Конкурсные проекты театральных зданий

На фоне индустриализации и культурной революции 1930-х годов, архитекторы создавали не просто здания, а символы нового общества. Театры, выходя за рамки традиционных функций, превращались в многофункциональные центры, объединяющие искусство, политику и общественную жизнь. Конкурсные проекты театров тех лет стали отражением амбиций и идей, определивших лицо эпохи. В данной главе из книги «Архитектор Григорий Бархин» автор рассказывает о конкурсах по проектированию, коллегах и проектах. 

1930–1934

В 1937–1939 годах я состоял начальником Всесоюзной архитектурной мастерской Комитета по делам искусств. Именно в это время в нашей стране много проектировалось и строилось очень крупных театров. Под моим руководством выполнен ряд строившихся в то время театральных зданий: в Смоленске, Челябинске, Алма-Ате, Казани, Улан-Удэ и др. Здесь же я руководил большим количеством типовых проектов, их авторы: А. Власов, Г. Гольц, Н. Колли, А. Буров.

Вместе с изменением существовавшей ранее драматургической и постановочной формы было внесено много существенных новшеств и в архитектурное проектирование и строительство театральных зданий. Многое можно увидеть в составленных мной для Московского архитектурного института двух сборниках — «Новейшие театры за рубежом».

Знакомство со многими из этих новшеств произошло у нас после состоявшегося крупного международного конкурса на проектирование оперного театра в Харькове. В этом конкурсе наряду с нашими мастерами приняли участие многие лучшие знатоки театрального дела и современного прогресса в постройке театральных зданий на Западе. В моей книге «Архитектура театра», изданной Академией архитектуры в 1947 году, отведено этому конкурсу и его результатам достаточно места, там же помещены лучшие и наиболее интересные проекты этого конкурса.

В этот же период времени я совместно с М.Г. Бархиным принимал участие в конкурсе на проект крупнейшего оперного театра для Ростова-на-Дону. За проект мы получили первую премию. Этот проект я считаю наиболее удачным из наших конкурсных проектов. Конкурс был объявлен в 1930 году. По времени его можно считать началом проектирования значительных по масштабу и весьма сложных по содержанию театральных зданий.

Программа театра была хорошо и полно разработана и предусматривала развитую сцену и целый ряд вспомогательных помещений для работников сцены: студию, клуб, гимнастический зал, репетиционные залы и пр. Кроме зрительного зала на 2500 человек в театре намечен концертный зал на 800 человек. Для публики были предусмотрены выставочные помещения, театральный клуб, детские клубные комнаты и многое другое. Проект представлял комплекс многообразных помещений театра нового типа, увязанных в одно архитектурное целое.

Зрительный зал решен в виде полного эллипса. Обширный буфет вынесен в переход между зрительным залом театра и концертным залом на 800 мест с эстрадой, запроектированным в отдельном крыле с самостоятельным входом, гардеробом, парадной лестницей. При сцене запроектирован клуб для артистов и ряд обслуживающих помещений (репетиционный зал, тренинг-зал). Комплекс специальных помещений образует заднюю пристройку к сцене. Архитектура основана на органическом объединении разнообразных отдельных объемов, образующих весь сложный театральный комплекс. Авторы стремились придать большому зданию легкость и гармоничность, сочетать все элементы в одно целое. Проект был принят к постройке, но осуществлен не был.

Вслед за конкурсом на Ростовский театр, как бы открывшим у нас эру нового значительного театрального строительства, последовал ряд крупных открытых и закрытых архитектурных конкурсов. Это упомянутый выше конкурс на оперный театр для Харькова (1931), привлекший, как я уже сказал, очень большое количество участников. Конкурс на проект большого театра для Свердловска (1932), на проект синтетического театра для Новосибирска (1932), театр для МОСПС* (1933) и др. Программы по всем театрам отразили огромные требования того времени к универсализму, трансформации и механизации.

В это время мной совместно с М.Г. Бархиным был спроектирован на конкурс театр для Свердловска. В этом проекте зал может быть трансформирован в трех видах: 1-й — как театр на 4000 мест; 2-й — как зал собраний на 6000 мест, включая амфитеатр, размещаемый на полукруглой сцене; 3-й — как зал собраний на 8000 мест с присоединением амфитеатра, развиваемого в задней части зала.

Все существовавшие в то время требования к новым театрам учтены в проекте: возможность прохождения демонстраций по авансцене, сильно выдвинутый вперед просцениум с вращающейся игровой площадкой, вращающаяся основная сцена с развитой механизацией и возможностью использования обширного механизированного трюма для смены постановок.

В этом проекте арьерсцена сильно вытянута вглубь для возможности образования глубоких перспектив, к чему стремился Палладио в своем знаменитом театре Олимпико в Виченце, и для развития массовых действий.

Концертный зал расположен в парадной части здания и отделен от театрального фойе зимним садом. На продольном разрезе показано, как отдельные элементы зрительного зала и сцены могут быть объединены в один архитектурный объем. Максимальное удаление зрителя от сцены при полной загрузке всех залов (8000 человек) — 45м.

В 1934 году Наркомпрос БССР организовал закрытый архитектурный конкурс на Большой театр в Минске. Программа конкурса составлялась после Ростовского и Харьковского театров и отразила все основные требования этих установочных для того времени конкурсов. Театр рассматривался как памятник Советской Белоруссии. При осуществлении театра вместе со снижением вместимости зала была сокращена и программа. Наш проект на этот закрытый конкурс, по отзывам жюри (профессор Рыльский), был признан лучшим, но здание было осуществлено по другому проекту (Лангбарда). После войны театр несколько перестроен.

Здание театра представляет большой расчлененный по высоте цилиндрический объем, на который поставлен второй, меньший и более низкий, цилиндр, между ними переходная ступень. Спереди и сзади два портика. Театр помещен на стилобат и ограничен колоннадной трибуной со стороны площади, на которой запроектирован памятник Революции со статуей Ленина. Театр с трибуной составляют одно целое.

В плане здание представляет полный круг, передняя половина которого занята зрительным залом, задняя отведена под сценическую часть. Зрительный зал вмещает 2250 человек, из них 1850 размещается в партере и амфитеатре, а 400 человек — на балконе. Максимальное удаление зрителя от портала 30 м. В архитектурном отношении здание трактуется как памятник, отражающий успехи Белоруссии на всех фронтах социалистического строительства

Упомянутая мной книга «Архитектура театра» является до сих пор единственной по этому вопросу. Книга чрезвычайно быстро разошлась и пользуется большим спросом не только у нас, но и в странах Западной Европы, куда разосланы по запросам все имевшиеся в запасе Академии экземпляры. Без иллюстраций книга была издана на китайском языке и сейчас находится в моей библиотеке. В недавно вышедшей книге Эбергарда Вернера на немецком языке, посвященной театральному строительству, свыше половины иллюстраций взяты из моей книги, о чем автор, к моему удивлению, нигде не упоминает.


Из других премированных на всесоюзных конкурсах проектов, исполненных мной совместно с М.Г. Бархиным, могу назвать: «Дом правительства для БССР», «Почтамт для Харькова», «Типография АЗГИЗ в Баку», «Госбанк для Новосибирска» — 1-я премия, проект на международный конкурс «Прядильная фабрика для Иваново-Вознесенска» — 2-я премия.

В 1932 году мной совместно с М.Г. Бархиным сделан на конкурс проект «Дворца труда» в Охотном ряду. Проект решен в виде комплекса связанных между собой сооружений различного назначения. На переднем плане находится относительно невысокий круглый объем главного здания — Дворца съездов. Этот круглый объем обнимается сзади и с боков четырнадцатиэтажным корпусом, включающим в себя все многообразные заданные программой помещения с учетом их расположения по этажам, взаимной связи и доступа извне. По сравнению с другими проектами, представленными на конкурс, наш проект, кажется мне, имеет значительные преимущества и в отношении архитектуры, и в отношении плана. По этому конкурсу премии не были назначены, и здание не было осуществлено.

За время работы в 1930-х годах в «Гипровузе» и «Вузстройпроекте» мной был запроектирован и построен Учебный комбинат для Автозавода в Горьком. В 1933 году я состоял не-продолжительное время заместителем директора по архитектурной части «Моспроекта».

В 1937 году я был приглашен в архитектурно-проектную мастерскую Комитета по делам искусств («Теапроект»). Под моим руководством был выполнен ряд театральных зданий. В это же время я работал над проектом типового цирка на 2500 зрителей.

1930
Оперно-драматический театр для Ростова-на-Дону

Конкурсный проект совместно с М.Г. Бархиным (1-я премия)

Фото-альбом: Оперно-драматический театр для Ростова-на-Дону

Композиционно театр расчленен на три основных объема. Театральный зрительный зал вместимостью 2500 человек, решенный в виде полного эллипса двумя амфитеатрами с перепадом по высоте и с раздельной загрузкой, заключен в крупный цилиндрический объем, к нему примыкает высокий параллелепипед сценической коробки. Киноконцертный зал на 800 человек занимает меньший прямоугольный корпус и, наконец, трапециевидный клубный зал для актеров находится позади сценической коробки. Созданная анфилада главных помещений позволяет им удобно сообщаться или использоваться раздельно. Особенность южного города и соседство большого парка наложили отпечаток на облик здания (лоджии, козырьки); авторам удалось придать крупному сооружению требующуюся легкость и связать театр с природным окружением.

Фото-альбом: Оперно-драматический театр для Ростова-на-Дону_2

1931-1932
Большой синтетический театр для Свердловска

Заказной конкурс совместно с М.Г. Бархиным

Фото-альбом: Большой синтетический театр для Свердловска

Театр для Свердловска скомпонован в виде единого, разнообразно разработанного объема, симметричного относительно продольной оси. Это был один из самых ранних примеров «универсального театра» в мировой практике, где два крупных зала (главный зал и малый концертный зал) находятся в едином объеме. Театральный и концертный залы объединяет широкий пояс-холл с зимним садом.
В этом проекте авторы отразили главные режиссерские требования, возникшие в те годы — сильно выдвинутый в глубину зала просцениум с вращающейся игровой площадкой, возможность прохождения демонстраций па авансцене, вращающаяся основная сцена, развитая механизация по всему протяжению сильно вытянутой в глубину арьерсцены (100 м до условного портала.)

Проекты были заказные. К конкурсу были привлечены крупные советские архитекторы: Г. и М. Бархины, М. Гинзбург, И. Голосов, Н.Ладовский, а также архитектурные организации разных направлений: от АРУ — Г. Крутиков, В. Лавров, В. Попов; от АСНОВА — Л. Залесская, М. Коржев, М. Прохорова, М. Туркус; от САСС — Л. Богданов, М. Жи-ров, А. Максимов, С. Таушканов; от ВОПРА — М. Круглов, А. Машинский; от Ленинградского общества архитекторов-художников — Д. Бурышкин, Н. Дашенко, М. Рейзман; от проектного бюро Свердловского горсовета - г. Глущенко, Д. Фридман, и вторая группа от Свердловска — А. Голубев, В. Домбровский, А. Коротков (см. Крутиков Г.Т. Большой синтетический театр в Свердловске. Советская архитектура, 1932, Nº1, с. 57-73).
Специальное совещание отметило, что ни один из проектов полностью принять к постройке нельзя, но положительно оценивались работы М. Гинзбурга, Г. и М. Бархиных и группы Г. Глущенко — Д. Фридмана.

Фото-альбом: Большой синтетический театр для Свердловска_планы

Эвакуация зрителей требовала тщательной разработки системы коммуникаций. Лестницы размещены группами по периметру здания и между зонами залов, у зимнего сада и буфета. Основные потоки посетителей продвигаются по крупным пандусам, связывающим главные уровни.

Фото-альбом: Большой синтетический театр для Свердловска_3

В соответствии с программой зал мог трансформироваться: как оперно-драматический театр на 4000 мест; как зал собраний на 6000 мест (при включении амфитеатра, размещаемого в этом случае на полукруглой сцене), и как зал собраний на 8000 человек (в этом случае к залу присоединялся амфитеатр, размещенный на втором ярусе). Зрительные залы, несмотря на большую вместимость, решены без балконов.

1931-1932
Дворец труда МОСПС для Москвы в Охотном Ряду

Заказной конкурс совместно с М.Г. Бархиным (премирован)

Перспектива

Для проекта Дворца труда Московского областного совета профессиональных сою-30в в Охотном Ряду (заказной конкурс) был выбран участок, где позднее построили Дом СТО (Совета Министров СССР). В проекте интересно сочетался большой зал съездов на 3000 мест с административными корпусами. Пространственно-объемная структура ансамбля выразительна и учитывает крайнюю затесненность участка. В проекте Дворца труда МОСПС удачно и полно разработана долгое время занимавшая Г. Бархина формальная идея создания выразительности путем сопоставления контрастных элементов. Широкий Н-образный корпус с трех сторон охватывает круглый, относительно невысокий объем зала съездов, выдвинутый на передний план. В правом малом корпусе размещены залы заседаний (по 500 мест), примыкающие к существующему зданию Колонного зала. Благодаря объединению в комплексе высотных и малоэтажных элементов, композиция получила пространственную связь с площадью Охотного Ряда и с окружающей застройкой.


1934
Большой государственный оперный театр БССР для Минска

Конкурсный проект совместно с М.Г. Бархиным (премирован)

Перспектива

Театр в Минске на 2250 человек проектировался в 1934 году. Интересно, что на конкурс все авторы представили проекты, в какой-то мере сходные — тяжеловатые, замкнутые, с одной стороны стилистически использовавшие «новые» классицистические веяния, а с другой — еще не успевшие преодолеть конструктивистско-рационалистическое прошлое (участвовали архитекторы Г. и М. Бархины, И. Голосов, В. Лавров, И.Лангбард, Н. Троцкий). По проекту И. Лангбарда и было построено это здание.

Фото-альбом: Большой государственный оперный театр БССР для Минска_планы
Фото-альбом: Большой государственный оперный театр БССР для Минска_2

Сравнительная таблица схем театров и театральных залов в общественных зданиях в проектах Г. Б. Бархина

Фото-альбом: Сравнительная таблица схем театров и театральных залов в общественных зданиях в проектах Г. Б. Бархина


*МОСПС - Московский областной совет профессиональных союзов.

Обложка: Макет театра для Свердловска

Статья из этой книги:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: