Точка зрения

Взгляд Катерины на процессы и события, происходящие сегодня в отечественном дизайне, более чем объективен по целому ряду причин. Во-первых, она обладает не только российским, но и обширным международным опытом. Причем, касается это как работы, так и периода обучения. В миланском филиале Istituto Europeo di Design она защитила степень магистра, но, пожалуй, помимо этого осознала самое главное — понимание того, что дизайнер сам по себе, это всего лишь художник, живущий в своем иллюзорном мире. Для реального промышленного дизайна всегда нужна неразрывная связь между всеми участниками процесса проектирования, включая конечного потребителя. Во-вторых, ряд ее объектов не просто получил материальное воплощение в виде единственного прототипа, чем часто довольствуется большинство наших дизайнеров, а перерос в серийный продукт, к тому же живущий уже своей особенной жизнью. Ну а в-третьих, ее точка зрения всегда по-профессиональному рациональна, а ответы на вопросы по-человечески откровенны. Любой из этих факторов даже по отдельности — уже хороший повод для интервью, а в ситуации, когда они объединились в одном герое, тем более.

— Катерина, как и когда ты поняла, что хочешь заниматься именно дизайном предметов?

— У меня никогда не было мук выбора профессии. С самого раннего детства меня увлекала идея стать изобретателем и много путешествовать. Примерно так все и вышло. На самом деле я узнала о существовании промышленного дизайна только в пятнадцать лет, когда думала о том, на какой факультет придется поступать. Тут сразу все и стало понятно. Кстати, из всех одногруппников, с кем я училась в Московском гуманитарно-прикладном институте, я единственная, кто стал заниматься промдизайном. Думаю, основная причина в том, что за первые несколько лет работы в этой сфере практически невозможно заработать.

— Если ты смогла успешно пройти этот период, то вероятно у тебя уже сформировался какой-то личный творческий взгляд на профессию?

— Я не люблю, когда промдизайн называют творческой профессией. А насчет взглядов и принципов, могу сказать, что я никогда не буду делать проект, который мне самой не нравится. Как-то на это меня спросили: «Неужели ты не совершаешь сделки с совестью». Получается нет, не совершаю. Если со стороны клиента важно выбрать дизайнера, то и со стороны дизайнера так же важно выбрать клиента.

Я не работаю с теми, кто мне не симпатичен, или чье видение я не разделяю. Возможно, это звучит дерзко, но надо отметить, что ко мне обычно и обращаются «правильные» компании. В итоге, мы становимся друзьями. Хотя я очень четко разделяю понятие дружбы и работы.

— А как построен твой процесс проектирования? Может, есть какой-то особый алгоритм?

— Каждый проект, конечно, особенный, но в целом алгоритм такой: сначала собираются идеи, которые сами собой возникают на тему нового предмета, — происходит, так сказать, очищение головы. Затем я делаю исследование, ищу слабые стороны предмета, какие-то зацепки, которые в дальнейшем помогут его улучшить. Это, пожалуй, самый важный этап, и если посмотреть на предмет проектирования непредвзято, то есть возможность сделать что-то по-настоящему интересное. На стадии идей уже необходимо консультироваться с инженером, чтобы быть уверенной в возможности реализации проекта. Дальше идет серия простых макетов параллельно с 3D-проектированием. Идет довольно много споров, нужно ли дизайнерам вообще знать 3D-программы. 

Приемник для использованных батареек Gosha

Я же могу сказать, что для меня это незаменимый инструмент. Если проект сложнее, чем просто абажур, то без пространственной модели просто не обойтись. А для красивых рендеров уже можно воспользоваться помощью визуализаторов. Дальше 3D-модель попадает к инженеру, который просчитывает детали и готовит проект к производству. Затем идет финальный прототип и чертежи. Как правило, фабрики вносят свои изменения, поэтому важно отследить, чтобы все было согласовано. В среднем создается около пяти прототипов.

— В этом году ты стала куратором проекта TobeUs. Расскажи немного про этот опыт, и почему именно ты настолько глубоко стала им заниматься?

— Сначала несколько слов о самом проекте. Его идея принадлежит итальянскому промышленному дизайнеру Маттео Раньи (Matteo Ragni), однажды решившему вдохновить коллег идеей возвращения к экологически чистым и долговечным материалам. Главными героями проекта стали игрушечные деревянные машинки, изготовленные в единственном экземпляре по авторским эскизам дизайнеров из стандартного бруска дерева. Первые шесть машинок TobeUs появились в 2008 году — их сделал сам Маттео со своими друзьями. Спустя семь лет TobeUs объединил уже сто с лишним моделей, спроектированных дизайнерами из разных стран. Как выставка этот проект появился в 2012 году. 


Деревянная машинка La Fionda для проекта TobeUS

Каждый раз, когда экспозиция приезжает в новый город, десять местных дизайнеров создают десять новых машинок, которые присоединяются к проекту и затем путешествуют по планете. Тогда я как раз была приглашена в качестве дизайнера. Моя машинка-рогатка вошла в базовую коллекцию из ста машинок. Могу сказать, что ничего подобного в дизайн-среде еще не было. У дизайнеров появилась возможность на основе одного примитивного техзадания сделать совершенно не похожие между собой объекты и при этом сравнить свой результат с другими, очень известными дизайнерами. Например, первые двадцать моделей были типичными машинками. Потом тема себя исчерпала, и другие дизайнеры стали выдумывать, что бы еще сотворить с бруском. 

Так появились машинка-самолет, лошадь на колесах, танк с карандашиком вместо дула. Затем пошли абстрактные темы и просто что-то невероятное! Меня очень удивил Карим Рашид, который первым из всех вышел за пределы формата бруска, просто перевернув вырезанные куски дерева наоборот. Этот заход подхватили другие дизайнеры, и в итоге удалось создать множество хороших моделей. На этот раз я выступила в роли куратора и смотрю на все с другой стороны. По своей сути проект дружеский, поэтому и приехал в Россию. Пять лет назад я стажировалась в студии Маттео. С тех пор мы хорошо общаемся, вот так и появилась идея привезти TobeUs сюда. Это мой кураторский дебют.

Выставка TobeUs

— А выставка RoboWood, где нашим дизайнерам предлагалось придумать функционального робота из заданного объема дерева, по сути повторяет идею TobeUs или в ней были свои «фишки»?

— Эти проекты похожи только в том, что дизайнеры работают в заданной теме и материале. RoboWood дает больше свободы в работе дизайнера. Ограничения заключались только в размере и времени исполнения. Я считаю, что оба проекта получились отличными.

— Тебе, по-моему, особенно интересна работа с деревом. Это твой любимый материал или выбор дерева обусловлен иными обстоятельствами?

— С деревом легко работать, у него приятная фактура и запах, его легко достать, оно, как правило, не требует какой-то особой сложной оснастки. В общем, в дереве все хорошо, поэтому с ним все чаще работают. Я бы не сказала, что у меня вообще есть любимый материал. Сейчас я увлечена стеклом, так как работаю с заводом в Гусь-Хрустальном. В дальнейшем хочу освоить керамику.

— Есть ли дизайнеры (компании), которые особенно вдохновляют тебя?

— Мой фаворит — бренд HAY. Когда впервые попала в их шоурум, у меня случился настоящий культурный шок. А вообще мой moodboard во многом состоит из графики, архитектуры и инсталляций. Я считаю, что лучше искать вдохновение в других областях.

 Идеальный дизайн – возможен ли он, и что может попасть под такое определение?

— Дизайн это не какая-то формула. Существует длинный градиент между сухими инженерными решениями и эмоциональным накалом в предмете. Мне лично нравится то, что посерединке.

Как критерий оценки качества дизайна могу еще привести профессиональную шутку от российских дизайнеров: «Если предмет нравится твоим родителям, значит дизайн плохой!».

 Ты активно участвуешь в дизайнерских инициативах и проектах. Например, недавно проект IZBA, стал заметным событием и даже номинантом одного светского издания. Говорит ли это о возросшем интересе к отечественному дизайну?

— Интерес возрос точно, но классных серийных предметов (брендов) все еще мало, чтобы говорить о серьезных изменениях на рынке. У меня часто интересуются, что еще можно купить помимо лайтбинов, но мне пока интереснее работать над клиентскими проектами из разных областей, чем налаживать новые околомебельные производства. К примеру, для своего бренда я не смогу произвести power bank, это большие инвестиции, да и сфера специфическая. А разработать дизайн для компании, которая этими устройствами занимается, — вполне реально.

NFC устройство Mobispot

 Сейчас многие наши дизайнеры в своих объектах пытаются провести аналогии с традиционными русскими предметами быта. Такой национальный тренд в дизайне — это действительно наш ключ к успеху?

— Действительно, похоже на то, что в России появился настоящий тренд на русскость. К сожалению, история с санкциями опошлила этот феномен, но началось все до этих политических интриг, так что связи здесь я не вижу.

Искать подсказки в фольклоре вообще обычное дело для любой страны. Яркими представителями такого жанра стали голландцы и японцы, например. Так что это не ключ, а просто этап развития нашей дизайн-индустрии.

 А каким ты видишь ее ближайшее будущее?

— Сейчас ситуация такова, что дизайнеры и производство существуют отдельно. Думаю, великое соединение как раз и должно произойти в ближайшее время. А для этого нужны предприниматели и менеджеры, которые смогут эти два мира объединить. То есть вариант, когда дизайнер самостоятельно налаживает и контролирует процесс производства — это тупиковый путь, потому что в таком случае у дизайнера не будет времени и сил на создание нового продукта. Хорошо, конечно, когда ты полностью в курсе, как все устроено, но я за то, чтобы каждый занимался своим делом.

 Что, исходя из твоего личного опыта, сегодня больше способствует продвижению объектов — участие в выставках и публичных мероприятиях или представление объектов в интернете?

— Это взаимосвязанные вещи. Интернет, конечно, мощный инструмент, но после каждой выставки выходит много статей в крупных журналах, которые в свою очередь провоцируют цепочку из других статей. Еще очень полезно личное общение с другими дизайнерами, журналистами, производителями, магазинами. Его удобнее всего получить именно на выставках. Опять же, IZBA показала, что выставка все еще хороший формат.

Подвесной светильник Light Bean

 Не было ли желания уехать в Европу и работать на западных производителей? Наверняка у тебя были подобные предложения?

— Европа меня перестала будоражить, я ее уже слишком хорошо знаю. Поэтому хочу посетить другие континенты. Возможно, по итогам произойдут какие-то коллаборации. Но планов переехать с концами нет, мне нравится, что сейчас происходит в российской культурной среде. Тот факт, что у нас вообще ничего нет, как раз позволяет делать все, что угодно. Такой маленький ренессанс.

 Какой свой проект ты считаешь лучшим и почему?

— Пока что мой любимый проект — серия светильников Light Bean. Мне нравится, как люди на них реагируют, как они вписываются чуть ли не в любой интерьер. Более того, я сама организовала их производство, и теперь гораздо лучше понимаю связь дизайна и бизнес-процессов. Но с начала 2014 года новых серьезных проектов я не показывала, потому что процесс производства сложнее, чем у всех предыдущих. Осенью как раз выйдет сразу три. Надеюсь, они затмят славу «бобов»!

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: