Офис как медиум

Сегодня офис – это не просто набор рабочих мест, это мощный медиум, через который компания транслирует свою идентичность, культуру, ценности и амбиции. Дизайн среды, где происходят рабочие процессы, — это мощный язык, и каждое пространство говорит за бренд. История эволюции офисов говорит о том, что пространство всегда адаптировалось под процессы. Офис отражает не только внешние изменения, но и внутреннюю трансформацию бизнеса — его цели, стиль управления, отношение к сотрудникам и обществу. Чтобы понять, как архитектура сегодня рассказывает историю компании, важно оглянуться назад — к истокам самого понятия «офис».

Как всё начиналось: от рабочих мест для британских клерков во времена колонизации до стеклянных башен

Первые прообразы офисов появились задолго до промышленной революции — во времена активного расширения Британской империи. Разрастающиеся колонии требовали постоянного администрирования: нужно было учитывать, описывать и контролировать происходящее на отдаленных территориях. Так возник социальный запрос на создание первых офисных пространств — британским клеркам нужно было где-то обрабатывать огромные объёмы документации.

Здание Старого Адмиралтейства в Лондоне.

Позже, в эпоху промышленной революции, офисные функции усилились и обрели новую форму: менеджмент фабрик начал работать в небольших изолированных кабинетах, как правило, расположенных рядом с производственными цехами. Эти пространства были сугубо функциональными и служили скорее инструментом контроля, а не комфорта.

Фото-альбом: 1

Менеджмент эпохи Фредерика Тейлора
Основные идеи Тейлора были сформулированы в его главной работе — «Принципы научного управления» в 1911 году) продвигал идею жесткой иерархии, что напрямую повлияло на будущую архитектуру офисов: множество маленьких комнат и длинных коридоров, четкая структура, ориентированная на подчинение и вертикальное управление.

Позже в 1950-х в Германии появился концепт «Bürolandschaft» — «офисный ландшафт», впервые предложивший идею открытых рабочих пространств. Он был направлен на улучшение коммуникации и гибкость рабочих процессов.

Фото-альбом: 2

Позже в США появились так называемые «cubicles» — секции в опенспейсе, обеспечивающие частную зону для каждого сотрудника. Термин стал нарицательным, особенно в 80–90-х, когда такие пространства стали символом корпоративной рутины.

Фото-альбом: 3

IT-революция и офис как пространство силы

С начала 2000-х годов офисный сегмент начал стремительно меняться под влиянием цифровых технологий, смены управленческих подходов и социальных ожиданий. Развитие происходило волнообразно: от американских кьюбиклов — символа человека-винтика в вертикальной иерархии — до open space и гибких коворкингов, отражающих запрос на свободу, доверие и горизонтальные связи внутри команд.

Эта трансформация стала реакцией на унаследованную культуру контроля и изоляции, уход от которой особенно ярко проявился в философии технологических гигантов Кремниевой долины. Компании вроде Google, Apple и Facebook задали новый стандарт офисной среды — полную противоположность кьюбиклам. Их офисы стали не просто местом работы, а вдохновляющим и многозначным пространством, частью корпоративной идентичности. В HQ Google в Маунтин-Вью можно было поиграть в настольный теннис, перекусить в бесплатной столовой, провести встречу в капсуле, уединиться в библиотеке или даже поработать на улице. Были сады для собак, сотрудники могли приводить детей, и даже существовали специальные работники, которые выгуливали питомцев, если их владельцы были заняты. Всё это создавалось осознанно: чтобы сотрудник мог проводить в офисе как можно больше времени, максимально интегрируя туда свою повседневную жизнь.

Фото-альбом: 4


Тогда это был настоящий «разрыв шаблона» — офис перестал быть только местом труда и стал сильнейшим HR-инструментом. Люди стремились работать в этих компаниях не только из-за задач и зарплат, но и потому, что там было «классно»: удобно, красиво, свободно, вдохновляюще — во многом даже лучше, чем дома. В этом, однако, кроется и социальный конфликт: насколько этично создавать такую комфортную, но изолирующую среду, которая подменяет собой жизнь за пределами офиса? Когда вся инфраструктура сосредоточена внутри, фокус человека невольно смещается: работа становится неотделимой от жизни. Офис больше не просто пространство — он новая форма реальности, в которой размыты границы между личным и профессиональным.

Но случилась пандемия и «правила» снова изменились 

Миллионы сотрудников по всему миру ушли на удаленку, и офис оказался под вопросом: нужен ли он вообще? Ответ оказался неочевидным. Офис не исчез, но его функция изменилась, а значит изменилась его архитектура и дизайн. Сегодня офис просто обязан предлагать больше, чем просто стол и розетку. Он должен быть не просто «классным» или «удобным», он призван мотивировать, объединять и вдохновлять.

В условиях гибридного формата работы офис постепенно трансформировался из обязательного элемента повседневности в пространство, куда хочется приходить. Сегодня — это место встреч, обмена идеями, живого взаимодействия, как спонтанного, так и запланированного, пространство, наполненное корпоративной культурой и социальной энергией. Во многом это ответ на текущую социальную реальность: по мнению многих социологов, мы живём в эпоху глобального одиночества. Даже в таких мегаполисах, как Москва или Нью-Йорк, несмотря на плотность населения, многие ощущают себя изолированными. Офис становится точкой притяжения, местом, где можно не только поработать, но и просто быть среди людей и единомышленников. Особенно это стало заметно после пандемии, когда многие — особенно женщины — говорили, что офис стал поводом выйти из дома, одеться красиво, почувствовать себя частью живого, настоящего социального мира. Поэтому всё больше компаний инвестируют в создание среды, делающей офис по-настоящему незаменимым. Это и грамотная акустика, и качественное освещение, и внимание к экологии, и обязательно забота об эмоциональном комфорте. Люди больше не ищут в офисе «компенсации» труда в виде игровых зон и бесплатного кофе — они ищут пространство, где могут быть эффективными, востребованными и включёнными в общую реальность.

Фото-альбом: 5

Пройдя весь этот путь, офисный дизайн действительно эволюционировал в некий медиум, который без слов транслирует ценности компании, «хантит» лучшие кадры на рынке труда, вдохновляет команду на победы и демонстрирует эмоциональный интеллект бизнеса – когда, например, в стенах офиса появляется искусство. Почти незаметно, офис перестал быть просто местом работы. Он стал атрибутом компании, а архитектура стала невербальным способом «рассказать» историю компании, подсветить ее уровень корпоративной культуры и амбиции. История бизнеса вершится в офисе — на переговорах, в ежедневной рутине сотрудников, на стратегических сессиях, за утренним кофе рождаются спонтанно гениальные идеи или принимаются сложные решения. Здесь «пишется» история компании — и здесь же она транслируется.

Так, штаб-квартира Lego в Биллунде — это не просто здание, а настоящий игровой комплекс, созданный по принципам открытого творчества. Офис Bloomberg в Лондоне — воплощение прозрачности и эффективности, с продуманной навигацией и вниманием к устойчивости. А офис Patagonia подчеркивает миссию экологической ответственности вплоть до выбора материалов и организации вентиляции. Офис Nike в Нью-Йорке — это не только пространство для работы, но и спортивная арена, где сотрудники могут заниматься бегом, йогой или баскетболом. Офисы Spotify в Стокгольме делятся на небольшие «племена» (с англ. tribes), где каждая команда получает свободу организовать пространство под себя, что отражает гибкую, продуктовую модель компании, построенную на автономии и быстрой адаптации. Флагманский офис Яндекса в Москве стал символом российской IT‑архитектуры, где всё пространство построено вокруг идеи горизонтального взаимодействия и технологического прогресса.

Фото-альбом: 6

Офис — это медиум. А значит, как и любой медиум, он требует стратегии, таланта и чуткости. Архитектура в этом контексте — не оформление, а режиссура. И чем точнее выстроен этот сценарий, тем глубже он отражает суть бизнеса.

Автор статьи — основатель и кретивный директор студии Designic Аня Саркисьянц.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: