Комплекс зданий СЭВ в Москве

В 1969 году завершилось строительство комплекса зданий Совета Экономической Взаимопомощи. Москва обогатилась крупным архитектурным ансамблем, уникальным по своему общественно-политическому значению и выполняющим огромную градостроительную роль.

Предназначенный для размещения учреждений Совета, комплекс зданий СЭВ стал символом великого содружества братских народов. Все страны — члены СЭВ участвовали в его создании, это была поистине интернациональная стройка.

Универсальный по своему назначению комплекс зданий СЭВ является новым типом административного сооружения, существенно отличающимся от зарубежных «офисов» своими большими общественными функциями. Особенно интересен его архитектурный замысел. Обеспечивая значительные функциональные удобства, здания создают пластически выразительную объемно-пространственную композицию, выгодно выделяющую комплекс среди других общественных сооружений последних лет.

Время строительства ансамбля зданий СЭВ совпало со значительным расширением работ по реконструкции центральной части столицы, когда проблема создания нового общественного центра заняла особое место в разработке генерального плана города. В технико-экономических основах генерального плана развития Москвы, принятых в 1966 г., намечено принципиально новое решение этой задачи. Характерный для старых городов центр как место, в котором сходятся все направления радиально-кольцевой системы улиц, заменяется пространственно развитой архитектурной системой отдельных общественных центров, органически связанной со структурой всего города и способной развиваться по мере его роста. В новый центр Москвы, помимо Кремля и близлежащих площадей и улиц, войдут набережные, а также ряд общественных комплексов, выросших в последние годы в различных районах города. Значительным элементом этой группы ансамблей станет и комплекс зданий СЭВ, воздвигнутый в одном из важнейших пунктов центральной части столицы, у выхода проспекта Калинина к Москве-реке.

Москва-река с ее живописными излучинами всегда влияла на формирование города. На холме над рекой стоит Кремль, вдоль берегов раскинулись архитектурные ансамбли МГУ на Ленинских горах, стадиона им. В. И. Ленина, Новодевичьего монастыря. Однако сейчас градообразующая роль Москвы-реки используется явно недостаточно. Поэтому прием постановки комплекса зданий СЭВ, развивающий плодотворные градостроительные традиции, представляется особенно удачным. Расположенный на высоком берегу реки, этот комплекс входит в цепь прибрежных ансамблей как органическое звено пространственно-взаимосвязанной композиции городского центра.

Благодаря размещению комплекса у вершины сильной речной излучины возникает множество интересных точек его зрительного восприятия с набережных и мостов. По мере продвижения зрителя высотное здание СЭВ предстает перед ним в непрерывной смене ракурсов, как бы поворачивается различными плоскостями и гранями, создавая картины, богатые пластическими и светотеневыми эффектами. Особенно выразительная панорама раскрывается со стороны Краснопресненской набережной, откуда здание читается на фоне идущих уступами высотных домов проспекта Калинина. 

Ситуационный план. 1 — здание СЭВ; 2 — административное здание на Смоленской площади; 3 — гостиница «Украина»; 4 — жилой дом на площади Восстания

Территория сооружений СЭВ занимает центральную часть пространственного треугольника, образуемого высотными домами на площади Восстания, Смоленской площади и гостиницей «Украина». Благодаря этому новый 31-этажный корпус стал как бы фокусом, зрительно связывающим эти сооружения в единое композиционное целое и вносящим ансамблевое начало в разновременную застройку обширного района. Завершая перспективу Кутузовского проспекта, здание СЭВ композиционно уравновешивает вертикаль высотного дома на Смоленской площади, видимую в створе Б. Дорогомиловской улицы. Эти обстоятельства в известной степени лимитировали его высоту, так как авторы проекта исходили из необходимости увязать ее с высотой близлежащих высотных домов и таким путем сохранить градостроительный масштаб этих важных, ставших уже привычными элементов в силуэте Москвы.

Воздвигнутый в одной из ответственных точек города — на пересечении крупнейшей радиальной трассы и реки, комплекс зданий СЭВ не только является архитектурным акцентом в перспективе набережных, но и обогащает силуэт столицы, служит сильным ориентиром, подчеркивающим архитектонику общего пространственного построения Москвы с ее характерной радиально-кольцевой структурой плана. Так, в панораме, открывающейся с развилки Кутузовского проспекта, высотный объем СЭВ является своего рода вехой, отмечающей въезд в центральную часть города — на проспект Калинина. Выявляя новую радиальную магистраль, административное здание СЭВ пространственно связывает ее с Кутузовским проспектом, к которому оно обращено своими широко раскрытыми крыльями, как бы встречая въезжающих в столицу с Минского и Рублевского шоссе.

Комплекс зданий СЭВ является неотъемлемой частью композиции проспекта Калинина, входя важным звеном в его многоплановый пространственный ансамбль. Он завершает ритмический ряд башенных объемов северной стороны проспекта и «перекликаясь» с многоэтажными административными зданиями, стоящими на противоположной стороне, пространственно уравновешивает общую композицию магистрали, созданной по единому архитектурному замыслу.

В комплекс входит административное здание и гостиница. Главный элемент ансамбля — административное здание — запроектировано как универсальное сооружение. Наряду с многочисленными рабочими комнатами здесь имеются крупные общественные помещения — конференц-зал на 1000 мест, зал заседаний исполкома Совета, зал научных совещаний, ресторан с банкетным залом, а также типография, гараж и др. При этом в организации внутреннего пространства здания предусмотрена так называемая гибкая планировка, позволяющая менять планировочное решение этажей, трансформируя габариты помещений.

Комплекс зданий СЭВ отличается ясностью функциональной организации плана, логичностью общего объемно-пространственного построения, в котором выразительная пластика объемов органически связана с их внутренней структурой и конструкциями. Высокий уровень удобств во всех зонах комплекса обеспечивается развитой системой инженерного оборудования.

Фото-альбом: Что радует глаз

Одним из наиболее распространенных современных приемов проектирования общественных сооружений является объединение в отдельных объемах основных групп помещений в соответствии с их «ячеистой» или «зальной» структурой. Именно этот принцип послужил основой для сочетания в едином архитектурном организме различных функциональных сфер—административной, общественной и жилой. Четкая классификация помещений по их назначению и конструктивной структуре позволила свести все их многообразие в три группы, расположенные в отдельных объемах. Так возникла пространственно развитая и вместе с тем целостная архитектурная система, состоящая из 31-этажного административного здания, включающего все рабочие комнаты, 13-этажной гостиницы и объединяющего их двухэтажного стилобата, в котором располагаются все залы. Причем объем наиболее значительного среди них — конференц-зала выступает над стилобатом и является одним из композиционных элементов ансамбля. Общая кубатура комплекса 339 тыс. м3, в том числе административного корпуса — 274 тыс. м3.

Доминирует в этой системе высотное здание, запроектированное в виде двух изогнутых в плане крыльев (длинной 41 м и шириной 12 м каждое), соединенных центральным ядром лифтового холла. Введение в композицию высотного объема было весьма обоснованным, т. к. опыт эксплуатации административных сооружений показывает, что при скоростном вертикальном транспорте многоэтажные здания наиболее удобны и экономичны. Вместе с тем, создавая возможность кругового осмотра и зрительного восприятия сооружения с дальних расстояний, высотное построение усилило его градоформирующую роль.

Органично связанная с административным корпусом гостиница является в то же время самостоятельным сооружением с развитым составом помещений, присущих подобному типу зданий. Она запроектирована в виде вытянутого по горизонтали прямоугольного объема, северный торец которого опираясь на столбы образует открытую площадку входа в вестибюль гостиницы.

Объемно-пространственная композиция ансамбля не только удачно решает сложную задачу архитектурного объединения помещений различного назначения, но и хорошо вписывается в территорию комплекса, которая по своей конфигурации приближается к треугольнику и имеет резкое падение рельефа по направлению к набережной. В условиях неправильной формы и сложного рельефа участка асимметричная расстановка зданий оказалась наиболее рациональной. При этом авторы мастерски использовали рельеф, введя в композицию террасы, подпорные стенки, лестницы и пандусы, между которыми вкомпонованы озелененные площадки, дорожки, бассейны. Разнообразные по фактуре и цвету, обработанные полированным и грубооколотым гранитом, плиткой, эти элементы придают ансамблю живописный характер.

Территория комплекса — 4,6 га. В ее планировке четко разграничены площадка административного здания, обращенная к проспекту Калинина и набережной, и участок гостиницы в глубине территории. 

Генеральный план комплекса

Несмотря на асимметрию композиции, в ансамбле зданий СЭВ есть «внутренняя дисциплина», придающая ему гармоническую уравновешенность. Она выражается прежде всего в энергичном выявлении основной композиционной оси, которая отчетливо ощущается в объемно-пространственном построении комплекса и в организации его территории. По главной оси поставлена доминанта комплекса — высотный корпус. Продолжая направление Кутузовского проспекта, эта ось проходит через вершину треугольника, внутри которого расположены сооружения СЭВ, подводя к центральному входу в здание и связывая весь ансамбль с важной городской артерией.

Помимо главной оси в композиции отчетливо читается перпендикулярная к ней соподчиненная ось, по которой располагается стилобат; пересекая территорию комплекса, он образует парадный фронт главного входа в административное здание. Перед стилобатом — терраса, на которую ведут лестницы и спиральная железобетонная эстакада, позволяющая подъезжать автомашинам непосредственно к входу в вестибюль. Эстакада служит также активным элементом композиции. Ее напряженно изогнутые очертания контрастируют со строгими контурами стилобата. Благодаря перепаду рельефа, под площадкой главного входа размещен гараж.

Четкое функциональное членение комплекса позволяет изолировать основные помещения друг от друга и создает оптимальные условия для их использования. Вместе с тем, все они удобно связаны между собой и составляют единую архитектурную систему. Вход с открытой террасы ведет в главный вестибюль, расположенный по центральной композиционной оси и вписанный между наружными очертаниями изогнутых высотных крыльев. Пластичная форма плана вестибюля, раскрытого к главному входу и сужающегося к центру здания, развивает композицию внутреннего пространства в глубину. Пространство вестибюля естественно «перетекает» в пространство лифтового холла и далее сливается с крытой остекленной галереей, обращенной в сад и связывающей все зоны комплекса. Через галерею можно пройти из вестибюля в правую часть стилобата, отведенную под конференц-зал, и в левую часть, где расположены зал заседаний Исполкома СЭВ, а также группа помещений ресторана, непосредственно связанная с вестибюлем гостиницы. При этом каждая из зон стилобата имеет отдельный вход с территории комплекса и может быть использована самостоятельно.

Фото-альбом: Беседка

Разнообразие объемно-планировочных элементов комплекса потребовало для каждого из них создания своей оригинальной конструктивной системы. Поэтому здесь нашли применение различные конструктивные приемы. Основанное на сборных железобетонных элементах конструктивное решение зданий СЭВ включает также сборномонолитный и монолитный железобетон. Наряду с использованием изделий московской промышленности и предприятий стран — участниц Совета, для сооружений СЭВ были разработаны и специальные сборные конструкции, многие из которых впоследствии получили применение в московской строительной практике.

Высотное административное здание рассчитано примерно на 2000 сотрудников. Рабочая площадь высотной части составляет более 20 тыс. м2. В первом этаже расположены вестибюли, гардероб, лифтовый холл и обслуживающие помещения: рабочие комнаты и кабинеты занимают этажи с 5 по 29.

Десять скоростных лифтов, размещенных в лифтовом холле, и два лифта в торцах высотных крыльев обеспечивают удобный вертикальный транспорт высотного здания. Для перемещения на один-два этажа служит открытая полукруглая в плане лестница, расположенная в лифтовом холле. В торцы крыльев встроены запасные лестницы, имеющие выход на открытые лоджии.

В планировке каждого этажа отчетливо выявлен своего рода общественный центр. Эту роль выполняют лифтовые холлы. Вправо и влево от них расходятся коридоры, по обеим сторонам которых расположены рабочие комнаты. Этажи, предназначенные для размещения представительств стран — членов СЭВ, запроектированы без коридоров, как взаимосвязанные системы кабинетов, комнат для совещаний, приема делегаций и др.

Благодаря широкому размаху изогнутых крыльев высотных объемов перед окнами рабочих комнат открывается свободное пространство; вся огромная поверхность фасадов обращена к воздуху и свету. Эта связь с внешней средой как бы увеличивает помещения, а перспективы, открывающиеся из окон, вносят в восприятие интерьеров своеобразное эмоциональное начало.

Для высотного корпуса были широко использованы сборные железобетонные элементы. Здание имеет сборно-монолитный каркас, запроектированный по связевой схеме. В соответствии с композицией высотного объема (в виде двух изогнутых крыльев, соединенных лифтовым холлом) его конструкция включает две самостоятельные связевые системы, шарнирно соединенные между собой перекрытиями лифтовых холлов. В качестве связи-ядра жесткости служат стены лифтовых и вентиляционных шахт, образующие два защемленных в коробчатом фундаменте жестких ствола, обеспечивающих пространственную жесткость сооружения от ветровых нагрузок. Каждая из двух связевых систем состоит из центрально-сжатых колонн, образующих сетку 6 X 6 м, и поперечных железобетонных ригелей, по которым уложены сборные железобетонные настилы междуэтажных перекрытий. Ригели и настилы образуют жесткие горизонтальные диски, передающие ветровые нагрузки на стены ядра жесткости. Благодаря связевой схеме стало возможным использовать для всего каркаса лишь один тип ригеля. Разработанный специально для комплекса СЭВ, он впоследствии получил широкое применение как элемент унифицированного каркаса многоэтажных общественных зданий.

Внешними ограждениями высотных крыльев служат облегченные навесные панели в алюминиевом каркасе на стальных вертикальных импостах. В соответствии с принятым для здания модулем — 1,5 м, к наружным плитам перекрытия подвешены стальные тонкостенные импосты, на которые в свою очередь навешены ленточные термоизоляционные панели, образующие горизонтальные пояса. На эти же импосты навешиваются наружные алюминиевые рамы, заполненные в нижней части цветным закаленным стеклом, прикрывающим снаружи термоизоляционную панель. Верхняя часть рамы имеет двойной переплет с обвязкой из алюминиевого сплава. Глухие торцы высотных крыльев выполнены из навесных железобетонных панелей.

Ориентированные на юг и юго-запад, центральные изогнутые плоскости главного фасада оснащены солнцезащитными горизонтальными, решетчатыми козырьками из алюминия. На восточном фасаде наиболее целесообразным оказалось устройство вертикальных солнцезащитных ребер.

На всех этажах установлены сборно-разборные перегородки, позволяющие менять планировку, расчленяя пространство на рабочие комнаты или объединяя его в крупные помещения. Перегородки заводского изготовления выполнены в виде щитов высотой 2,7 м, состоящих из асбоцементных листов, наклейных на каркас из асбоцементных брусков, с заполнением минеральной шерстью. Щиты могут закрепляться через каждые 1,5 м.

Этому модулю соответствует планировка этажей, членения наружных панелей и переплетов остекления. Сборная система перегородок увязана также с системой сборных подвесных акустических потолков, на которых имеются специальные направляющие устройства для перестановки перегородок.

Фото-альбом: Этаж

Для отделки рабочих комнат использованы ценные породы дерева, разнообразные покрытия полов — рулонный пластик, синтетические ковры «Тримоза» различных локальных цветов, простые по рисунку встроенные в потолки светильники. Все это в сочетании с удобной мебелью создает характерный облик современного делового интерьера.

Творческой удачей являются расположенные в стилобате крупные общественные помещения. Не вводя каких-либо декоративных деталей, авторы сумели придать им черты торжественных и в то же время деловых интерьеров, используя эстетические свойства дерева и камня, творчески сочетая традиционные и новые материалы, энергично вводя цвет и создавая оригинальные приемы люминесцентного освещения. Интересно использованы в интерьерах возможности синтеза архитектуры с произведениями монументально-декоративного искусства, для которых удачно определено место и подобраны материалы, созвучные общей стилистической характеристике комплекса. При этом большой художественный эффект достигается введением в композицию немногочисленных, но крупномасштабных художественных акцентов. Активным средством синтетического решения интерьеров служит также мебель, разнообразная по форме, цвету и материалам.

Стремясь подчеркнуть целостность архитектурного замысла комплекса, авторы вводят в отделку вестибюля, фойе, кулуаров и галереи некоторые общие композиционные мотивы, способствующие единству их восприятия. Особенно большое значение для зрительного объединения этих пространственно-взаимосвязанных помещений имеет одинаковая обработка их потолков рядами световых полос, чередующихся с полосами белой фактурной штукатурки. Возникающий таким образом крупномасштабный метрический узор проходит основным композиционным мотивом через все зоны стилобата. Обилие стекла, полированный мрамор полов и стен, серебристый алюминий витражей и облицовки колонн придают строгим по своим архитектурным формам интерьерам парадность и значительность. В отличие от этих помещений, каждый из залов стилобата характеризуется ярко выраженной индивидуальностью архитектурного облика.

Наиболее значительное общественное помещение комплекса — конференц-зал на 1000 мест имеет универсальное назначение. Он рассчитан также для демонстрации кинофильмов, проведения концертов. Отдельный вход позволяет использовать эту зону комплекса как самостоятельное общественное сооружение. Для этого в фойе, служащем одновременно и вестибюлем конференц-зала, имеется трансформирующийся гардероб, который хранится в специальных стенных шкафах и раскрывается в случае необходимости.

Для зала авторы избрали круглый план, как наиболее полно отвечающий идее объединения всех присутствующих. Эта круглая форма отчетливо выражена в структуре правой части стилобата — цилиндрический объем зала, поднимаясь выше кровли, служит своего рода стержнем, вокруг которого компонуется пространственная система помещений. Главенствующее значение зала подчеркивается многокрасочной мозаикой, выложенной на его барабане из различных пород естественного камня (художник Г. Опрышко). Видимое сквозь сплошное остекление вестибюля и возвышающееся над стилобатом панно рассчитано на восприятие не только в интерьере, но и с улицы. Являясь наиболее активным цветовым акцентом всего ансамбля, оно привлекает внимание зрителей к главному общественному помещению комплекса.

Наружная мозаика выложена главным образом различными гранитами. Нижняя часть панно, обращенная к фойе, поражает множеством цветов и оттенков. Ее палитра включает наряду с мраморами и гранитами, яшму, лазурит, радонит, флюорит, магнетит, хибинит и др. Разнообразны размеры камней и фактурная обработка, подчеркивающая их природные качества. Так, некоторым камням особенную яркость придала полировка, для других наиболее выигрышным оказался естественный скол, создающий шероховатую поверхность мягких пастельных тонов.

В рисунке панно, напоминающем геологический разрез, авторы хотели выразить большую эпическую тему. По их замыслу мозаика с ее яркой лазурью, изумрудной зеленью, темно-лиловыми, бледно-розовыми и другими редкими по красоте красками должна ассоциироваться с причудливым узором каменных образований и без каких- либо сюжетно изобразительных мотивов вызывать представление о богатствах, таящихся в глубинах нашей планеты. Однако не все части панно выполнены равноценно. Наиболее удачна мозаика интерьера. Что же касается ее наружной части, то нельзя не отметить здесь некоторой дробности рисунка и его недостаточно органичную связь с цилиндрическим объемом здания. 

Разрез

Конференц-зал запроектирован в виде амфитеатра, дополненного неглубоким балконом и обрамленного ложами, спускающимися уступами к эстраде президиума. В глубине эстрады — широкий экран. Расположение мест обеспечивает хорошую видимость, а густая сеть проходов, создает возможность быстрой эвакуации зала.

Оригинальна конструкция перекрытия зала в виде конической предварительно-напряженной железобетонной наклонной растянутой оболочки с растянутым стальным кольцом, смещенным относительно центра цилиндрического объема. Внутреннее кольцо подвешено на стальных вантах к наружному железобетонному распорному сжатому кольцу, опирающемуся на стальные стойки, расположенные по периметру зала. По вантам уложена дополнительная арматура, и на основе созданного таким образом каркаса выполнена монолитная предварительно-напряженная оболочка.

Подвесной потолок зала состоит из двух частей: верхнего рабочего потолка, подвешенного к несущей оболочке перекрытия, и нижнего светорассеивающего, прикрепленного к верхнему на расстоянии 60 см. В верхний потолок вмонтированы акустические элементы, люминесцентные светильники, громкоговорители. Нижний потолок составлен из полых объемных алюминиевых элементов квадратных и звездообразных в плане, соединенных по углам и образующих пространственную светорассеивающую решетку. Ее пронизанный светом ажурный орнамент служит ведущим декоративным мотивом интерьера. Благодаря чуть заметному провисанию решетки создается впечатление будто зал перекрыт легко наброшенным прозрачным покрывалом, сплетенным из серебряных нитей.

Интерьер конференц-зала параден и при этом строг. Его композиция строится на контрасте насыщенного орнамента потолка и сдержанной отделки стен, облицованных простыми по рисунку офанерованными американским орехом сборными щитами, образующими единую поверхность глубокого коричневого тона. За щитами — звукопоглощающий материал. Орехом отделана и мебель. Доминирующий в зале теплый колорит дерева приобретает особую интенсивность в сочетании с различными оттенками серого тона, введенного в цветовую гамму интерьера. Жемчужно-серой искусственной кожей обтянуты ограждения балконов и лож; серый занавес киноэкрана служит нейтральным фоном для мест президиума; серой тканью обиты кресла. Эту, тонко тонально разработанную, гамму выгодно оттеняет яркий локальный цвет красного синтетического ковра, покрывающего пол амфитеатра и служащего эффективным звукопоглощающим материалом.

При конференц-зале имеется универсальная кинопроекционная. В соответствии с интернациональным характером деятельности Совета зал оснащен специальными установками и кабинами для переводчиков, обеспечивающими возможность синхронного перевода выступлений на 15 языков. Система звукоусиления с аппаратурой театрального типа создает высококачественное равномерное звучание речевых и концертных выступлений.

В группу помещений конференц-зала входят фойе, пресс-холл, комнаты президиума и др. Особого внимания заслуживает зал совещаний на 300 мест, удачно вписанный в свободное пространство под верхними рядами амфитеатра конференц-зала. Оригинально и свежо задуманный, он отличается четко выявленной конструктивной структурой, крупномасштабностью форм и насыщенностью колорита. Активными композиционными мотивами здесь служат несущие рамы расположенного выше конференц-зала. Их четкий простой ритм дополняется более сложным рисунком подвешенных между ними панелей потолка, образующих набегающие друг на друга уступы, за которыми скрыты светильники, высвечивающие рамы перекрытия и создающие интенсивную светотень, благодаря чему потолок приобретает воздушность и помещение кажется выше. Рамы имеют гладкую оштукатуренную поверхность, панели — шероховатую. Эта различная фактура, выявляя несущие элементы и заполнение между ними, подчеркивает четкую, экономную структуру зала. Особенно удачно цветовое решение интерьера, сочетающее ярко-синий цвет обивки кресел со спокойным тоном серой ткани, которой обтянуты боковые стены зала.

Центральным ядром левой части стилобата является зал заседаний Исполкома, где за круглым столом будут собираться представители братских стран. Авторы удачно предусмотрели возможность трансформации зала. Прямоугольный в плане, он может использоваться как единое помещение или, при помощи раздвижных деревянных перегородок, расчленяться на две или три самостоятельные части, в каждую из которых ведет отдельный вход из кулуаров. Слева от зала заседаний расположились кабины переводчиков, аппаратная и т. п. 

План зала заседаний Исполкома. Схема трансформации

Помещения этой зоны отличаются единством колорита и сдержанностью декоративного убранства, для которого использованы главным образом мрамор и дерево. Стены кулуаров облицованы серым мрамором. Контрастом к его «холодной» блестящей поверхности служит «теплый» тон светлого ясеня, которым отделаны стены и раздвижные перегородки зала заседаний. При лаконичном оформлении стен сложную ритмическую обработку получил акустический потолок. Его резко выраженная рельефная поверхность выполнена из подвесных сборных алюминиевых перфорированных плит ромбической формы, образующих богатый светотеневыми контрастами узор. Сочный рельеф потолка, ярко освещенные золотистые стены и ряды кресел, обитых темно-красной кожей, — все это определяет общий мажорный тон интерьера.

К залу заседаний примыкает зона общественного питания: столовая, ресторан, банкетный зал и бар, предназначенные как для сотрудников СЭВ, так и для живущих в гостинице. Благодаря раздвижным перегородкам эти помещения могут объединяться в единое пространство. Наиболее парадное место здесь отведено ресторану и банкетному залу. Расположенные вдоль витражей главного фасада стилобата, они обращены к открытой террасе, спускающейся уступами к небольшому озелененному садику с красиво изогнутым гранитным бассейном. Ресторан имеет входы из гостиницы, а также из административного здания и таким образом служит связующим звеном между двумя основными сооружениями комплекса.

Во внутренней отделке этой зоны применены более свободные, живописные композиционные приемы, чем в других интерьерах стилобата. Но вместе с тем с большим художественным тактом выдержано чувство меры, присущее архитектурной трактовке всего комплекса. Яркое своеобразие ресторану и столовой придают мозаичные панно, выложенные из грубооколотых кусков мрамора, гранита, флюорита и радонита, образующих мягкую гамму мерцающих цветовых пятен (художник Е. Аблин).

Разнообразие объемно-пространственной структуры помещений комплекса, отчетливо выявленное в его общей композиции, определило своеобразие характерного, запоминающегося внешнего облика ансамбля. Он отличается энергичной лепкой объемов, найденностью и точностью силуэтов, лаконизмом форм. Большая творческая задача решена здесь средствами современной тектоники и развитой пространственной композиции, органично связанной с градостроительными условиями, конструкциями и материалами. Внимательно продумывая пластическое построение объемов, членения, пропорции и колорит фасадов, авторы проявили большую дисциплину в использовании художественных приемов, оперируя в основном лишь такими средствами архитектурной выразительности, как контраст, ритм, цвет, светотень. Устремленные ввысь широко раскрытые крылья административного здания, свободно распластанный стилобат, глухой цилиндрический объем конференц- зала, простой по очертаниям параллелепипед гостиницы и, наконец, напряженная спираль эстакады — все эти резко отличные элементы открываются взору зрителя в различных острых сочетаниях. Контрастируя и одновременно пластически дополняя друг друга, они формируют единый ансамбль, оставляющий цельное, гармоничное впечатление.

Фото-альбом: Интерьеры

Фасады высотного здания характеризуются единством композиции, неразрывно связанной с конструкциями внешних ограждений. Основным архитектурным мотивом их изогнутых плоскостей являются ленты цветных стекол облицовки, чередующиеся с сеткой окон в серебристых алюминиевых переплетах. Контрастом к сплошному остеклению основных фасадов служит глухая поверхность четырех торцов, облицованных мелкими керамическими плитками серо-сиреневого тона. Полосы темно-зеленого закаленного стекла членят фасады горизонтальными поясами. Однако при этом сооружение отличается напряженной вертикальной устремленностью, создаваемой четкими гранями торцов его изогнутых крыльев. Высотный характер композиции подчеркивается также строгими вертикалями как бы устремленных вверх темных лент затененных открытых лоджий, рассекающих торцы на две плоскости по всей их высоте.

Благодаря криволинейным очертаниям высотных крыльев на их остеклении возникают контрастные сочетания освещенных и затененных поверхностей. Непрерывно меняющееся распределение светотени вызывает постоянную смену окраски отдельных участков и создает живописный эффект, доступный зрительному восприятию с дальних расстояний.

Фасады стилобата, запроектированные в виде стеклянной стены, увенчанной глухим поясом, облицованным керамической плиткой, отчетливо выявляют новую тектоническую структуру стены современного каркасного здания, выполняющую лишь функцию ограждающего экрана. Этот прием придает легкость всему сооружению. В то же время крупный масштаб членений стилобата, единство и простота его архитектурного решения рождают впечатление силы и монументальности. Это впечатление усиливается монолитностью энергично врезанного в стилобат глухого барабана конференц-зала. Его облицованный мозаикой цилиндрический объем является наиболее контрастным элементом, обогащающим цветовую гамму и силуэт комплекса и придающим композиции динамичный характер. Возвышаясь над стилобатом, он предстает перед зрителем в разнообразных аспектах — то проецируясь на сетке остекления вогнутого фасада высотной части, то свободно читаясь на фоне неба.

Как бы на втором плане по отношению к основным сооружениям ансамбля виднеется гостиница. Сдержанная архитектурная трактовка ее фасадов и нейтральный колорит подчеркивают доминирующую роль административного здания, более сложного по форме, интенсивного по цвету и светотени.

Основные строительно-монтажные и специальные работы по возведению комплекса СЭВ выполнялись трестом Мосстрой № 13, трестом Стальмонтаж и другими организациями Главмосстроя и Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР. Наряду с Советским Союзом, большое участие в создании комплекса принимали Народная Республика Болгария, Венгерская Народная Республика, Германская Демократическая Республика, Польская Народная Республика, Социалистическая Республика Румыния, Чехословацкая Социалистическая Республика.

Интернациональный характер строительства, в процессе которого происходил постоянный обмен передовым техническим опытом, дал весьма ощутимые результаты. Высокое качество строительных и отделочных работ, хорошее инженерное оборудование всех зон комплекса, разнообразие палитры отделочных материалов — все это явилось результатом общих усилий братских социалистических стран.

Комплекс СЭВ в процессе эксплуатации пройдет всестороннюю проверку, и опыт проектирования и строительства этого крупнейшего общественного ансамбля поможет дальнейшему развитию типа комплексных административных сооружений. Это особенно важно теперь, когда в связи с активным процессом совершенствования форм управления народным хозяйством и расширением проектных и научно-исследовательских работ во всех областях науки и техники потребность в подобных зданиях непрерывно возрастает.

На обложке: Комплекс зданий Совета Экономической Взаимопомощи в Москве. Авторы проекта комплекса — архитекторы М. Посохин (руководитель), А. Мндоянц, В. Свирский; инженеры Ю. Рацкевич, С. Школьников. По административному зданию — архитекторы С. Егоров, Ю. Семенов; инженер И. Хомяков; по конференц-залу — архитектор Н. Пышкин; инженер Е. Пименов; по гостинице — архитектор М. Першин; по ресторану — архитектор З. Дырмонт

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: