Севастопольский колорит

После Великой Отечественной войны 1941–1945-х годов началось масштабное восстановление Севастополя. С 1922 года его главным архитектором был М.А. Врангель, выпускник Петербургского института гражданских инженеров. К 1933 году он выстроил Жилой комбинат № 1 и начал разрабатывать первый советский генеральный план, но в 1938 году был репрессирован. Новый образ Севастополя и других разрушенных городов видные зодчие начали искать задолго до окончания боевых действий, не представляя степень утрат. 

М.Я. Гинзбург предложил разместить новый центр Севастополя как компактный «остров», окружённый зелёными зонами в оврагах и лентой периферийной застройки (1943). Отвлечённую фантазию представлял и первоначальный эскиз Г.Б. Бархина (1944), напоминавший проект планировки Петербурга Ж.-Б. Леблона (1717). Далее Бархин разработал более прагматичную концепцию, положенную в основу предварительно утверждённого проекта (1945). Однако в ходе обследования Севастополя (1947–1949) этот проект был приближен к реальности на основе геодезической съёмки, проведённой под руководством инженера В.М. Глушкова, «…выяснилось, что десятки и даже сотни общественных и жилых зданий, в том числе построенных ещё до Крымской войны, несмотря на значительные повреждения, представляют большую историческую, материальную и архитектурную ценность. Частично сохранились подземные инженерные сети и сооружения — магистральные водопроводы и система канализационных коллекторов, проложенных ввиду сложного рельефа глубоко под землёй».

Жилой дом, ул. Ленина, 14

С 1945 года главным архитектором города стал Ю.А. Траутман, выпускник Ленинградского инженерно-строительного института (с 1948 года — главный архитектор Ашхабада, с 1952-го — Владивостока). Его соученик В.М. Артюхов стал заместителем этого и ряда других главных архитекторов. Был принят к реализации генеральный план, разработанный Артюховым (1949), близкий к сегодняшней планировке с исторически сложившемся «Большим кольцом» (проспект Нахимова, улицы Ленина и Большая Морская). В отличие от 112 тысяч жителей, население должно было вырасти до 200 тысяч. При этом речь шла об уменьшении плотности застройки (не более 400 чел./га). В детализацию уникальной планировки много внесли В.П. Щербинина и К.В. Бутова. В 1948–1950-х годах курировал восстановление Севастополя Л.М. Поляков, один из руководителей Комитета по строительству и архитектуре СССР, сторонник классической стилистики города. В 1950–1952-х его сменил А.В. Арефьев, их идеи поддержал С.П. Тутученко, ту же концепцию проводил в жизнь и В.П. Мелик-Парсаданов (в 1959–1960-х годах — главный архитектор Севастополя, а далее — Крыма), с 1982 года её сохранил А.И. Баглей. 

Главным направлением поисков всех зодчих стали образы Петербурга эпохи классицизма. 

Тем самым античные мотивы, сложившиеся в горной местности Древней Греции, воспринятые римлянами и далее интерпретированные в условиях равнинной застройки европейских городов, вернулись к своим ландшафтным первоистокам. И это привело к уникальному художественному результату — городской застройке с типично южными внутриквартальными двориками в центре и напоминающей города-сады периферии.

Синопская лестница

Решение использовать сохранившиеся фундаменты довоенных домов сделало трудным расширение даже главных улиц. Между домами, фиксирующими углы кварталов, были сделаны разрывы и парадные дворы-курдонеры, открывающие вид на дома, выстроенные выше или ниже по склонам. Стоящие по красным линиям здания были ограничены по высоте половиной ширины улицы (примерно, не выше 13 метров по карнизу, т.е. три — максимум четыре этажа). Гигантские, монументальные и симметричные по композиции ансамбли здесь не могли быть реализованы. От этого город только выиграл, сохранив живописность морского берега, изрезанного многочисленными бухтами.

Уникальный темп восстановлению Севастополя придал лично Сталин, посетивший город в 1948 году и наметивший срок в четыре года. Многие солдаты и матросы были брошены на строительство, где также работали военнопленные. 

В город съехались молодые архитекторы, окончившие не только московские и ленинградские, но и другие вузы: В.П. Мелик-Парсаданов, его жена и коллега М.И. Мелик-Парсаданова — из Баку; одессит А.Л. Шеффер, учившийся в Московском архитектурном институте; З.А. Серапионов из Узбекистана… Все они получили возможность стремительного творческого роста. Их проекты сразу шли в дело, несмотря на конкуренцию с маститыми зодчими: А.И. Гегелло, Л.Н. Павловым, М.П. Парусниковым, Л.М. Поляковым, Е.Н. Стамо и др. Как и в случае с планировкой города, в архитектуре конкретных домов победила реалистичность, а не ложная монументальность. Высокая этажность отпала из-за опасности землетрясений. Дома имели лоджии, балконы, черепичные кровли, утраченные сейчас, отчего во многом потерян местный колорит.

Полуротонда, пл. Суворова

В архитектуре центра Севастополя до сих пор чувствуется творческий почерк разных авторов, хотя в её функциональной основе — типовые проекты. Жилые секции, в основном, с 2-х и 3-комнатными квартирами со всеми удобствами и с дровяными печами. Оригинальны же в них угловые элементы и своеобразна детализация фасадов с наружной облицовкой из резного белого камня. Ключевое место в центральном ансамбле города, на площади Адмирала Лазарева, заняло здание кораблестроительного ЦКБ «Черноморец», увенчанное ротондой (ул. Б. Морская, 1), спроектированное Л.Н. Павловым, с правильным ионическим ордером и башней-ротондой с необычными, расширяющимися кверху колоннами (аллюзия на крито-микенские аналоги). Он же спроектировал также ряд жилых домов в начале проспекта Нихимова, на Б. Морской улице и улице Генерала Петрова, задавшие тон всей застройке.

Важное место в архитектуре Б. Морской улицы занимает квартал № 26, спроектированный В.П. Мелик-Парсадановым как целостный ансамбль. Примечательна сохранившаяся первоначальная планировка Жилого комбината № 1, реконструированного А.С. Уразовым, А.М. Хабенским и С.М. Эстриным вместе с многими другими большими кварталами. В Севастополе есть и привычные по компоновке, строго симметричные, поставленные среди фасадной застройки улиц кинотеатры на ул. Ленина и Б. Морской, Клуб строителей, Драматический театр, гостиница «Севастополь». На их фоне выделяются более живописные композиции зданий Матросского клуба и Городской библиотеки, имеющие чисто севастопольский колорит. Характерно, что их фасады, как и почти вся застройка площадей города, асимметричны, а венчающие башни поставлены не по оси главных фасадов, а на углах — в створе улиц.

Гостиница «Севастополь», пр. Нахимова, 8

В отличие от равнинных городов — Москвы, Ленинграда, Минска и др. — классическая архитектура Севастополя не рассчитана на «осевое» восприятие, типичное для послевоенного «триумфализма». В этом городе все рассчитано на динамику движения по улицам, которые идут вдоль склона, а поперёк устроены улицы-лестницы, есть и диагональные «спуски» с центрального холма, отчего с каждой новой точки открывается новый вид. Навеянные античностью образы памятника Затопленным кораблям, «Башни ветров» (устроенной для вентиляции несохранившейся Морской библиотеки), реставрированных А.Л. Шеффером, здания Панорамы обороны Севастополя, реставрированного В.П. Петропавловским, колоннады Графской пристани, стали визитной карточкой Севастополя, как и воссозданные или прошедшие реконструкцию: костел Св. Климента папы Римского (кинотеатр), Покровский собор, почтамт, караимская кенасса (спортклуб), Институт физических методов лечения (Дворец детства и юношества), Биологическая станция (Институт биологии южных морей Академии наук — реконструкция В.М. Плахова), музей Черноморского флота, Владимирский собор-усыпальница российских адмиралов, лютеранская кирха, церковь Петра и Павла. 

К сожалению, городу вредят утраты, «подаренные» памятники, нелепые пристройки и грубые вывески на фасадах домов.

Самая актуальная сегодня задача — восстановить улицы-лестницы, каменные подпорные стенки, керамическую черепицу, сберечь булыжные мостовые, очистить окрашенный белый камень, подлинность которого, в отличие от гипсовой лепнины и штукатурки, — неподдельная ценность Севастополя. Несомненно, бережно отреставрированные архитектурные достопримечательности центральной части города достойны включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Кинотеатр «Победа», ул. Б. Морская, 13

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: