Владимир Наседкин / Книга художника

Эксклюзивная рукотворная книга тиражом 50 экземпляров включает 16 стихов Иосифа Бродского из цикла «Венецианские строфы» (1982) и 16 гравюр-иллюстраций Владимира Наседкина (2011). Стихи напечатаны разворотами со специально изготовленных деревянных форм в технике лазерной резки. Иллюстрации выполнены в технике ксилография (торцовая гравюра на дереве). TATLIN впервые публикует часть произведений из этой серии, полностью вошедшей в книгу «Владимир Наседкин. Проекты 1993–2014».

«Мои иллюстрации к поэзии Иосифа Бродского лишь условно можно назвать иллюстрациями, скорее это гравюры на тему поэзии Мастера, но они, я надеюсь, воплощают в себе квинтэссенцию творческого духа Поэта, стремящегося не логикой, а догадками постигать таинство бесконечного.

 Я использую принцип недосказанности, незавершенности и эстетического намека, чтобы задать работу зрительскому восприятию и сделать его индивидуальным и таким же неповторимым, как и сам художественный процесс.

Берег моря, волна, лагуна, фрагмент пейзажа  все подчинено движению и свету, где серебристый тон гравюры не просто поверхность, но Пространство. Пространство со своими законами, полями напряжения, акцентами и перифериями, где пустоты и паузы несут основную ритмическую и эмоциональную нагрузку».

 

Владимир Наседкин


Сюзанне Зонтаг


I

Мокрая коновязь пристани. Понурая ездовая

машет в сумерках гривой, сопротивляясь сну.

Скрипичные грифы гондол покачиваются, издавая

вразнобой тишину.

Чем доверчивей мавр, тем чернее от слов бумага,

и рука, дотянуться до горлышка коротка,

прижимает к лицу кружева смятого в пальцах Яго

каменного платка.

II

Площадь пустынна, набережные безлюдны.

Больше лиц на стенах кафе, чем в самом кафе:

дева в шальварах наигрывает на лютне

такому же Мустафе.

О, девятнадцатый век! Тоска по Востоку!

Поза изгнанника на скале! И, как лейкоцит в крови,

луна в твореньях певцов, сгоравших от туберкулеза,

писавших, что  от любви.

III

Ночью здесь делать нечего. Ни нежной Дузе, ни арий.

Одинокий каблук выстукивает диабаз.

Под фонарем ваша тень, как дрогнувший карбонарий,

отшатывается от вас

и выдыхает пар. Ночью мы разговариваем

с собственным эхом; оно обдает теплом

мраморный, гулкий, пустой аквариум

с запотевшим стеклом.

  

IV

За золотой чешуей всплывших в канале окон 

масло в бронзовых рамах, угол рояля, вещь.

Вот что прячут внутри, штору задернув, окунь!

жаброй хлопая, лещ!

От нечаянной встречи под потолком с богиней,

сбросившей все с себя, кружится голова,

и подъезды, чье небо воспалено ангиной

лампочки, произносят «а».

V

Как здесь били хвостом! Как здесь лещами вились!

Как, вертясь, нерестясь, шли косяком в овал зеркала!

В епанче белый глубокий вырез как волновал!

Как сирокко — лагуну. Как посреди панели

Здесь превращались юбки и панталоны в щи!

Где они все теперь — эти маски, полишинели,

перевертни, плащи?

VI

Так меркнут люстры в опере; так на убыль

к ночи идут в объеме медузами купола.

Так сужается улица, вьющаяся как угорь,

и площадь — как камбала.

Так подбирает гребни, выпавшие из женских

взбитых причесок, для дочерей Нерей,

оставляя нетронутым желтый бесплатный жемчуг

уличных фонарей.

VII

Так смолкают оркестры. Город сродни попытке

воздуха  удержать ноту от тишины,

и дворцы стоят, как сдвинутые пюпитры,

плохо освещены.

Только фальцет звезды меж телеграфных линий —

там, где глубоким сном спит гражданин Перми.

Но вода аплодирует, и набережная — как иней,

осевший на до-ре-ми.

 VIII

И питомец Лоррена, согнув колено,

спихивая, как за борт, буквы в конец строки,

тщится рассудок предохранить от крена

выпитому вопреки.

Тянет раздеться, скинуть суконный панцирь,

рухнуть в кровать, прижаться к живой кости,

как к горячему зеркалу, с чьей амальгамы пальцем

нежность не соскрести.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: