Социально-педагогический проект «Орлёнка»

Период становления «Орлёнка» все дальше уходит в прошлое, становится историей. Тем не менее именно в первые десятилетия существования «Орлёнка» педагогами и архитекторами была создана уникальная образовательная среда детского лагеря, которую сегодня можно назвать эталонной. Более того, ключевые элементы этой среды — архитектурный комплекс, особая культурная практика воспитания подростков в условиях временного детского коллектива (впоследствии ее назовут орлятской методикой) — работают и сегодня, реализуя идею совместной жизнедеятельности и творчества с активным эмоциональным соучастием детей и взрослых, заложенную в 1960-х.

Неудивительно, что к этому периоду как к «золотому веку» орлятской педагогики обращаются современные исследователи педагогики каникул. «Оттепельный» период истории СССР в архитектуре дал начало советскому модернизму, в педагогике — гуманистическим практикам воспитания. Эти две линии удивительным образом совпали в «Орлёнке». Интересно, что педагогические и архитектурные корни «Орлёнка» совпали еще и географически: проектировали лагерь архитекторы Ленинградского зонального научно-исследовательского и проектного института типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий. Методика коллективного творческого воспитания, ставшая ядром педагогической системы «Орлёнка», была разработана ленинградскими педагогами. Период становления «Орлёнка» как особой социально-педагогической системы (1960-е годы) можно условно назвать «коммуной орлят». Почему коммуна? Здесь не обойтись без небольшого экскурса в историю.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов талантливыми педагогами Игорем Ивановым, Людмилой Борисовой и Фаиной Шапиро была создана «Коммуна юных фрунзенцев» (КЮФ) — сообщество вожатых и пионерского актива, сложившееся на базе Дома пионеров Фрунзенского района Ленинграда. Структурно коммуна представляла собой комсомольско-пионерскую дружину, включавшую в себя 30 звеньев (по числу школ), состоявших из 10–15 активистов. В основу деятельности коммуны была положена разработанная методика коллективной организаторской деятельности. Ее суть заключалась в организации совместной деятельности взрослых и детей, направленной на общую коллективную заботу об окружающих людях, а способом этой заботы выступало коллективное творчество.

Деятельность Фрунзенской коммуны была попыткой перезагрузки деятельности пионерской организации, которая к этому времени в школах стала очень формализованной, ушел дух романтики, исчезли готовность бескорыстной помощи ближнему, самодеятельность и творчество. Симон Соловейчик писал о КЮФе: «В Коммуне не изобрели пороха; просто здесь взрослые, которые работают с ребятами, умеют до конца использовать те принципы, которые открыты советскими воспитателями, пионерской организацией. Но там, где иные ограничиваются лишь провозглашением принципов или, начиная претворять в жизнь, останавливаются на полдороге, испугавшись “как бы чего не вышло”, там коммунары идут до конца»1. Деятельность КЮФа получила широкое распространение в стране, вызвав интерес и живой отклик как со стороны ЦК ВЛКСМ2, так и у обычных учителей, вожатых, педагогов. Уникальный опыт Фрунзенской коммуны заинтересовал и руководство «Орлёнка». В начале 1960-х в лагере сложился замечательный коллектив единомышленников разных профессий из Москвы, Волгограда, Челябинска, Петрозаводска, Липецка, Новосибирска и других городов3. Вот несколько имен вожатых «Орлёнка» 1960-х годов: Олег Газман, Виктор Слободчиков, Анатолий Мудрик. Впоследствии все они — выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие гуманистической педагогики, человекоцентрированного подхода к воспитанию детей и подростков. О. Газман — автор концепции педагогической поддержки ребенка в образовании, доктор педагогических наук. А. Мудрик — основоположник научной школы социального воспитания в контексте социализации, доктор педагогических наук. В. Слободчиков — основоположник психологической антропологии, доктор психологических наук. 

Идеи и технологию коллективного творческого воспитания в «Орлёнок» из Ленинграда привезли представители Коммуны юных фрунзенцев — Ирина Леонова, Виктор Малов и Любовь Балашкова. Именно они в 1962 году были вожатыми отряда комсомольцев-старшеклассников, в котором было семь ребят-коммунаров из КЮФа. Это была своеобразная проба пера: как сделать в детском лагере жизнь по-коммунарски? Опыт удался, и в 1963-м в ЦК ВЛКСМ было принято решение4 о проведении в «Орлёнке» первого Всесоюзного сбора комсомольцев-школьников. В нем приняли участие 500 человек — комсомольский актив школ СССР, ребята из Коммуны юных фрунзенцев, вожатые-коммунары. Успех сбора был ошеломительным: благодаря ему о коммунарстве узнала вся страна, в школах создавались секции юных коммунаров, появлялись спутники КЮФа. В «Орлёнке» родилось понимание важности и нужности работы не только с пионерами, но и со старшеклассниками-комсомольцами. После этого сбора в «Орлёнке» стали регулярно проводиться крупные всероссийские и всесоюзные слеты, фестивали, программы различной тематики (комсомольский актив школ страны, члены ученических производственных бригад, победители физических, химических, математических олимпиад и др.).

Фото-альбом: 1

Конечно, все это случилось благодаря заинтересованности и вниманию Алисы Дебольской, начальника управления «Орлёнка» 1963–1966 годов, удивительной женщины, которую сотрудники и дети называли «орлятской мамой». Алиса Фёдоровна сумела распознать инновационный и гуманистический характер коллективного творческого воспитания, собрать в «Орлёнке» замечательную педагогическую команду, поддерживала талантливых людей, приглашала выдающихся специалистов своего дела — поэтов, композиторов, космонавтов, ученых из московских, ленинградских университетов, Академии наук, новосибирского Академгородка в гости к орлятам. А еще посещала все педагогические планерки, лагерные дела, вникала в каждую деталь. Умела выстроить конструктивный диалог с ребенком, с вожатым, с инструкторами из ЦК ВЛКСМ. А. Мудрик, в 1963 году вожатый «Орлёнка», называет Алису Дебольскую создательницей «Орлёнка», сотворившей в лагере «ситуацию успеха как для вожатых, так и для ребят, в которой каждый ощущал себя нужным, ценным, талантливым, эффективным»5. В этот период педагогический коллектив лагеря создает «идейные основы и инструменты практического гуманизма»6 — законы и традиции, песни и девизы.

В это же время над проектом под названием «Орлёнок» трудилась еще одна большая команда — коллектив архитекторов и инженеров ЛенЗНИИЭПа. Душой этого коллектива был Леонид Гальперин. Леонид Гальперин — участник Великой Отечественной войны. Он прошел всю войну от Ладоги до Берлина. С первых дней оказался на Ленинградском фронте. Командовал подразделением военно-дорожных войск на Ладожском озере и принимал непосредственное участие в строительстве военно-автомобильной Дороги жизни. Рота Гальперина была на самом сложном участке тридцатикилометровой трассы. Он рассказывал, что на льду Ладожского озера мечтал о сооружении дворцов для детей7. Судьба подарила ему эту возможность. 

Фото-альбом: 2

Постепенно вырастал модернистский ансамбль «Орлёнка»: палаточный лагерь «Солнечный», приемный корпус, дружина «Звёздная», дружина «Стремительная». Орлята регулярно проводили разведку интересных дел. «Разведчики», пробегая по лагерю, искали «объекты социальной заботы». Часто эти поиски приводили их на стройку. Ребята расчищали площадки под строительство зданий, убирали помещения после отделочных работ, складывали кирпичи. Эта работа рождала чувство взрослости и сопричастности к Всероссийской ударной комсомольской стройке. Появлению новых зданий радовались и взрослые, и дети.

«Здравствуйте, дорогая орлятская мама, Алиса Фёдоровна! — пишет в «Орлёнок» Лида Сахарова из Горловки, — сейчас у вас “детей” больше, ведь уже появился на свет “Стремительный”. Поздравляю вас и весь вожатский коллектив с рождением третьего сына, а всех орлят с рождением третьего брата! Очень хочется взглянуть на него! Алиса Фёдоровна! Я вас очень прошу выслать вид “Стремительного”. Очень-очень. Поздравьте всех орлят от имени орлят-горловчан».

Фото-альбом: 3

Модернистская архитектура начинала «работать» не только функционально, но и содержательно с самого начала приезда ребенка в «Орлёнок», погружая его в особое жизненное пространство. Заезд в приемном корпусе, прохождение череды внешних трансформаций и предвкушение чего-то необычного, которое оправдывалось уже на выходе: ребенок выходит из неожиданно «выросшего» здания, рассматривает монументальное панно, посвященное герою гражданской войны Орлёнку, удивляется совсем молодым вожатым, которые просят называть их на «ты» и по имени. Это первое, еще неосознанное, неосмысленное ощущение доброжелательной открытости и поддержки подкрепляется внешним обликом дружины, куда попал ребенок (будь это палатки «Солнечного» или корпус «Звёздного»), вниманием и заботой вожатского коллектива, законами и традициями лагеря, с которыми ребенок не просто знакомится в начале смены, а обсуждает и принимает их вместе с отрядом и с вожатыми. Это коллективная договоренность о том, что по этим законам и традициям детско-взрослое сообщество будет жить в течение всей смены. А как именно жить, что делать — в течение всей смены так же в диалоге, обмене мнениями будут решать сами ребята. И воплощать свои решения в жизнь. Так синтез архитектуры и педагогики способствовал раскрытию ребенка, проявлению самых лучших его качеств.

Идеи коммунарского движения, его искренность, открытость, коллективное творчество, забота о людях хронологически и содержательно совпали с принципами модернистской архитектуры, воплощенной в «Орлёнке», — простотой, открытостью и функциональностью. А. Мудрик назвал воспитательную практику, созданную в «Орлёнке» в 1963–1966 годы нетоталитарной, то есть «номинально не противоречащей ортодоксальным постулатам марксистско-ленинской педагогики, но по сути предлагающей пути создания благоприятных условий для развития личности…»8. Вместе с тем он отмечал, что «Орлёнок» «не только не вписывался в советскую культуру и советскую систему воспитания, а прямо-таки бросал им вызов»9.

Изначально ЦК ВЛКСМ поддерживал идеи руководства и педагогического коллектива «Орлёнка»10. Но затем ситуация изменилась: в комсомоле самым серьезным образом были обеспокоены расширяющимся коммунарским движением, увидев в нем альтернативу пионерии и комсомолу. Поэтому последовало официальное отторжение коммунарства. Постепенно стали закрываться коммунарские клубы, был закрыт Всесоюзный клуб юных коммунаров в «Комсомольской правде», и к 1966 году коммунарское движение превратилось в вещь в себе11. Вся эта ситуация не могла не отразиться на «Орлёнке» — одном из главных носителей идей коммунарства. Кроме того, из ЦК ВЛКСМ ушли поддерживающие «Орлёнок» Любовь Балясная и Евгения Соболева. Любовь Балашкова, вспоминая этот драматичный этап истории «Орлёнка», писала: «Разгоряченные широчайшими возможностями проявить способности юности, мы не заметили надвигающегося “холода”, хотя “наверху” заинтересованность разобраться с “Орлёнком” назревала с первых успешных всесоюзных сборов Клуба юных коммунаров. И, разворошив улей “трудящихся пчел”, товарищи из партии решили: а не много ли орлята на себя взяли во главе с начальником Дебольской А. Ф.?»12 Итогом стало постановление ЦК ВЛКСМ «О серьезных недостатках в воспитательной деятельности лагеря “Орлёнок”» и последовавшая за этим смена руководства лагеря. «Нас ведь убили тогда, в 1966 году», — сказала впоследствии Алиса Дебольская, выступая на пленарной сессии конференции, проходившей в «Орлёнке» в 2003 году.

Казалось, что с педагогикой общей заботы, коллективной творческой деятельностью и самоуправлением было покончено. В начале 1970-х в лагере появляются элементы формальной, «мероприятийной» педагогики, большое количество массовых мероприятий в ущерб внимания к каждому ребенку. И тем не менее «Орлёнок» оставался «Орлёнком», потому что энергия педагогического коллектива 1963–1966 годов, страстное желание сделать жизнь каждого ребенка в коллективе осмысленной, интересной, творческой передавалась следующим поколениям вожатых, педагогов. Сотрудничество, поддержка, честность, диалог, инициатива, творчество, самоорганизация были для взрослых не просто словами. Они не играли с детьми в гуманизм и самоуправление, они так жили. Личность ребенка по-прежнему находилась в центре орлятского мироздания.

Фото-альбом: 4

Это давало силы отстаивать свои принципы и в сложившихся обстоятельствах искать баланс массовых, коллективных и индивидуальных форм воспитательной работы13. Методика коллективной творческой деятельности, идеи воспитания личности ребенка через коллектив сохранялись в неформальном виде, передавались «из рук в руки» благодаря оставшимся «старым» педагогам, сохранялись в символическом пространстве лагеря — законах, традициях, песенной культуре. Кроме того, гуманистические смыслы, сотворчество и содружество, заложенные командой Алисы Дебольской, поддерживала и транслировала архитектура «Орлёнка», которая в 1970–1980-е годы становится более сложной, многоплановой, метафоричной, помогая создавать пространство познавательной активности ребенка.

Педагогика и архитектура «Орлёнка» — два ключевых элемента его образовательной среды. С момента создания лагеря они определили его содержательный и визуальный облик. Педагоги и архитекторы «Орлёнка» воплощали в жизнь идеалы гуманистической педагогики общей заботы, гармонию интересов личности и общества. Их творческая энергия, которая ощущается в «Орлёнке» и сегодня, вдохновила на создание этой книги.


1. Соловейчик С. Л. Фрунзенская коммуна // «Комсомольская правда» от 10 января 1962 года. Симон Львович Соловейчик — журналист, писатель, филолог. Идеолог педагогики сотрудничества, один из организаторов коммунарского движения 1960-х годов, родительского, учительского движения. Автор книг «Педагогика для всех», «Учение с увлечением», «Воспитание по Иванову» и многих других. Создатель газеты «Первое сентября».

2. ЦК ВЛКСМ — Центральный комитет Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи — высший орган комсомола в промежутках между съездами ВЛКСМ. Крупнейшие советские лагеря «Артек» и «Орлёнок» находились в ведении ЦК ВЛКСМ.

3. Газман О. С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере: из опыта работы Всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок». М., 1982. С. 4.

4. Любовь Кузьминична Балясная (1927–2021) — секретарь ЦК ВЛКСМ, председатель Центрального совета Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина в 1958–1964 годах, заместитель министра просвещения РСФСР в 1964–1987 годах; Евгения Николаевна Соболева — инструктор ЦК ВЛКСМ, курировавшая в 1960-х работу Всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок» и Всесоюзного пионерского лагеря «Артек».

5. Мудрик А. В. Три года, породившие легенду // Педагогический вестник. 2008. № 5. С. 9.

6. Куприянов Б. В. Коммунарская легенда «Орлёнка» // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 4. С. 13.

7. Исаченко В. Г. Зодчие Санкт-Петербурга XVIII–XX веков. М.: Центрполиграф, 2010. С. 251.

8. Мудрик А. В. Три года, породившие легенду // Педагогический вестник. 2008. № 5. С. 9.

9. Мудрик А. В. Там же.

10. Балашкова Л. А. Истины ради // Ориентир: журнал для действующих педагогов. 2011. № 1. С. 35.

11. Богуславский М. Как жить коммунарству? // «Учительская газета» от 24 сентября 1988 года.

12. Балашкова Л. А. Там же. С. 36.

13. Газман О. С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере: из опыта работы Всероссийского пионерского лагеря «Орлёнок». М., 1982. С. 92.


Обложка статьи: мероприятие в лагере «Орлёнок»

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: