- Текст:Евгения Калинникова 1 июня 2022
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Актуализируя вековые узоры с помощью новых технологий, художник возвращает ковры на стену, где они начинают жить своей собственной жизнью. Сегодня оцифрованные ковры Фаига перетекают со стен на пол, рассыпаются на составляющие и осваивают трехмерное пространство в галереях и выставках по всему миру, подрывая устоявшийся образ привычного элемента интерьера.
В мастерской художника. Фото: Фахрия Маммадова
Фаиг Ахмед — азербайджанский художник, получивший международную известность благодаря своим необычным визуальным экспериментам с ковроткачеством. Выбор ковров как основного материала для своего творчества был не случаен: мастера всегда интересовали ткани и узоры. По его убеждению, ткань — вневременной объект, используемый в обществе испокон веков, а рисунки на них — сродни международному языку, понятному всем, ведь они встречаются во всех культурах мира.
Первый опыт художественного взаимодействия с тканями произошел, когда Фаиг учился в Азербайджанской государственной академии художеств в Баку. Он выкрал несколько рулонов ткани с кафедры моды и задрапировал ими советский фасад пятиэтажного здания академии. После этого случая его быстро исключили, зато сейчас его ковры, в основе которых лежит все та же идея переосмысления традиции, можно увидеть на выставках в Великобритании, Германии, Италии, Китае, России, США, Франции и других странах. Художник представлял Азербайджан на 52-й Венецианской биеннале в 2007 году, а в 2013-м участвовал в проекте Love Me, Love Me Not уже на 55-й биеннале в Венеции.
Flood series. Essence. 2016
Фаиг не единственный, кто обращается к традиционным искусствам и ремеслам в своих работах. Современные азербайджанские художники все чаще используют традиционные узоры, предметы домашнего обихода, ковры и даже целые обрядовые церемонии для создания арт-объектов. В определенном смысле они продолжают наметившуюся в середине XX века тенденцию обращения художников к народному творчеству. В 1960–1980-х годах азербайджанские мастера также по-своему интерпретировали местные художественные практики: миниатюрную роспись, керамику и ковры.
Отличие современных авторов от художников прежнего поколения в том, как они работают с традицией. Если ранее художники перерабатывали народные мотивы в поисках национальной идентичности, то сейчас они пытаются вписать традиционную культуру в современные практики.
Результатом такого переосмысления становятся, например, интерьеры Фарида Расулова, где абсолютно все поверхности помещения покрыты коврами — пол, стены, потолок и даже мебель. Такие работы, берущие начало в традиции, но подкупающие смелостью и неожиданным исполнением, тепло принимаются публикой и критиками и создают стабильный интерес как к современному искусству Азербайджана, так и к традиционному.
Тем не менее, Фаиг Ахмед представляет собой явление уникальное для азербайджанской арт-сцены. Он бок о бок работает с мастерами-носителями традиционных техник ковроткания. Хотя переделанные им ковры выглядят так, как будто были нарисованы в графическом редакторе, в который прокрался вирус, все они полностью сотканы вручную, в соответствии с вековыми традициями.
В мастерской художника
Изменить восприятие ковра как глубоко укорененного в традиции предмета оказалось задачей сложной, но выполнимой. Чтобы соединять традиционные узоры со своими узорами-«багами», художник решил обратиться непосредственно к тем, кто в совершенстве владеет техникой создания ковров — ткачам. Однако это оказалось не так-то просто. Поначалу никто из консервативных ткачей не хотел браться за его кощунственные проекты, для которых старинные ковры нужно было резать на части, перекраивать и буквально разбирать по ворсинкам.
К счастью художника, один мастер все-таки согласился ткать цифровые паттерны Фаига — но только при условии, что его имя останется в секрете.
На первых порах художнику не удавалось найти общий язык с ткачами, так как его идеи казались им слишком сложными для реализации. Чтобы наладить коммуникацию, он начал создавать подробные эскизы проектов на компьютере, переносить их на инженерную бумагу, а затем уже отдавать в производство точную схему, которой должны следовать работники.
О работе над своими объектами Фаиг говорит так: «Это долгий процесс, который требует как предельной сосредоточенности, так и широкомыслия для постоянных инноваций в технологии ковроткачества». После создания проекта на компьютере следуют эксперименты с материалом. Каждая работа требует своего собственного исследования. Например, для «текучих» ковров Фаиг изучал потоки краски, воды или густых жидкостей, а для серии Geometrical Patterns художник вырезал разные фигуры из бумаги и держал на свету, чтобы увидеть, какие тени они отбрасывают.
Geometrical Patterns. Ilan. 2014
Создание цветовой палитры для объекта не менее ответственная работа: «После подготовки проекта мы выбираем цвета и начинаем красить нитки. Все нитки красятся вручную натуральными красками. Также в процессе участвует художник по ковру, который рисует по специальной технологии нумерации каждого цвета и узора. И после этого ковер начинают ткать».
Над каждым объектом работают от одного до пяти человек, а сама реализация художественного проекта может занимать от 3-х месяцев до нескольких лет. Фаиг лично участвует в создании ковров: из-за специфики ручного труда некоторые детали иногда приходится решать в процессе ткачества.
Сам Фаиг считает себя исследователем, а не художником. По его мнению, художник — это тот, кто в своих работах выражает собственные идеи и взгляды.
Для исследователя же гораздо более важен сам творческий процесс, а конечный результат — произведение искусства — его интересует мало. Поэтому никакого определенного посыла для зрителей работы Фаига не несут и представляют собой своеобразную tabula rasa, «чистую доску», открытую каким угодно интерпретациям.
При этом главным для Фаига являются не культурные коды или традиции, а он сам: «У моих исследований нет начала и конца, так как я исследую себя. А человеческая природа — самое таинственное в этой вселенной». Сами же работы, или, как называет их сам автор, «продукты исследований», выступают в качестве «напоминаний» и фиксируют разные состояния художника во время его экспериментов.
Insider series. Manifested Consciousness. 2014
Самое сильное влияние на творчество Фаига оказывают путешествия. Поездки в другие страны являются для него постоянным источником вдохновения, а также дают возможность исследовать местные традиции и обычаи. Так, после путешествия в Индию Фаиг кардинально изменил вектор своего творчества: до поездки его интересовали внешние явления, а после изучения индийской вышивки художник сконцентрировался на своем внутреннем мире . Под путешествиями Фаиг имеет в виду не только обычные, «физические» перемещения из точки А в точку Б, но и погружение в подсознание при помощи различных практик и медитаций.
В многочисленных рецензиях ковры авторства Фаига Ахмеда называют «психоделическими», «сюрреалистическими» и часто относят к глитч-арту и пиксель-арту.
Например, объекты из серии Liquid, растекающиеся по поверхности, вызывают ассоциации с тающими предметами Сальвадора Дали, а название серии Pixel говорит само за себя. Тем не менее, сам художник не поддерживает то, что его работы вписывают в тот или иной контекст, так как он не причисляет свои творческие эксперименты к какому-либо направлению. По убеждению Фаига, основная цель искусства — это ломать любые законы и границы, освобождать от обусловленности, к чему он и движется в своих работах-исследованиях. У тех, кто видел завораживающие арт-объекты художника, одним стереотипом точно станет меньше, а за желание повесить такой ковер себе на стену вас точно никто не назовет ретроградом.
- Фото:www.faigahmed.com
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: