Пролить свет

Сферу светодизайна принято ассоциировать в первую очередь со световым оформлением интерьеров. Однако в современном городском пространстве свет играет ещё более существенную роль, формируя ночной облик не только отдельных знаковых объектов архитектуры, но и целых кварталов и даже районов. Если в освещении общественных и коммерческих зданий уже сложились свои определённые устоявшиеся традиции, совсем иначе обстоит дело с освещением крупных жилых комплексов. Эта относительно новая область ещё только претерпевает своё становление.

Традиционно наружное архитектурное освещение реализуется с использованием одного из двух принципиально отличающихся подходов. Первый из них заключается в сохранении ночью дневного облика здания, при помощи архитектурной подсветки оно как бы перестаёт быть подвластным темноте. Второй, напротив, предполагает использование фасадов и конструкций в качестве своеобразного холста, на котором светодизайнер фактически с нуля создаёт совершенно новый ночной образ объекта.

Архитектурное освещение жилых комплексов имеет выраженную специфику, в первую очередь, связанную с их обитаемостью в ночное время. Какой бы оригинальной ни была задумка светодизайнера, её реализация может оказаться практически невозможной из-за нежелательного воздействия на жителей комплекса. Например, нормы освещения ограничивают максимальный уровень засветки окон квартир. На практике её желательно полностью избегать.

Вторая особенность заключается в том, что современный жилой комплекс, как правило, состоит из целого ряда зданий различной конфигурации и этажности. Световое решение должно учитывать эти различия, но при этом визуально объединять здания, выявляя их принадлежность одному объекту — требования, часто вступающие во взаимное противоречие. К световому образу разноплановых объектов может предъявляться дополнительное требование: подчёркивания идентичности и фирменного стиля компании-девелопера, что ещё сильнее усложняет задачу.

Наконец, в отличие от многих общественных и коммерческих зданий, неотъемлемой частью фасадов жилых комплексов являются освещённые окна. Данное, вроде бы совершенно естественное, обстоятельство приводит к тому, что его в обязательном порядке нужно учитывать при разработке общей концепции ночного освещения. Яркие окна, часто имеющие разные оттенки свечения и не подчиняющиеся законам архитектурного ритма, способны превратить даже самую удачную светодизайнерскую идею в неудачную.

Наверно, отчасти по вышеописанным причинам в России длительное время избегали освещать именно жилые комплексы, ограничиваясь единичными проектами. Дело в том, что для выполнения подобных проектов компания-разработчик должна обладать высокой компетентностью и опытом работы в данной сфере. К счастью, в последние годы такие компании появились, благодаря чему архитектурные световые решения даже начали становиться частью паспорта жилых комплексов.

ЖК «Neva-Neva» 

С профессиональной точки зрения разработка проекта архитектурного освещения ЖК обязательно должна включать несколько этапов. Первый из них представляет собой создание общей художественной концепции светового решения. На этом этапе важно не только предложить и привлекательно оформить общую идею, но и сразу учитывать особенности будущей технической реализации. Например, те обстоятельства, что нельзя устанавливать световые приборы на конструкциях балконов или применять заливающий свет на фасадах, на которые выходят окна квартир. Специалист, занимающийся разработкой концепций, кроме художественных навыков в обязательном порядке должен также свободно владеть светотехническими познаниями.

Утилитарное освещение территорий, прилегающих к зданиям, в последние годы всё чаще «увязывается» по общему стилю с архитектурной подсветкой самих зданий. Это может выражаться в использовании одних и тех же малых архитектурных форм, опор и световых приборов для обеих целей и также обязательно должно быть отражено в общей концепции. Частая ошибка молодых компаний, не так давно работающих в данной области, состоит в раздельной проработке эскизов функционального и декоративного освещения, что в итоге не позволяет заказчику получить правильное представление об общей световой картине на его объекте.

В простейшем случае система наружного архитектурного освещения формирует только одну световую картину в тёмное время суток. Правда, в крупных городах, таких как Москва, уже существуют требования к многорежимности подобных установок, позволяющей как гибко трансформировать световую среду города для особых случаев, так и экономить электроэнергию, расходуемую на нужды. Стандартный набор режимов включает в себя повседневный, праздничный (максимальный) и ночной (минимальный) варианты, в случае необходимости их количество может быть увеличено практически до бесконечности. Эскизы внешнего вида зданий в каждом из режимов также включаются в состав предварительной проработки.

Фото-альбом: 1

Концепция освещения традиционно оформляется в виде предпроектного предложения. Подобный альбом служит как бы лицом компании-разработчика, позволяя предварительно оценить степень ответственности её подхода к подаче информации. Причём после реализации проекта у заказчика появляется возможность сравнить реальный внешний вид освещённого объекта с предпроектным предложением — чем точнее совпадают эти изображения, тем выше профессионализм компании-разработчика.

После утверждения окончательного варианта концепции она поступает в дальнейшую работу. С этого момента к процессу плотно включаются технические специалисты, которые производят подбор конкретных марок и моделей светового оборудования. Значительным преимуществом при этом обладают компании, которые служат не только поставщиками, но и производителями световых приборов, так как именно они обладают наиболее точной и актуальной информацией об их характеристиках.

ЖК «LIFE-Ботанический сад» (Пионер) 

Следующим, очень важным этапом работы над проектом является разработка рабочего проекта — финального документа, по которому производится реализация проекта. При этом в штате компании должны присутствовать опытные инженеры, способные проработать всё до мелочей — начиная от сечений и способов прокладки проводов и заканчивая нестандартными крепёжными и декоративными элементами. «Вершиной мастерства» в этой области по праву можно считать работу в среде информационного моделирования (BIM), становящейся в последние годы индустриальным стандартом в области строительства. Неслучайно разработка рабочих проектов остаётся прерогативой только достаточно серьёзных компаний, ответственно относящихся к своей миссии и присутствующих на рынке длительное время. Что особенно отрадно, некоторые из таких компаний охотно делятся своим опытом и компетенциями, например, предоставляя доступ к своим базам данных, видеоурокам и онлайн-консультациям для коллег по отрасли.

Заключительная фаза работы над проектом представляет собой его реализацию: монтаж, подключение и настройка световых приборов и системы управления ими. Как ни странно, но даже при качественной и профессиональной проработке всех предыдущих стадий проекта его всё ещё можно «убить» на этом этапе, полностью отдав реализацию на откуп сторонним организациям. Именно поэтому профессиональные компании-разработчики в обязательном порядке либо имеют свои собственные монтажные подразделения, либо осуществляют авторский надзор (шеф-монтаж) за реализацией своих проектов.

Фото-альбом: 2

Слаженная работа светодизайнеров, технических специалистов и квалифицированных монтажников позволяет добиться впечатляющих результатов, преображая ночной облик города. Кроме этого, профессионально выполненное освещение подчёркивает престижность жилых комплексов, от чего выигрывают как девелоперы, так и владельцы квартир. А это в свою очередь означает, что высокопрофессиональные светодизайнерские компании, комплексно сочетающие разработку проектов, производство и поставку световых приборов, привносят в нашу жизнь не просто физический свет, но и что-то большее.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: