Сибирское барокко

Зачастую большие архитектурные стили в России обзаводились местными вариациями. Одним из примеров подобных случаев является сибирское барокко. Этим общим названием обозначают особый, характерный только для данного региона, стиль церковного зодчества, возникший под влиянием русского барокко и местных традиций. Сибирское барокко имеет ряд характерных черт, возникших на стыке различных культур и архитектурных школ. В статье пойдет речь об истории, уникальности и наследии данного стиля.

Термин «сибирское барокко» был предложен краеведом Дмитрием Болдыревым-Казариным в 1924 году. Поводом для этого стало наличие ряда характерных особенностей в храмовой архитектуре Иркутска и других городов Сибири, отличавших стиль от других региональных вариантов барокко.

Согласно мнению исследователей феномена, сибирское барокко начало формироваться в XVIII веке. Формированию и развитию уникального стиля поспособствовало его нахождение на стыке разных культур и архитектурных школ. Настолько разных, что ряд исследователей утверждают, что нельзя говорить о сибирском барокко как о едином стиле ввиду огромной площади Сибири и удаленности городов друг от друга. К примеру, Анри Юрьевич Каптиков проводит черту между Западной и Восточной Сибирью, так как в Прибайкалье стиль пришел несколько позднее.

Анри Каптиковискусствовед«Западная Сибирь опережала Восточную Сибирь по самому возникновению, а долго и по объему каменного строительства. Когда в Тобольске вслед за первенцами — сооруженными еще в 1680–1690-х годах, Софийским собором и митрополичьим двором, — под руководством С. У. Ремезова развернулись работы общегосударственного значения по возведению кремля, на востоке Сибири лишь начинали появляться единичные каменные здания. То, что параллельно с Тобольским кремлем и несколько позднее в Тюмени строилось митрополитом Филофеем Лещинским и его преемниками, в частности, Троицкий монастырь, превосходило по масштабу современные этому Богоявленский собор в Енисейске (1709–1712) и одноименный иркутский (1718–1723). Только с середины XVIII века размах каменного строительства в Восточной Сибири, по крайней мере, в тех же Иркутске и Енисейске, сравнялся с Тобольском».

Тем не менее, восточно- и западносибирское барокко имеют большое количество сходств в стилистических решениях. Обусловлено это тем, что в строительстве церквей и храмов в Сибири XVIII века было два основных источника вдохновения — нарышкинское и украинское барокко.

Нарышкинское барокко — еще одно местное, характерное для Москвы, более раннее прочтение европейского стиля на русский манер. Возникло оно до официального прихода барокко в страну в петровские времена, став попыткой церковных зодчих создать новое, современное лицо храмовой постройки. Данное направление архитектуры получило свое название в честь тех, кто его инициировал — боярского рода Нарышкиных, из которого происходила мать Петра I. Нарышкинский стиль оказал большое влияние на дальнейшую русскую архитектуру, в том числе на сибирское барокко.

Из нарышкинской архитектурной традиции в Сибирь перекочевала часто встречающаяся модель композиции храма «восьмерик на четверике» — изобретение традиционного деревянного зодчества. Суть его заключается в установке восьмиугольной формы на более крупную четырехугольную. Другие схожие черты — устремленность комплекса ввысь и особая декоративная отделка наличников. Также в строительстве некоторых храмов Сибири (чаще Западной) использовались элементы ордерной архитектуры, что было присуще нарышкинскому барокко.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Москва

Украинское (казацкое) барокко, в свою очередь, оказало влияние на формирование нарышкинского стиля, но его характерные черты проявляются в некоторых представителях сибирского барокко более явно. Связано это с тем, что митрополит Тобольской епархии Филофей, при котором активно происходило строительство каменных церквей и храмов в Сибири, был родом из Малороссии. Строительство происходило по направлению с запада на восток. В ходе данного процесса миссия, во главе с самим Филофеем, обращала язычников в христианскую веру. В строительстве многих памятников сибирского барокко митрополит участвовал лично, впоследствии освящая их. В числе прочего он освятил первую, в тот момент деревянную, Крестовоздвиженскую церковь в Иркутске. Построенная на ее месте каменная церковь позднее станет одним из самых известных и показательных представителей сибирского стиля.

Крестовоздвиженская церковь. Иркутск

Влияние украинского барокко главным образом затронуло Восточную Сибирь. Основным ее проявлением стала характерная грушевидная форма навершия куполов некоторых церквей. Также, в отличие от нарышкинского барокко, ордерность до Иркутска и Забайкалья практически не дошла, что приближает ее к украинскому стилю.

Собор Святой Софии. Киев

Помимо выраженных в разной степени влияний, затронувших сибирское барокко, у него был собственный «диалект», проявившийся в кристаллизации компонентов местных традиций. Иркутский вариант данного стиля выделяется влиянием коренного пласта культуры — бурятского. Во внешнем облике местных церквей бросаются в глаза элементы, чуждые христианству. Одним из наиболее известных примеров является колесо Дхармы над навершием одного из наличников Крестовоздвиженской церкви. Колесо Дхармы — самый известный визуальный символ буддизма — религии, исповедуемой бурятами. Также встречаются огневидные орнаменты и ступообразные формы куполов, отсылающие к буддизму и ламаизму.

Фото-альбом: Крестовоздвиженская церковь

Крестовоздвиженская церковь. Иркутск

Уникальность явления объясняется уже существовавшей в этом крае традицией народного зодчества. Она находилась на стыке русской деревянной застройки и местного языческого влияния. Строительство из дерева оставалось популярным в Иркутске заметно дольше, чем в большинстве других городов России, стремительно облачавшихся в камень. Массовая деревянная интерпретация барокко при этом сохранялась как один из основных архитектурных стилей почти до середины XIX века. Диалог между «каноничным» и «народным» в итоге сформировал неповторимый внешний облик Иркутска. Неслучайно исторический центр города, в котором сохранились многие примечательные деревянные дома, был внесен в предварительный список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

«Кружевной дом» купцов Шастиных. Иркутск

Говоря о храмовой застройке, в Иркутске находится наибольшее количество уцелевших памятников архитектуры, относимых к сибирскому барокко. К середине XVIII века этот город был одним из богатейших в Сибири благодаря экономически выгодному расположению и большим объемам продаж пушного меха. Это повлекло за собой «бум» строительства храмов из дорогих в то время камня и кирпича. Это стало возможным, в том числе благодаря пожертвованиям купцов. Помимо Крестовоздвиженской церкви, известными представителями сибирского барокко в Иркутске являются Троицкая церковь и Знаменский собор.

Фото-альбом: Иркутск

Троицкая церковь, Знаменский собор. Иркутск

Центры стиля в Западной Сибири — Тобольск и Тюмень. В Тобольске, духовной столице Сибири XVII века, раньше других стали появляться каменные храмы. Поначалу они строились в стиле русского узорочья. Позднее, с внедрением нарышкинского и украинского барокко в местное храмовое зодчество, в городе стали возникать первые храмы, относимые к сибирскому барокко. Крестовоздвиженская церковь и церковь Захария и Елизаветы — наиболее известные представители стиля, сохранившиеся до наших дней (первая находится на грани разрушения, ожидая реставрацию).

Фото-альбом: Тобольск

Крестовоздвиженская церковь, церковь Захария и Елизаветы. Тобольск

Тюменские барочные храмы отличаются особой архитектурной выразительностью и разнообразием форм. Вслед за Тобольском и Иркутском, во второй половине XVIII века, город подвергся активной застройке из камня. Следствием этого процесса стало появление большого количества церквей. Кроме того, одно из первых зданий в стиле сибирского барокко — храм Благовещения Пресвятой Богородицы, стало первым каменным храмом в городе. В 1932 году он был уничтожен. Самые известные сохранившиеся памятники сибирского барокко в Тюмени — Знаменский собор и Спасская церковь.

Фото-альбом: Тюмень

Знаменский собор, Спасская церковь. Тюмень

С середины XVIII по начало XIX веков стиль распространился в храмовой архитектуре других крупных городов Сибири. В Томске, Новокузнецке, Красноярске и других городах по сей день существуют церкви и соборы того периода, которые стилистически относятся к сибирскому барокко.

Фото-альбом: Города

Воскресенская церковь. Томск; Преображенский собор. Новокузнецк; Покровский собор. Красноярск

Период сибирского барокко оказался важным этапом в формировании местной архитектурной идентичности. Это большой пласт самобытного культурного наследия, значимый в аспекте истории, культуры и религиозной жизни городов. По этой причине, а также в связи с высоким туристическим потенциалом, «гений места» сибирской храмовой архитектуры в большинстве своем бережно сохранен. Многие памятники сибирской архитектуры в данном стиле сегодня входят в список Объектов культурного наследия регионального и федерального значения. 

Обложка статьи: Крестовоздвиженская церковь, Иркутск

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: