Главный штаб Государственного Эрмитажа является одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. «Студия 44» закончила реконструкцию и реставрацию памятника архитектуры первой трети XIX века в 2014 году. С тех пор количество посетителей ежегодно только растет. Они приходят в музей не только, чтобы полюбоваться искусством, но и исследовать само здание. Архитекторы Никита и Олег Явейны рассказали о работе над проектом, о чем можно почитать в предложенном ниже тексте.
Музейный комплекс Государственного Эрмитажа в Главном штабе

- Текст:Людмила Лихачева25 июля 2025
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Пять внутренних дворов Главного штаба перекрыты стеклянными кровлями и преобразованы в Новую Большую Анфиладу. Она представляет собой чередование выставочных залов, встроенных в поперечные корпуса на уровне второго этажа, и «экспозиционных палуб» на платформах. Пространство залов трансформируется путем открытия и закрытия створчатых дверей и стен, что позволяет гибко менять экспозицию, а также изолировать каждый из залов или вновь объединять их в анфиладу.
Никита Явейнархитектор, «Студия 44» «Устройство больших экспозиционных залов по центральной оси предполагало частичную разборку четырех поперечных корпусов. Это единственное, что мы позволили себе перестроить во всем здании. Но эта минимальная трансформация дала максимальный эффект. На экспозиционных палубах нами задуманы эрмитажные висячие сады. Для этого в конструкциях палуб предусмотрены емкости для грунта и корневой системы деревьев. Местоположение этих емкостей определило и видимый снизу абрис конструкций, и расположение опор».
Фото-альбом: 2
Олег Явейнархитектор, профессор МАрхИ«Главный штаб в сознании многих — воплощение регулярности и правильности классицизма. Между тем немного найдется зданий с таким количеством помещений нарочито неправильной формы, с искривлениями стен, тупыми и острыми углами. Мы стремились к тому, чтобы центральная архитектурная идея проекта проходила сквозь сложную ткань здания, по возможности оставляя ее нетронутой. При построении Триумфальной лестницы происходит взаимоувязка двух систем: радиусов и дуг амфитеатра, ориентированного на торцовый корпус входного двора, и линий перспективного схождения Новой Большой Анфилады. Двери Новой Большой Анфилады — важнейший элемент архитектуры залов и объект специального проектирования. Образ парадной эрмитажной двери, двери музея как храма искусств, разрабатывался во многих вариантах. Особенность двора с Певческой лестницей — его нарочито неправильная треугольная форма. Снаружи это знаменитый острый угол Главного штаба. В финальной редакции форма лестницы сведена к асимметричной вырезке из конуса, над которой возвышается „паперть“ — также вырезка из конуса».
Фото-альбом: 3
Никита Явейнархитектор, «Студия 44» «Освещение верхним естественным светом экспозиционных залов верхнего этажа — отдельный сложный проект, выполнявшийся в 2003–2006 годах вместе с консультантами из британской фирмы Cannon-Brookes Lighting & Design. Там, где кровли видны из города, мы устраивали верхний свет только под аутентичными стеклянными колпаками Росси. Но в кровлях, ориентированных во дворы, много новых фонарей, построенных по принципу двойной светорассеивающей пирамиды или свода под пирамидой».
Фото-альбом: 4
Олег Явейнархитектор, профессор МАрхИ«Внешняя оболочка залов — кирпичные стены поперечных корпусов с большими дверьми. Внутренняя оболочка — „коробка“ с поворотными стенами и светорассеивающей пирамидой. Пространство между оболочками — зона развески картин. Мы решили устроить над сводами Триумфальных арок экспозиции Эрмитажа. Нормы запрещают хождение посетителей по поверхности сводов, не допускают размещение на них экспозиции. Поэтому в зале, расположенном прямо под Колесницей Славы, настелены прозрачные полы, позволяющие видеть кирпичные своды».
Фото-альбом: 5
Никита Явейнархитектор, «Студия 44» «Здание Гражданских министерств всегда представляло собой дом-город, который вмещал и роскошные апартаменты, и кабинеты чиновников разных рангов, и комнаты прислуги, а еще — мастерские, конюшни, прачечные, пекарни. Одной из наших задач в этом проекте было сохранить и предъявить зрителю весь спектр существовавших пространств, конструкций, наслоений времен. Парадные анфилады бывшего Министерства иностранных дел, насыщенные архитектурным декором, росписями и изысканной роскошью ампира, — наиболее „эрмитажные“ по духу и образу интерьеры — тщательно отреставрированы. Они соседствуют с анфиладными линиями залов, в которых отделка почти не сохранилась, и реставрировались лишь обнаруженные фрагменты».
Фото-альбом: 6
На обложке: Главный входной двор музейного комплекса в Главном штабе. Общий вид
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: