Сказки — это не просто волшебные истории, а настоящие сокровища народной мудрости, воплощённые в слове, музыке, живописи и скульптуре. Они учат нас добру, справедливости и смекалке, а их герои уже много веков вдохновляют художников, писателей и мастеров прикладного искусства.
Дерево рассказывает сказки
- Текст:Василий Елкин14 июля 2025
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет

В сказках герои борются со злом, защищают слабых; в сказках смеются над жадностью, завистью и другими людскими пороками. Поэтому-то сказки любят и дети, и взрослые. Сказки — произведение многих поколений, многих народов.
Мастера во всех видах искусства прибегали к творческому изображению сказочных образов. Художники Васнецов, Врубель, Билибин, Поленова, скульптор Коненков, композиторы Римский- Корсаков, Чайковский, Стравинский, Лядов, Прокофьев создали незабываемые сказочные образы. Почти все русские писатели обращались к форме сказок: Пушкин, Аксаков, Салтыков-Щедрин, Лев Толстой. Наши современные советские писатели создали чудесные сказки для детей: все знают и любят сказки Корнея Чуковского, Маршака, Алексея Толстого.
Много сказочных сюжетов воплощено в деревянной миниатюрной скульптуре села Богородского.
Для русских сказок, да и для сказок других народов, свойственна простота, преувеличение характерных черт образов одновременно с необычностью поведения, фантастичностью поступков сказочных героев.
Автор этих двух скульптурой — Николай Иванович Максимов. Он создал много интересных работ в селе Богородском. Скульптурки эти сделаны с соблюдением девиза: «Малыми средствами добиваться большей художественной выразительности». Посмотрите, как красивы кони, как горд Иванушка, как покорно лежит у его ног преданный Конек-Горбунок.
Два коня в ряду стоят,
Молодые, вороные,
Вьются гривы золотые,
В мелки кольца завитой
Хвост струится золотой...
Фигурки коней-скульптурок очень хорошо передают веселые стихи сказочника Ершова. Еще много художников будут воплощать в своих произведениях образы этой замечательной сказки.
С тех пор как Петр Павлович Ершов написал сказку «Конек-Горбунок», по ее сюжету художниками было нарисовано множество иллюстраций, сняты кинофильмы, написаны радиосценарии и даже балет.
Помните, как царь купил у Ивана этих красивых коней, но царские конюхи не могли сами увести их в царские конюшни.
Делать нечего, придется
Во дворце тебе служить;
Будешь в золоте ходить,—
сказал царь Ивану. Иван пошел к царю на службу.
И под песню дурака Кони пляшут трепака;
А конек его горбатко
Так и ломится вприсядку.
Фигурки персонажей из сказки «Сивка-Бурка» тоже выполнены Максимовым.
В сказке говорится: «Умирая, отец завещал трем своим сыновьям приходить три ночи, после его смерти, на могилу. Двое старших были ленивыми и посылали на могилу третьего — меньшего брата Ивана-дурака». В награду за это отец подарил Ивану чудесного коня — Сивку-Бурку. Какие подвиги совершил Иван с Сивкой-Буркой, вы узнаете, когда прочтете эту сказку.
Посмотрите на скульптуру Ивана справа — какой он заспанный, неряшливый, сгорбленный. А на фигурке слева, рядом с Сивкой, Иван — статный, молодцеватый, красивый, готовый к свершению подвигов.
Сергей Тимофеевич Коненков, народный художник СССР, в этой скульптуре изобразил легендарного героя народных сказок — Еруслана Лазаревича, побеждающего трехглавого крылатого змея. Скульптура эта выполнена в свойственном Коненкову стиле реалистической фантастики.
Николай Егорович Левин вырезал очень выразительные миниатюрные скульптурки по мотивам сказки Пушкина «О попе и работнике его Балде». Николай Егорович изобразил тот момент из сказки, когда
поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится.
Балда его тут отыскал,
Отдал оброк, платы требовать стал.
Бедный поп
Подставил лоб
Заметили ли вы контраст двух характеров? Могучая, уверенно фигура Балды с огромными руками и жалкая, униженная, трусливая фигура попа, ждущего грозной расплаты.
Сопоставление контрастных элементов в скульптуре усиливает эстетическое воздействие и помогает выявлению общей идеи произведения.
А это фигурки персонажей из пушкинской сказки «О рыбаке и рыбке». Вырезали их мастера богородской резьбы Николай Егорович Левин и Иван Константинович Стулов.
Посмотрите, сколько злости в жесте жадной старухи и сколько удивления, робости в фигуре старика — ноги подогнулись, дрожат, голова дрожит...
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.
В этой скульптуре выявление идеи сказки также достигнуто путем сопоставления контрастных характеров персонажей. Малыми средствами сказано многое. Больше, пожалуй, и не скажешь.
Фигурку Леля из пьесы-сказки «Снегурочка» прославленного милого драматурга Алексея Николаевича Островского сделал Иван Константинович Стулов. Лелем звали пастушка из Берендеева царства, игрой которого заслушивалась Снегурочка. Сказка настолько красива, народна и сценична, что ее играют во многих театрах страны. На ее сюжет композиторы Римский- Корсаков и Чайковский написали музыку, а художники Врубель и Коровин создали чудесные картины и декорации.
И. К. Стулов удивительно легко умеет передавать непосредственность чувств и простодушие русского народа.
«Садко» — фигурка, изображающая былинного новгородского гусляра — скульптура Дмитрия Сергеевича Горшкова.
Заслушавшись его игрой, полюбила его Волхова-царевна прекрасная, а морской царь за игру его на гуслях возвращает его домой в Новгород со всеми его кораблями и вместе с его товарищами.
Дон-Кихот Ламанчский, рыцарь печального образа, восседает на своем коне — Россинанте. Свои подвиги он направлял на добрые дела, на борьбу со злом и несправедливостями, и не виноват он, что злые духи превращали врагов его в ветряные мельницы, а вражеские полчища — в стада баранов. Сзади на своем славном ослике плетется оруженосец рыцаря Санчо Плиса. Он уже видит себя королем острова, который обещал ему его господин Дон-Кихот. Богородский волшебник Михаил Федорович Баринов изобразил своих любимых добрых героев романа Сервантеса с большим сочувствием и мягким юмором.
Иван Константинович Стулов изобразил сценку из сказки Пушкина «О золотом петушке», где Звездочет дарит царю Додону ингушка, возвещающего об опасности, угрожающей границам царства. С тех пор Додон спал спокойно, а петушок время от времени
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!»
Серьезность, написанная на лицах фигур, подчеркивает юмор ситуации в этой сценке. Сгорбленные спины двух стариков образуют единую композицию, которую венчает корона царя.
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Тот уж когти распустил,
Клее кровавый навострил...
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил.
Николай Иванович Максимов — автор этой скульптуры по сказке Пушкина «О царе Салтане». Он любит вычурность и изящность линий рисунка. Его особый почерк резьбы добавляет еще одну грань к многогранному кристаллу богородского творчества.
Медведи — любимые герои волшебников богородской резьбы, и в изображении медведей они достигли большого мастерства. Николай Егорович Левин изобразил Машеньку и медведя. Фигурка имеет название: «Не садись на пенек, не ешь пирожок». Заблудилась Маша в лесу и попала к медведю. Она хозяйничала у него в доме: мыла посуду, убирала, и медведь ее очень полюбил. Захотелось Маше домой, напекла она пирогов и попросила Михаила Ивановича отнести их родителям, а сама украдкой села в корзину с пирогами. Когда мишка устал идти, захотелось ему отдохнуть и съесть пирожок. А Машенька ему из корзины закричала: «Не садись на пенек, не ешь пирожок». Так и принес медведь Машеньку домой.
А вот мастера токарной резьбы из города Семенова Горьковский области тоже изобразили Машеньку, но уже в обществе трёх медведей.
Помните, как Машеньке понравились стульчик, ложка и кроватка медвежонка Мишутки — сына Михаила Ивановича и Настасьи Петровны...
Точеные фигурки очень популярны: их можно встретить в разных городах нашей страны и даже за границей. Они побывали на выставках во многих странах и служат самым любимым сувениром.
Кто не знает стихи Некрасова:
Свечерело. Дрожь в конях,
Стужа злее на ночь;
Заворочался в санях
Михайло Иваныч,
Кони дернули; стряслась
Тут беда большая —
Рявкнул Мишка! — понеслась
Тройка как шальная!
Николай Иванович Максимов вырезал эту группу очень выразительно. Генерал Топтыгин рычит, а тройка мчится быстрее ветра. Кто бы ни увидел эту скульптурку, у всех она вызывает удивление: как это может мертвое, неподвижное дерево передать столько движения? В том-то и дело, что дерево не мертвое. Вы сами убедились, что оно может рассказывать сказки на языке, понятном любому человеку.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: