Живое искусство

Анна Гамурак — руководитель «Дирекции пространственного развития “10”», куратор форума «Зелёная столица». Проживая в Белгороде, Анна успела поработать на официальном уровне в департаменте строительства и транспорта Белгородской области, а также продемонстрировать свои знания в индивидуальных проектах. В ходе беседы Анна ответила на вопросы о российских реалиях ландшафтного проектирования, поделилась примерами из своей работы, а также рассказала, почему не стоит считать бархатцы абсолютным злом.

— Насколько, на ваш взгляд, ландшафтный дизайн важен для комфортной жизни человека?

— Ландшафтный дизайн способен многое изменить в жизни города и горожан. С одной стороны, это неотъемлемая часть городской среды, с другой — живое искусство, способное привнести в нашу жизнь гармонию и красоту, создать уют общественных пространств, воспитать чувство вкуса и даже спасти невыразительный архитектурный облик города.

Горсад Белгорода, спроектированный командой Анны, — прекрасный пример миссии ландшафтного дизайна

— Разрабатывая свои проекты, с чего вы начинаете? Существует ли какая-либо общая методология или же каждый проект прорабатывается по-своему?

— Каждый новый проект начинается со встречи с заказчиком и формулирования задания. Существует определённая последовательность шагов, которой мы придерживаемся в своей работе: от предпроектной оценки территории и создания творческой концепции дизайн-проекта до проведения встреч с жителями для учёта их актуальных потребностей и ряда других этапов. Мы приветствуем принципы соучаствующего проектирования, когда горожане имеют возможность выразить свои пожелания и идеи, обсудить предлагаемые им концепции благоустройства территорий. Как правило, представители власти, которые в нашем случае часто выступают заказчиком, готовы к диалогу с жителями. Мы, со своей стороны, находим баланс между всеми участниками обсуждения. В таком сотворчестве с жителями рождаются действительно востребованные и популярные объекты.

Каждый проект индивидуален и требует кропотливой проработки. Все наши объекты мы делаем непохожими на что-либо другое.

— В ходе работы учитываете ли вы такие факторы, как погодные условия, смена времён года и т. п.?

— Эти факторы нельзя не учитывать. Мы занимаемся комплексным обустройством общественных пространств и понимаем, как важно обеспечить всесезонность использования территории. Если говорить о ландшафте, мы отталкиваемся от того, что городские насаждения, как и любая динамическая система, должны быть обеспечены в своём устойчивом развитии.

Фото-альбом: АГ. Сады на воде

— Как обстоят дела с сегодняшними проектами? Повлияла ли пандемия на вашу деятельность?

— Пандемия, совершенно очевидно, повлияла на всех, и на нас в том числе. В новых условиях для нашей команды стало вызовом работать в удалённом формате. Однако, считаю, мы с этим справились. Помогло то, что встречи на объектах прошли до момента всеобщего «заточения» и мы уже чётко понимали, что нужно делать. В целом, как мне кажется, в период пандемии многие горожане ощутили особую потребность в хороших доступных общественных пространствах.

— Учитывая всё время вашей работы в ландшафтном дизайне, что бы вы отметили как нечто удивительное/необычное/внезапное?

— Удивительное в нашей работе — это возможность видеть динамику общественных пространств во времени. С удовольствием наблюдаю, как «живут» наши объекты: как обживается место, как город его принимает, как развиваются растения, как меняются сценарии поведения пользователей, — раньше было неиспользуемое пространство, а теперь на территории кипит жизнь.

Внезапным в работе стало то, что сегодня практически нет ограничений на использование растительного материала в ландшафтном обустройстве городских пространств. Практически всё может быть применимо. Это новый «здоровый» тренд — свобода в использовании растений.

— Какой из последних своих проектов вы могли бы выделить? Расскажите о нём подробнее.

— Арт-инсталляция «Свет. Движение. Город», пожалуй, из числа любимых проектов. Этот объект был задуман как выставочный сад — участник международного фестиваля садов и цветов Moscow Flower Show. Город на меловых горах (образ Белгорода) с высаженными типичными для нашего ландшафта ковылём, тимьяном, тысячелистником был подчинён и теме фестиваля — театру. Сад олицетворяет город как сцену, на которой разворачивается действие. Отражающиеся в зеркалах предметы и окружающее пространство создают эффект движения, иллюзию масштаба города и глубины пространства.

Фото-альбом: АГ. Свет. Движение. Город

После участия в московской выставке сад «Свет. Движение. Город» был установлен в центре Белгорода. Любопытно, что в саду всегда кто-то есть: бегают дети, фотографируются молодожёны и просто прохожие.

Ещё один значимый для нашей команды проект — это белгородский городской сад, или Горсад, спроектированный и реализованный в 2019 году к началу проведения ежегодного открытого форума по ландшафтной архитектуре и средовому дизайну «Зелёная столица». Это обновлённое общественное пространство с многолетней историей, уходящей в начало прошлого века. Обновлённый Горсад — территория для детских игр, площадка для концертов под открытым небом, место для прогулок в тени деревьев.

— Ландшафтный дизайн в России — что-то новое и неизведанное или уже часть российской действительности?

— На сегодняшний день тема ландшафтного проектирования находится на пике своей популярности в России. Однако есть две общие проблемы, на мой взгляд, характерные для многих регионов: идеи проектировщиков не всегда реализуются в полной мере, а после сдачи объекта зачастую отсутствует должный уход за ним. Необходимые мероприятия либо вовсе упускаются из вида, либо проводятся крайне нерегулярно и непрофессионально.

— Как известно, Россия — страна множества климатических зон: то, что пригодно в Ставрополе, непригодно для, например, Омска. Возникала ли у вас идея создания общероссийского проекта, учитывающего эту особенность?

— Это всё давно уже придумано. И карты, и рекомендации. Наверное, нужно чаще обращаться к опыту, который был наработан в сфере ландшафтного проектирования и грамотно применять эти решения на практике.

Парк сирени в п. Прохоровка (Белгородская область)

— Ландшафтный дизайн может быть инструментом позиционирования российских городов? Есть ли уже в России такие города, ландшафтный дизайн которых выделяет их на фоне остальных или прямо демонстрирует какие-нибудь особенности локуса?

— Да, может быть, но сейчас я затрудняюсь сказать, где именно в России есть цельная картинка в плане продуманного ландшафтного дизайна. Конечно, первыми приходят в голову Москва и Санкт-Петербург, однако стоит отметить, что во многих городах России есть очень достойные объекты. Безусловным преимуществом обладают те города, в которых сохранились исторические парки и сады.

— Как вы бы охарактеризовали нынешний муниципальный ландшафтный дизайн в России? На ваш взгляд, почему муниципалитеты до сих пор придерживаются устаревших моделей ландшафтного дизайна (например, побелки деревьев и высаживания однообразных растений в огромных количествах)?

— Часто приходится видеть морально устаревший или неуместный ландшафтный дизайн. Однако, наверное, при хорошем уходе, и такой дизайн казался бы не таким уж плохим.

Другой вопрос, почему муниципалитеты придерживаются устаревших моделей. Возможно потому, что специалисты в муниципалитетах просто не знают, что можно делать иначе. Из опыта проведения форума «Зелёная столица» могу сказать, что после посещения лекций или мастер-классов экспертов, работники муниципалитетов выходят окрылёнными: как же так, почему я не знал о том, что так можно? Просто нельзя останавливаться в своей профессии.

Фото-альбом: АГ. Горсад

— Крик души издательства: почему именно бархатцы? Неужели нет никакой замены этим цветам?

— Повсеместные цветники из летников — характерная особенность многих муниципальных ландшафтов сегодня. Совершенно очевидно, что это не самое рациональное решение.

Лично у меня предвзятого отношения к бархатцам, или tagetes, нет. Сами по себе они очень хороши для города — представлены значительным разнообразием сортов, неприхотливы.

В отличие от моноцветников из бархатцев возможны и другие варианты использования этой культуры в городском ландшафте, такие как посевные цветники (в которых tagetes — одна из множества используемых культур) или контейнерное озеленение. Нужно стремиться к биоразнообразию в городах.

В процессе работы над белгородским городским садом команда Анны уделила особое внимание разнообразию флоры

— С вашей точки зрения, в России власть заинтересована в таком явлении, как ландшафтный дизайн?

— Да, безусловно, заинтересована. Муниципалитеты сегодня подхватили идею ландшафтного обустройства и даже соревнуются между собой в оформлении отдельных городских и сельских территорий. Постепенно города идут к формированию своей зелёной идентичности.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: