Зодчество русского севера

Анри Каптиков, кандидат искусствоведения, профессор Уральского государственного архитектурно-художественного университета, в книге «Народные мастера — каменщики в русской архитектуре XVIII века: Великий Устюг, Вятка, Урал» представляет итог своей полувековой научной деятельности. В одной из частей книги автор делится своими воспоминаниями о том, как он знакомился с архитектурой. Глава, первую часть из которой мы публикуем, повествует об опыте исследования Каптиковым зодчества русского севера.

Не все знают, что на главной площади старого Екатеринбурга, нынешней площади 1905 года, стоял Кафедральный (Богоявленский) собор. И уж почти никому не ведомо, что строили его устюжане — мастера из северорусского города Великого Устюга.

 

***

Увлекшись со второго курса Древней Русью, намечая, куда съездить, я вычитывал и про Устюг. Добраться туда представлялось непросто, и начал я со средней полосы России. Но вот в августе 1967 года двинулся и на Север. Помню, сколь тщательно, с каким предвкушением изучал перед этим в Белинке книжку П. А. Тельтевского «Великий Устюг» и путеводитель по Северной Двине.

…Еду через Киров. Сколько потом я ездил в поезде Киров — Котлас, и туда и обратно, не счесть! Слева, между невзрачными домишками и громадой элеватора, в лучах восходящего солнца блеснула Двина. Станция Котлас-Южный. Позднее П. А. Тельтевский с ревностью патриота-устюжанина в разговоре со мной обзовет Котлас гнусным. Действительно, при отдельных солидных зданиях вроде бывшего Управления Печорской железной дороги, застройка беспорядочная, спецпереселенческая. На только-только формировавшемся подобии городской площади новому горсовету и большому синему дому, сооруженному речниками, еще противостояли бараки. Однако часть Котласа между сталинским железнодорожным и 1970-х годов элегантным речным вокзалами всегда настраивала как-то бодряще, и свежим ветром с реки, и снующим народом. А вид вдаль дух захватывал. Сидишь, бывало, над обрывом на лавочке, смотришь на летний закат, на поворот Двины, за которым она, приняв Вычегду, величаво течет к Архангельску, и мысленно летишь до самого Белого моря. Рядом напоминание о древней истории Котласа, знавшего еще Стефана Пермского, — церковь в честь великого подвижника, просветителя коми-зырян [1].

Но — в Устюг! Не по реке, а сначала опять поездом. …Котлас-Узловой, где локомотив переприцепляют. Мост. У станции Ядриха дожидаются два автобуса-пазика, которые мигом набиваются. Всю дорогу приходится стоять. Пыль. Какие-то селения с босыми ребятишками. Наконец, въезжаем. Сразу узнаю вблизи маковки Михаило-Архангельского монастыря. Спускаюсь на Советский проспект. Честно говоря, для начала зашел в столовую, хотя в поездках тех времен я редко ел больше раза в день.

Иду по проспекту, тянущемуся параллельно Сухоне. Слева, в сквере, показываются Преображенские церкви, летняя и зимняя; не доходя моста — дивное узорочье Вознесенского храма; озерко, отражающее валы Городища, и характерное пятиглавие Мироносицкой церкви. Она для меня важна, ибо наличники аналогичны уральским (Соликамск, Верхотурье). Потом сворачиваю в квартал с барочными особняками купцов-первопроходцев и Георгиевской церковью — такой милой среди огородов и подсолнухов. За неполный день осмотрел почти все. Даже переправился в Дымково на катерке с тарахтящим тракторным мотором. Там, думаю, и искупаюсь, испытав, каково бороться с течением Сухоны. Увлекшись, не подумал, когда последний автобус на Ядриху. Подхожу — уже ушел. Хорошо, мужик подвез на «Волге». Бессонная ночь в Котласе. С пристани в пять утра отправляюсь в Сольвычегодск. Затем я долго питался впечатлениями от этой поездки, демонстрировал слайды.

Вторично увидел Север в 1970-м, после своего первого преподавательского учебного года, со студентом и другом Андреем Красильниковым (впоследствии — зам. главного архитектора г. Калинина), опять в Котлас. Устюг оставили в стороне, но благодаря любезности священника налюбовались иконостасом сольвычегодского Введенского собора. Затем отплыли в Архангельск. Как мне знакомы все четыре теплохода этой линии: «Пинега», «Олёкма», «Неман», «Индигирка»! После Архангельска были Соловки, ко множеству восторженных описаний которых воздержусь что-либо добавлять.

 

***

Мне всегда хотелось не хрестоматийного. Несколько лет держал в уме Лальск: этот городишко (ныне поселок на севере Кировской области) повстречался, правда, без картинок, на страницах «Известий Императорской археологической комиссии». В 1967-м, когда проездом, по дороге в Устюг, был в Кирове, в Управлении культуры мне показали кое-какие материалы. Я понял, как значительны лальские памятники. Хотели было даже меня к ним послать (мой ленинградский «студик» вызывал уважение). Но ни тогда, ни в сентябре 1969 года, хотя был уже на пути, я туда не попал.

Сбылась давняя мечта в 1972-м: в компании Саши Копысова и нынешнего доцента УрГАХУ Серёжи Бойцова в июльскую жару я познакомился с Лальском. Ходил по его деревянным тротуарам. Насмотрелся из-за Лалы на соборный ансамбль под грохот въезжавших на бревна моста лесовозов. Это было первое соприкосновение с устюжской периферией. Как она дополняет региональный центр! Ведь Воскресенский собор в Лальске и общим видом, и деталями лишь отчасти схож с памятниками Устюга. Нет в них ни восьмерикового придела, да еще с широким восьмериком, ни непрерывного изразцового фриза. Венчающие восьмерики другого лальского собора — Благовещенского, конечно, типично устюжские, но, право, стройнее. Из Лальска в Устюг мы поехали не через Котлас, а на автобусе межобластного сообщения. Прибыл он в поселок, называющийся, как станция близ Свердловска, Кузино. Оттуда на катерке — в город, мимо древнего Гледена…

 

***

На следующий год в сопровождении Серёжи Бойцова я вновь оказался в Устюге. Повидались с отдыхавшим у родных П. А. Тельтевским, моим шефом по аспирантуре, и улетели в Тотьму. Здесь я столкнулся уже не с ответвлением устюжской, а с самостоятельной, пускай и обязанной Устюгу школой. Бескомпромиссный вертикализм, пятиглавия из восьмериков… Ну а картуши то каковы!

 

***

После Устюга и Тотьмы (хорошо, что после) Вологда показалась чересчур разнохарактерной. На школу, как говорится, не тянет. А Кириллов монастырь — явление, наоборот, своеобразное, но не моя эпоха, почти все — до XVIII века. Вот такие вкратце возникали соображения. Однако занимался я в ту пору Уралом. Исторические соседи нужны были разве что для сопоставлений, и лишь после защиты диссертации в 1976 году можно было идти вглубь и вширь.

Фото-альбом: 1

Все же еще два сезона я ограничивался любованием. В прелести северного лета и белых ночей представали деревянные церкви по Двине: в Заостровье, Сельце, Зачачье. В 1978-м на едином дыхании совершил 40-километровый пеший с четырьмя переправами марш-бросок в Верхнюю Уфтюгу [2]. В Устюге решилась проблема с размещением. Трудно поверить, но меня с практикантами окликнула на улице у Михаило-Архангельского монастыря старушка, оказавшаяся заведующей турбазой гороно, и сама предложила целый верхний этаж каменного купеческого дома. С тех пор мы и останавливались там, на улице Красной, 89. Бывало, еще весной нам присылали приглашения, окружали всяческой заботой. Первые годы жили вообще бесплатно, потом, в канун перестройки, за символическую плату — 50 коп. в сутки с человека. Гуляли по городу и окрестностям, часто захаживали на Гледен. Это была сплошная поэзия. …Тропка шла по обширнейшему пойменному лугу. Все ближе подступал пологий холм с утопающими в кронах деревьев скромными монастырскими строениями. На склоне у стен паслись лошади…

За эти сезоны сложились традиции комплектования группы. Отправлялись в экспедицию (она же обмерочная и пленэрная практика) обычно ввосьмером: четверо мальчиков, включая меня, тогда достаточно молодого, и четверо девочек. Была система персональной опеки и даже фиксированные типы-амплуа: Боб — наш завхоз, тягловая сила; Мальвина, чья роль была, понятно, сугубо декоративной, а положение весьма привилегированным, а еще Снежана, Пацанка…

 

***

Однако пора было мне из очарованного странника вновь превращаться в исследователя, причем не архитектуры самого Устюга — к тому времени вышла сильно превзошедшая
П. А. Тельтевского книга В. П. Шильниковской. Моя цель была, показать город как «рассадник искусства» (выражение И. Грабаря), как центр региональной школы — одной из сложившихся на Сибирском торговом пути, контактировавшей с Вяткой, Уралом, Тобольском, и, главное, осветить то, что на периферии Устюга, почти никем еще не изучалось.

Фото-альбом: 2

Для этого требовался, в первую очередь, список объектов. Таковой содержали выпуски «Известий Императорской археологической комиссии», но на современной карте подавляющее большинство перечисленных сел и погостов не значились, в том числе те, которые так манили, между Котласом и Устюгом.

Проплывая мимо на «Заре», насчитал шесть или семь мелькавших прибрежных храмов, а что за населенные пункты — неизвестно. Да и живет ли там кто? Поди, давно сселили (почти так потом и оказалось). Писал П. А. Тельтевскому, но тот упрямо отмалчивался — не те стали наши отношения. Тогда вспомнил свой уральский опыт еще в бытность студентом — обращение с запросами на места, и вновь сработало. В конце 1978-го получил ответ из Великоустюжского краеведческого музея. Научный сотрудник (с которым, сожалею, так и не встречался лично), Е. Г. Довбня, перечислила больше десятка объектов с указанием административно-территориальной принадлежности. Ответы пришли из Яренска, Усть-Выми, других музеев и сельсоветов. Источником информации был также наш довольно колоритный студент Саша Савин по кличке «Мустангер» со станции Лунданка под Лузой. Я называл ему кое-какие села, а он, улыбаясь, переставлял ударения: знаю, мол, бывал. В общем, оставалось только составлять маршруты. По-серьезному начал с вычегодского ареала как ближайшего к Уралу, тем паче поддерживал меня незабвенный создатель программы «Каменный пояс» Г. С. Заикин, считавший Усть-Вымь, Усть-Ижму, Усть-Цильму нашими.

Фото-альбом: 3

***

1 июля 1979 года мы вылетели в Сыктывкар. Вечером, сойдя с поезда в Усть-Выми, увидели в лучах заходящего солнца высокий зеленый холм. Говорят, он насыпан искусственно чуть ли не во времена Стефана Пермского, кому Усть-Вымь служила опорным пунктом. На холме — церковь его имени. Простая и лаконичная, она ассоциировалась с такими же храмами Чердынского края. Потом выяснилось, что по склону холма спускалась длинная входная галерея. Как жаль, что из четырех местных церквей остались только две, да и вторую, Михаило-Архангельскую (вернее, что от нее уцелело), самобытной уже не назовешь.

Яренск, когда-то уездный город, находится несколько в стороне от Вычегды. Там — превосходной сохранности, вплоть до иконостаса, Спасо-Преображенский собор. Его наличники с чем-то вроде язычков пламени всколыхнули в памяти Спасскую церковь в далеком Тобольске. В соборе — краеведческий музей (сейчас, небось, выселили?!). Сотрудники, как и большинство яренчан (нигде, пожалуй, не наблюдал подобного), и в рабочие часы навеселе: пьют в открытую. К счастью, один, пока не утянутый коллегами, дает посмотреть альбом своих снимков, так что по памятникам района сориентировался.

Пока брожу по Яренску, наблюдаю: валы — острожные осыпи; ампирное здание банка, наверное, единственное тут гражданское каменное; заросшее кладбище; несмотря на жару, рой комаров. У ребят в гостинице утоляю жажду холодной водой с Мальвининым сиропом. Утренняя «Заря» отправляется. В Ирте выходит Лёша Потапов — ему поручено там поснимать и со следующим теплоходом присоединиться к нам. Мы же плывем дальше, до остановки Вожем. Храм, объемным построением устюжский, привлекает внимание тем, как соединен с колокольней: посредством перехода на арке. В Устюге это было, возможно, единожды, а на периферии встречал еще массу вариантов. На противоположном, левом, берегу над лесом маячит восьмерик с главкой. Это погост Цилиба. Абориген, как мы между собой называли местных, сажает в моторку. Подъем по глине среди густого темного ельника.

Климковка. Заводская плотина, 1976

Внезапно выход на свет, открытое пространство и вытянутый двухэтажный храм «кораблем». И длина, и большой восьмерик не совсем в духе Устюга. Откуда взял образец заказчик, яренский купец Осколков? Не прямо ли из Москвы? Во всяком случае, датировка 1783-м неверна. На 70 лет раньше! Красота неописуемая — и церкви [3], и пейзажа. Потапова в подошедшей сверху «Заре» нет. Мчимся по Вычегде. Столько интересного: почти в каждом селе храмы, то с барочными куполами, то, как в Ошлапье, с классицистическими портиками. Но мне не до архитектуры — куда практикант пропал?! Пришлось дожидаться в Котласе. На другой день явился, и то с задержкой — захотел по пути посмотреть Сольвычегодск. Кстати, та экспедиция, самая многолюдная (10 участников), вообще изобиловала недисциплинированностью и происшествиями.

Несколько дней погостили у бабок нашей студентки Тани Федотовой в селе Евда под Красноборском. Делали выезды в райцентр, где когда-то существовал храм якобы по проекту Баженова (чушь, конечно!), на дачу художника Борисова, ученика Куинджи (санаторий «Солониха»), в Пермогорье, знакомое мне еще по 1972-му. А в одиночку направился я в Туровец, по дороге заехав в Телегово, — тут был монастырь, подчиненный Соловецкому. Позже попался снимок его храма постройки 1743 года не только пятиглавого, что тогда во всей устюжской школе исчезло, но и (не диво ли!) с треугольными кокошниками в характере XVI века. Вот какие на Севере возможны были архаизмы.

Туровец поразил мрачностью. Какой-то ландшафт «Соловья-разбойника» или «Иван-царевича на сером волке»: хвойный, без дубов, с буераками. Под стать ему суровые старухи, точно из коринской «Руси уходящей». Встретили было враждебно, но я сумел-таки найти общий язык — под конец даже спрашивали, кому посоветую жаловаться на прижим властей. Что касается двух храмов погоста, то деревянный с устюжским малым восьмериком — лишнее доказательство, что в XVIII столетии уже каменные формы влияли на дерево, а не наоборот.

Из Евды перебрались в Устюг. От деревенского козьего молока прихварывал живот, но я взялся-таки за объекты между Устюгом и Котласом. В салоне «Зари» благоухала клубника — везли на базар устюжанки. Теплоход ткнулся в край Вотлажемского луга. А у кромки коренного берега царственно, на фоне неба возвышался храм. Вернулся довольный, а мне сообщают: четверо спутников самовольно «слиняли» в Свердловск. Видите ли, не терпелось отвезти купленные в яренском универмаге престижные портфели-дипломаты! Вынужден был возвращаться. Программа осталась незавершенной.

 

***

Восполнить вычегодские пробелы и добавить лузский ареал должна была практика 1980 года, но на ее начало я запланировал радиальные маршруты из Котласа. Благо заведующий отделом культуры райисполкома А. В. Мареев и председательница местного ВООПиК навели на памятники. Более того, Мареев сказал: «Не отмечу командировки, пока не объездите и не скажете, что у нас самое ценное!» И мы славно поработали. Были обмерены церкви в Комарице, Ярокурье [4] (более известном у котлашан как Алексино), Вондокурье. Как и многие другие северные храмы, они пустовали, но в пустоте внутреннего пространства — некая торжественная тишина. Добавлю, что в отличие, например, от Урала, интерьеры были неоскверненные и сохранили фрески. Поистине «храм оставленный — все храм…». Затем, вторично была вычегодская глушь. Разбили бивак около Вожема и обследовали округу. Лена — не только великая сибирская река, но и село, в честь которого назван район Архангельской области. Правда, церкви в Лене маловыразительны. Зато в Ирте бросился в глаза уникальный наличник, волнистостью контуров похожий на иконостасную резьбу.

Туглим. От этого села, славившегося в старину пушными ярмарками, осталось всего две обитаемых избы и каменная церковь, не считая Сольвычегодска, самая ранняя в ареале (1710), с изразцами устюжского, конечно, дела, образующими здесь широкий пояс да еще и рамку алтарного окна. Нынешний руководитель художественно-постановочной части нашего оперного Михаил Павлович Данюшкин помнит, как мы обмеряли ее белой ночью и как в Шаровицах в ожидании теплохода заваривали чай с лепестками шиповника. В дороге погода испортилась: пока сходили в Котласе в кафе «Северянка» и на последний киносеанс, помнится, на фантастический боевик (по тем временам, конечно) о пилоте Пирксе, полил дождь. Наутро в Устюге ненастье. Отлеживаемся на турбазе, скучаем. Потом выдался один ясный день, использованный мной с максимальной отдачей. С утра съездил в Благовещенье: убедился, что у местных двухэтажных церквей верхний храм, коли есть полуглавие, бывает и с одним рядом окон.

Навестив загоравших на городском пляже спутников, опять отправился на автостанцию. Спрашиваю остановку «Птицефабрика», аборигены смеются: к курам, мол? Но меня ждут остатки архиерейской дачи: прудик, изрядно развалившаяся Тихвинская церковь со столичными барочными наличниками. Вот откуда, а также с известного храма Симеона Столпника, перешли они в епархию… Нокшино. Бобровниково. Низкие стены, но вытянутый свод и два продолговатых восьмерика. Нравятся мне такие намеренные диспропорции.

Следующее утро вроде оказалось неплохим. С Данюшкиным и Галей Щербак направились за реку, в Шемогодскую волость, к памятнику, иллюстрирующему, подобно Стефановская церковь в Котласе, затяжной процесс перехода местного зодчества к классицизму. Наличники нижнего этажа — совсем древнерусские, а над четвериком верхнего — треугольные фронтоны выведены, да и взамен восьмериков — круглый барабан. Тоже весьма любопытно. Но еще на подходах начинается дождь. Весь обратный путь мокнем. Через огромные лужи Данюшкин галантно переносит свою подопечную на плечах. Возвратившись, забегаем в продуктовый, что внизу нашего дома, за бутылкой коньяка — надо срочно согреться. Ненастье продолжается. Ехать в Лузу безнадежно. Скрепя сердцем, решаю экспедицию прекратить.

Не прошло и трех недель, как еду-таки на Лузу с участниками прошлогодней практики: Потаповым, Олей Даниловцевой и Лией Муратовой! В поезде сообщаю им о смерти Владимира Высоцкого — не верят. Деловая часть путешествия заняла всего четыре дня, но каких результативных! Сперва была Слобода — деревня жилая, но странно безмолвная. Церковь с ярусной восьмигранной колокольней смотрится в озеро. Чудно было ее снимать, катаясь на плотике. Второй день был самый ответственный: предстояла встреча с памятником, который даже на маленьких фотографиях в книге Б. В. Гнедовского и Э. Д. Добровольской «Дорогами земли Вятской» выглядел чем-то изумительным.

Прошли через Лальск к переправе и двинулись вдоль реки по тропинке, но все равно, когда продирались через прибрежные заросли, вдыхая пряный аромат лабазника, выносило на пески. Довольно скоро на очередном повороте возник желанный силуэт, а за деревней Заборье уже казался совсем близким. Но на деле и от нее оказалось немало идти. И вот засеянное поле, группа елок — в таком окружении предстала перед нами церковь, которую по аналогии с Покровом на Нерли хочется назвать Покров на Лузе. Натура превзошла все ожидания. Здесь, вне Устюга, в 1729–1750 годах взметнулся к небу апофеоз устюжской школы, восполняющий, то, что отсутствует либо слабо выражено в региональном центре: изысканные пропорции целого и частей, особенно трех восьмериков. Не в лальском ли ареале ставили именно три восьмерика? Столько их на Благовещенском соборе и в Слободе. Были, наверное, высокие боковые деревянные крыльца. Колокольня, под которой расположен вход наверх, асимметрично пристроена с севера потом, хотя тоже в XVIII веке.

Декор, декор! Сочность потрясающая, без грубоватости, скажем, походяшинских церквей на Урале. Уж насколько любили в Устюге «бровки», но таких тяжелых там не сыщешь. Все наличники с колонками еще древнерусского, точнее строгановского, оттенка. Однако чем выше убранство, тем столичнее. Уступчатые картуши с сердцевиной, каковую не знаешь, как назвать: капителькой или «факелом». Овальные окна… Покров на Лузе — одно из сильнейших эмоционально-художественных впечатлений за всю мою жизнь. Но примешивалась и горечь за состояние такого шедевра: отсутствие кровли, трещины в стенах, сгоревшие полы [5]

Менее чем за два с половиной часа мы обмерили верхний этаж: кроки Оля Даниловцева, наверное самая увлеченная из всех моих спутников по экспедициям, умеет делать сразу в масштабе. На пути обратно для сокращения пути вознамерились перебраться на тот берег. Но как? От края запани? От нее еще порядочно плыть, а девочки наши не умеют. Да и как быть с вещами? И тут, словно по заказу, подплывает подобие плотика. Кладем на него вещи и буксируем к берегу. Возвращаемся и сталкиваем в воду девочек, заставляя каждую держаться за бревно. Другой конец толкаем. Доставили их на сушу. Сами же еще насладились предвечерним купанием в теплой и чистой Лузе.

Третий выход был совсем недалеким, в Усть-Недум. Смотрим — в пустующей церкви бабки поклоняются яме. Попали мы на день памяти основателя некогда существовавшего тут монастыря, преподобного Леонида. Приехал даже патриарший фотограф — диво по тем временам! Впереди нас ждали Холмогоры [6], Архангельск, а Лие с Потаповым еще показалось мало — уплыли в Мурманск с возвращением через Кижи в Ленинград.

 

1. Думал ли я студентом в этот первый приезд, что через 23 года местная газета будет публиковать мои очерки о храме преподобного Стефана?

2. Спутником являлся Андрей Григорьев, позже заместитель директора свердловского областного НПЦ по охране памятников. Церковь, которую посещали еще Билибин и Грабарь, удивила нетронутостью ни «поновителями» XIX века, ни реставраторами. Теперь, однако, и ее перебрали, лишив аромата подлинности.

3. На обоих этажах стояли резные позолоченные иконостасы XVIII в., наверху даже с иконами. В 1980 году я просил Архангельский музей изобразительных искусств вывезти их. Вряд ли это сделали, чего доброго, досталось мародерам.

4. Уроженцем Ярокурской волости был каменщик Никита Горынцев, перебравшийся потом с сыновьями Данилой и Борисом на Вятку и многое там построивший.

5. С тех пор произошли изменения к худшему. Думаешь: вот где бы сейчас монастырь основывать? Кругом природа, уединение, была бы пустынь почти по-нестеровски. Возделывали бы землю, рыбачили и восстанавливали храм. Какое там! Современные монахи предпочитают места вовсе не пустынные, подавай городской комфорт. И никому этот памятник не нужен — ни чиновникам от культуры, ни епархии, которая о нем не может не знать.

6. Холмогоры и окрестности как-то умиротворяли своими ландшафтами, напоминающими скорее среднюю полосу, а не Север. Были мы на холме в Матигорах, на родине Ломоносова в Денисовке. А под Архангельском посетили Лявлю, Заостровье, Конецдворье с их деревянными церквами. Ну а областной центр хоть и обзавелся 24-этажным небоскребом, по-прежнему подходил под чье-то определение «доска — треска — тоска». Был он еще и полуголодным: даже молоко выдавалось только детям, чуть ли не по рецептам, и это в краю самых продуктивных в России холмогорских коров!


Опубликовано впервые: Десятые Уральские академические чтения. Екатеринбург : Уральское региональное отделение РААСН, 2005.


Обложка статьи: Великий Устюг на закате, 1982


Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: