Офисно-складской комплекс «Цитадель»

    • Типология
      Офисно-складской комплекс «Цитадель»
    • Место
      Москва, поселение Сосенское,
      деревня Николо-Хованское, технопарк «Индиго», уч. 36
    • Год
      2020
    • Общая площадь
      13 353 м²
    • Количество машиномест
      96
    • Этажность
      5 (с подвалом)
    • Заказчик
      Компания «Артель старателей "Шахтер"»
    • Генподрядчик
      Компания «Руно»
    • Генпроектировщик
      Компания «Ю. Волков и партнеры»
    • Руководитель проекта
      Юрий Волков
    • Архитекторы
      Ю. Волков (ГАП), Е. Бубнова,
      Е. Каратеева
    • Конструктивные решения
      Компания «ИНРЕКОН» (руководитель Игорь Егоров). Конструкторы —
      С. Шац, С. Смычкович, Е. Головин,
      И. Кочегура
    • Светопрозрачные конструкции и вентилируемые фасады
      Компания «Алюспэйс» — монтаж
    • Автоматизированные системы
      Компания «АМВ» — монтаж
    • Металлоконструкции
      Компания «Ярославский завод металлоконструкций» — изготовление и монтаж
    • Элементы металла
      Компания «Дот-М» (руководитель Игорь Селиверстов) — изготовление и монтаж
    • Элементы из дерева
      Компания «Беляев» (руководитель Марк Беляев) — изготовление и монтаж

В архитектуре офисно-складского комплекса «Цитадель» соединяются различные качества: функциональность и поэтичность, перфекционизм и рациональность, глобальность и скрупулезность, ирония и искренность, амбициозность и смирение и так далее. Наборы полярных эпитетов можно продолжать достаточно долго, но и ценность их состоит лишь в одном — подчеркнуть многогранность мощного архитектурного высказывания, которое родилось как результат соединения высокой культуры заказчика и высокого профессионализма команды авторов. О своей новой работе рассказал архитектор, автор «Цитадели», Юрий Волков.

— Как начинался этот проект? Как родилась идея «Цитадели»?

— Познакомиться с Владимиром Ивановичем (генеральный директор компании «Артель старателей “Шахтер”. — Прим. ред.) нам посчастливилось до начала этого проекта, на строительстве его загородного дома. В результате этой работы у нас сложились доверительные деловые отношения, и когда строительство близилось уже к завершению, Владимир Иванович поделился своими планами о строительстве офиса и складских помещений для «Артели старателей “Шахтер”» в ближайшем Подмосковье.

Для строительства был приобретен участок в составе будущего технопарка «Индиго». Пустырь с невзрачным и депрессивным окружением — помойки, ЛЭП, кладбище с видом на крематорий. Поначалу даже, учитывая соседство, у нас родилось ироничное предложение о строительстве на этом месте многоэтажного колумбария. Ясно было одно: глаз положить не на что. Обратить взгляд внутрь и максимально отгородиться от внешней агрессивной среды было простым логическим заключением. Для подчеркивания обособленности и неприступности был задуман ров с водой. Так родилась идея цитадели, а название появилось уже позже, и оно полностью соответствует образу здания.

Фото-альбом: 1

— Как развивалась идея при более детальной разработке?

— Все помещения было решено сосредоточить в одном объеме, при этом офисы были обращены во внутренний двор, а теплые складские, подсобные и технические помещения — к наружной стене, что позволило иметь практически глухие фасады, исключение составил холодный склад, примыкающий к главному объему через бытовые помещения.

При подсчете площадей получалось четыре неполных этажа. На оставшейся площади четвертого этажа решено было устроить сад и развернуть туда расположенные здесь офисы. Сад окружен глухой стеной без вида на город, это позволило сохранить целостность объема и обособить внутреннюю среду.

Объем виделся как некий загадочный черный монолит, не имеющий ни окон, ни дверей, и только под воздействием каких-то сил в определенное время части плоского фасада приходят в движение, образуя мост через ров, козырек над входом с цифровым табло и водопад, по ассоциации с «камнями» из фильма «Пятый элемент».

 

— Сейчас сложно представить это здание в каких-то других материалах. Как происходил выбор?

— При выборе материалов для отделки фасадов было решено применить композит, поскольку здание расположено в промышленной зоне, где в настоящее время этот материал наиболее часто используется. Вначале были варианты моногамные, все в одном графитовом цвете, но при этом терялась целостность основного объема. Была неудачная попытка отделить пристройку другим цветом панелей. При разработке узлов примыкания панелей к земле возникали сложности, и решено было для цоколя применить кирпич. В итоге в кирпиче были решены все внешние поверхности здания, которые находятся на уровне человека, и стены пристройки, по аналогу старых промышленных построек. Решение убрать панели другого цвета способствовало целостности восприятия фасадов, одновременно ярче выделяя основной объем. Постепенно кирпич и плитка, имитирующая его, перешли внутрь здания для отделки интерьеров. Конечно, это недешево, но помимо эстетических качеств, целесообразность этого решения заключалась в том, что это вечный материал, который не требует никакой дополнительной отделки и ремонта. В технических и складских помещениях бетонные поверхности оставили без отделки.

Фото-альбом: 2

— Композитные панели на фасадах производят сильное впечатление, напоминая кладку из огромных темно-серых камней. Как вам удалось добиться такого эффекта?

— Для нас крайне важно было, чтобы облицовка выглядела так, как будто стена сложена из массивных блоков. Нужно было найти оптимальный размер композитных блоков, чтобы они ровно укладывались в общую высоту фасадов и в них комфортно, на правильном уровне относительно пола, вписывались окна. Кроме того, мы стремились минимизировать отходы при производстве блока. Акцент был сделан на широкую горизонтальную рустовку между блоками. Вертикальный руст сделан минимальным. Особое внимание уделили угловым элементам, чтобы ни в коем случае у нас не возникали стыки панелей и разрывы на углах здания.

 

— С кирпичом таких сложностей не было?

— Мы выбрали уже знакомый нам и заказчику по предыдущей работе бельгийский кирпич ручной формовки VandersandenViola. В связи со свойственным нам перфекционизмом пришлось делать кладочные чертежи для всех стен, с раскладкой, армированием и облицовкой перемычек специальными кирпичами. Все проемы и выступы были рассчитаны по кирпичным размерам, чтобы не нужно было резать кирпичи. Благодаря нашей дотошности и вниманию к деталям объект смотрится цельным. Вы можете не замечать все эти мелочи, но именно они создают ощущение качества.

Фото-альбом: 3

И так мы работали со всеми элементами, не как с массивом, а как со штучным материалом. Например, напольная плитка. На первый взгляд в ней нет ничего примечательного, пока вы не обратите внимание, что она не образует паттерна, повторяющегося рисунка, который человеческий глаз воспринимает как искусственную и дискомфортную среду. На самом деле паттерн есть, но он повторяется с шагом в четыре метра, и человек уже не может его считать. Мы нашли итальянскую крупноформатную плитку с несколькими типоразмерами, из которых собрали «карты» для всех этажей. При использовании таких «карт» ты не видишь ритма и повторяющихся элементов и воспринимаешь такую поверхность как естественную фактуру. Наиболее эффективен такой прием в больших помещениях, но мы посчитали необходимым все полы внутри здания сделать в единой координатной сетке с использованием больших «карт».

 

— Раз уж речь зашла про полы, я должна спросить о стеклянных полах на выходе из стеклянных лифтов. Какая идея здесь заложена?

— Я считаю, что в любом проекте должен быть элемент иронии. Стеклянные полы перед лифтами — как раз пример такого ироничного архитектурного решения. Но формально в этом месте столько отражений и бликов, что иллюзии шага в никуда не возникает. Как пошутил заказчик, не будут пользоваться лифтом — сэкономим на электричестве. На самом деле, очень хотелось сделать светлые лестнично-лифтовые холлы, максимально не похожие на холлы в казенных учреждениях. Зенитные фонари и стеклянные полы перед лифтом обеспечили световой поток, многократно усиленный искусственным светом на всех уровнях.

Фото-альбом: 4

Вы не спросили про металл, однако металл является одним из важных составляющих интерьеров. В металле выполнены не только каркасы лифтовых шахт с ограждениями и облицовкой лестниц, но и практически все декоративные элементы — вентиляционные решетки, жалюзи и подоконники. Металлические детали также используются в мебели в сочетании с деревом.

Чуть не упустили еще одну важную деталь — мебель. Практически вся мягкая мебель приобретена в Нидерландах у фирмы ROBUUSTE TAFELS недалеко от Роттердама. Что не удалось приобрести там — сделано по аналогу в России. Вся остальная мебель выполнена по индивидуальному проекту, на заказ.

 

— Несмотря на брутальность здания, в нем очень много растений, и вообще теме инсталляции природных объектов в интерьер уделено большое внимание. Это важно для вас?

— Человек и природа — одно целое, поэтому, наверное, я предпочитаю жить за городом и работать в мастерской с видом в сад. Наверное, в архитектуре единение с природой — очень важный, если не главный, элемент проектирования.

В процессе работы над проектом всегда хочется поделиться близкими тебе ценностями, особенно с людьми, которые вынуждены работать здесь, в окружении крайне недружелюбной промышленной среды. Они должны иметь такую визуальную и психологическую отдушину, возможность почувствовать связь с землей, с растениями, видеть красоту смены сезонов. Поэтому мы так много внимания уделили внутреннему двору и саду на крыше. Вид из кабинета на цветущий сад дорогого стоит.

Хотелось создать не просто садик с формальным озеленением, а настоящий фруктовый сад, приносящий плоды как рог изобилия. Для полноты картины предусмотрена небольшая оранжерея с экзотическими культурами. На самом верхнем уровне сада, скрытым от постороннего взгляда, разбит огородик, обеспечивающий зеленью кафе комплекса.

Фото-альбом: 5

Во внутреннем дворе также все продумано. По части окружающей двор структуры мы пустили вьющиеся растения, но посадили их так, чтобы они не закрывали вид на двор от входа в здание и со стороны кафе. Со временем лианы вырастут до самого верхнего этажа и создадут фактурный и полупрозрачный экран, позволяющий ощутить глубину пространства, расположенного за ними. Это очень важно, потому что без тени остекление работает как плоскость, лишая архитектуру глубины. Неожиданный эффект дало применение между остеклением заглушек из зеркального композита. Верхняя часть фасада, где заглушка наиболее массивна, просто растворилась в небе. Отраженный солнечный свет появляется там, где его не ждали, — практически во всех помещениях. И самое невероятное — за счет многократного отражения низкое предзакатное или зимнее солнце заглядывает в самые потаенные места первого этажа.

Мне кажется, что люди, работающие в такой среде, становятся добрее, и это, вместе с яблоками из собственного сада на стойке секретаря, приятно греет душу.


Обложка статьи: Офисно-складской комплекс «Цитадель». Общий вид


Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: