Путь на Север
- Текст:13 мая 2021
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Елена Петухова (Е. П.) — Как после окончания Московского архитектурного института (МАрхИ) вы вдвоём с женой, Елизаветой Алексеевной, уехали в Норильск? Как начинался ваш путь на север?
Александр Шипков (А. Ш.) — Начать нужно именно с предыстории и первоосновы всего, и поездки на север, и всей нашей дальнейшей жизни и работы. Мы с Лизой, Елизаветой Алексеевной, подружились и начали вместе проектировать на первом курсе МАрхИ. Летом, когда все друзья разъехались на каникулы, мы решили принять участие в конкурсе на маленький кинотеатр. Начали работать втроём, вместе с Кирой Зиминой, а заканчивали работу уже вдвоём. Наш проект вышел в финал. Оказалось, что нам очень хорошо вместе работать, несмотря, а может, и благодаря тому, что мы очень разные люди, но, видимо, синергетически дополняем друг друга. Второй и третий курс мы просидели за одной партой, а на четвёртом пошли на разные факультеты: я — на «Архитектуру жилых и общественных зданий», а Лиза — на «Градостроительство». Перед этим мы поженились. С тех пор, с 1956 года, мы вместе и всё, что с нами происходило и происходит, всё, что мы создавали, — результат наших совместных усилий. Лиза — полноценный соавтор всех проектов, и без неё ничего бы не было.
Елизавета и Александр Шипковы. Фото для доски почета Проектного отдела управления Норильского никелевого комбината. 1962 год
Е. П. — Как же получилось так, что вас, молодую семью, отправили на север?
А. Ш. — Это было наше собственное решение. После защиты диплома всех выпускников распределяли по местам работы. Нам очень хотелось пожить и поработать самостоятельно. Так что мы решили уехать куда-то подальше. Выпускников с нашего курса распределяли по всей стране: кто-то поехал в Магадан, кто-то в Красноярск, Мурманск и Архангельск. Мы могли выбрать себе город, и поначалу наш выбор пал на Фрунзе, красивый, солнечный город. Но оказалось, что ещё одна пара с нашего курса очень хотела туда поехать, а у них, в отличие от нас, не было возможности через три года по окончании отработки вернуться в Москву. И мы уступили им Фрунзе, а сами решили махнуть куда-то подальше, в какое-нибудь необыкновенное место.
Нужно сказать, что как раз в это время поднималась волна интереса к северным территориям не Арктика? Последним звеном в этой цепочке принятия судьбоносного решения стало известие о том, что как раз в дни распределения в МАрхИ в Москву по каким-то делам в Верховном Совете РСФСР приехал генеральный директор Норильского горно-металлургического комбината имени А. П. Завенягина Владимир Васильевич Дроздов. Мы отправились к нему в офис, который располагался в гостинице «Москва» со стороны Театральной площади. Приехали рано утром и ждали весь день, когда сможем с ним переговорить. Сейчас это сложно представить, но он принял нас, пару совсем «зелёных» архитекторов, и поддержал нашу идею отправиться работать на север. Так с письмом от Дроздова мы и получили распределение в Норильск.
Александр и Елизавета Шипковы. Автошарж. Норильск. 1962 год. Автошарж на самих себя Шипковы нарисовали перед отъездом из Норильска и украсили им самодельные визитки
Нам пришлось проехать полстраны: сначала на поезде до Красноярска, потом на теплоходе вниз по Енисею, и с каждым днём мы надевали на себя всё больше и больше тёплой одежды. В Норильск мы приехали 11 сентября 1959 года и были поражены и восхищены разнообразием осеннего колорита растительного покрова тундры: от лимонно-жёлтого до фиолетового краплака. И сам город произвёл на нас очень сильное впечатление. В жилой части Норильска торжественная застройка вдоль центрального проспекта напоминала Ленинград. Настоящим украшением центра города служили две площади: Октябрьская и Гвардейская. В Заводском районе, расположенном за озером Долгим, вздымалась гряда цехов и лес заводских труб. Дымы из труб разных заводов были разных цветов и шли в разные стороны. От всех этих необычных впечатлений захватывало дух!
Е. П. — Каково это было, работать в проектной конторе, незадолго до вашего приезда отказавшейся от использования труда заключённых?
А. Ш. — В Норильске мы попали в Проектную контору Норильского горно-металлургического комбината. Это было огромное учреждение с сотнями сотрудников, проектировавших всё: от генеральных планов заводов и посёлков до жилых домов и цехов. Мы приехали в 1959-м, а только за два года до этого, в 1957 году, там фактически установилась советская власть, то есть появился исполком. До этого город жил в лагерном режиме и относился к ведомству НКВД1. Вместе с нами, молодыми архитекторами, такими как приехавшие ранее Валентин Танкаян из Ленинграда, Анатолий Андреев и Евгений Щербаков из Москвы, работали старшие товарищи, проектировщики из бывших заключённых. И нужно сказать, больших патриотов своего города, чем они, было не найти.
Первый генплан Норильска делал бывший заключённый, академик архитектуры Михаил Давидович Мазманян. Он сразу заложил концепцию компактного города, размерами 2,5 на 3,2 км. При проектировании и строительстве города учитывались погодные и геологические особенности местности, шёл постоянный климатический мониторинг, работала лаборатория Института Эрисмана2.
Панорама Норильска. Конец 1950-х
Е. П. — Что представляла из себя застройка Норильска того времени? Чем вы занимались и что проектировали?
А. Ш. — Строительство Норильска велось с конца 1930-х годов, и основные здания, особенно вдоль центрального Ленинского проспекта, строились в соответствии с традициями того времени, местами напоминая застройку Ленинграда. Мне кажется, это объясняется тем, что людям хотелось воссоздать вокруг себя привычную с детских лет городскую среду. Там, на севере, очень ценилось всё, что напоминало о нормальной жизни.
На нас произвело сильное впечатление то, что заключённым было разрешено держать маленьких птичек. Или вот ещё характерная деталь: в городском парке на сопочке стояла скамейка с надписью «Влюблённым от заключённых».
Но когда мы приехали и начали разбираться в ситуации, мы поняли, что нельзя на севере строить так же, как на «материке», повторяя с небольшими конструктивными изменениями проекты «сталинок» или типовых «хрущевок». Мы много говорили об этом с Валентином Танкаяном, в то время как нашей основной работой была привязка «хрущевок» с корпусами всего лишь по 10–11 метров, ещё и с балконами. Именно Валентин первый сказал нам, что здесь нужна особая архитектура и специальные планировочные и конструктивные решения, чтобы противостоят суровому климату Севера. Мы с коллегами обсуждали идеи академика Абрама Фёдоровича Иоффе о необходимости строительства под землёй, ниже уровня промерзания, где температура грунта составляла всего –2ºC, тогда как на поверхности температуры достигали –40ºC и больше.
Центр Норильска. Вид на панораму Ленинского проспекта с площади на перекрестке с ул. 50-летия Октября. 1960-е. Фото из архива В. Ковшова
Е. П. — С этих дискуссий и размышлений и началась история ваших экспериментальных проектов для севера?
А. Ш. — По сути да. Но до самих проектов было ещё далеко. В наш первый приезд в Норильск (1959–1962) мы работали в отделе генерального плана Проектной конторы Норильского горно-металлургического комбината и периодически участвовали в проектировании каких-то зданий для предприятий. Но за три этих года мы очень хорошо на себе испытали, что такое суровый климат Арктики, когда полярной зимой, во время «чёрной пурги» ты не мог пройти по улице, не рискуя быть унесённым ветром и снегом, так что приходилось идти, сцепившись под руки по нескольку человек, чтобы удержаться. В 1962 году наш контракт закончился, и мы вернулись в Москву, где я продолжил обучение, поступив в аспирантуру МАрхИ к Григорию Александровичу Симонову. Но мысли о севере и северной архитектуре уже не отпускали меня. У нас начала выкристаллизовываться и оформляться в ясное видение идея самобытной архитектуры Севера, отвечающей его уникальным условиям и позволяющей человеку комфортно существовать в них. Я отрицал выражение «специфика Севера». Специфика — это особенности, а речь шла не об особенностях, а о самобытной, чисто северной архитектуре, которая для меня воплотилась в проектах «поляров».
Чуть меньше десяти лет понадобилось мне, чтобы систематизировать свои идеи, протестировать их в экспериментальных проектах и оформить в виде кандидатской диссертации «Поляр — жилой комплекс заполярных районов Крайнего Севера СССР. Основные вопросы пространственного формообразования», которую я защитил в 1971 году.
Е. П. — Что такое «поляр»?
А. Ш. — Я использовал для своих проектов это слово как научный термин, обозначающий новую, специфическую типологию зданий — жилой многофункциональный комплекс, объединяющий квартиры, общественные помещения и многосветные пространства, используемые в качестве «зимних садов» и рекреаций. Поляры создают изолированный от внешней среды микроклимат и поэтому оптимальны для строительства в заполярных районах. При этом сам принцип компоновки оставляет архитектору большую свободу в планировочных и объёмно-пространственных решениях. Поляры воплощают для меня архитектурный ответ на вызовы экстремальных условий Севера, предельно компактный, целостный по форме и при этом предельно надёжный, тёплый, наполненный светом, комфортный комплекс — пространство для счастливой жизни и работы сотен и тысяч людей.
Все эти идеи воплотились в проекте первого поляра «Пирамиды», который мы сделали для Всесоюзного конкурса на дом-комплекс с общественным обслуживанием в 1963 году. По условиям конкурса нельзя было подавать проекты для Заполярья, но мы рискнули и получили поощрительную премию. Проект произвёл такое сильное впечатление, что жюри решило отметить его, несмотря на нарушение условий конкурсной программы.
Е. П. — Тема северной архитектуры захватила вас. Вы поэтому решили вернуться в Норильск после окончания учёбы в аспирантуре?
А. Ш. — Да, конечно. В 1962 году нам пришлось уехать из Норильска в силу ряда семейных обстоятельств, но в 1965 мы решили вернуться. Взяв с собой двух дочерей, Машу и Аню, мы сели на самолёт и отправились на север. Тогда были совсем другие времена, и для двух молодых специалистов в Норильске сразу нашлась работа и жильё. Лиза пошла работать в Норильский научно-исследовательский отдел Красноярского института ПромСтройНИИПроект в сектор быстровозводимых зданий (БВЗ), а я сначала устроился в Проектную контору Норильского горно-металлургического комбината, но через короткое время перешёл в БВЗ и уже там вместе с руководителем этого сектора Яковом Карловичем Трушиньшем, латышским архитектором, бывшим заключённым, продолжил работу над экспериментальными проектами. Вместе мы сделали проект комплекса с крытым двором, поляр на 1 000 жителей и конкурсный проект Юго-западного района Норильска. Параллельно мы с Лизой и нашими коллегами по БВЗ работали над ещё несколькими полярами, в том числе поляром «Снежногорск», который потом по предложению Госгражданстроя3 при Госстрое СССР4 экспонировался в российском павильоне на «Экспо» в Монреале в 1967 году. В том же году три наших экспериментальных проекта: «Пирамида», «Юго-западный район Норильска» и «Снежногорск» — были опубликованы во французском журнале L’Architecture d’Aujourd’hui. В этом журнале были собраны проекты для севера со всего мира, но именно наша «Пирамида» попала на обложку, и это стало одним из важнейших событий, привлёкших внимание к проблематике освоения севера в нашей стране и к проектам, которые разрабатывали мы и наши коллеги в Норильске, Ленинграде, Мурманске, Магадане, Архангельске, на Сахалине и в Якутии.
Е. П. — А как вы стали главным архитектором Норильска?
А. Ш. — На эту должность меня рекомендовала бывший главный архитектор города Лариса Григорьевна Назарова, которая ушла преподавать в Норильский индустриальный институт. Нужен был энергичный архитектор, хорошо знающий город. Кроме того, в то время было принято, что называется, давать дорогу молодым, и так получилось, что меня, 30-летнего парня, поставили главным архитектором Норильска. Не знаю точно, но, наверное, этот возрастной рекорд не скоро был побит.
К сожалению, расхожие представления о том, что может сделать главный архитектор, очень далеки от реальности. А в то время и в городе, который фактически обслуживал потребности градообразующего предприятия — Норильского горно-металлургического комбината, особенно. Генплан города был уже разработан. Согласно нему, строились новые кварталы, причём в основном привязывались типовые проекты всё тех же «хрущевок». Я отвечал за оформление и выдачу архитектурно-планировочных заданий Проектной конторе комбината. Возможностей для каких-то нестандартных решений практически не было. Разве что я ввёл практику покраски фасадов строящихся домов в яркие жизнерадостные цвета. Но эта работа очень многому научила меня в том, что касалось решения инженерных, конструктивных, планировочных и пространственных вопросов при строительстве на севере.
Полную версию интервью читайте в книге «Александр Шипков» из серии «Архитектура советского модернизма». Обложка статьи — Александр и Елизавета Шипковы (крайние слева) на первомайской демонстрации вместе с одноклассниками по МАрхИ. Москва. 1955 год.
1. НКВД — Народный комиссариат внутренних дел СССР. Существовал с 1934 по 1946 годы, далее переименован в МВД СССР.
2. Сейчас Федеральный научный центр гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана.
3. Госгражданстрой — Комитет по гражданскому строительству и архитектуре.
4. Госстрой СССР — Государственный комитет СССР по строительству и инвестициям. Центральный орган государственного управления, осуществлявший руководство строительным комплексом СССР с 1950 по 1991 годы.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: