Растительные формы вполне самостоятельно могут формировать пространства, и часто дизайнеры-архитекторы отталкиваются от того, что уже есть, а не наоборот. Растения — основа ландшафтного дизайна, они включены в процесс урбанизации: от быстроты их роста, высоты, вида, окраса и многого другого зависит облик современной городской среды. TATLIN приводит статью из книги «Ландшафтный дизайн», в которой раскрываются особенности применения зеленых насаждений в городе.
Живой растительный материал — один из основных компонентов в архитектурном моделировании ландшафтов. Растительные формы могут рассматриваться в двух аспектах: с одной стороны, они представляют собой деталь преобразованной природной и урбанизированной среды; с другой — растения сами формируют пространства, образуя окружение зданий, сооружений, объектов городского и ландшафтного дизайна. Однако, прежде чем рассматривать эти аспекты, необходимо осветить главные свойства растений в качестве материала ландшафтного дизайнера и ландшафтного архитектора, а затем проанализировать особенности растительных форм как объектов ландшафтного дизайна и основные приемы садово-паркового искусства, с помощью которых пространственно организуются фрагменты архитектурно-ландшафтной среды.
Декоративные качества растений — их величина, окрасы листвы, цветков, коры, форма и структура кроны — настолько разнообразны, что позволяют бесчисленные комбинации.
Сложность создания растительных композиций состоит в том, что необходимо учитывать фактор времени или, как его называют, «четвертое измерение» ландшафтного пространства. В процессе роста растений последовательно изменяется их форма и величина, а окончательный декоративный эффект никогда не достигается сразу. По-разному проявляется и декоративная зрелость растений. У кустарников и травянистых растений она наступает с полнотой их цветения, у деревьев — с достижением наивысший для данной породы высоты, формы и густоты кроны. При этом деревья достигают декоративной зрелости позднее, чем кустарники, а кустарники позднее, чем травянистые растения. Для работы с растительными формами проектировщик должен знать не только законы архитектурной композиции и колорита, но и биологические особенности деревьев и кустарников, учитывать те конкретные природно-климатические условия, в которых они будут произрастать. Таким образом, в ландшафтном проектировании должны быть осмыслены и учтены наиболее декоративные периоды жизни растения и одновременно —изменения его внешнего вида (габитуса) в раз в различные периоды развития и в разное время гора.
Деревья, кустарники, травянистые растения часто образно называют «зелеными кирпичами», из которых складываются «стены», «перегородки», «полы» открытых пространств.
Динамика роста отдельных видов деревьев внешне ощущается постепенно. Есть породы деревьев, сохраняющие свою первоначальную форму всю жизнь. В основном это хвойные: ель пихта, секвойя, тисс, кедр, пиния. Однако есть породы, которые в разные периоды жизни имеют неодинаковый декоративный облик. Например, сосна обыкновенная. К пятнадцати годам жизни ее крона приобретает конусовидную форму, а к тридцати— правильную ветвистую, а к восьмидесяти становится неправильной, свободно растущей, особенно на открытом месте. Подобные преобразования характеризуют и лиственницу. Взрослые деревья с раскидистой кроной и высоким штамбом разительно отличаются от молодых, которые обладают конусовидной формой, идущей от самой земли. Отдельные из них образуют правильные и неправильные формы без особой закономерности. Медленно растущие деревья, как правило, отличаются долговечностью; напротив, быстрорастущие породы менее долговечны. Это особенность в значительной мере влияет на компоновку растительных группировок и выбор сочетания растений. Если сочетаются растения с приблизительно одинаковой долговечностью (при различиях в темпах роста), то сочетания получаются удачными так, так как первоначальное несоответствие с годами смягчается исчезает.
Быстрорастущие породы сочетаются с медленно растущими обычно тогда, когда нужно добиться сравнительно скорого эффекта. Присутствие первых в группе расценивают как временное явление, и с достижением определенного развития группы их удаляют или заменяют. Это создает дополнительные трудности. Вот почему недолговечные быстрорастущие породы высаживают отдельно, используют там, где их можно заменить без заметного ущерба для общей композиции, или там, где они не мешают развитию заменяющих их долговечных растений.
Высота деревьев и кустарников — один из характерных признаков, на основе которого формируется силуэт групп и достигается плавный или контрастный переход от горизонтальной плоскости земли к вертикальным объемам (массам зеленых насаждений или сооружений). Высота растений часто зависит от условий их произрастания. Так, в лесах и лесопарках одни и те же породы вырастают выше, чем в городе. По высоте деревья подразделяют на несколько групп: самые высокие — 35 м и выше; очень высокие — 25–30 м; высокие — 20–25 м; средней высоты — 10–20 м и низкие — 6–10 м. Кустарники также варьируют в росте от очень высоких — 5–6 м, приближающийся к деревьям, до 2–3 м (средние) и 1–2 м (низкие). В отдельные группы выделяют стелющиеся кустарники (они обычно не превышают 1 м) и вьющиеся (лианы). Последние бывают порой очень большой длины (до 30 м) и нуждаются в специальных опорах.
Важным декоративным качествам деревьев является форма кроны. Для каждого вида она относительно стабильно по очертаниям, густоте (плотности) и объему. Однако, как уже отмечалось, некоторые деревья обладают формой кроны, изменяющийся в разные периоды их жизни. У лиственных пород различают овальную, округлую (сферическую), плакучую, конуса- и колонновидную кроны. Отдельные виды деревьев имеют свободные живописные очертания. Можно получить интересные композиции, группируя деревья только по характеру их крон. Большинство хвойных деревьев отличаются кронами строгих геометрических очертаний — конуса- и колонновидных. Среди лиственных особенно эффектны плакучие формы с их ниспадающими каскадами тонких ветвей.
Специфического выразительность каждому растению придает густота кроны. Для деревьев с тонкими ветвями характерно ажурные, нежные силуэты; плотные густые кроны имеют деревья с мощными ветвями и крупными листьями. Интересно отметить, что форма кроны некоторых деревьев напоминает форму их листьев (например, либо, вяз, бук). На облик же кроны оказывает влияние не только не столько форма листа, сколько величина листьев и их густота.
Не менее важным декоративным признаком служат окраска листьев деревьев и кустарников. Во многом она определяется почвенными условиями. Растение одной и той же породы имеют более светлую окраску листьев на бедных почвах и более насыщенную, темную на богатых, плодородных. Окраска листвы меняется в период вегетации. Ярко-зеленый цвет присущ листве почти всех растений ранней весной. Летом она значительно темнеет. Осенью желто-золотистая, коричневая, красно-оранжевая гамма листвы придает растением особое очарование. В результате продуманного колористического сочетания деревьев и кустарников создается незабываемые композиции. Нужно отметить, однако, что природа не каждый год может «обеспечить» этот фактор. Наиболее ярко он проявляется сухой осенью после теплого и влажного лета; напротив, в дождливую туманную осень яркая краска листвы может отсутствовать.
Следует учитывать также окраску цветков, плодов и коры растений. Большинство деревьев и кустарников цветут весной или в начале лета, часто до распускания листьев. Поэтому наиболее ценны немногочисленные виды, цветущие во вторую половину лета и осенью. Удачный подбор растений с учетом периода и продолжительности цветения позволяет получить длительный эффект ландшафтных композиций. Декоративны плоды некоторых растений, особенно если они контрастируют с осенней окраской листьев, либо ярко выделяются на фоне четкой графики обнаженных ветвей поздней осенью или зимой (снежноягодник, рябина, шиповник, древогубец и др.). Фактура и окраска коры деревьев и кустарников выступают на первое место в зимнее время. Светло-желтые и желтые-зеленые ветви стволы ивы, коралловые ветви дерна, оливковые оттенки осины и тополя красиво воспринимаются на фоне темной хвои вечнозеленых растений и на снегу.
Исключительно декоративный многочисленные травы и цветы. Их тоже можно подразделить на группы по высоте, форме, фактуре листвы, разнообразнейшим оттенком окраски цветков, аромату. В композиционным отношении цветы представляют собой исключительно сильное художественное средство, и для сочетания с деревьями и кустарниками их надо использовать осторожно.
Эстетические достоинства отдельных растений описаны в специальных трудах по декоративной дендрологии и цветоводству. Архитектору эти знания нужны для ландшафтных композиций. Общее архитектурно-ландшафтное решение, пространственная взаимосвязь растительных форм — объект творчества ландшафтного архитектора. Однако филигранная отделка декоративных групп, тщательная проработка переднего плана, художественное конструирование деталей — задачи и ландшафтного дизайнера.
Одна из задач ландшафтного дизайнера в городе — охрана ценных экземпляров деревьев, их органичное включение в архитектурный ансамбль.
Из всего многообразия зеленых насаждений, выступающих в качестве элементов предметно-пространственной среды, следует выделить два вида: с преобладающими значением художественной формы и с преобладающим значением функции. При этом и тот и другой вид рассматриваются не как «вещи в себе», а как объекты, формирующие пространство и взаимосвязанные с окружением.
К первому виду относятся отдельно стоящие особо декоративные экземпляры деревьев и кустарников (солитеры) небольшие группы растений (деревья, кустарники, травянистые и их сочетания); формованные, стриженые (скульптурные) растительные формы; композиции из вьющихся растений; цветочные композиции.
Ко второму виду принадлежат газоны как растительные покрытия территорий; живые изгороди из кустарника (стриженые и свободно растущие) экраны из вьющихся кустарников, служащие для ограждения, изоляции, расчленения пространства, защиты от ветра, солнца, шума. Последние характеризуются еще и тем, что могут быть чисто растительными или сформированными на основе архитектурных элементов — пергол, трельяжей, опор и т. п.
Предлагаемая классификация растительных форм в качестве объектов ландшафтного дизайна в некоторой степени условна. На практике функциональное и декоративное нередко выступают одновременно и оказываются равнозначными. Так, живые изгороди из кустарника используются как ограждение и как декоративный прием, а красивое отдельно стоящее дерево — это и зеленая скульптура, и элемент визуальный информации. Сильным декоративным средством, объединяющим растительные композиции и другие элементы ландшафтного дизайна, служит газон. Декоративность отдельных деревьев и кустарников может отступать на второй план, когда основной становится санитарно-защитная функция зеленых насаждений, или они используются для устройства зеленых «стен», «кулис» и прочих элементов, формирующих архитектурное пространство под открытым небом.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: