Время сдувать пыль

В XXI веке универсальность и гибкость стали главными движущими силами прогресса во всех сферах жизни, в том числе и архитектуре. Музеи долгие десятилетия проектировались и существовали словно внутри себя, но сегодня вынуждены активно меняться. Эрик Валеев, глава архитектурного бюро IQ, рассказал TATLIN о том, как интерактивность, открытость и мультифункциональность помогают выставочным пространствам возрождать интерес широкой публики и противодействовать вызовам современности.

В эпоху пандемии уже мало кого удивляет удаленное бронирование визитов в музеи, санитарная обработка залов и лица в масках между картинами. Впрочем, кроме ситуации с коронавирусом у музеев хватает и других проблем, решать которые необходимо незамедлительно. В их числе — консервативный подход к проектированию и организации работы, конкуренция за внимание с интернет-медиа, нехватка общественных пространств в старых зданиях и дефицит финансирования. 

Больнее всего кризис ударил тем проектам, которые выживают только за счет продажи билетов и сувениров. Устаревший характер их работы во многом сводит интерес публики на нет, а создание новых музеев по сходным лекалам, заранее обречено на провал. Даже наиболее известные мировые выставочные пространства сегодня вынуждены адаптироваться под новый формат восприятия досуга. Они пытаются привлечь людей в интернете, усиливают работу в соцсетях, запускают онлайн-семинары, удаленные выставки и даже модные «челенджи». В целом сейчас в борьбе за внимание музей просто обязан предоставлять различные сценарии проведения времени, быть местом для получения необычного опыта, точкой пересечения различных офлайн и онлайн активностей.

Отказавшись от моноконцепций, основанных исключительно на выставочной деятельности, мы сможем создавать привлекательные мультифункциональные места для проведения досуга. Расширение функционала также поможет создать дополнительный источник доходов в бюджет музея.

При условии соблюдения нескольких ключевых правил проектирования новые музеи способны стать центрами притяжения общественного внимания. Например, фундамент концепции можно построить на диалоге здания и прохожего. Сейчас, приближаясь к музею, мы чаще всего видим лишь входную группу и информационные вывески, которые задерживают на себе взгляд максимум на несколько секунд. Визуально приоткрывая экспозиции для людей с улицы, при помощи архитектурных и дизайн-решений мы формируем интригу и предвкушение, привлекаем нецелевую аудиторию. Это можно назвать аналогом «кликбейта» в интернете, но гораздо более честным. Объект не показывает многое, но этого достаточно для создания правильной мотивации.

Второй важный шаг — необходимость вырвать музеи из безнадежно устаревших отношений с посетителями на манер «театра», где есть граница между кулисами и зрителем. Интерактивность современного мышления просто кричит о том, что невидимая стена, разделяющая музей и его гостей должна быть разрушена. Сделать это можно, переосмыслив зонирование площадей и организацию внутреннего пространства как такового.

Фото-альбом: Музей Орсе в Париже

В Европе строительство музеев «новой волны», разработанных в соответствии с озвученными принципами, началось еще в последней четверти прошлого века. Так, проект реконструкция старого железнодорожного вокзала в столице Франции принес всемирную славу итальянскому архитектору Гаэ Ауленти. В 1986 году, когда мэр Парижа торжественно перерезал ленту перед Музеем изобразительных искусств Орсе, СМИ обрушили на Ауленти лавину критики, сравнивая ее здание с древнеегипетской погребальной камерой. Она же, парируя колкости, заявила: «Да, меня ругает пресса, но в очереди на вход уже сейчас стоят 20 000 человек». Время рассудило этот спор и сегодня Музей Орсе входит в тройку самых посещаемых культурных пространств в городе. За данный проект архитектор была удостоена высшей награды Пятой республики — ордена Почетного легиона.

Фото-альбом: Музей maxxi

В 1990-х годах власти Италии осознали, что Рим — единственная европейская столица без собственного государственного музея современного искусства. Помочь исправить эту ошибку пригласили всемирно известного архитектора Заху Хадид. Итогом почти десятилетней работы стало создание крупнейшего за всю ее долгую карьеру объекта и одного из самых популярных арт-пространств в стране. Автор проекта хотела, чтобы комплекс полностью гармонировал с соседними домами, буквально внедряясь в окружающую застройку. По этой причине здание обладает L-образной формой и состоит из нескольких частей, переходящих одна в другую. Внутри оборудованы просторные галереи, наклонные экспозиционные поверхности, рампы и повороты, а этажи соединяют висячие лестницы черного цвета. 

В своем творчестве британский архитектор Аманда Ливит тщательно исследует возможности использования передовых технологий и материалов в строительстве, а также то, как можно заново скрепить городскую ткань мегаполисов. Музей архитектуры и технологии MAAT в Лиссабоне, построенный по проекту ее бюро пять лет назад, словно вырастает из набережной, формируя новое открытое общественное пространство. Волнообразный фасад восстанавливает некогда разорванную связь города с акваторией. Озелененная ступенчатая крыша днем функционирует в качестве смотровой площадки, а ночью как кинотеатр.

Музей МААТ в Лиссабоне

Эстафету развития современной музейной архитектуры подхватывают и страны Азии, где появляется все больше самобытных и качественных проектов. Датун – город в Китае с богатым прошлым, расположенный в промышленно-ориентированной провинции Шаньси. Ключевым элементом новой просветительской политики властей в этом месте станет создание масштабной площади и общественного кластера с главным элементом в виде Музея искусств. В его внешнем виде легко считывается и динамичный характер развития экономики Поднебесной, и глубокая связь с историческими корнями страны. Так, обводы здания напоминают силуэт действующего вулкана, а сам объем утоплен немного ниже уровня земли. Центральным элементом внутреннего пространства объекта, разработанного бюро Foster + Partners, является эффектно освещаемое сверху выставочное пространство высотой 37 метров и шириной 80 метров. Его размеры создают возможность художникам размещать внутри галереи поражающие своими масштабами произведения искусства. 

В России также есть множество регионов с уникальным культурным кодом и архитектурным наследием, которые часто спрятаны за современным урбанистическим ландшафтом. Правильная подача этих ценностей способна сформировать более привлекательный имидж городов, активировать правильный культурный дискурс, позитивно повлиять на общественный климат.

Впрочем, строительство выставочных объектов за пределами Москвы и Санкт-Петербурга почти всегда осуществляется с привлечением местных специалистов, сводясь к реализации стандартных проектов. Они зачастую не вызывают длительного интереса после открытия даже у местных жителей, не говоря о туристах. В данном контексте создание Центра современного искусства в здании бывшего Арсенала Нижегородского Кремля в 2011 году имеет особое значение. Дело в том, что это первый в нашей стране объект федерального статуса, где научная реставрация памятника XIX века выполнена синхронно с приспособлением под современные цели и форматы функционирования. Например, теперь вдоль главного фасада уложены рельсы, по которым передвигается трансформируемая мобильная сцена для проведения мероприятий. Кладка стены кремля с арочной аркадой была очищена и восстановлена, а затем интегрирована непосредственно в экспозицию. Внутри воссоздана старая стропильная система из дерева и теперь ее можно увидеть в главном зале в качестве отдельного экспоната.

Фото-альбом: Арсенал

Бывший складской объект стал одним из крупнейших центров современного искусства в России и одновременно популярным пособием наглядного изучения архитектуры и истории. Местные власти не только привлекли к разработке концепции известного архитектора Евгения Асса, но и выделили на проект более 500 млн рублей. 

Акцент на общественных функциях, интерактивности окружения и открытости пространства лег в основу концепции создания межмузейного кластера на территории Новой Москвы в Коммунарке. Площадь участка, выделенного под его строительство в поселении Сосенское, составляет 4,74 гектара, так что это будет крупнейший кейс подобного характера в России. В рамках международного архитектурного конкурса, на право разработки проекта, который бюро IQ выиграло два года назад, была поставлена задача сформировать современную полифункциональную площадку в Новой Москве. Всего через несколько лет она станет ключевым местом культурной жизни столицы.

Здесь на одной территории планируется разместить выставки и фондохранилища более 20 уникальных музеев, в том числе Третьяковской галереи, ГИМ, РосИЗО и Музея Победы. Архитектурные, пространственные и инженерно-технические решения полностью подчинены логистике, многозадачной работе и безопасности. Это будет не просто надежное место хранения бесценных фондов, но и территория, способная соперничать за внимание с центром города.

Самодостаточные части кластера тесно взаимодействуют друг с другом, так как концепцию скрепляет усиленная общественная компонента. Формат работы пространства позволяет посещать и экспозиции, и кулуары фондохранилищ, где трудятся ученые, проходит скрытая часть жизни экспонатов. Но также здесь интересно просто погулять, отдохнуть от рутины и пообщаться с людьми.

Все площадки в считанные дни легко трансформируются под деловые, событийные, культурные, научные или иные цели. Кровля комплекса функционирует в качестве полноценного прогулочного парка и одновременно естественный барьер, защищающий от шума. 

Фото-альбом: новая москва

Комплекс является продолжением бульвара от станции «Ольховая», и, прогуливаясь по озелененной платформе, любой пешеход получит доступ к выставкам, открытому кинотеатру, смотровым спортивным и игровым площадкам. При каждом шаге вдоль территории открываются экспозиции, так что путь становится частью общения с музеем.

Четыре здания для крупнейших музеев выполнены в узнаваемых формах, а фасады наглядно транслируют их индивидуальный культурный код. Так, композиционные приемы объекта для ГМВЦ «РосИЗО» отсылают к творениям художников русского авангарда. Фасад блока для ГИМ — отражение концепции наслоения истории. Фасады корпуса для Третьяковской галереи — авторская вариация на тему оформления самого музея в центре Москвы. Фасад здания для музея ВОВ напоминает рисунок движения знамени на ветру.

Современная архитектура шаг за шагом возвращает интерес общества к музеям, но строительство объектов нового поколения и качественная модернизация старых зданий все еще ведется в точечном формате. Важно, чтобы выставочные пространства всех уровней перестали существовать в вакууме, а становились инклюзивными площадками. В нашей стране для этого придется совместить системность финансирования и администрирования с индивидуальным подходом к разработке концепций каждого проекта. Именно тогда мы сможем создать разветвленную сеть современных и по-настоящему востребованных культурных пространств.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: