Вода как элемент городской природной среды

Спустя год ковидного пропуска возвращается к работе мероприятие «Эко-Берег». В рамках X международного архитектурного фестиваля пройдёт научная конференция «Комплексное формирование инфраструктуры прибрежных территорий как ресурс развития городской среды», одним из спикеров которой станет председатель Калининградского отделения Союза архитекторов Пётр Черненко. Мы поговорили с Петром Валерьевичем о прибрежных зонах, фестивале «Эко-Берег», а также выяснили, что является «абсолютным злом» российского градостроительства.

— Уже долгое время вы работаете с городами, территории которых включают в себя околоводные пространства (Волгоград, Калининград). Очевидно, что прибрежные зоны могут быть разными. Расскажите подробнее об особенностях работы архитектора с городами на воде.

— Наиболее компетентно я могу говорить скорее не об архитектуре, а о планировке. Именно это моя основная специальность, потому отвечу с точки зрения градостроителя.

Вода в городе — это элемент природно-экологического каркаса, то есть ресурс. Множество факторов влияет на то, как использовать этот ресурс: от степени развития экономики и общества до конкретных задач, решаемых градостроителем на этой территории

В качестве примера рассмотрим Кёнигсберг — Калининград и протекающую через него реку Преголю (нем. Pregel). С момента основания города река использовалась по разным назначениям: от элемента фортификации в самом начале и до транспортного пути на рубеже XIX–XX веков. Соответственно, и подход к использованию прилегающих к этому объекту территорий в то или иное время был разным. При использовании реки как транспортной магистрали (когда отсутствовали или были недостаточно развиты другие виды грузового транспорта) прибрежные территории логично применялись как складские и производственные пространства. Транспорт, источник воды и канализация рядом — это было хорошо в XIX — начале XX веков для развития раннеиндустриальных производственных зон.

В современных европейских городах (Калининград не исключение) вода — это тоже ресурс, но уже в большей степени средовой, рекреационный. Ровно то же относится к использованию приморских территорий.

— Как известно, Калининград имеет давнюю историю в области парков и околоводных зон — вспомнить хотя бы Зелёный пояс Шнайдера. Сегодня существует несколько проектов осовременивания этой территории, с которыми вы наверняка знакомы. Могли бы вы оценить некоторые их них с точки зрения архитектора-профессионала и простого горожанина?

— Известные мне разработки очень разные по качеству и подходу. Одним из лучших по концепции, на мой взгляд, является проект «Стрелки» по Литовскому валу и сопредельным территориям. Однако для того чтобы эта работа перешла в разряд полноценного проекта, нужно ещё много сделать. Возможно, что при более детальном изучении аспектов пространства (ландшафта, транспорта на смежных территориях, трасс сетей, земельных отношений и прочего) предварительные наработки нужно будет корректировать — и достаточно серьёзно.

Фото-альбом: Стрелка

— В этом году вы являетесь одним из докладчиков на научной конференции в рамках фестиваля «Эко-Берег». Почему выбранная вами тема актуальна?

— Мой доклад посвящён проблемам и особенностям развития городских прибрежных пространств на примере Калининграда, а именно проектов и подходов к изменению назначения двух участков города. Территории слишком разные, единственное сходство — близость к реке. Одна зона — часть бывшей промзоны Кёнигсберга, другая — никогда ранее не используемая по причине сложной геологии и гидрологии. В обоих случаях уже понятно, что перспективное использование будет очень сильно отличаться от того, что было заложено в достаточно прилично подготовленных мастер-планах. Пробую разобраться в причинах этих различий.

Если причины мной определены правильно и при этом необходимость корректировки проектных подходов удастся донести до лиц во власти, принимающих соответствующие решения, то можно будет считать, что проделанная работа была нужной и станет актуальной.

— Согласно программе конференции несколько выступлений посвящены теме общегородского территориального планирования. Как вы сами отмечали в одном из интервью, генеральное планирование — одна из главных проблем российских городов. На ваш взгляд, можно ли изменить ситуацию в этом вопросе в лучшую сторону и какими методами? Такие мероприятия, как «Эко-Берег», положительно влияют на создание генпланов, которые учитывают все особенности города?

— Существующая практика подготовки генеральных планов — это серьёзная проблема для территорий и перспектив их развития и дальнейшего существования. Сегодняшнее территориальное планирование характеризуется необходимостью следования «абсолютному злу» для градостроительства — 44-му федеральному закону — и принятием генплана чиновниками по формальному принципу без учёта логики самого документа, принципов и порядка его подготовки.

Ситуацию можно изменить на федеральном уровне, выведя территориальное планирование, градостроительное зонирование, нормирование градостроительного проектирования из-под действия 44-ФЗ. Добиться небольшого улучшения можно на региональном уровне, производя профессиональную оценку подобной разрабатываемой документации квалифицированными специалистами до подписания актов приёмки с заказчиком.

«Эко-Берег», как и любая площадка, на которой происходит тематическое профессиональное общение, обмен взглядами и опытом, положительно влияет на соответствующие процессы. К сожалению, в части территориального планирования по указанным выше и некоторым другим причинам возможности этого положительного влияния сильно ограничены.

Фото-альбом: Парковое кольцо

— Многие отечественные архитекторы и дизайнеры, занимающиеся развитием городов, честно отмечают, что они обращаются к зарубежному опыту. Возможно ли в вопросе создания прибрежных зон в России ссылаться на то, что делается за границей?

— Оставим за скобками различие в обществе, законодательстве (что важно при реализации проекта) и прочее. Уровень развития экономики у нас с зарубежными странами, скажем так, сопоставимый. Отношение к экологии, среде и человеку в ней декларируется схожее. Поэтому, почему нет?

В Калининграде в этом году прошло два мероприятия, темой которых была вода в городе: «Водная линия: горожане как соавторы изменений городской среды» в мае и «Перспектива. Город у воды» в июне. В первом случае участие принимали датские специалисты, во втором — немецкие. Их примеры, показанные на этих форумах, я включил в свой доклад на «Эко-Береге»: вода в современном городе как рекреационный ресурс — это наша общая с ними история.

— Сегодня представители местной власти в контексте разработки околоводных пространств чаще всего ограничиваются предложением создания гранитных набережных. Есть ли какие-нибудь альтернативные решения в области формирования прибрежных зон, способных сохранить презентабельный вид с течением времени?

— Стоит отметить, что набережная — это узкая полоса вдоль береговой линии, прибрежные (или околоводные) территории — более широкое понятие. Вследствие не совсем точного понимания представителями местной власти прибрежных территорий как явления, каких-либо изменений в вопросе формирования околоводных пространств вообще порой не предусматривается.

Однако если говорить серьёзно, существуют некоторые общие принципы в этом вопросе. Например, появилось понимание, что вода, с берегов которой ушли транспорт и производство, — это элемент городской природной среды. В этом случае околоводные пространства должны представлять собой общегородские территории. Значит, из зон жилой или общественной застройки на прибрежных или прилегающих к ним пространствах должен быть свободный доступ к воде, которому не препятствуют улично-дорожная сеть или что-либо ещё.

Заглавное фото: Виталий Невар // Новый Калининград. URL: https://clck.ru/WwEd2.

Альбом № 1: Дизайн-проект благоустройства общественных пространств Калининграда. Каштановый парк и озеленённая территория на Литовском валу // Стрелка. URL: https://clck.ru/WwEks.

Альбом № 2: Парковое кольцо: концепция комплексного развития городских территорий Калининграда // Парковое кольцо. URL: https://clck.ru/WwEyA.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: