Когда смотришь на грандиозную панораму Олимпийской спортивной зоны, раскинувшейся неподалеку от проспекта Мира, трудно поверить, что еще три года назад этих гигантских сооружений не существовало и здесь, возле небольшого стадиона «Буревестник», пролегала густая сеть узких улочек и переулков старой Москвы, плотно застроенных малоэтажными, в основном деревянными, уже обветшалыми домами, не имеющими ни исторической, ни архитектурной ценности. Однако это было именно так.
Олимпийский спортивный комплекс в районе проспекта Мира в Москве
- Текст:Н. Пекарева3 декабря 2024
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Строительство крупнейшего в Европе спортивного комплекса началось лишь в 1977 г., а весной 1980 г. его основные сооружения — крытый универсальный стадион на 45 тыс. зрителей и здание плавательных бассейнов с трибунами — уже были готовы принять участников Олимпиады.
Приступая к рассказу о новом спортивном центре, следует прежде всего подчеркнуть его уникальный характер. Впервые в мировой строительной практике крупнейший крытый стадион оснащен раздвижной акустической перегородкой, позволяющей трансформировать внутреннее пространство зала и обеспечивающей возможность его многофункционального использования. Необычен также прием введения в объемно-пространственную композицию комплекса общего для стадиона и здания бассейнов подиума-стилобата и объединения таким образом двух крытых спортивных сооружений в целостный организм. Эти характерные особенности выделяют наш олимпийский комплекс не только среди отечественных спортивных сооружений, но и среди аналогичных сооружений за рубежом.
Значение строительства этого спортивного центра выходит далеко за рамки Олимпийских игр. Оно прежде всего является важным звеном в цепи мер, проводимых по развитию физкультурно-оздоровительной базы столицы и более широкому вовлечению населения в занятия спортом. Кроме того, после Олимпиады новая спортивная зона с ее крытым многофункциональным залом станет не только местом спортивных встреч республиканского, союзного и международного значения, но и крупным общественно-политическим и культурным центром, где будут проходить собрания, концерты, балы и другие массовые культурно-зрелищные и общественные мероприятия общегородского масштаба.
Велика также и градостроительная роль спортивного комплекса. Он преобразил обширный городской район и органично вошел в современную структуру столицы с ее характерным звездообразным построением общегородского центра. Одновременно с возведением комплекса велась и реконструкция близлежащих улиц и переулков, причем в процессе сноса ветхой, малоценной застройки бережно сохранялись расположенные здесь памятники архитектуры и культуры, такие, например, как церковь Филиппа-митрополита, жилой дом, в котором жил актер Щепкин, мечеть. Один из деревянных домов усадьбы Остерман-Толстых, сохранившийся после пожара 1812 г., разобран и впоследствии будет восстановлен в зоне парка ЦДСА.
Территория спортивной зоны площадью 20 га протянулась между двумя магистралями. Восточной границей она обращена к проспекту Мира, западной — к Северному лучу — новой радиальной артерии, пробивка которой была предусмотрена еще Генеральным планом Москвы 1935 г. и теперь активно воплощается в жизнь. Северный луч развивается на основе крупного зеленого массива, включая Цветной и Самотечный бульвары, парк ЦДСА и ряд других садов и парков. Начинаясь от Трубной площади, он протянулся широкой зеленой эспланадой к центру северной планировочной зоны столицы. Данное радиальное направление общегородского центра складывается как одна из парадных магистралей, что предъявляет особые требования к олимпийскому спортивному комплексу — он должен быть достаточно монументальным и соответствовать своему ответственному местоположению в системе городского центра. Это требование авторы выполнили, полноправно включив новые спортивные сооружения в ряд таких значительных расположенных здесь архитектурных акцентов, как театр, музей и Дом Советской Армии, комплекс Выставки достижений народного хозяйства, Ботанический сад АН СССР и телевизионный центр с уникальной Останкинской башней.
Спортивный комплекс. Макет
Следует напомнить, что возведение в столице крытого универсального спортивного зала большой вместимости намечалось задолго до утверждения Москвы местом Олимпиады-80. Поиски территории для него начались еще в период разработки нового Генерального плана развития города, и уже тогда определился выбор участка именно в районе проспекта Мира. В 1969 г. разрабатывались три варианта проекта стадиона — с круглым, овальными прямоугольным планами, а когда стало известно, что XXII Олимпийские игры состоятся в Москве, было решено добавить к стадиону здание плавательных бассейнов и воздвигнуть неподалеку гостиницу на 1500 мест. Все это значительно обогатило новый спортивный комплекс и позволило более эффективно использовать отведенный для него ценный по градостроительным качествам участок.
Новые условия повлекли за собой необходимость и нового архитектурного решения. Авторы окончательного проекта спортивной зоны — архитекторы М. Посохин (руководитель авторского коллектива), Б. Тхор, инженеры Ю. Львовский, Ю. Рацкевич, Ю. Маневич, Б. Гурвич, С. Гомберг, И. Шаров; авторы отдельных объектов комплекса — архитекторы Л. Аранаускас (бассейн), Р. Семерджиев (стадион), Л. Котова (благоустройство), В. Навескин (стилобат), Л. Павлов (интерьеры), Н. Шретер (стадион) и др., а также инженеры А. Качанов, С. Крыжевская, П. Чертков. Конструкция трансформации зала разработана инженерами Г. Хромовым, О. Богомоловым и др.
Авторскому коллективу удалось хорошо решить сложную задачу композиционного объединения крупнейших, различных по назначению сооружений. Весь комплекс отличается четкостью функциональной организации и логичностью объемно-пространственного построения. Он задуман как развитая в пространстве, но в то же время целостная архитектурная система, в которой контрастная игра объемов правдиво выражает различия их планировочного и конструктивного решений и как бы естественно вытекает из их внутреннего содержания.
Общая композиция комплекса строится на сочетании двух овальных в плане сооружений — крытого стадиона и здания плавательных бассейнов, которые свободно «читаясь» в пространстве, объединены понизу площадью-подиумом; таким образом, они покоятся на грандиозном стилобате, приподнятом над землей на 7–9 м. Устройство подиума позволило организовать людские потоки так, чтобы пути зрителей и спортсменов нигде не пересекались, а также хорошо разместить развитую систему технического обслуживания комплекса, его административные, подсобные и тренировочные помещения. Крупный масштаб стилобата, единство его архитектурного решения рождают впечатление силы и монументальности.
Раскрываясь перед зрителем в различных острых сочетаниях и богатой смене ракурсов, стадион и здание бассейнов воздвигнутые на общей платформе, создаю- выразительный, запоминающийся архитектурный ансамбль. Впоследствии контрастным дополнением к этой развитой по горизонтали композиции станет высотный объем 32-этажной гостиницы, которая будет построена вблизи от спортивной зоны.
Спортивный комплекс удачно вкомпонован в отведенную для строительства территорию; и конфигурация, и хорошо разработанная структура площади-подиума органично связаны со специфическим характером участка, вытянутого с севера на юг при значительном падении рельефа с востока на запад.
Спортивный комплекс. Общий вид
Работая над генеральным планом и системой транспортного обслуживания, авторы умело использовали рельеф местности. Перепад высот, достигающий 11 м, позволил спланировать площадку в двух уровнях: верхний отвести для пешеходов, а нижний — для транспорта, автостоянок и подходов к административно-служебным зонам. Важно отметить, что такая двухъярусная композиция дала возможность экономно использовать территорию — сократить пешеходные пути и максимально компактно решить систему подходов, подъездов и автостоянок.
С большим искусством авторы ввели в композицию подиума террасы открытые лестницы, пандусы, между которыми вкомпоновали как бы врезанные в основную платформу внутренние дворики, автостоянки, зеленые партеры. Со стороны Северного луча, названного на этом отрезке Олимпийским проспектом, в месте наибольшего падения рельефа протянулись красиво прорисованные, пластичные пандусы. Выполняя важную функциональную роль, они имеют большое композиционное значение, охватывая гигантским размахом своей дуги подиум и объединяя элементы комплекса.
При живописности очертаний подиума в нем энергично выявлена главная композиционная ось; ориентированная с севера на юг, параллельно Олимпийскому проспекту, она организует пространство всего комплекса. На этой продольной оси размещены крытый стадион и здание бассейнов, причем ярко выражено доминирующее значение гигантского объема стадиона, занимающего большую часть подиума и решенного наиболее парадно. В генеральном плане отчетливо выявлена и вторая, поперечная, ось: протянувшись перпендикулярно главной, она ориентирована на выход комплекса к проспекту Мира к станциям двух линий метро, откуда ожидается наиболее массовый приток публики. Со стороны Олимпийского проспекта располагаются основные остановки общественного транспорта и автостоянки.
Крытый стадион, имеющий в плане эллиптическую форму (в осях — 224X183 м), возвышается над подиумом на 33 м при общей высоте вместе с подиумом 40 м; его объем составляет 1220 тыс. м3, Во внутреннем пространстве сооружения четко выделены пять зон (А, Б, В, Г, Д), отвечающих универсальному назначению стадиона.
Ядром общей объемно-планировочной композиции сооружения, как бы его сердцевиной, служит зона А, в которую входит демонстрационный зал с ареной, трибунами, вспомогательными помещениями для зрителей, гостей и комментаторов. Размеры арены — 120X86 м. Во время Олимпиады здесь состоятся встречи по боксу и баскетболу; для одновременного их проведения предусмотрено разделение арены и всего внутреннего объема здания (с помощью специальной акустической перегородки) на два изолированных зала, вмещающих 16 и 18 тыс. зрителей. После Олимпиады стадион будет использоваться в качестве универсального зала для проведения различных спортивно-зрелищных и общественных мероприятий — футбола, регби, гимнастики, волейбола, тенниса, борьбы, фехтования, хоккея, фигурного катания. легкой атлетики, цирковых представлений, молодежных балов, детских елок, митингов, фестивалей и т. п.
Крытый стадион. План
Вместимость трибун составит от 35 тыс. во время футбола до 45 тыс. зрителей — при проведении массовых собраний. Варьирование вместимости трибун обеспечивается тем, что нижний ряд зрительских мест (блитчеров) и секции партера — передвижные, оборудованные воздушными подушками. Примечательная особенность планировки зала — расположение его арены по поперечной оси эллипса, благодаря чему на боковых трибунах создается максимальное количество мест с наилучшей видимостью; кроме того, такое расположение обеспечивает оптимальные условия для размещения раздвижной перегородки.
Среди инженерных проблем, обусловленных своеобразием широкого назначения сооружения и его огромными размерами, самые сложные были связаны с выбором конструкций раздвижной акустической перегородки, а также покрытия без промежуточных опор гигантского внутреннего пространства. Найденные авторами решения несут в себе много нового и заслуживают специального рассмотрения. Здесь приведем лишь самые общие сведения.
Двухслойная перегородка, которую правильнее было бы назвать стеной, смонтирована из панелей высотой 24 м, шириной 6 м. Каждая панель состоит из двух акустических стенок, толщиной по 100 мм, укрепленных на центральном несущем стальном каркасе. Длина перегородки — 152 м. Для установки раздвижных устройств трансформации зала служит трех- шарнирная решетчатая рама, независимая от основных конструкций сооружения; она используется и для различных элементов инженерного оборудования. При эксплуатации большой арены целиком панели перегородки убираются в боковые карманы — сейфы.
Для стадиона принято металлическое покрытие мембранного типа — стальная оболочка толщиной 5 мм, образующая поверхность эллиптического параболоида; оболочка имеет опорный контур и внутреннее кольцо. Наружное контурное кольцо покоится на 32 стальных решетчатых колоннах, расположенных с шагом 20 м. В архитектурно-конструктивном решении стадиона четко выявлены две конструктивные системы: свободно стоящие колонны, самостоятельно несущие кольцо и кровлю-мембрану, а также отдельно «работающая» система, относящаяся к трибунам и подтрибунным пространствам. Обе системы отчетливо «читаются» в композиции фасадов сооружения.
Зона Б стадиона обращена к Олимпийскому проспекту; в ней размещаются вестибюль, гардероб и фойе для зрителей, пресс-центр, предприятия общественного питания (ресторан на 400 мест, кафе на 450 мест, столовая на 140 мест, кафе-кондитерская на 120 мест, пресс-бар на 50 мест), которые могут одновременно работать на город и обслуживать буфеты стадиона и бассейнов.
Зоны В и Д — спортивно-тренировочные — размещены в подиуме. Северная зона имеет два зала: хоккейный (30X61 м) и спортивный зал хореографии (36X18 м), где будут проходить тренировки по хоккею, фигурному катанию, гимнастике, а при соответствующих трансформациях — также по боксу, борьбе, тяжелой атлетике и фехтованию. Южная зона с двумя спортивными залами (42X24 м) предназначена для волейбола, ручного мяча, тенниса, футбола. Зоны В и Д имеют самостоятельные входы и могут эксплуатироваться одновременно с центральной ареной. Зона Г, прилегающая к подиумному проезду, отведена под складские, технические и служебные помещения.
Эскиз стадиона. Рисунок М. Посохина
Внешний облик крытого стадиона привлекает единством и строгостью архитектурных форм, неотъемлемо связанных с его конструктивным решением. Ведущими композиционными мотивами здесь служат несущие колонны, создающие четкий ритмический ряд вертикалей по всему периметру грандиозного эллиптического объема. Объединенные поверху опорным кольцом, стройные колонны легко несут вогнутую оболочку перекрытия. При этом между основным массивом сооружения и внешним контуром кровли оставлено открытое пространство, образующее вокруг здания сильно затененную галерею.
Таким образом, гигантская чаша покрытия как бы парит над объемом стадиона. Обрамленная широкой лентой золотистого алюминия, она вызывает ассоциации с традиционной чашей Олимпийского огня и придает особое романтическое звучание художественному образу сооружения. Крупномасштабный ритм несущих колонн дополняется вторым, более мелким ритмом расположенных между ними вертикальных элементов остекления — пилонов трапецеидальной в плане формы, сильно выступающих из плоскости витражей. Это сочетание двух различных по масштабам ритмических рядов вертикалей — основного крупного и сопутствующего ему малого — подчеркивает значительность масштаба всего сооружения, а единство ритмически повторяющихся архитектурных элементов выявляет крепкую тектоническую структуру сооружения, придает ему цельность и монументальность.
Здание крытых плавательных бассейнов объемом 390 тыс. м3 имеет яйцевидный по форме план, размером 120Х108 м в осях наружных колонн; его общая (с подиумом) высота — 38 м. В дни Олимпиады здесь будут проходить соревнования по плаванию и прыжкам в воду, а впоследствии здание станет местом спортивно- оздоровительной работы, тренировок, соревнований по водному поло, фигурному и подводному плаванию.
Под единой конструкцией покрытия, образованной двумя наклонными 120-метровыми арками, размещаются две основные демонстрационные ванны — для плавания (50X25 м) и прыжков (33X25 м) — с постоянными и временными трибунами. Общее количество постоянных мест на трибунах — 5460, а во время Олимпийских игр здесь можно будет разместить 11260 зрителей. Временные трибуны, необходимые в дни Олимпиады, решено расположить также под единой конструкцией кровли, чтобы впоследствии их можно было разобрать, не нарушая архитектурно-конструктивной целостности здания, и оборудовать на их месте гимнастические залы.
Плавательный бассейн. План
Оригинальная особенность интерьера — стеклянная перегородка, разделяющая демонстрационный зал на две части, что позволяет проводить соревнования одновременно по плаванию и прыжкам в воду. При этом для зрителей, сидящих в какой- либо одной из частей зала, создается эффект присутствия во всем помещении в целом. Красиво цветовое решение зала; серебристый алюминиевый потолок, голубые, выложенные плиткой стенки бассейнов и контраст к этим мягким тонам — яркий массив золотисто-желтых зрительских мест на трибунах. Особую композиционную роль в интерьере выполняет такой утилитарный элемент, как вышка для прыжков; расположенная у стеклянной перегородки, сложная по своей пластике, она воспринимается издалека как гигантская скульптурная композиция.
Помещения для зрителей обоих бассейнов объединены: войдя с подиума в вестибюль, зрители поднимаются по открытым лестницам в общее для обоих залов фойе, откуда отдельные люки ведут на трибуны каждого из бассейнов. При бассейнах предусмотрен полный набор необходимых вспомогательных помещений — гардеробы, разминочные и обогревательные ванны, гимнастические и восстановительные залы, комнаты тренеров и т. п. В здании имеются еще три детские ванны с гимнастическим залом, раздевальными, тренерскими и инвентарными. Во всех бассейнах одновременно смогут заниматься 520 человек.
Своеобразие архитектурного облика здания бассейнов определяется оригинальностью конструктивной схемы, получившей интересное выражение в общем объемнопланировочном замысле; сооружение имеет висячее покрытие необычной седловидной формы, благодаря чему его объем приобретает напряженные, криволинейные очертания, придающие композиции большую остроту.
Седловидное покрытие здания составляют очерченные по параболе стальные висячие фермы, подвешенные с шагом 4,5 м к двум железобетонным двухшарнирным аркам (пролетом 120 м), расположенным в наклонных плоскостях и покоящимся на вертикальных опорах. Решетчатые фермы работают аналогично вантам и обладают изгибной жесткостью. Несущие арки образуют вдоль восточного и западного фасадов упругие кривые, четко выявляющие пластический силуэт кровли, распростершей свои огромные крылья над прозрачными стенами овального в плане объема. Напряженный изгиб этих крыльев в сочетании с тонким ажуром переплетов витражей вызывает ощущение легкости здания и подчеркивает своеобразие его конструктивного устройства.
В сдержанной отделке интерьеров обоих сооружений широко применены керамические плитки различных тонов. Спортивная зона оснащена сложной системой инженерных устройств, обеспечивающей все ее звенья высокой комфортабельностью.
Плавательный бассейн. Интерьер
Особую парадность комплексу придает светлый колорит облицовки зданий, выполненной из белого крымского известняка с вкраплением золотистого анодированного алюминия. Благодаря криволинейным очертаниям стадиона и здания бассейнов на их фасадах возникает богатая игра света и тени; реагируя на изменения естественного освещения, белый камень облицовки приобретает различные оттенки. Все это придает фасадам живой, динамичный характер.
Оба сооружения отличаются ярко выраженной индивидуальностью архитектурного облика; это достигнуто не только благодаря правдивому выявлению своеобразия объемно-планировочной и конструктивной структуры каждого из них во внешней пластической характеристике, но и стремлению авторов выразить в идейнохудожественных образах различие общественной значимости этих сооружений. Их контрастное противопоставление придает композиции особую остроту; контрастируя и одновременно пластически дополняя одно другое, они создают единый архитектурный ансамбль, формирующий важный градостроительный узел.
Учитывая, что стадион предназначается не только для спорта, но и для массовых общественно-политических мероприятий, авторы придали его архитектуре более монументальное, парадное звучание. В то же время архитектурная трактовка легкого, прозрачного здания бассейнов, предназначенного только для физкультурно-оздоровительной работы, отмечена чертами, характерными именно для спортивных сооружений. Его криволинейные очертания удачно оттеняют и подчеркивают четкость вертикалей и горизонталей фасадов крытого стадиона. Благодаря этому, несмотря на примерно равные высоты сооружений, стадион кажется выше, стройнее, ощущается его ведущая роль в ансамбле спортивной зоны. Архитектурный облик этого крупнейшего в стране Дворца спорта с торжественным рядом белокаменных колонн и пилонов достойно вошел в систему ведущих общественных сооружений столицы.
В разработке проекта Олимпийского спортивного комплекса участвовали наряду с мастерской № 6 Моспроекта-2 и его отделами отдел механооборудования Моспроекта-1, Союзспортпроект, Гипроторг, Гипротеатр, Мосинжпроект, Тяжпромэлектропроект, Гипросвязь, тресты Союзспецавтоматики, Мосоргпромстрой и другие организации. Начальник строительства спортивного комплекса — инженер В. И. Надеждин, основной строитель — коллектив крупнейшей строительной организации города — Главмоспромстрой (начальник Г. Н. Каминский).
Стройка на проспекте Мира была в подлинном смысле всенародной: наряду с москвичами здесь работали мастера из Украины, Белоруссии, Литвы и других республик страны. Их самоотверженный труд дал высокие результаты.
На обложке: Крытый стадион. Общий вид
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: