Продолжая серию материалов о студии TIArch в Казанском государственном архитектурно-строительном университете, мы публикуем интервью с Русланом Маннаповым — молодым неравнодушным архитектором. Во время обучения на бакалавриате Руслан успел поработать архитектором в международной организации Architecture Sans Frontieres (ASF International) в Индии, пройти полугодовые стажировки в бюро Steven Holl Architects в Пекине и в бюро Kengo KUMA & Associates в Париже. Сейчас он продолжает обучаться в магистратуре в студии Ильнара и Резеды Ахтямовых, верит в личный потенциал и почти провидческую ответственность профессии архитектора.
- Текст:4 октября 2019
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
— Расскажи, как ты попал в студию к Ильнару и Резеде Ахтямовым? Какова сфера твоих интересов?
— Это был очень долгий и нелегкий путь, который начался еще тогда, когда я только закончил школу и твердо решил стать художником. Долго решая для себя, что мне интересно больше, станковая или монументальная живопись, я остановился на втором и решил поступать в открывшийся тогда в Казани филиал академии художеств им. Сурикова. Заодно я рассматривал и другие, запасные на тот момент варианты, и узнал, что в Казани также есть архитектурно-строительный ВУЗ, в котором мне стало интересно пройти весенние каникулярные курсы. Когда я был на подготовительных курсах, мое представление о рисунке, на тот момент ограниченное знаниями натурного рисунка, полученными в поселковой художественной школе, было полностью перевернуто. Я увидел, на что способны ребята, которые целенаправленно готовились к поступлению и проходили долгосрочное обучение, мне понравилось их умение и навыки своеобразной игры рисунка по представлению. Именно тогда у меня появилось желание попробовать себя в архитектуре. После того, как я уже поступил, по счастливой случайности руководителем нашей группы по рисунку стал Ильнар Ингельевич. Я понял: все, что мне приходилось видеть ранее, является результатом терпения и упорного труда, и всему этому можно научиться. Я был очень вдохновлен. Полтора года спустя у нас сменился преподаватель по рисунку, но я продолжил усердно учиться, зная, чего хочу достичь и получить от образования. Я четко решил, что с основами реального проектирования успею ознакомиться после университета, но умение мыслить свободно, творить без ограничений, иметь свое видение в архитектуре, и в то же время всегда быть в его поиске — эти основы необходимо приобрести в рамках университетского образования. Далее, наработав небольшой опыт и проведя продолжительное время за границей, я наконец-то был замечен и принят в студию TIArch под руководством Ильнара и Резеды Ахтямовых, где учусь в настоящее время.
Здание Парламента Республики Татарстан в Старо-татарской слободе г. Казани / 2019г.Выпускная квалификационная работа. Под руководством Ахтямова И.И., Ахтямовой Р.Х.
Сфера моих интересов всегда была предельно широка. Я всегда был убежден — для того, чтобы преуспеть в чем-либо, нужно быть открытым всему, что тебя окружает. Каждый, кто появляется в твоей жизни, может научить новому, поэтому я не хочу ограничивать себя только архитектурой. До того, как я поступил в университет, я занимался спортом — боксом, плаванием и баскетболом, и даже был в сборных командах своего поселка и выступал на соревнованиях. После я был одержим рисунком и резьбой по дереву, тогда и сформировалась моя любовь к этому благородному материалу, который до сих пор остается источником моего вдохновения в архитектуре. Сейчас же мои интересы постепенно перетекают с сферу цифровых визуальных искусств и программирования. Архитектура занимает много времени и отнимает много сил, но найти нечто новое зачастую бывает очень сложно, поэтому нужно привносить в свое дело новые идеи и течения из других сфер.
— Можно ли назвать студию Ахтямовых казанской архитектурной школой? Имеет ли она привязку к истории, территории?
— Во-первых, важно понимать, о чем идет речь. Лично у меня нет четкого определения «казанской архитектурной школы». Если рассматривать это понятие широко, то работая в студии под руководством наших преподавателей, я всегда чувствовал себя космополитом в своей архитектурной практике и хочу продолжать им оставаться. Мне кажется, что даже наша небольшая студия попадает под влияние общих процессов глобализации в архитектуре. У всех есть доступ в интернет и всевозможным знаниям, которые так или иначе влияют на нас и формируют наше мышление. К счастью, у всех студентов есть возможность поехать на стажировку и учиться на зарубежных примерах архитектуры.
Здание Парламента Республики Татарстан в Старо-татарской слободе г. Казани / 2019г.Выпускная квалификационная работа. Под руководством Ахтямова И.И., Ахтямовой Р.Х.
Когда студия работает над проектами в России, то привязка к истории и территории должна быть определяющей. Когда речь идет о зарубежных проектах и конкурсах, то и здесь может быть важна такая привязка, но чаще всего нам приходится разрабатывать универсальные идеи, концепции и рабочие модели, где главные решения архитектурных задач могут лежать в плоскости пересечения других дисциплин: архитектуры и философии, социологии, экологии и общих тенденций устойчивого развития.
— С какими сложностями тебе пришлось столкнуться во время обучения в студии? И все ли студенты испытывают схожие трудности?
— Для меня сама форма работы студии была новой. Когда я пришел в студию на четвёртом курсе, то, наверное, не был готов к подобному формату обучения, так как до этого я учился как все. То есть у меня, как у других студентов, было расписание, согласно которому я приходил в университет на занятия и уходил, когда они заканчивались, все процессы были основаны на самообразовании. Ты всегда был наедине с собой. На тот момент мой контакт с университетом был достаточно формальным. Непривычный формат студии, который представлен во всех зарубежных ВУЗах, в рамках TIArch предполагает, что твое обучение и работа над проектами проходит в едином пространстве практически весь день, и ты учишься не только у преподавателей, но также находишься в постоянном контакте с одногруппниками. Все смешаны в едином процессе получения новых знаний и навыков, то есть студенты старших и младших курсов действуют вместе. Возможности научиться чему-то большему при такой системе обучения экспоненциально растут, как и шансы отправиться на интересную стажировку. В самом начале мне было сложно принять эту систему, я привык получать определенный поток информации и знаний, а после обрабатывать их в уединенной обстановке.
Башня из слоновой кости, проект-провокация. Щпицберген / 2019г. Индивидуальный проект. Под руководством Ахтямова И.И., Ахтямовой Р.Х. Хронометражное представление изменения климата / г. Грумант
В студии процесс обучения непрерывен, мы постоянно находимся в состоянии приема и обработки различной информации, которая в итоге формирует нас. Испытывают ли другие студенты такие же сложности? Не могу говорить за всех. Для того, чтобы попасть в студию, проводиться отбор, и это не кастинг лучших, это возможность найти человека, готового посвятить себя целиком и полностью тому делу, которое ему нравится.
— Студийцы часто говорят о том, что им интересен человек. Считаете ли вы необходимым для современного молодого архитектора разбираться в истории философии, следить за новыми течениями? Кто из философов (не обязательно современных) вам близок и почему?
— Безусловно, для молодого современного архитектора, как и для любого другого человека, очень важно интересоваться историей и философией, поскольку это может послужить основой для его основных интересов. И эти знания так или иначе представлены во всех сферах жизни. «Тот, кто не знает своей истории, тот не имеет будущего», — а для нас, молодых архитекторов, будущее очень важно.
Я не могу выделить конкретного философа, который был бы особенно близок мне, я нахожусь в постоянном поиске. Сейчас меня интересует стоицизм. Возвращение к истокам всегда полезно, это позволяет глубже понять современные тенденции. Стоики, согласно учению, благодарны тому, что у них есть, и они никогда не ропщут, а находят позитивное зерно даже в том плохом, что с ними случается. Это всегда симпатизировало мне. Когда я проходил стажировку в Индии в офисе «Архитектура без границ» (Architecture Sans Frontières International), эти мысли отсылали меня к их идеям. Работая там, мы пытались обеспечить доступную среду для людей с ограниченными возможностями в отдаленных регионах Индии. И здесь важно сказать, что понятие «доступная среда» — относительное по отношению к Индии. Зачастую были территории, до которых мы могли с трудом добраться. Больно видеть, с какими сложностями сталкиваются местные жители каждый день — когда путь от кровати до крыльца дома становится для кого-то непреодолимым.
Башня из слоновой кости, проект-провокация. Щпицберген / 2019г. Индивидуальный проект. Под руководством Ахтямова И.И., Ахтямовой Р.Х. Мастер-план г. Грумант
Но несмотря на проблемы со здоровьем, финансовые сложности и отсутствие социальной поддержки эти люди все равно находят в себе силы улыбаться и просто радоваться жизни. Все это оставило большой отпечаток на понимании важности моей деятельности. Мы часто не ценим возможность свободного передвижения или отсутствие тревоги за завтрашний день.
В учении стоиков есть еще один полезный момент, касающийся понятия и принятия долга каждого человека. «В конце каждого дня спрашивайте себя — сделали ли вы максимум того, что от вас требовалось? Какие вы совершили ошибки, и постарайтесь их завтра исправить», — об этом писал Сенека. Мне кажется, для архитекторов эти вопросы особенно важны, при ответе на них появляется понимание, для чего, а главное для кого они творят. Если человек становится архитектором, значит, он делает осознанный выбор. Не сопротивляясь, а принимая свою судьбу, он должен понимать, что все его стремления и амбиции в конечном итоге должны быть посвящены людям, и вся его работа должна быть только во благо им. Архитектор не может создавать безжизненные манифесты своих амбиций.
— Что вам дал опыт работы во Франции и Китае? Как вы видите себя в дальнейшем? Готовы ли продолжить профессиональный рост за границей или же считаете важным остаться в Казани?
— Если честно, то стажировка в японском офисе с французским послевкусием и в американском офисе с китайским дали мне бесценный опыт. Это совершенно отличные от нас культуры, которые по-своему прекрасны и у которых многому можно научиться.
Помимо приобретения новых практических навыков, я сделал множество интересных открытий и наблюдений за тем, как работает офис. Я выбирал компании с ярко выраженной личностью, которая целиком и полностью берет на себя ответственность за конечный результат своего гения. Такая модель работы архитектурной практики постепенно исчезает, на ее смену приходят молодые и амбициозные коллективы, которые делают архитектуру более универсальной. Поэтому я изучал то, как формируются и работают вместе адепты того или иного направления и языка архитектуры. Например, мне был интересен процесс рождения и формирования идеи в той системе координат, когда в центре находится гений Кенго Кумы или Стивена Холла.
Я хочу продолжать расти и впитывать в себя как можно больше идей, «языков и диалектов» архитектуры, чтобы в конечном итоге прийти к собственному видению архитектуры и, возможно, на его основе найти единомышленников для дальнейшего развития.
Я очень хочу быть полезным здесь. Работая над проектами в России, у меня есть возможности лучше прочувствовать контекст и менталитет родной страны, но в то же время я не сторонник поговорки «где родился, там и пригодился». Для меня важно быть профессионалом, который нужен везде. Сегодня я не считаю важным остаться в Казани, я даю себе отчет в том, что, выбрав одну точку роста, потом будет очень сложно кардинально ее изменить. Но я готов продолжить профессиональный рост за границей, так как на данный момент мне очень льстит отношение людей и общества за рубежом к моему труду и профессии. Также я понимаю, что в будущем, скорее всего, этого будет недостаточно, но ко всему можно адаптироваться. Я не знаю, как все может сложиться и не хочу загадывать наперед, но я благодарен за возможность заниматься любимым делом вне зависимости от географии. Главное, чтобы меня окружали люди, близкие мне по духу.
- Фото:Elise FAUQUEMBERGUE
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: