного Академического драматического театра (ныне Академический театр драмы имени А. С. Пушкина) шла комедия Б. Шоу «Скандалисты». Декорации и костюмы выполнялись по эскизам А. Оля.
С 1934 г. в Ленинграде развертываются работы по социалистической реконструкции города. Проектные работы ведутся в мастерских Ленпроекта. Одной из них руководит Андрей Андреевич (1934–1941 гг.). За эти годы им совместно с сотрудниками мастерской разработано большое число проектов жилых и общественных зданий. Построены жилые дома на Бородинской улице, на Суворовском проспекте (при участии Е. Холмогорова), на улице Ткачей, на Московском проспекте (при участии Л. Асса, А. Гинцберга и Л. Гальнбека), школы на 7-й линии Васильевского острова (при участии A. Завалишина), на улице Салтыкова-Щедрина (при участии М. Липкина).
Главной же работой мастерской № 4 и ее руководителя стала застройка трех кварталов в южном районе Ленинграда — Автове. В проекте планировки, разработанном А. Олем совместно с С. Бровцевым, впервые решалась задача комплексной функциональной и архитектурной организации крупной городской территории жилыми зданиями. Объемно-пространственная композиция всего комплекса в целом и каждого его компонента в частности, их взаимосвязь, соотношение крупных жилых домов с небольшими зданиями детских учреждений, сочетание открытых пространств с относительно замкнутыми дворами-садами, определение размеров зданий, формирующих крупную городскую магистраль — проспект Стачек, — таков круг градостроительных задач, успешно решенных А. Олем и его помощниками В. Беловым, B. Ланкиной, А. Лейман, А. Модзалевским, Д. Таракановым, Н. Шифриным и др. Стремясь сохранить архитектурную преемственность с историческим центром города, А. Оль не нарушает резко традиционную периметральную застройку улиц, соединяя арками здании, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, и включая в композицию фасадов ордер. Трехчетвертные колонны и пилястры стилизованного ионического ордера объединяют четвертый и пятый этажи.
Проект театра в Бобруйске. 1930 г.
Среди общественных зданий, проекты которых были разработаны Андреем Андреевичем в 1930-е годы, — речной вокзал на Неве, получивший первую премию на закрытом конкурсе (соавтор М. Липкин), Всесоюзный институт экспериментальной медицины в Москве (соавтор Л. Катонин), здание Гидрографического управления в Ленинграде (соавтор В. Каменский), два санатория — в Ессентуках и Кисловодске, осуществленные в натуре.
В 1930-е годы, когда архитектура ориентировалась на критическое освоение классического наследия, творчество А. Оля неровно. Тем не менее среди его произведений этого периода есть такие, которые можно отнести к лучшим образцам советской архитектуры. В большой степени это относится к кисловодскому санаторию «Пикет».
Великая Отечественная война прервала гражданское строительство. В первые военные месяцы Андрей Андреевич Оль возглавляет бригаду архитекторов, работавших на маскировке особо важных объектов, в частности, Московского вокзала. Затем он был эвакуирован в Свердловск и как член-корреспондент Академии архитектуры СССР включен в состав Уральского филиала Академии. Вместе с архитекторами-ленинградцами Е. Левинсоном и Г. Симоновым А. Оль разрабатывает проекты планировки н застройки одного из кварталов Магнитогорска (осуществлен) и здания Магнитогорского горнометаллургического института. Совместно с Левинсоном Оль принимает участие в конкурсе на проект реконструкции Суворовского проспекта в Ленинграде.
Зимой 1944 г. А. Оль вернулся в родной город. По поручению Исполкома Ленсовета он включается в работу по восстановлению разрушенного фашистами Петергофа — национальной гордости советского народа. Десятилетняя работа над проектами восстановления Петергофа (1944–1954 гг.) — яркая страница в творческой биографии зодчего. В пей отчетливо проявились не только профессиональное мастерство и глубокое понимание архитектуры XVIII в., но и незаурядные организаторские способности. В трудных условиях послеблокадного Ленинграда А. Олю удалось создать сплоченный творческий коллектив — мастерскую № 8 Ленпроекта и быстро организовать первоочередные мероприятия по защите разрушенных зданий от вредного воздействия капризной ленинградской погоды. Благодаря энтузиазму Андрея Андреевича и его напряженному труду, ставшего примером для всех, удалось силами небольшого коллектива быстро проделать колоссальную работу: скрупулезно обмерить сохранившиеся архитектурные детали, тщательно проанализировать исторические чертежи, довоенные фотографии и другие материалы. На этой основе были созданы рабочие проекты реставрации фасадов Большого дворца, Монплезира и Эрмитажа, а также фонтанов и всей уникальной водоподводящей системы. Помощниками мастера были А. Бодрова, Н. Зазерский, Б. Кикин, Е. Серебряков и др.
Автово. Внутриквартальная застройка. 1936–1941 гг.
Воскресенье 25 августа 1945 г. стало народным праздником — в этот день была введена в строй первая очередь восстановленных фонтанов. В начале 1950-х годов развернулись строительные работы по реставрации Большого дворца и Монплезира. В задачу мастерской № 8 входило также восстановление исторического центра города Петродворца. В сентябре 1947 г. Городским архитектурным советом был одобрен эскизный проект планировки центральной части города, разработанный А. Олем совместно с А. Байдалиновой. В эти же годы утверждены и проекты восстановления некоторых зданий города (соавтор В. Зотов).
Восстановление Петергофа длилось долгие годы. Основы его были заложены на первоначальном этапе, пройденном мастерской № 8 под руководством и при личном авторском участии Андрея Андреевича. С середины 1950-х годов, в связи с тем, что вся деятельность А. Оля сосредоточилась в стенах Ленинградского инженерно-строительного института, где он до конца жизни заведовал кафедрой архитектурного проектирования, проектные работы по восстановлению петергофского дворцово-паркового ансамбля велись под руководством А. Гессена и В. Савкова.
Оль-архитектор неотделим от Оля-художника. Он не расставался с карандашом и кистью. Тематика его живописных этюдов и зарисовок разнообразна. Это — архитектурные памятники, пейзажи, натюрморты, портреты. Потомственный ленинградец, Андрей Андреевич любил наш северный край, восхищался строгой красотой родного города. Он создал серию поэтичных изображений исторических зданий Ленинграда и его пригородов. В этюдах Оля ясно чувствуется рука архитектора — он точно передает и пропорции, и формы здания, по останавливаясь на ненужных ему подробностях, в обобщенной манере передает убедительный облик архитектурного памятника. В пейзажах А. Оля выражено трепетное любование неяркой, но проникновенной красотой северной природы — широким простором ее озер и холмов, неуловимыми оттенками неба.
Сорок лет жизни посвятил А. Оль педагогической деятельности. Во многих городах нашей страны успешно работает не одно поколение его учеников. Андрей Андреевич пользовался большим авторитетом у студентов и как крупный архитектор-практик, и как человек высокой культуры. Личные же качества А. Оля — его доброжелательность, общительность, артистичность натуры, жизнерадостный характер — создавали обстановку доверия и взаимопонимания между учителем и учениками.
В. Зотов«Обаяние личности Андрея Андреевича было естественным и неотразимым его влияние на учеников велико и плодотворно».
Профессор Оль был способен увидеть в самом неуверенном эскизе студента идею композиции и помочь развить ее. Он не только руководил архитектурным проектированием, он вводил учеников в высокий мир искусства — архитектуры, живописи, музыки.
На обложке: Дом Леонида Андреева в Ваммельсуу. 1907–1909 гг. Общий вид
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: