Позволено ли сегодня архитектору быть смелым? Может ли
архитектура существовать без концепции и страсти? Если ты делаешь плохо,
означает ли, что ты плохой специалист? В своем эссе молодой архитектор Анна
Манзарова задается множеством вопросов, на которые старается найти ответ — на
редкость искренне, не боясь рассуждений вслух.
Наш новый герой — не перестающая искать, исследовать и
пробовать выпускница Самарской Архитектурной школы, а также реставрационного
курса Института Искусств и Реставрации Palazzo Spinelli (Флоренция). Кроме того,
Анна проходила стажировку в Тбилисском бюро Archicollegium и участвовала в
совместном проекте бюро «8 линий» и КБ Стрелка.
«Не уверена, что обладаю достаточно
твердой позицией, чтобы писать манифесты про архитектуру, заявлять о чем-то —
тем более, но мне есть, о чем написать.
Больше хочется написать про архитектора, чем
про архитектуру, потому что я чувствую эту тему более живой и какой-то немного
хромающей. Не умею приводить в текстах крепкие цитаты, и на самом деле, любое
эссе или манифест, на мой взгляд, совершенно не про это.
В этом эссе хотелось бы обойтись без
дипломатии, обрести смелость и извлечь из себя то, что варилось во мне какое-то
время.
Из чего вырастает архитектор — в общем и
целом для меня так и осталось загадкой, но существует одно очень важное происшествие,
обстоятельство, с которым трудно спорить — это учитель, человек, который может
появиться не сразу, а спустя какое-то длительное время. Серьезность этого
обстоятельства порой, на мой взгляд, стоит выше, чем талант или трудолюбие.
Есть еще один нюанс — мысль, которую я услышала где-то, и она с тех пор мне
очень нравится, что учителем может быть и ребенок. Речь идет не о том, что это
просто, глупо и доступно каждому, а о том, насколько вы восприимчивы к миру и
людям. Вам может повезти с учителем, но вы так ничему и не научитесь — какая же
это распространенная и грустная ситуация. Поэтому, первая мысль, которая
приходит ко мне — про умение видеть и слышать, впитывать и виртуозно (а может и
не очень) интерпретировать. Однако, влияние, которое остается от первого
учителя не спрячешь. И мне кажется таким неправильным, что многие преподаватели
этого не хотят понимать. Мне кажется, сейчас существуют две крайности — тебе
могут позволить делать всё, что вздумается, или же тебе будет предоставлена
узкая дорожка в рамках определенного стиля/направления/еще-чего-угодно. В таком
случае, у обучения нет цели увидеть твои лучшие стороны и показать тебе, что ты
можешь быть лучше. Смешно, но похожий подход я часто наблюдаю в медицине. Чаще
хирург будет настойчиво следовать протоколу, отказываясь видеть индивидуальные
качества пациента, не осознавая, порой, каким грубым решением это может стать и
какие последствия ждут человека, который окажется под его скальпелем.
Я видела достаточно глухих и слепых к
важным вещам людей и мне страшно подумать, какими они могли бы стать
архитекторами. Под важными вещами я не имею ввиду "практические" вещи, здесь
они мне совершенно неинтересны.
Еще одна, не дающая мне покоя мысль, —
про страсть. Страсть — это то, что определяет концепцию и дальнейшую жизнь
того, что вы делаете. Без концепции архитектура есть или ее нет? А без страсти?
Распространено молчаливое мнение, что задача определяет цель, а проще говоря, архитектура
— это то, что нас попросили спроектировать. Нужно помнить, что проектировать
нас просят определенные, вовсе не воздушные вещи. Мы должны подходить осознанно
к проектированию любой стены, чтобы она еще и не выбрасывала в воздух карбон,
накапливала солнечную энергию, использовала повторно воду, которая по ней
стекает, а вот этот уголок — чистый формализм, не имеющий никакого смысла,
давайте его уберем. Я очень за, но разве мы говорим об архитектуре, когда
обсуждаем такие вещи? И да, и нет.
Функционалисты раздерут меня на части,
если я скажу только «нет». Я училась с ребятами, которые свято верят в
функционализм. Мой учитель живет рука об руку с функционализмом всю жизнь. Я
уважаю этот подход, и, на мой взгляд, — это прекрасный пример, когда имея
различные точки зрения, люди относятся друг к другу с любовью. Однако мне трудно
согласиться с идеей того, что нельзя делать бессмысленные вещи, даже если они
красивые. Я люблю красивую бессмыслицу и глубоко уверена, что бывают ситуации,
в которых бессмысленные красивые вещи имеют больше смысла, чем что-то полезное,
правильное, осознанное и умное.
«Гипсовый эксперимент»
То, что происходит — архитектор не
принадлежит своей идее, идея не принадлежит ему. Гении здесь не нужны. Архитектор
обязан искать компромисс безостановочно, а сегодня компромиссы превратились в
требования. Нет исключений — архитектор сегодняшнего дня не имеет право на ошибку. Делать
нужно быстро, хладнокровно, точно — как хирург, иначе вряд ли найдешь работу в
хорошем бюро. Все это говорю с плохо скрываемой иронией, потому что "работа в
хорошем бюро" — это мантра, которую повторяют студенты-архитекторы, молодые
архитекторы друг другу и своим родителям. Чаще всего речь идет о деньгах и
престиже. О карьерной, упаси боже, лестнице и погоне за славой.
Слушая и читая истории о стажировках в
мировых бюро-гигантах, про жуткую конкуренцию и обмороках от переработки, я не
вдохновляюсь на новые свершения — меня тошнит.
Не потому, что я боюсь конкуренции
или тяжелой работы — поверьте, упорно работать в том, что тебе нравится, не
самое большое страдание. Тошнит меня просто потому, что я не вижу в этом ничего
хорошего. Я не могу назвать это страстью к работе. Это страсть к борьбе, а не к
творчеству. Это стремление быть лучшим, но не быть радостным и воодушевленным
от того, что сделал.
Что делать архитектору, да и любому
человеку, который делает дурацкие, странные вещи и рад этому? От таких людей
любят отворачиваться со словами о том, что ему стоит пересмотреть свои взгляды.
По негласному правилу, вы не можете быть немного неточным, потому что ваша ответственность
чрезвычайно высока — даже если это не так, вас заставят думать таким образом из
солидарности к долгу профессии или что-то в этом духе, а какая-то масса людей
активно поддерживает эту легенду. Складывается парадоксальное впечатление, что
боишься позволить себе быть чуть смелее.
Позволено ли сегодня архитектору быть
смелым? Предлагать что-то несовершенное, дурацкое, непродуманное, нелепое,
немного неисполнимое и даже невозможное? Быть, например, как Ритвельд, который,
проектируя здание академии, названной его же именем, стремился создать новый
вид пространства, а не надежную крышу, которая много лет подряд протекала? И
почему мировая слава Корбюзье затмила инцидент с мадам Савой, которая
жаловалась на протекающую крышу своей роскошной виллы и грозила архитектору
судебными исками?
Хочу заметить, что это сомнение приходит
не всегда извне. Часто вижу и чувствую, как сложно высказывать идею.
Очень легко пойти по пути: "Вы ничего не
понимаете, я лучше сложу это в стол", и чаще всего то, что можно принять за
высокомерие, складывается от непонимания своей же идеи, невозможности ее
описать.
Искать компромисс — это хорошо, но почему
в поисках компромисса любой творец (я отказываюсь воспринимать архитектора как
инструмент для переработки ГОСТов и СНИПов) чаще находит компромисс с самим
собой, чем с окружающими? Это не призыв проектировать здания без эвакуационных
выходов, колонн, балок и остальных необходимых вещей, но смысл, все же, состоит
не в них. Я скорее верю в то, что смысл состоит в том, какую жизнь вы вдыхаете
в то, что создаете. Если вы думаете только о том, где лучше расположить
незадымляемую лестницу — я вас поздравлю с тем, что вы хороший планировщик. Но
вы не имеете права называться архитектором, если у вас нет цели вдохнуть в
здание впечатление, искру, в конце концов — жизнь. Речь идет не только о
зданиях. Все, что вы делаете настолько сильно сотрясает воздух, что вы не
можете сказать, что делаете ерунду! Прекратите думать о том, что никто не узнает,
что вы что-то сделали плохо! А если и делаете — не бойтесь это признавать.
Делать иногда плохо — не значит быть плохим архитектором. Если только не
планируете продолжать в том же духе.
Подходя с другой стороны, истинное
удовольствие я получаю тогда, когда вижу самодельную архитектуру. Вещи, о
которых "настоящие" архитекторы стараются не думать — все самое запретное и
неправильное — то, что люди с любовью и небрежностью выстраивают на своих
дачах, в своих квартирах. Не считаю, что на это стоит равняться, но это опять
про умение видеть и слышать, а еще — чувствовать. И как же необычно знать, что "профессионалы" не в состоянии этого сделать. Это все равно, что стучать по
дереву, которое высохло.
Я не чувствую сейчас, что я какая-то
другая, что хорошо интерпретирую, делаю, но мне кажется — раз ко мне пришло
осознание, это уже неплохое начало. Вдыхать жизнь, быть гибким, перестать
стесняться, экспериментировать, интерпретировать, переворачивать и предлагать,
соглашаться и спорить, позволить себе быть немножко дурацким и неправильным, но
обретать силу, когда ответственность решит ложиться на ваши плечи»