Еще живые «Цветы»

Павильон «Цветы» в центре Екатеринбурга как минимум 15 лет остается заброшенным: его фасад обклеен рекламными вывесками, окна разбиты, а внутри складируется мусор. При этом в советское время здесь располагался один из самых известных цветочных магазинов города. Как в нем работали и даже жили — вспомнила родственница одного из первых сотрудников павильона, есть ли у здания шансы стать памятником архитектуры — объяснил специалист по экспертизе, а краевед и сотрудница музея ИЗО рассказали о пробелах в истории объекта и о спорах, неутихающих из-за него больше десяти лет. 

Когда было построено здание и почему о нем известно так мало 

Валерий Шестаков, краевед, автор страницы про павильон «Цветы» в Instagram

Страницу про павильон я решил завести около года назад, когда гулял по Плотинке и впервые заглянул внутрь этого здания через окно. Мне стало интересно, почему исторический объект в центре города заброшен и увешан объявлениями, когда рядом кипит жизнь, работают музеи и рестораны. Изучив открытые источники, я понял, что это здание не признано памятником архитектуры, и мне стало жалко, что его могут снести в любой момент. Для привлечения внимания я завел страницу в Instagram и начал изучать объект.  

Первоначальный проект павильона, 1943-1944 годы

Точная дата его строительства до сих пор неизвестна. На одной из выставок в музее Архитектуры и дизайна я обнаружил эскиз оранжереи на улице Малышева — по экстерьеру стало ясно, что это как раз здание павильона. На эскизе было написано: «Оранжерея на улице Малышева, автор — И.А. Грушенко, 1943-1944 годы».  Потом историк Евгений Бурденков выслал мне заметку в газете за 1949 год, в которой сообщалось, что в павильоне завершаются отделочные работы. Получается, что магазин открылся примерно в конце 1940-х или в начале 1950-х. В первые годы после открытия к зданию павильона примыкали две большие теплицы. Там располагался муниципальный «Зеленстрой», который не только продавал цветы, но и занимался озеленением города. Потом, судя по планам Свердловска, к 1967 году теплицы демонтировали, потому что началось благоустройство территории Плотинки.  

В советские годы в центре города было всего два магазина с цветами: один — на Малышева, второй — на проспекте Ленина напротив Почтамта. Когда стали появляться новые торговые точки, павильон «Цветы» перестал пользоваться спросом и не справился с конкуренцией. После распада СССР здание несколько раз перепродавали, поэтому, на мой взгляд, документы о первоначальном проекте, реставрации и других изменениях просто были утеряны кем-то из владельцев. К тому же здание не выполняло какую-то культурную функцию, отчего общественность не обращала на него особого внимания.   

Что было внутри павильона и чем занимались его сотрудники

Татьяна Коурова, правнучка сотрудника павильона «Цветы»

После Великой Отечественной войны мой прадед Дмитрий Нетунаев жил и работал в павильоне «Цветы» вместе со своей сестрой и моей прабабушкой. За проходной между теплицами и павильоном им выделили маленькую комнату. Сложно сказать, как долго они в ней жили, но в 1963 году, когда я родилась, прадед с прабабушкой уже переехали в квартиру недалеко от станции Южной. Продажей цветов там занимались другие сотрудники, а мои родные выращивали растения и занимались озеленением города, потому что были сотрудниками «Зеленстроя». Прадед обслуживал улицу Малышева и проспект Ленина: сажал растения и ухаживал за ними. По его рассказам, тянуть шланги для поливки приходилось от УПИ до площади 1905 года.

Дмитрий Нетунаев с директором павильона «Цветы», 1950-е годы

Также сестра моего прадеда Феодосия Васильевна делала букеты и разные цветовые композиции. В детстве мне рассказывали, что в один всесоюзный праздник она высаживала цветы напротив Оперного театра в виде профиля Сталина. По семейной легенде, после завершения работы к ней подошел Георгий Жуков, командующий в то время войсками Уральского военного округа, и поблагодарил за прекрасный результат.   

Конечно, я не была в павильоне, когда там работали мои родственники, но много раз заходила внутрь уже после. Внутри магазин был такой же красивый, как и снаружи: большой, украшенный лепниной. В 1980-е в комнате справа продавали домашние растения в горшках, в том числе и пышные пальмы, с левой стороны — покупали  срезку и букеты. Сейчас, когда я проезжаю мимо, очень грустно видеть, что происходит с бывшим магазином. Мне бы хотелось, чтобы этому месту была возвращена именно первичная функция, чтобы там снова можно было купить растения. Также неплохим вариантом кажется открытие внутри какого-то выставочного пространства. Это было бы логично, учитывая, что павильон находится недалеко от музея ИЗО.

Павильон «Цветы», вторая половина XX века 

Какой ценностью обладает здание павильона  

Олег Букин, культуролог, эксперт по проведению историко-культурной экспертизы

Павильон «Цветы» является сохранившимся памятником смены стилевых парадигм в архитектуре 1940-х. Если архитектура 1930-х ― начала 1940-х в основном отражает переход от конструктивизма к неоклассике, то наш пример показывает более общий переход от функционалистского формообразования — модерна, конструктивизма ― к классическому. Этим объект и представляет научную ценность: по нему можно изучать, с одной стороны, стремительный, а с другой, — в чем-то мучительный и рефлексивный процесс перехода к неоклассике и классическому формообразованию. Архитекторы же не могли одномоментно отказаться от тех ценностей, которые принесли модерн и конструктивизм. Им нельзя было сразу по велению партии одевать города в правильную форму классической архитектуры и колоть пятиконечные звездочки на капители колонн. Вместо этого они до последнего пытались примирить противоположные направления, создать диалог между ними. А учитывая, что классика — это порядок, иерархия, бинарность и монументализм, а функционализм в общей коннотации — демократизм, значимость, скорее, внутреннего, а не внешнего, то задача перед ними стояла не из простых. 

Павильон «Цветы» накануне открытия, 1949 год

Еще на этапе проекта павильон выглядел все-таки ближе к модерну. Пусть центрально-осевая композиция и колонны говорили о классике, мощнейшие фронтоны и несомая часть создавали характерную для модерна силуэтность, связанную с русской теремной архитектурой. После реализации здание начало больше походить на классическое: например, силуэт стал менее активен. Также итог демонстрирует более мощный классический антаблемент. При этом от модерна осталась всефасадность: фронтоны центрального объема стоят с трех сторон, частично соблюден принцип проектирования «изнутри-наружу», и внутреннее планировочное решение манифестируется в экстерьере. Кроме того, осталось характерное для модерна витражное остекление с мелкоячеистой расстекловкой. Еще у здания почти отсутствует стереобат: внутрь можно войти, не поднимаясь по лестнице. Так, объем словно «висит» в воздухе, демократично оставаясь на одной ноге с прохожими. Помимо этого, мы видим, как боковые колонны опираются не на сплошной антаблемент, а на его часть, что делает ордер почти раскрепованным. Этот разрыв антаблемента тоже подрывает монументализм, сглаживает иерархию. А разрыв антаблемента центрального фронтона перекликается с антаблементами боковых объемов, образующих как бы курдонер перед центральным входом. 

Таким образом, происходит удвоение архитектурного события, появляется перспектива, которая придает пластичность композиции главного фасада и вносит эмоциональную составляющую. В итоге перед нами появляется не сухая неоклассика, а неоклассика с элементами модерна, интересно расставленная, избегающая свойственной ей иерархичности. Благодаря этому, на мой взгляд, здание имеет все шансы стать памятником архитектуры. 

Павильон «Цветы» после реконструкции, 1970-е годы

Думаю, что у павильона есть связь со зданием музея на Воеводина. Мне кажется, что в свое время музей специально реконструировали в созвучии с цветочным магазином: объемно-планировочные решения и композиция фасадов похожи, поэтому «Цветы» должны войти в строгую охранную зону памятника и быть отреставрированы. Лучшая функция для таких объектов — музейная, но, если будет какая-то другая, это тоже неплохо, главное, чтобы вернули исторический внешний вид. Наши бизнесмены еще не до конца понимают значимость исторических вещей, а по сути — это еще один вариант капитализации. Если в ресторане делать ставку не только на повара, который уедет через год после открытия, а еще и на саму историю, то будет только лучше. Историю у здания не отнять, и многим интересно к ней прикоснуться: зайти внутрь, провести там время.

Кто сейчас займется зданием и какие споры по этому поводу были   

Елена Ананьева, заместитель директора музея ИЗО по общим вопросам

В советское время многие инженерные сети соседних зданий проходили через здание музея, поэтому с сотрудниками цветочного магазина мы часто контактировали. Вместе устраняли проблемы, чинили кабель, ремонтировали теплотрассу. У нас с ними завязалась дружба. Так, на наши выставки магазин всегда предоставлял букеты. Теплица, которая выходила на набережную, была с особым температурным режимом, поэтому в любое время года там можно было взять свежие цветы. По-моему, магазин закрылся в 2003 или в 2004 году. Его директор Надежда Ивановна очень переживала, что здание продают, а мы удивлялись, что это возможно, так как считали дом объектом культурного наследия.

В 2008 году здание магазина «Цветы» огородили забором, поставив его вплотную к музею со стороны улицы Малышева. Мы с директором пошли в Департамент строительного надзора и только там выяснили, что это УГМК начинает строительство бизнес-центра рядом с нами. В итоге, бетонным забором они продавили отмостку здания, из-за чего в подвальном этаже стали происходить регулярные затопления. Тогда мы разными способами пытались остановить стройку: обращались к губернатору, писали письма, нанимали экспертов. В УГМК тем временем хотели сократить охранные зоны памятника и заявляли, что южная стена на считается предметом охраны.

Павильон «Цветы», 1980-е годы

Мы были против стройки не только из-за того, что хотели сохранить исторический контекст и условия, при которых объем здания музея будет просматриваться, а потому что любое строительство в этом месте угрожает сохранности здания музея — объекта культурного наследия регионального значения. Еще в конце 1990-х, во время завершения строительства метрополитена со стороны улицы Воеводина прокладывали туннель для ливневой канализации, из-за чего фундамент нашего здания начал проседать, по стенам пошли трещины. В историческом месте неплотный грунт, большой культурный слой, и фундамент не выдерживает даже назначительных изменений. С помощью городских специалистов мы укрепили фасад, и осадка прекратилась, но строительство в этом месте — все равно опасное дело. Музей ИЗО находится в одном из самых старых домов города, на месте с большим уклоном к реке, поэтому здесь лучше не производить никаких работ, тем более впритык к фундаменту. 

В 2008 году грянул кризис, и стройка от УГМК прекратилась. Мы же продолжили нашу политику: ходили на экспертные советы, совещания архитекторов, благодаря чему утвердили охранную зону. Но в 2019 году ее сузили на несколько метров, и сейчас УГМК снова планирует вести работы в павильоне. По последним данным там планируется открытие ресторана. Как сотруднику музея мне бы, конечно, хотелось, чтобы на месте цветочного был музейный комплекс, например, с детским центром. В музее этого не сделать, потому что все пространство занято экспозициями. В сквере в таком случае мог бы разместиться парк скульптур. В это же время, как простой горожанке, мне хочется, чтобы все-таки первичная функция павильона была возвращена. В цветочном магазине еще мы с моим мужем покупали цветы на нашу свадьбу в 1975 году. Для людей моего поколения это место очень значимо само по себе.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: