Небольшой городок Москва в XIV в. становится великокняжеской столицей. С этого времени здесь начинается каменное строительство. На раннем этапе широко используются художественные и технические традиции старых культурных центров Древней Руси. Памятников этой поры сохранилось сравнительно немного. В альбоме представлены скромные, изящные интерьеры церкви Рождества Богородицы в Московском кремле (конец XIV в.), а также собор Андроникова монастыря (XV в.), создатели которого развивают тему высоких ступенчатых арок, намеченную еще в облике Пятницкой церкви далекого Чернигова.
Москва — центр общерусской культуры

- Текст:Борис Васильевич Гнедовский28 июля 2025
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Крупные строительные работы на территории Московской Руси начинаются в конце XV в. В это время Русь — победительница татаро-монгольских ханов — выходит на международную арену как могущественная суверенная держава. Однако облик ее новой столицы не обладал достаточной представительностью. К работам по реконструкции укрепленного центра — Кремля и строительству главных дворцов и храмов государства привлекаются не только русские, но и итальянские мастера.
В процессе этого строительства определяются основные особенности московского зодчества времени становления централизованного русского государства. Именно здесь, на территории Кремля, четко наметилось стремление к решению крупных градостроительных задач, которое станет характерной чертой русского зодчества более поздних периодов.
В центре Кремля возникла обширная Соборная площадь, на которую были ориентированы фасады наиболее значительных построек, как бы символизировавших единение светской и духовной власти страны. Главным сооружением ансамбля стал Успенский собор, построенный в XV в. архитектором Аристотелем Фиораванти. Место коронации великих князей, усыпальница патриархов и митрополитов московских, он был создан по образцу владимирского Успенского собора. В его облике сочетаются благородная простота и монументальность. Итальянские зодчие Марко Руффо и Петр Антонио Солари строят здание Грановитой палаты, предназначенное для торжественных приемов. В юго-западном углу площади под руководством Апевиза Нового возводят грандиозный великокняжеский пантеон — Архангельский собор, в котором традиционное объемное построение русского пятиглавого храма сочетается с классической ордерной системой обработки фасадов. Придворный Благовещенский собор и миниатюрная Ризположенская церковь, выстроенная русскими (видимо, псковскими) мастерами, органически входят в ансамбль Соборной площади. Ее пространственная композиция несколько позднее завершается гигантской вертикалью колокольни Ивана Великого.
Сооружения, воздвигнутые в Кремле, имели огромный художественный резонанс, они стали образцами, объектами подражания и творческой переработки даже в самых отдаленных областях государства.
В XVI в. появляется новый тип мемориального и в то же время триумфального храма. Яркий пример сооружения этого типа — построенная в XVI в. в честь рождения царевича Ивана (впоследствии царя Ивана Грозного) Вознесенская церковь в Коломенском. Это один из лучших образцов шатрового каменного зодчества, в котором культовое значение сооружения как бы отошло на второй план перед идеей создания монументальной мемориальной композиции.
Усложненный вариант триумфального храма, отображающего рост национального самосознания огромной страны, нашел наивысшее воплощение в облике Покровского собора в Москве, известного под именем храма Василия Блаженного. Русские мастера Барма и Постник создали динамическую девятибашенную композицию, как бы воспроизводящую в камне мажорную симфонию народного ликования в ознаменование победы над Казанским ханством. Это наиболее яркий и самобытный памятник московской архитектурной школы середины XVI в.
Укрепление Русского государства в начале XVII века, после изгнания польско-литовских интервентов способствовало новому размаху строительства и расцвету искусства и архитектуры. В Кремле возводятся каменные дворцовые постройки — терема, кремлевские башни украшают высокими нарядными кирпичными шатрами с черепичными покрытиями и золочеными флюгерами. Новое строительство обогатило облик Кремля, подчеркнуло с новой силой его значение центра столицы.
Живописная композиция Теремного дворца, широкое применение его строителями фигурного кирпича, резного белого камня, цветных изразцов стали своеобразным эталоном при возведении многочисленных каменных палат. Узорчатый декор фасадов получает распространение и в строительстве церквей, среди которых нераздельно господствует тип небольшого приходского, нарядно украшенного бесстолпного храма.
В конце XVII в., с развитием производительных сил. московское монументальное строительство расширяет свою материальную и социальную базу. Появляются не виданные раньше грандиозные и пышные ярусные храмы. Украшение наиболее значительных построек постепенно приобретает вычурный, барочный характер. Такова церковь Покрова в подмосковном селе Фили, принадлежавшем боярам Нарышкиным, давшим имя новому стилю, известному как «нарышкинское» или «московское барокко». К этому же времени относится узорчатая надстройка башен Новодевичьего, Донского и подмосковного Троицкого монастырей, а также строительство богато изукрашенных палат и многих монастырских комплексов. Среди них особенно живописны стены и башни Иосифо-Волоколамского монастыря, построенные в конце XVII в. мастером Трофимом Игнатьевым. Особенно большое развитие получает поливная керамика, применение которой достигает своего апогея в предельной красочной насыщенности фасадов Крутицкого теремка в Москве.
Московская художественная школа оказала огромное влияние на развитие древнерусского зодчества XV–XVII вв., способствуя развитию ряда провинциальных школ, и в первую очередь архитектуры городов Среднего Поволжья.
Ансамбль Соборной площади
Башни Кремля
Успенский собор. XV в.
Архангельский собор. Начало XVI в.
Главки домовых церквей Теремного дворца. XVII в.
Церковь Рождества Богородицы. XV в. Интерьер
Теремной дворец. Интерьер
Колокольня Ивана Великого и звонница. XVI–XVII вв.
Церковь Ризположения. XV в. Фрагмент фасада
Спасская башня. Белокаменные шатры и скульптура. XVII в.
Спасская башня. Белокаменные шатры и скульптура. XVII в.
Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади. XVI в.
Церковь Вознесения в Коломенском. XVI в. Общий вид
Надвратная башня из Николо-Карельского монастыря. Коломенское. XVII в.
Спасский собор Андроникова монастыря. XV в.
Церковь Троицы в Хорошове. Конец XVI в.
Надвратный теремок дворца Крутицких митрополитов. Изразцовый декор главного фасада. XVII в.
Церковь Покрова в Филях. XVII в.
Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Фрагмент фасада
Церковь Троицы в Никитниках. XVII в. Фрагмент фасада
Церковь Троицы в Никитниках. Интерьер
Церковь Троицы в Никитниках. Фреска
Троице-Сергиев монастырь. Загорск. XV–XVIII вв.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: