Зеленоград

Среди множества задач, стоящих перед архитектором сегодня, строительство нового города является наисложнейшей. Такой трудной, ответственной творческой задачей является и строительство Зеленограда, города, расположенного вблизи столицы нашей Родины, в самом центре страны.

Большой творческий коллектив московских архитекторов с самого первоначального замысла до полного его завершения непосредственно на стройке ведет комплексное проектирование и осуществляет всесторонний надзор за строительством целого города. В данном случае без оговорок можно сказать, что архитекторы «строят» город.

Особенность творчества архитектора как художника состоит в том, что между замыслом и его воплощением всегда лежит длительный срок. Тысячи людей участвуют в строительном процессе, сотни обстоятельств накладывают свой отпечаток. Это неизбежно и закономерно. Сегодня мало кто ценит архитектора лишь за интересный проект. Архитектор тот — кто сумел построить сооружение, при этом удержать и сохранить свой замысел, обогатив его в конечном итоге в процессе реального воплощения.

При создании целого города эго требование проявляется остро, как нигде.

Работа архитектора, строящего город, протекает в атмосфере, которую он сам создал. Его окружают люди. Город уже живет, жители видят лишь то, что сделано, и порой оценивают с позиции временных неудобств. Многое подвергается сомнениям, трудности неизбежны. Это заставляет многое проверять и исправлять, но одновременно возлагает огромную ответственность, заставляет проявлять большое творческое мужество коллектива, отстаивая основной замысел и только с его позиций решать повседневные вопросы.

Именно в таких условиях работает сейчас коллектив комплексной мастерской № 3 «Моспроекта-2» в Зеленограде. В процессе большой и длительной работы коллектив складывался не просто. Не все, кто начинал проектирование города в 1962 г. под руководством И. Е. Рожина, работают сегодня с нами. Есть среди нас «ветераны», есть новички. Новым людям свойственно сомневаться в решениях, принятых ранее без их участия. Это также полезно делу, имея в виду, что во всей работе постоянно присутствует дух понимания конечной цели, чувство главного и лишь с позиций основных принципов, положенных в основу замысла, решаются в коллективе все творческие вопросы.

Подавляющее большинство участников проектирования города— молодежь, и все они давно или недавно стали жителями Зеленограда. Это еще больше укрепляет дух патриотизма и одновременно позволяет критически, с позиций жителей, оценивать сделанное. Более тридцати архитекторов, людей разнообразных по возрасту, темпераменту, индивидуальным творческим особенностям уже несколько лет в едином коллективе с конструкторами, сантехниками, сметчиками, технологами и дендрологами работают над большой общей задачей.

Сейчас, когда жилищное строительство города на 80 тыс. жителей подходит к завершению и в городе уже живет и работает 70 тыс. человек, главной проблемой мастерской наряду с разработкой генплана дальнейшего развития города стала разработка индивидуальных проектов общегородского центра, Центрального проспекта и ряда основных общественных зданий. В завершении города, придании ему функциональной и эстетической полноты, создании индивидуального облика роль этих сооружений исключительно важна. Не менее важно в соответствии с «живыми» развивающимися требованиями города доведение до полного завершения сети обслуживания, благоустройства, внешнего торгового и праздничного оформления, малых форм и т. д. В этом деле нет мелочей.

Сознавая это, мастерская ведет работу и на общественных началах по просьбам различных городских организаций. Все «мелочи» идут в копилку одного общего дела. Как для проектной мастерской, так и для строителей, оставшиеся работы представляют особые трудности, требуют проявления наибольшего архитектурного и строительного мастерства, тесного контакта и взаимопонимания. За годы совместной работы сложилась хорошая деловая дружба со строителями «Зеленоградстроя» которые, правда, иногда сами допускают ошибки, но зато часто поправляют и наши. Тесный контакт сложился и с руководителями строящегося города с райкомом КПСС и Горисполкомом, принимающими активнейшее участие в решении всех проектных и строительных вопросов. 

Схема генерального плана Зеленограда. 1 — жилые микрорайоны первой очереди строительства; 2 — жилые микрорайоны второй очереди строительства; 3 — центр города; 4 — центральный проспект; 5 — центр Западного жилого района; 6 — центр проектируемого жилого района; 7 — зона вызов; 8 — коммунальная зона; 9 — искусственные водоемы 

Как и любой район массовой застройки, наш город является ежегодной летописью бурного роста нашей строительной индустрии, типового проектирования. Все его успехи и неудачи отразились в «годовых слоях» молодого города. Мы сознаем, что главное в решении большой задачи зависит непосредственно от нас. Многое в городе радует нас самих, есть, безусловно, и огорчения. Однако ясно одно, что есть все возможности в конечном итоге создать город, достойно отражающий время, в которое мы живем и работаем. В этом решающую роль должны сыграть в сочетании с выстроенными жилыми районами те индивидуальные комплексы зданий, над которыми сейчас работает мастерская. Об этой работе мы рассказываем сегодня на страницах нашего журнала.

Творческая задача — создание нового города, — которую решает авторский коллектив нашей мастерской, по-видимому, во многом подобна задаче создателей Тольятти и Шевченко или других творческих коллективов, проектирующих и строящих множество новых городских образований, постоянно возникающих на карте нашей страны. Мы руководствуемся общими нормативными положениями, закладываем в проекты городов аналогичные принципы микрорайонной организации селитебных территорий, учитываем примерно одинаковые для молодых городов демографические особенности, на каких-то единых в своей основе принципах решаем транспортные проблемы города.

В основе застройки каждого города лежит индустриальный метод строительства массового жилища по типовым проектам. И мы, естественно, как и наши коллеги, строящие другие города, стремимся к индивидуальным решениям для основных общественных сооружений.

Любой новый город, строящийся в Союзе, закономерно отражает в своем образе основные градостроительные тенденции, характерные для нашего времени, основные черты, свойственные уровню развития строительной техники, уровню развития архитектурной мысли. Эти тенденции и эти черты очевидны и в Зеленограде.

Но при всем общем, что характеризует сегодняшнюю градостроительную практику, каждый творческий коллектив стремится найти своеобразные неповторимые композиционные решения для своего города, придать массовой застройке, ансамблю его центра характерный запоминающийся облик, и это сегодня, быть может, самая сложная творческая задача архитектора, проектирующего и строящего новый город. Ведь не случайно именно об этом говорим и пишем мы сами — архитекторы, об этом свидетельствует множество выступлений в прессе, критикующих новые города и районы массовой застройки за однообразие и монотонность композиционных приемов.

И для нас, создающих Зеленоград, эта проблема поиска образа города, характерных отличающих его черт была и наиболее трудной и, пожалуй, наиболее увлекательной. Как вообще складывается своеобразие вновь создаваемого города, какие составляющие его определяют? Должно быть, первым из этих составляющих является природная среда, в которой создается город. В самом названии Зеленограда выражены особенности площадки, отведенной под строительство. Расположенная в 40 км к северу от Москвы, между Ленинградским шоссе и Октябрьской ж. д., она окружена лесными массивами. Леса вплотную подступают к жилым микрорайонам, проникают в микрорайонные пространства, а подчас отдельные здания размещаются на лесных полянах.

Город пересекает пойма реки Сходни, обогащающая его рельеф, создающая благоприятные естественные условия для живописных композиций.

Но сами по себе природные условия еще не обеспечивают удачных градостроительных решений, ведь мы знаем немало случаев, когда в живописной природной среде возникала унылая городская застройка. Очень важно, чтобы генеральный план города наилучшим образом учитывал эту среду. Как нам представляется, генплан Зеленограда отвечает такому условию. В наибольшей степени это выражено в выборе местоположения центра города.

Генеральный план Зеленограда — композиционно ясный и четкий в своей основе, создавал благоприятные предпосылки для организованной городской застройки, позволял при этом выгодно использовать естественные достоинства городских территории.

Но это было уже следующей задачей, задачей ответственной и сложной. Потому что только в объемном выражении могут проявиться достоинства генплана — горизонтальной проекции города. Именно в застройке города определяется его образ, выразительность всех намеченных генеральным планом композиционных осей и пространственных приемов.

Для всякого, кто увидит сегодня Зеленоград, станут очевидными два этапа его строительства. Первый характеризуется 4-этажной застройкой с включением ограниченного числа 9-этажных жилых домов. Так были выполнены два первых периферийных микрорайона. Однако начиная с 1964 г. масштаб застройки был принят более крупным. Были утверждены проекты детальной планировки остальных семи микрорайонов, предусматривающие строительство протяженных 9-этажных домов и домов повышенной этажности — в 12, 14, 16, 17 этажей, расположенных в пространственной системе города группами составляющими крупные ритмы. В композиции микрорайонов Зеленограда авторами применены разнообразные приемы. Стремясь к максимальному раскрытию жилища в сторону примыкающих лесных массивов, мы по-разному ориентировали застройку по отношению к городским магистралям. Компонуя основные микрорайоны города, группируя в макетах горизонтальные и вертикальные объемы, авторы искали выразительную панораму центральных микрорайонов, открывающуюся с юга, с противоположного берега искусственного водоема. Сегодня она уже сложилась в натуре.

Своеобразие города, которому благоприятствовала естественная среда и которое было намечено в генеральном плане, нашло свое пространственное выражение в объемной застройке, широко раскрытой на природные лесные массивы.

Группа из четырех 16-этажных башен с западной стороны и четыре группы сблокированных 14-этажных зданий с восточной стороны в сочетании с ритмами торцов жилых зданий пониженной этажности фланкируют центральную площадь города, на которой уже смонтирован протяженный блок пятисот четырнадцатиметрового галерейного дома «Флейта», создающего паузу в вертикальных ритмах панорамы. Это, кстати сказать, единственное жилое здание в городе, построенное по индивидуальному проекту.

Фото-альбом: Флейта

Его индивидуальный характер определяется демографическими обстоятельствами (следовало восполнить недостаток в 2-комнатных квартирах) и градостроительными соображениями — протяженный дом является фоном для объектов городского центра. Планировочные особенности здания вызваны также его чисто широтной ориентацией и необходимостью обеспечить связи микрорайона, расположенного за ним, с центральной городской площадью (в порядке эксперимента в доме запроектировано 8 двухэтажных 4-комнатных квартир). Здесь хотелось бы подчеркнуть, что опыт застройки жилых микрорайонов Зеленограда по типовым и повторно применяемым проектам убеждает нас в том, что и в этом случае предоставляются достаточно широкие композиционные возможности, и в этом случае можно достигнуть композиционного эффекта, выразительного силуэта и разнообразия застройки. Разумеется, что сами дома могли бы характеризоваться более выразительной пластикой фасада, пластикой самих панелей и т. д., и тем не менее высказанное выше соображение подтверждается в застройке города достаточно убедительно.

Жилые массивы Зеленограда построены силами московских строителей на базе московской строительной промышленности. Здесь монтировались те же типы жилых зданий, из которых создавалась застройка новых жилых районов Москвы. И все же микрорайоны Зеленограда имеют свой характер, и этим положено начало своеобразию города. Оно должно получить свое развитие в застройке городского центра, в архитектуре общественных зданий, которые мы проектируем индивидуально, учитывая в каждом случае градостроительную роль сооружения и специфику его содержания. Общественные сооружения должны в еще большей степени подчеркнуть характер города, придать ему индивидуальные черты, свойственные только Зеленограду.

Городской центр определился в генеральном плане как развитая композиционная система — площадь Юности — Центральный проспект — Центральная площадь. Строительство площади Юности завершается. Здесь построен кинотеатр на 800 мест (он был положен в основу новой серии типовых проектов кинотеатров) и районный торговый центр. Оба сооружения имеют отличающий их архитектурный облик. Низкие их объемы составляют контраст с расположенными за ними вертикалями трех 14-этажных жилых домов-башен.

От этой площади берет свое начало Центральный проспект города — парадная его магистраль. Южная ее сторона представляет собой «строчку» 9-этажных жилых корпусов. В разрывах между ними запроектированы общественные сооружения — Выставочный зал, Дворец бракосочетания и т. д. Микрорайон, прилегающий к проспекту, с северной стороны пространственно связан с магистралью. Здесь на проспект выходят группы поставленных под углом к его оси 9-этажных корпусов, в ритме с которыми скомпонованы четыре группы парных 17-этажных домов-башен. Эти башни имеют пространственно развитые первые этажи, занятые магазинами и предприятиями общественного питания. Здесь решалась сложная в современных условиях проблема «главной улицы». Возможности размещения в первых этажах встроенных магазинов были ограничены. И потому двум сторонам проспекта приданы разные функции, а самому проспекту — асимметричный профиль. Его южная сторона представляет собой прогулочный бульвар, на который ориентированы общественные здания — вставки, в то время как на северную сторону обращены четыре крупных парадных магазина. Можно ожидать, что после завершения строительства всех композиционных элементов Центрального проспекта он привлечет к себе жителей города и будет выглядеть нарядным и в вечернее время.

Проспект выливается в пространство главной городской площади — собственно городского центра.

Здесь богатство естественных условий требовало наибольшего внимания архитекторов— принцип связи с окружающей природой, учет разнообразных видовых точек, с которых воспринимается ансамбль, имели существенное значение в выборе композиционного приема. Композиция построена с учетом рельефа местности. Верхний уровень городской площади представляет собой зеленую эспланаду, протянувшуюся вдоль фонового жилого дома. По отметкам она совпадает с кровлей низкого протяженного здания, ограничивающего эту террасу. Здание является основным горизонтальным стержнем композиции. В нем расположен дом связи и городской торговый центр. Между эспланадой и кровлей протяженного здания переброшены связывающие их мосты, под которыми проходит транспортная магистраль.

Главной отметкой городской площади является нижняя; основные сооружения центра располагаются на нижней террасе площади. Здесь создаются две зоны. Одна из них, административная, с монументом В. И. Ленина, трибуной и зданием городских организаций. 28-этажное здание гостиницы отделяет административную часть площади от зоны торгового центра и городского Дворца культуры.

Протяженное здание торгового центра имеет связи с обоими уровнями площади, а Дворец культуры запроектирован таким образом, что первые его этажи обращены к третьей нижней террасе каскада — городскому парку, примыкающему к водоему. 

Центр города как бы вливается в парк. Специфические естественные условия, обилие лесов, прилегающих к Зеленограду, побудили авторов придать парку конкретную функцию. Он запроектирован как спортивная зона города с развитым комплексом спортивных сооружений. Здесь расположена спортивная арена с трибунами на 12 тыс. зрителей, крупные сооружения — легкоатлетический манеж, плавательный бассейн, Дворец спорта, плоскостные сооружения, городской пляж. В спортивном парке также используется рельеф участка и развивается террасный принцип композиции. Его озеленение, в контраст с примыкающими с юга лесами, носит партерный характер. На представленной схеме генерального плана Зеленограда показан и дальнейший его рост. Здесь видно, что в будущем городской парк и центр города получат развитие в западном направлении и в систему центра войдет еще одна площадь районного значения, подобная по своим масштабам уже созданной площади Юности.

Каждое здание центра города, спортивной зоны проектируется индивидуально. Разнообразие архитектурных форм, задуманных авторами с учетом функции каждого сооружения и единства всего ансамбля, должно обогатить архитектурный образ Зеленограда. Но эта ответственная творческая работа еще впереди. Строительство зданий центра только еще начинается, и здесь авторов ждет немало сложных творческих проблем. Кроме упомянутых уже основных объектов центра города в Зеленограде строятся и другие крупные комплексы. Это учебный городок Высшего учебного заведения — Института электронной техники, здание техникума, Дом юстиции и др. Каждое из них имеет свою зону композиционного влияния, определяет характер примыкающей части города. Все эти сооружения будут составляющей частью выразительного архитектурного образа Зеленограда, который стремится создать творческий коллектив мастерской.

Но образ города — это не только жилые и общественные сооружения. Его во многом определяет культура благоустройства, малые формы. И в Зеленограде, окруженном лесами, это так же важно, как и в любом другом городе. Работе по благоустройству каждый наш архитектор уделяет особое внимание, поскольку именно благоустройство наиболее трудно выполнимо в строительстве. Много внимания уделяется и малым формам. По нашим представлениям, они также должны быть индивидуальными, должны носить «фирменный» характер.

Так, по-своему решена реклама кинотеатра, индивидуальные, хотя быть может слишком тяжеловесные, автобусные остановки, лодочная станция и т. д. Ведется работа над проектом рекламного освещения торговых предприятий города, над проектом подсвета крупных зданий и центральных ансамблей. В этом тоже должен определяться специфический характер Зеленограда.

Пожалуй, у любого старого города есть преимущество перед новым. Оно заключено в его истории. Это преимущество становится очевидным, формирующим лицо города, если оно материализовано в архитектуре. Каждый древний город гордится своим кремлем, памятниками архитектуры. Зеленограду этого не дано. Но это не значит, что ничто не связывает его с прошлым. Земли, на которых создается город, связаны с историческими событиями Великой Отечественной войны. И сегодня в преддверии двадцатипятилетия победы над гитлеровской Германией мы вновь вспоминаем эти события.

От станции Крюково до Ленинградского шоссе через земли Зеленограда проходили рубежи обороны крюковской группы советских войск, героически оборонявшей столицу. Здесь на сороковом километре шоссе захоронены 800 защитников Москвы. Отсюда, из этой братской могилы, были взяты останки неизвестного солдата, прах которого покоится теперь у Кремлевской стены.

Героика Отечественной войны найдет свое отражение в строящемся обелиске, в установленном монументе танковым подразделениям, защищавшим Москву, в проектируемом Мемориальном парке, в композицию которого включаются сохранившиеся реликвии войны, и в частности командный пункт генерала Панфилова.

Именем Панфилова назван один из главных проспектов Зеленограда. В городе предполагается соорудить мемориальное здание в память героической обороны столицы, которое станет частью его образа.

Зеленоград растет и развивается. Уже сегодня 70 тысяч горожан, населяющих новый город, называют себя зеленоградцами. Здесь они работают, учатся — они патриоты молодого города.

Торговый центр

Помещения торгового центра компонуются вокруг внутреннего хозяйственного двора. Универмаг и ресторан обращены в сторону площади, почта, телеграф, сберкасса, парикмахерская, фотоателье, ателье пошива и аптека выходят на прилегающие проезды. Ресторан, расположенный на верхнем этаже здания, имеет выход на плоскую кровлю. На вертикальной шахте лифтов, выходящей на главный фасад, выполняется монументальный рельеф по эскизу художника Е. Аблнна. Днище наклонной чаши-фонтана перед торговым центром решено в виде мозаичного панно по эскизам художников С. Павловского и В. Павловского.

Фото-альбом: ТЦ

Центр города Зеленограда

Центр города располагается на южном берегу искусственного водоема, образованного запрудой реки Сходни. В композиции центра использовано естественнее падение рельефа участка к югу, и принято террасное построение. Этот прием позволил создать множество видовых точек для обозрения ансамбля центра, получить выразительные ракурсы для восприятия его элементов.

На естественном склоне, спускающемся к воде, создаются три террасы. Верхняя терраса господствующая высота во всем пространстве центра. Она представляет как бы развитие бульвара Центрального проспекта, создавая зеленую паузу между жилой застройкой, ограниченной пятисотметровым девятиэтажным жилым домом со свободным проходом под ним, и основными объемами центра города.

Совмещение отметок эксплуатируемой кровли и верхней террасы позволило продлить уровень плато. получить видовые точки на окружающую природу. водоем, создать условия для обзора комплекса зданий и главной городской площади, а также организовать пешеходные и транспортные потоки и разных уровнях. Основные здания центра расположены на главной городской площади, образующей среднюю террасу. Площадь соединяется эстакадами с жилыми микрорайонами, расположенными с восточной и западной стороны, и непосредственно примыкает к городскому парку.

На средней террасе можно выделить две зоны, не равноценные как с композиционной, так и с функциональной точек зрения.

Западная зона, примыкающая к Центральному проспекту, образована административным зданием, гостиницей и Домом связи. Здесь находятся памятник В. И. Ленину, трибуны для проведения демонстраций. Это главная городская площадь, административный центр города.

Иной характер имеет восточная часть площади, примыкающая к Московскому проспекту. Здесь расположены городской торговый центр и Дворец культуры.

В непосредственной связи с городским центром находятся спортивные сооружения, расположенные в партерном парке, занимающем пространство между центром и водоемом.

Фото-альбом: Центр

Административное здание в центре города

И мамин разметены помещения Горкома КПСС. Горкома ВЛКСМ, Исполкома Горсовета и народного контроля.

Здание запроектировано четырехэтажным квадратным в плане объемом, поднятым над уровнем городской площади. Внутренний двор трактован в качестве открытого вестибюля доступного с трех сторон. Уходящие вверх уступами этажи помогают зрительно расширить пространство двора, обогащают внутреннюю композицию здания, внося разнообразие в планы этажей и дифференциацию их по функциональной значимости. Перепад рельефа с западной стороны используется для устройства цокольного этажа, в котором размещается столовая.

Конструкции здания — каркас железобетонный, стены кирпичные.

Фото-альбом: Административное здание

Здание Дворца Культуры

Выбор планировочной сетки здания на основе равностороннего треугольника обусловлен направлением основных городских магистралей и подходов к центру. Это позволяет создать развитую объемную композицию, отвечающую положению Дворца культуры в комплексе объектов центра города. Внутренне пространство решено как единое целое. Возможность изоляции частей здании достигается наличием двух загрузочных уровней и небольшим перепадом отметок, что позволяет использовать здание и как единый организм и раздельно. Основной вход с промежуточной отметки плошали — ведет в объединенный вестибюль, зимний сад-кафе и основной клубный этаж. Этажом выше находятся фойе залов к клубные помещения. В уровне парка расположены танцевальный зал биллиардная и другие помещения для отдыха.

Фото-альбом: Дворец культуры

Городской спортивный комплекс

Городской спортивный комплекс состоит из двух зон — Западной и Восточной.

В состав Западной спортивной зоны входят: главная спортивная арена с трибунами на 12000 зрителей и два тренировочных футбольных поля. Это зона городских зрелищных мероприятий.

Восточная зона предназначена для проведения учебно-тренировочной спортивной работы и включает в себя: многозальный спортивный корпус с демонстрационным и тренировочным залом: закрытый плавательный бассейн; легкоатлетический манеж, используемый в летнее время как каток с искусственным льдом для занятий фигурным катанием и хоккеем: врачебно-физкультурный диспансер; хозкорпус.

При многозальном спортивном корпусе предусмотрена открытая демонстрационная площадка, используемая летом для проведения ручных спортивных игр и соревнований, а в зимнее время как хоккейное поле и каток для занятий фигуристов. В состав Восточной зоны вошли также комплекс открытых игровых площадок и легкоатлетическое спортивное ядро.

С учетом рельефа местности, сооружения построены на стилобате, в котором размещены обслуживающие и вспомогательные помещения, тренировочные залы и блок административно-хозяйственного управления. Верх стилобата представляет площадь, связанную с трибунами, расположенными амфитеатром к основным спортивным аренам.

Фото-альбом: Спортивный комплекс

Покрытия демонстрационного зала и манежа

Основная несущая конструкция стальные фермы, расположенные по боковым ребрам пирамиды и образующие две двухшарнирные арки треугольного очертания. Покрытие легкоатлетического манежа двухскатная крыша. По линии конька — естественное освещение в виде светового фонаря. Несущая конструкция стальные трехшарнирные арки треугольного очертания.

Московский институт электронной техники

Комплекс зданий института строится на живописном участке с ярко выраженным рельефом территории. С востока участок ограничен лесным массивом, с севера зеркалом искусственного водоема. Пять корпусов нута, связанные теплыми переходами, представляют собой своеобразный учебный городок. Двух- и трехэтажные здания расположены на различных террасах, а нижняя терраса, примыкающая к водоему, занята плоскостными спортивными сооружениями. Функциональное членение комплекса определено характером учебного процесса.

Для облицовки фасадов принят красный лицевой кирпич в сочетании с темно-серым листовым шлакоситаллом и алюминиевыми элементами витражей, красными стенами зданий контрастируют белые поверхности входных порталов и выступающие над кровлями несущие конструкции.

Фото-альбом: Институт

Дом Юстиции

Участок для строительства здания расположен на относительно изолированной территории, в непосредственной близости от зоны городского общественного центра.

Ограниченность участка существующими подъемными коммуникациями и лесом определила вертикальное объёмно-пространственные решение здания с минимальной площадью застройки. План типового этажа, его конфигурация и габариты явились следствием анализа количественного и качественного состава отделов, их специфики и условий взаимодействии. Принятая «Т» -образная схема компоновки плана позволила дифференцировать помещения по функциональней значимости.

В здании размещены отделы городского суда, прокуратуры, милиции и военкомата. На последнем. 12 этаже расположен актовый зал на 350 мест. Вертикальная связь осуществляется четырьмя лифтами грузоподъемностью 500 кг.

Конструкции здания — сборный железобетонный каркас унифицированной серии и несущие наружные кирпичные стены.

Фото-альбом: Юстиция

Техникум

Участок площадью около 6 га окружен с трех сторон существующими массивами леса.

Природные условия продиктовали живописное архитектурно-планировочное решение комплекса. Из всех зданий техникума доминирующее течение на участке занимает «трилистник» учебно-лабораторного корпуса, вокруг которого группами, вписываясь в рельеф и существующую зелень, компонуются отдельные здания столовая, спортивный корпус, актовый зал и производственный корпус, связанные между собой и с учебно-лабораторным корпусом закрытыми переходами Спортивный корпус включает в себя два спортивных зала — 18X36 м для спортивных игр: 12X24 — для спортивной и художественной гимнастики с единым блоком душевых и раздевалок на оба зала.

Столовая на 240 посадочных мест и актовый зал на 600 зрителей образуют единый узел со стороны главного подхода, обогащая своим объемным решением архитектурно-планировочный замысел. Актовый зал, как и спортивный корпус, состоит из двух пересекающихся разновысоких эллиптических объемов, в одном из которых расположена сцена с обслуживающими помещениями, в другом — зрительный зал и фойе.

При главном учебно-лабораторном корпусе запроектированы производственные мастерские, вынесенные по технологическим условиям и отдельный объем, связанный закрытым переходом с учебно-лабораторным корпусом.

Фото-альбом: Техникум
Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: