Коммуникативная архитектура

В описании международного архитектурного бюро GAD (Джи. Эй. Ди.), аббревиатура в названии которого расшифровывается как Global Architecture Development, как сами сотрудники, так и различные издания не могут обойтись без слов «самый», «лучший», «наиболее». И на это есть свои причины. GAD на рынке существует больше четверти века, во главе компании — наиболее известный и титулованный архитектор Турции Гёкан Авджиоглу, офисы бюро открываются по всему миру. TATLIN познакомился с архитектором и партнером GAD Мустафой Кемаль в мае, на площадке выставки АрхМосква 2018 — бюро организовывало панельную дискуссию на тему «Архитектура Next» с участием известных российских архитекторов. При встрече Мустафа рассказал о том, чем живет бюро, почему умение вести переговоры превыше всего и зачем все время искать таланты.   

— Бюро GAD (Джи. Эй. Ди.) существует уже больше 25 лет, то есть четверть века — довольно внушительный срок. Безусловно, за это время компания сильно изменилась. Как все начиналось?

— Бюро GAD (Global Architectural Development) было основано архитектором Гёкханом Авджиоглу (Gokhan Avcioglu). Как вы уже сказали, бюро возникло более 25 лет назад, но в самом начале пути это была скромная компания, с несколькими коллегами и партнерами. И только в конце 90-х Гёкхан начал реализовывать крупные проекты, в числе которых, например, строительство штаб-квартиры Shell HQ в Стамбуле (1993). Теперь можно с уверенностью говорить о том, что именно этот проект дал старт большой истории. Через десять лет Гёкхан начинает заниматься реконструкцией особняка Эсма Султан (Esma Sultan, 2002), дочери османского султана Абдул-Азиза. Это здание, построенное в 1875 году на берегу Босфора, долгое время находилось в запустении. Гёкхан Авджиоглу занимался его восстановлением. Для него было важно максимально сохранить культурно-историческое здание в первоначальном состоянии. Но, к большому сожалению, после пожара уцелел только фасад. В итоге, сохранив его, мы создали новое современное пространство в виде стеклянного куба, «спрятанного за ширмой» древнего фасада. Так, буквально из пепла, на месте руин возник новый культурный центр. После 2006 года Гёкхан Авджиоглу переехал в Нью-Йорк, где проработал семь лет. Он не переставал проектировать, правда, его фокус сместился в сторону частных домов, вилл, проектов интерьеров для ресторанов и офисов. В 2010-м он вернулся обратно в Стамбул, и я присоединился к команде. Сейчас в составе бюро порядка пятидесяти человек — около сорока из них работают в Стамбуле и еще десять в Москве, Бодруме и других городах. У нас есть проекты в Монтенегро, Анталии, Стамбуле, Бодруме, и несколько офисов, открытых в разных точках мира — в Стамбуле, Нью-Йорке, Лондоне, Дубае и в Москве.

Особняк Эсма Султан. Фото 1983 года

Концептуальная схема от GAD

Реализованный проект

— В портфеле бюро очень разные проекты — в их числе и виллы, и крупные культурные центры, и гостиницы. Каждый из них имеет свою специфику, характеристики, стандарты. Как получилось, что вы настолько разноплановые? Очень часто можно видеть архитектурные бюро, которые занимаются, к примеру, исключительно частным жильем или жилыми комплексами. Как вам удается убедить заказчика в том, что вам под силу практически все?

— Для принятия наиболее правильного решения необходимо понимать человеческие потребности и уметь разбирать проблему. Для нас это очень важно. Прежде чем приступить к непосредственному проектированию, нужно проанализировать территорию, нормы и культурный контекст. Мы не та компания, которая говорит — окей, вы даете нам задание, мы садимся за чертежный стол и через два дня предлагаем готовое решение. В приоритете бюро оперирование полной информацией. В среднем мы работаем над концепцией более двух-трех месяцев: анализируем место и окружение будущего объекта, структурирует требования и пожелания заказчиков, формирует программу проекта, включая строительные технологии и местные материалы, учитывает особенности климата, природных ресурсов, культурного менталитета, экономическую ситуацию, результаты маркетинговых исследований, изучаем потребности всех стейкхолдеров (а это не только заказчик, но прежде всего те люди, которые будут работать, жить или посещать данный объект). Безусловно, все зависит от сложности и масштаба задач — маленькие проекты всегда требуют меньше времени. Мы заботимся о выстраивании личного контакта, это одна из самых важных ценностей GAD. Гёкхан Авджиоглу не устает повторять, что если вы не сможете выстроить хорошие отношения с клиентом, у вас никогда не получится построить хорошее здание. Можно сказать, это основа нашей философии. Материализация, системные и функциональные решения очень важны. Для каждой задачи мы стремимся разработать новый подход, это делает наши проекты уникальными.

Проект виллы-резиденции в Анталии (AHK KNDU Villas)

— Очевидно, что за время работы бюро многое изменилось. Но есть ли принципы, которые с годами остаются неизменными?

— Как я уже говорил, хорошее здание — это результат хорошей коммуникации (building is relation of good communication). К сожалению, далеко не каждый умеет правильно выстраивать отношения. Но мы всегда заботимся об этом. Если вы не понимаете своего клиента, то вы не сможете предложить ему хороший проект. Мы постоянно находимся в поисках новых трендов, материалов, программного обеспечения и, конечно же, талантов. Мы хотим видеть только лучших в нашей команде.

И это не всё. Мы постоянно находимся в поисках только лучших проектов, принимаем участие как можно в большем количестве выставок, читаем самые новые журналы, статьи (в том числе и научные). Нам интересны знания, которые можно мгновенно применять на практике. К примеру, если возникает проблема с каким-нибудь альтернативным источником энергии, и в это же время появляется новый продукт, мы обязательно стараемся его внедрить. Поэтому если вы будете заботиться обо всех перечисленных мной вещах — успех не заставит себя ждать.

— В описании бюро также много говорится о том, что GAD является пионером в области применения принципов устойчивой архитектуры. 

— Да, все верно. Мне кажется, что гораздо лучше объяснить это посредством наших проектов. К примеру, в проекте виллы-резиденции в Анталии (AHK KNDU Villas, 2014–2015), автором концепции которой я являюсь, для нас было важно понятие устойчивости. Во многом нам повезло — клиент оказался открытым человеком, готовым к экспериментам, и ему очень понравились предложенные нами решения. Что касается принципов устойчивого развития, то мы определили их для себя как принципы экологичного и энергоэффективного подхода, на которых базируется в нашем понимании понятие устойчивой архитектуры. В Турции очень солнечно, поэтому мы стараемся концентрироваться на том, как использовать солнце для генерирования электричества. Кроме того, для нашей местности характерны сильные порывы ветра, что мы также пытаемся учитывать при проектировании. В Анталии в некоторые месяцы идут сильные дожди, поэтому важно детально продумывать водосточную систему. Это три основных принципа использования природных явлений для создания устойчивой архитектуры, которыми мы пользуемся.

Что мы делаем для создания таких проектов? Во-первых, фокусируемся на поверхности. К примеру, для тех же вилл мы пытаемся спроектировать такой угол крыши, чтобы получить большее воздействие солнца. Также мы разработали особый тип крыши — устроили чердак в виде своеобразного пространства между крышей и жилыми этажами, чтобы сделать естественную вентиляцию между домами. Когда внутри дома воздух становится горячее, то он поднимается вверх, к самой крыше, где через специальные автоматические панели проникает наружу. В-третьих, между зданиями мы размещаем сборники дождевой воды. Предположим, если дождь не идет несколько месяцев, то можно использовать собранные осадки для полива цветочных клумб или придомового сада. И мы стараемся применять если не все, то хотя бы один или два принципа во всех наших проектах.

— Перед интервью я просматривала ваш вебсайт и поняла, что он напоминает скорее информационную платформу, нежели классическую визитную карточку бюро с рассказом о его возникновении, портфолио и доски предложений. На вашем сайте есть такие разделы, как GAD labs, GAD tv, GAD foundation и другие. Правильно ли я понимаю, что вы стремитесь быть больше, чем просто бюро?

— Я очень рад это слышать! Ваши наблюдения неслучайны — Гёкхан Авджиоглу живет архитектурой. Для него это не просто бизнес, это стиль жизни. Он искренне хочет делиться собственными знаниями и опытом с людьми, поэтому так много сил и энергии вкладывает в наш Фонд (GAD foundation). Каждый год мы приглашаем на работу 30-40 интернов, в это время Гёкхан читает лекции, принимает участие в конференциях, проводит семинары и воркшопы. У Фонда есть все шансы обрести постоянную основу, и мы надеемся, в скором времени он станет официальной институцией.

Гёкхан Авджиоглу

Отдельное слово можно сказать про GAD labs. Большая часть наших сотрудников работает в 3D-программах, со скриптами и кодами. И GAD labs объединяет в себе все эти знания и делится ими с молодыми специалистами. Это не просто организация, за емким названием кроется все то, на чем строится работа бюро. Прежде всего, это архив, за последние пять лет мы сформировали серьезную информационную базу. Архив состоит из нескольких разделов: тезис, антитезис и синтез. Нас интересует вопрос, насколько полученные нами знания универсальны и могут быть приложимы на практике. И не только в контексте бюро, но и всей мировой истории архитектуры. Предположим, есть тезис, который оказывает влияние на жизнь людей и окружающую среду. Он может привести к хорошим или плохим результатам. Исходя из этого, мы можем предложить антитезис, который направлен на устранение определенных побочных эффектов тезиса. И уже после этого шага приходит стадия синтеза, которая может занять как пять лет, так и тысячу.

Каждая проблема, каждое решение имеют свой культурный контекст и требуют разных ресурсов. И в GAD labs мы всегда стремимся объединить несколько взглядов, технологическую и культурную части.  

— Означает ли это, что бюро все время находится в процессе поиска новых талантов?

— Это одна из самых важных вещей, ведь мы работаем с людьми, а не с машинами. Велика вероятность, что в ближайшем времени бОльшую часть работы на себя возьмет искусственный интеллект, но пока человеческий фактор все же перевешивает. Поэтому нам нужны таланты. На собеседовании мы смотрим на то, как человек говорит, пишет, знает ли языки, насколько всесторонне развит, креативен — мы стараемся представить, как новый сотрудник будет общаться не только с заказчиком, но и с коллегами, ведь он станет частью нашей большой команды. Если ты принимаешь человека на работу, в нашем понимании, это не означает, что ты будешь просто давать задания, а он будет их выполнять. Мы всегда работаем сообща, это главное. На втором месте для нас стоят багаж знаний, интеллект и работоспособность. Но опыт работы в архитектуре мы не ставим впереди всего, ведь никто не рождается с опытом, каждый должен иметь возможность его получить в процессе реальной работы, где принимаются как правильные решения, так и ошибочные. Вместо этого мы пытается делать ставку на бэкграунд, как он или она себя ведет в коллективе, насколько сообразителен, насколько нестандартно мыслит, какие решения готов предложить в кризисной ситуации. Пожалуй, именно эти вещи определяют степень таланта.

Офис GAD, Стамбул

— А что касается интуиции, какое место лично для вас она занимает в работе?

— Мне будет легче привести пример. Восемь лет назад, когда я только пришел в GAD, у меня не было хорошего портфолио. До того я работал над проектами довольно скромных зданий в небольших городках. Один из моих студенческих друзей предложил мне пойти на собеседование к Гёкхану, и все получилось. Но что такое интуиция на самом деле? Просто чувство? Или врожденный дар? Довольно сложно ответить на этот вопрос однозначно. Я думаю, что интуиция — это эквивалент мудрости, которая появляется с годами. Чем больше человек приобретает опыта, тем сильнее и обширнее его интуиция. Но, все же, я не склонен принимать рефлексивные и скоропалительные решения, мне важно осмыслить и просчитать каждый шаг, чтобы быть абсолютно уверенным в положительном результате.

— Вы сказали, что уже второй раз принимаете участие в выставке АрхМосква. Можете ли сказать, что в этот раз ощущаете себя и все происходящее как-то иначе?

— Первый раз всегда кажется особенным. Поэтому в прошлый приезд все было по-другому, потому что происходило впервые — ты много наблюдаешь за тем, как все работает, что делают люди вокруг, как себя презентуют. Это было достаточно интересно. В прошлом году мы пытались организовать конференции, но не смогли все подготовить заранее. В этот раз мы подошли к подготовке уже со знанием дела. Кроме того, в этом году открылся офис в Москве, это дало нам особый импульс представить наше бюро наилучшим образом.

Могу сказать с уверенностью, что участие в АрхМоскве в этом году — одно из наиболее интересных событий, с точки зрения профессионального и культурного обмена, в моей практике на текущий момент. Мне нравится не только сам формат мероприятия, но и город. Москва пахнет «архитектурно», и ощущается профессионализм городских властей в этой работе. Нам удалось встретиться с большим количеством людей, с которыми мы пообщались, поделились идеями, продемонстрировали свои проекты. В Турции также проходят крупные международные мероприятия в области архитектуры, урбанистики, экологичного подхода к проектированию. К примеру, в октябре в Стамбуле пройдет международная выставка-конференция ARCHISECTIONS, в которой Гёкхан Авджиоглу выступает одним из идеологов и главных спикеров.

Офис GAD, Стамбул

На мой взгляд, площадки для подобного международного обмена предоставляют возможность для более плодотворного общения с коллегами, властями, обществом и культурой в целом. Это всегда дает большой импульс к развитию и поиску новых идей.

— В первый день, прошедшей в мае выставки Арх Москва, была дискуссия, организованная бюро GAD, которая называлась «Архитектура NEXT». Что воплощает в себе архитектура будущего с точки зрения GAD?

— Это то, на чем мы концентрируемся уже долгое время. Это также важный момент лично для меня, поскольку в настоящее время я пишу магистерскую диссертацию, посвященную вопросам архитектуры, многие процессы которой могут быть в ближайшее время автоматизированы. Современные технологии строительства имеют очень низкие возможности, поэтому в развитии этого направления есть огромный потенциал, можно сделать большой шаг вперед в использовании новых идей и технологий. На сегодняшний день можно выделить два пути — software и hardware. Говоря о software, мы имеем в виду дизайн-процессы, консультации, правила; hardware — это методы конструирования и их распространение. Я вижу огромный потенциал в развитии обоих направлений. И в архитектуре next мы верим, что архитекторы смогут играть гораздо большую роль, чем даже сейчас. Сегодня, к сожалению, мы можем видеть, что все обсуждения ведутся под давлением исключительно финансовых факторов. Те, у кого есть деньги, всегда имеют больший вес в принятии решений. Безусловно, деньги — это важный ресурс, без него невозможно сделать ничего. 

Но мы должны понимать, что если урбанистическая ситуация становится хуже, то качество жизни в городе автоматически понижается. Именно поэтому архитекторы должны брать на себя бОльшую ответственность, терпеливо объяснять эти закономерности своим клиентам, финансовым партнерам и муниципалитетам.

— Было ли ощущение во время дискуссии, что видение очерченных проблем GAD отличается от взглядов российских архитекторов?

— Я могу говорить только с точки зрения визуальных аспектов, я не так много знаю о российских архитекторах. Скажу честно — мне очень нравится Москва. Здесь много парков, улицы благоустроены, и, самое главное, есть общие правила для развития всего города. К сожалению, в Турции все не так — все здания разноуровневые, нет утвержденной высотности. Хороший, продуманный план города — это одна из самых важных вещей. И я вижу, что городскому планированию в России уделяют намного больше внимания, чем в Турции.

Помимо прочего, как я знаю, во многих российских городах есть главный архитектор, он может принять решение — будет строиться здание или нет. Это очень хороший фильтр, позволяющий найти наилучшее решение. У нас в стране такой позиции не существует. Я вижу, что на улицах Турции царит настоящий хаос. Архитектура связана с генеральным планом, а генеральный план с политической ситуацией. И все вместе это не может работать неотрывно от финансов. Поверьте, в России архитекторы или планировщики имеют гораздо больше власти, чем турецкие специалисты. Порядка двух-трех лет назад турецкое правительство решило, что нет никакой необходимости в поддержке палаты архитекторов Турции, поэтому ее закрыли. И, как вы понимаете, включенность в процессы у архитекторов стала минимальной. Надеюсь, в скором времени ситуация изменится, и мы сможем действовать гораздо увереннее, делая полную ставку на наши знания и опыт. 


18 июля 2018 года Гёкхан Авджиоглу выступит в качестве спикера в сессии, посвященной одной из наиболее важных тем в области инноваций в сфере урбанистки: «Greenfield city. Как будут строиться мегаполисы XXI века?».

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: