Stumps

Чем вдохновляются дизайнеры и художники? Ответить на такой глобальный вопрос одновременно сложно и легко. Сложно, потому что каждый день тысячи источников информации по всему миру предлагают все новые и новые ответы, находя их в бездне очередных проектов. Легко — потому что главные темы остаются неизменны на протяжении долгого времени. Одним из таких лейтмотивов, несомненно, остается природа и все ее живое многообразие, а с наступлением летнего сезона тренд флоры и фауны в дизайне становится особенно актуальным. 

В проекте Stumps от израильского дизайнера Шэрон Сайдс (Sharon Sides) прослеживается попытка найти баланс между природной, немного хаотичной структурой и упорядоченным процессом искусственного воспроизводства. Метод проектирования строится на экспериментальном обращении к первичной форме, естественной для каждого материала. Подобный творческий метод, когда дизайнер отталкивается от основных свойств материала, широко применяется в Академии искусств и дизайна «Бецалель» (Иерусалим), выпускницей которого в прошлом году и стала Шэрон.

Уже из названия проекта, которое переводится как «Пни», видно, что автор акцентирует связь современной мебели с древнейшим натуральным прообразом всех сегодняшних сидений.

Главной отличительной особенностью образа пня, конечно же, можно назвать годичные кольца, хорошо видимые на его срезе. Именно их неповторимый рисунок, сродни человеческим отпечаткам пальцев, и стал отправной точкой для создания стульев и табуретов Stumps.

Также это определило уникальность каждого из объектов, так как их формообразование основано на схожем технологическом процессе, исходящим из идеи того, что дизайнерам зачастую не стоит следовать точным и рациональным схемам. Иногда стоит довериться опыту нашего несовершенного мира и подсмотреть у природы ее, на первый взгляд, случайные переплетения и узоры, созданные на самом деле по определенным правилам, познать которые человек пытается через науку и доступные технологии. Схожий биомеханический синтез Шэрон выбрала для своего нового видения природных форм, транслируя морфологию дерева в металлической оболочке.

Первостепенной задачей стало определение оптимального материала для задуманных объектов. После тщательного изучения структуры годичных колец дизайнер остановила свой выбор на латуни. Она отлично подошла по своим свойствам для последующей обработки и выявления структуры линий. Основной стадией всего процесса стало химическое травление металла по методу лазерно-утюжного. Как оказалось, этот метод наилучшим образом способствовал выявлению объемного рисунка дерева.

Но прежде нужно было подготовить рисунок будущей имитации годовых колец. Для этого их исходное изображение переносится с фотографий в векторный вид. Кажется, что это самая простая и несложная операция, однако от ее точности зависит качество всех последующих действий. Обязательно нужно проверить, чтобы цвет изображения был абсолютно черным. Далее происходит вывод печатного изображения, чтобы посмотреть, как оно выглядит на бумаге. Вывести надо две копии на случай, если последующее изображение с пленки на латунь плохо переведется — тогда в наличии будет запасной вариант. Затем все это печатается на прозрачной пленке, причем в зеркальном виде, чтобы после травления получилось правильное изображение.

Перенос рисунка с пленки на металл происходит с помощью обычного бытового утюга. Латунь с пленкой располагается на ровной поверхности. Сверху кладется сложенный пополам обычный лист бумаги. Температура и усилие на утюг подбираются исключительно опытным путем, так как если сильно перегревать заготовку и прилагать чрезмерный нажим — тонер может расплыться и ширина дорожек рисунка станет значительно больше требуемой. Чтобы пленка не съехала, во время глажки ее закрепляют с помощью небольшого количества клея. Показателем готовности можно считать проявление «рельефности» пленки. 

При взгляде на поверхность под определенным углом можно увидеть, что в местах, где была нанесена краска, пленка стала иметь выпуклую поверхность. Далее под водой пленка аккуратно отдирается и можно приступать к самой ответственной части проекта — химическому травлению.

Этот процесс обычно происходит в растворе хлорного железа. Однако более качественное и быстрое травление получилось в растворе сульфата аммония. Плюс этого химиката в том, что порошок имеет белый цвет (не пачкает вещи и не разъедает металлы), раствор его прозрачен и по мере насыщения медью синеет. Поэтому с ним легко визуально контролировать процесс травления, не вынимая заготовку из раствора. Лучшие результаты были достигнуты при незначительном нагреве травильной ванночки в процессе обтравки.

Перед тем как приступить к получению чистового объемного рисунка на заготовках, Шэрон провела пробные экспериментальные обтравки нескольких десятков фрагментов листа латуни в растворах разной концентрации сульфата, при этом проводился поиск достаточного времени для наиболее качественного растворения.

Протравливаемый предмет опускают в пластиковую ванночку, в которую наливают соответствующий растворитель. Так как обрабатываемая поверхность плоская, ее устанавливают в горизонтальном положении. Примерно через каждые десять минут приходилось доставать заготовку и смотреть, как идет растворение, а затем промывать ее под струей воды комнатной температуры. Кислород воздуха активно реагирует с чистой медью, входящей в состав латуни, ускоряя тем самым процесс травления, поэтому нужно было периодически поднимать листы на воздух и смывать водой остатки раствора, а после нескольких секунд выдержки снова опускать лист на поверхность травящего раствора. Это делалось для того, чтобы смыть образующийся налет, который тормозил травление.

Когда травление считается законченным, латунные заготовки с образовавшимся рисунком прополаскивают в чистой воде, а предохранительное покрытие удаляют нагреванием или смывают его скипидаром.

Если в углублениях останется некоторое количество протравки, то со временем она разъест металлическую поверхность местами глубже, чем требуется. Во избежание этого промытые листы кладут на несколько минут в известковую воду, которая нейтрализует остаток кислоты.

Заключительной стадией работы над предметами, помимо подгиба металлических листов для придания им эргономичной формы, стала полировка и изготовление ножек, которые прикрепляются к латунным сидениям с помощью сварки.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: