Нижний Новгород — шестой по счету город, куда переехал Александр Карпюк. После родной Евпатории, Симферополя, Запорожья, Киева и Харькова он обосновался в Нижнем, где и решил открыть свой небольшой книжный магазин «Полка». TATLIN поговорил с Александром и узнал, как открыть свое дело в незнакомом городе, почему так важно умение делать книгу модной и желанной и чем хорош долгий монотонный труд.
«У каждого города свой читатель»
- Текст:Ульяна Яковлева, Александр Карпюк23 августа 2018
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
В России понятие «независимый» книжный появилось как противопоставление сетевым книжным магазинам. Знающий читатель уверен, что там он не найдет все последние произведения Поляковой и других слишком популярных авторов. Такие книжные живут и развиваются не только в России. Просто там они не «отделяются» от остальных словом «независимый». В недавно вышедшем «Дневнике книготорговца» Шона Байтелла это описано в очередной раз. Люди просто занимаются книжным делом, хотя также объединяются, чтобы как-то конкурировать с сетевыми и, конечно, Amazon. Любой, кто был в Париже, знает, что там есть улицы с обилием небольших книжных лавок. Но это не значит, что их владельцы считают себя, в отличие от российских, просветителями. Независимые книжные появляются, конечно, из-за отношения к книгам и (в моем случае) желании показать, что бывают и другие книжные.
Независимый книжный имеет роскошную возможность самостоятельно формировать ассортимент, выступать микроцензором/санитаром чтения/кем угодно, чтобы показать людям, насколько веселым и интересным может быть умное чтение.
Со времен студенчества мы с одногруппниками думали о создании любимого душевного места. Мы не всегда представляли это как книжный, но точно знали, что владелец должен разговаривать с гостями, само место должно быть с характером, традициями, не таким, как остальные. Когда я жил в Киеве, то однажды попал в чудесный «Чулан». Основатели не называют себя «независимыми», но именно там я увидел, что книжный ассортимент может быть тщательным, каждая книга — интересной. В отличие от сетевых, где тебе приходится «просеивать» сотни изданий, чтобы найти то, что нужно. Когда мы приехали в Нижний, то я думал, что независимый книжный здесь давно есть. Ведь почти все издательства находятся в Москве и Санкт-Петербурге, а Нижний — город-миллионник, поэтому спрос должен быть. Все, кажется, способствовало этому, но, как оказалось, нет.
Я решил заняться книжным делом, чтобы приносить пользу. Уже около десяти лет я так или иначе занят в журналистике, но четыре года назад, когда новости буквально сводили с ума людей, я понял, что нужно отойти от новостного формата хотя бы на какое-то время и заняться теми источниками информации, которые: а) помогут людям критически мыслить; б) смогут вдохновлять, а не вгонять в депрессию; в) будут общедоступны, приятны и полезны. Все это — книги. Поэтому «Полка» изначально задумывалась как просветительский проект.
Сначала я искал в Нижнем журналистскую или околожурналистскую работу, но все было очень плохо. Либо я не подходил, так как издания, в которых мне приходилось трудиться ранее, были известны в/на Украине, либо условия оказывались очень грустными. В один из дней прекрасная Эмилия Новрузова (тогда она была выпускающим редактором в РБК) посоветовала обратиться к Дмитрию Кузину. В то время он руководил одним из хостелов, и я пришел к нему с идеей о небольшом необычном книжном. Он согласился на это спонтанное предложение.
Но если бы я тогда знал, во что «вляпался», лишний раз бы подумал.
Оглядываясь назад я удивляюсь — как мы не закрылись через месяц и как благодарные читатели вообще попадали к нам. Поэтому историю «Полки» уже хотя бы из-за этих двух риторических вопросов можно считать большим Чудом. До открытия собственного магазина мне никогда не приходилось заниматься книгами, работать с издательствами, я не знал, как формировать ассортимент и много чего другого.
В самом начале я уперто решил, что в первую очередь нужно привозить книги независимых издательств, которые плохо или вовсе не представлены в Нижнем. Помню, как составил список с адресами и начал штурмовать редакции. Кажется, ответили все или почти все. Многие были рады сотрудничеству и подтверждали: в Нижнем они представлены очень слабо. Книги я отбирал на свое усмотрение и благодаря топам продаж других независимых книжных. Я очень благодарен коллегам за то, что они отвечали на мои, возможно, идиотские вопросы, помогали, терпели и даже советовали. Особую благодарность хотелось бы выразить Google, который практически с первого дня заставляет меня чувствовать глупым, ведь я многого не знаю.
Со временем отбор книг, конечно, немного изменился — я лучше узнал основных книжных читателей Нижнего, понял, что им может понравиться. Например, у нас почти не было художественной литературы, так как я считал, что почти все можно найти в сетевых. Оказалось, нет, поэтому со временем ассортимент «Полки» был расширен.
Мне кажется, что при выборе книг для реализации каждый ориентируется как на личный вкус, так и следит за новинками, рейтингами — иными словами, «готовит коктейль» из этих составляющих. Единственное, я отнюдь не всегда ориентируюсь на просьбы посетителей, иначе бы «Полка» повторила судьбу «Истории одного торгового предприятия» Чехова. Главный герой рассказа с энтузиазмом открыл книжный, но никто у него ничего не покупал. Со временем герой стал прислушиваться к желаниям заходящих. Итог — магазин начал продавать все подряд, а о книгах благополучно забыли. Я согласен с мыслью, что заниматься нужно теми книгами, которые тебе нравятся, но и не учитывать желания читателей тоже было бы странно. Одна из главных особенностей «Полки» как раз в том, что я часто нахожу людям книги и даже выступаю помощником в выборе книжных подарков.
Сначала все казалось простым, а на третьем году существования дела стало ясно, насколько это трудно, хоть и дико увлекательно.
Одна из «болезней» российских регионов — желание сравнивать все с Москвой или Санкт-Петербургом. Если кто-то из читателей захочет заняться чем-то подобным, вот мой первый и самый важный совет: забудьте про столичный опыт. Это связано не только с тем, что в Москве раз в десять больше людей, но и с тем, что у каждого города есть свой читатель. Если посмотреть на топы продаж в региональных независимых книжных, то они будут везде разными. Значит, точно не нужно равняться на других. Спрашивать советы у коллег, узнавать контакты издательств — да, но точно не пытаться приживить столичную схему в регионах. Что касается вдохновения, то первым был, конечно, «Чулан», лишь затем я узнал о «Фаланстере». Последний, безусловно, стал стимулом для других региональных книжных тружеников.
Я считаю, что успешный книжный можно создать, не прибегая к дополнительным развлекательно-просветительским форматам. Кстати, в нынешнем состоянии «Полка» лишена возможности проводить большие события. Максимум — лекции для 10-15 человек. Но, повторюсь, все реально. Только для этого нужно: а) лет 5–10 монотонного и верного труда; б) умение делать книгу модной и желанной (медиасобытием, если угодно); в) жить этим.
Книжный магазин «Полка» находится по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 48, 2 этаж. Магазин работает С 12 до 20 (кроме воскресенья).
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: