Комбинаторные идеи в дизайне

Статья впервые опубликована в 1983 году в журнале «Техническая эстетика». В статье сохранены тональность, пунктуация и орфография на момент её первой публикации. 

Отличительной чертой современности является активное внедрение в практику проектирования различных предметных комплексов и многоэлементных систем, функционирование которых тесно связано с процессами их развития, перестройки, восприятия во времени и пространстве. В роли источника развития при этом выступает противоречие двух основных тенденций — универсализации и индивидуализации, получившее новый импульс в условиях современного высокоиндустриального производства. Универсализация, порождаемая сегодня стандартизацией, унификацией, массовостью производства, в сфере потребления сопровождается необходимостью получить широкий круг предметных формообразований. Это означает, что вещи, которыми окружает себя человек, помимо своих функциональных «обязанностей», должны обеспечивать композиционно-стилевую связь с другими фрагментами предметно-пространственной среды, учитывать особенности эмоционально-художественного восприятия человека, его потребность индивидуализировать свое предметное окружение.

Поскольку возрастание масштабов технизации и универсализации среды является сегодня такой же реальностью, как и возрастание роли «человеческого фактора», данная проблема имеет все основания стать определяющей в развитии предметно-пространственной среды, и успешное разрешение этой проблемы возможно только в стремлении к обоим полюсам данного противоречия.

Принципиальную возможность разрешения этого противоречия демонстрирует нам природная среда. На универсальный характер «принципа массового производства в природе» обратил в свое время внимание Дж. Томсон, который, отмечая всеобщее ее разнообразие, говорил, что «множественность представляет собой самую замечательную особенность вселенной, какой она предстает перед нами». Секрет природного многообразия объясняется сегодня действием так называемого принципа комбинаторной изменчивости, основанного на способности конечного множества элементов образовывать значительное число вариантов сочетаний, перестановок и перемещений.

Можно представить себе, какие перспективы открываются в формировании искусственной среды человека при использовании некоего подобия природного принципа комбинаторной изменчивости. Такую предметную среду можно было бы сравнить с живой тканью, способной развиваться, изменяться, совершенствоваться, приспосабливаться к конкретным условиям не путем замены целых фрагментов, а как бы последовательным прорастанием нового из недр старого. Такой модели среды свойственны целостность и сложная организованность, несводимость целого к механической сумме составляющих ее частей, внутренняя активность и динамизм.

Во всей совокупности приемов и способов, связанных с комбинаторикой, можно выделить пять таких принципиальных схем, или основных комбинаторных идей. 

Пример идеи «клеточной ткани». Мягкая мебель «Setebello». На базе основного элемента собираются различные варианты сочетаний, образующих диваны, топчаны, кресла и т. п.

Одну из них можно назвать идеей «клеточной ткани». В основе «клеточной ткани» лежит базовый элемент, первокирпичик, геометрические особенности построения которого позволяют ему стыковаться с другими такими же элементами практически бесконечно. Многовариантность свойств таких формообразований обеспечивается при этом как изменением числа элементов, так и различием способов их сочетаний друг с другом. Наибольшее развитие эта идея получила в некоторых видах отделочных плиток, позволяющих выкладывать из одного и того же вида элементов разнообразные орнаменты и рисунки. Сегодня развитие идеи «клеточной ткани» обнаруживает себя в различных видах кирпичной кладки, в системах информационных табло, в строчечной развертке телеэкрана. Еще более впечатляющих результатов развитие этой идеи достигло в различных видах пространственных построений, главным образом в градостроительстве и архитектуре. Здесь «кирпичиком» объемно-пространственных построений является уже не отдельная панель или блок, а законченная объемная единица — жилая ячейка (идеи В. Хлебникова, проекты жилых структур группы НЭР, эксперименты группы «Аркигрем» и т. д.). Все это говорит о том, что наиболее перспективными тенденциями для воплощения данной идеи являются преобразования по укрупнению и миниатюризации масштабов основной единицы отсчета комбинаторного множества — элемента системы — от микроструктур до метаболических систем. 

Пример идеи «конструктора». Универсальный набор элементов для детей. Путем разнообразных соединений можно получить широкую гамму детских игрушек (самолет, паровоз, кораблик, подводная лодка и др.). Студенческая работа. Свердловский архитектурный институт

Следующую комбинаторную идею можно определить как идею «конструктора», так как в ее основе лежит способность группы элементов образовывать различные виды сочетаний путем механических соединений «замков» или всевозможных пристыковок — как в обычном детском конструкторе. Много-вариантность обеспечивается многообразием количественных и качественных возможностей соединения этих элементов. Основная тема идеи — сборка — обязана своим развитием успешному совершенствованию техники. Именно в этой области идея проявила себя наиболее ярко (агрегатирование в машино- и автомобилестроении, конструктивные наборы в приборостроении, мебельные комбинируемые комплекты и т. д.). Существенная особенность любого «конструктора» — возможность включать в свою структуру дополнительно разрабатываемые элементы, образовывать новые, порой неожиданные, решения. Потенциальная способность к совершенствованию, приводящему к новым неопробованным комбинациям и сочетаниям, возможности для творчества — все это является несомненным достоинством данной идеи и гарантирует ей неплохие перспективы в будущем.

Более ограниченными возможностями в этом смысле обладают комбинаторные системы, основанные на идее «компактного множества». В отличие от предыдущих это — замкнутые системы. Состав элементов в них ограничен, а закономерность их взаимодействия основывается на возможности образовывать различные виды сочетаний, одно из которых предоставляет возможность замыкаться в компактный объем. Многовариантность проявляется в функциональной значимости каждого из возможных состояний системы. В качестве примера можно привести хорошо знакомую русскую матрешку. Главной сферой применения этой идеи стал быт, жилище, вещи периодического пользования, способные «появляться» и «исчезать» в зависимости от потребности в них (китайские столики, рационально складируемые наборы посуды А. Поцци и X. Боха и др.). 

Пример идеи «компотного множества». Труба-подушка Джо Коломбо. Сиденье составляется из полугибких пластмассовых труб различного диаметра, которые вставляются друг в друга. Различные варианты соединений образуют высокие, низки или длинные сиденья

В ряду комбинаторных идей несколько необычной предстает идея «перевертыша». Множественность исходных элементов, характерная для предыдущих идей, основана здесь на изменении пространственного положения одного цельного предмета, то есть на буквальном его переворачивании. Вариантность при этом обеспечивается выявлением нового функционального значения в каждом из возможных положений предмета в пространстве. Давно и вполне успешно освоили эту идею в своих играх дети, для которых по- разному опрокинутый стул может означать и кабину паровоза, и сказочный домик, и склад игрушек. Целенаправленное использование идеи «перевертыша» в проектировании объектов предметно-пространственной среды может стать еще одним резервом в повышении их универсальных качеств. Интересно, что эта идея сохраняет свою значимость не только для пространственных перемещений, но и для перемещений во времени, когда один и тот же предмет по истечении определенного срока начинает выступать в новом качестве.

Среди разнообразия комбинаторных идей особое место занимает группа идей «трансформации». В образовании вариантных сочетаний здесь участвуют составные части одного и того же предмета, сохраняющего свою целостность. Вариантные свойства при этом обеспечиваются перемещениями элементов относительно друг друга посредством какого-либо вида механического движения (поступательного, вращения, движения по спирали и т. п.). К числу одной из наиболее известных идей «трансформации» можно отнести идею, связанную с шарнирно-стержневой конструкцией, развитие которой можно проследить с египетского складного стула (II тыс. лет до н. э.), веера, ширмы и до хорошо известной конструкции раздвижного кронштейна настольной лампы. Замечательным примером развития идей «трансформации» являются многочисленные разработки ВХУТЕМАСа, не только показавшие их практическую ценность, но и обосновавшие жизненность этих идей в теории (разработки Родченко по «динамически организованным предметам»). Сегодня идеи «трансформации» проникают во все сферы предметно-творческой деятельности, находя в условиях развивающегося производства новую «материальную» поддержку. Развитие традиционных способов трансформации, а также включение новых — таких, как трансформации складчатых и пневматических конструкций и до.— отвечает одному из основных требований современной среды — освобождению ее от скованности и приданию ей подвижного динамичного характера. 

Пример идеи «перевертыша». Универсальный полиэтиленовый стул (ФРГ). Кубик перевертыш даёт возможность использовать его как стул с тремя различными по высоте уровнями сидения или как стол-тумбу

Анализ основных идей комбинаторики показывает, что мы имеем дело с особым подходом в достижении универсальных свойств элементов предметно-пространственной среды, наиболее характерной особенностью которого следует признать вариантность, олицетворяющую не столько сам предмет (который многолик в своих проявлениях), сколько закономерность его построения, принцип использования, динамику развития. Конкретные примеры показывают, что во многих областях созидательной деятельности этот подход завоевывает прочное место, вырабатывает свой образный язык, осваивает присущие только ему выразительные средства. Все это дает основание говорить о нем как о методе, наиболее яркими признаками которого являются:

— множественность исходных элементов, несводимая к их механической сумме;

— сложная организованность, проявляющаяся в закономерности (программе) взаимодействия этих элементов;

— вариантность как свойство образовывать новые функционально значимые сочетания.

Изучение комбинаторного метода формообразования дает возможность рассмотреть его в контексте изменений, происходящих в современной предметно-пространственной среде, оценить его место и значение в решении актуальных проблем формообразования, наметить возможные перспективы. Возвращаясь к противоречию тенденций универсализации и индивидуализации, интересно сопоставить его с возможностями комбинаторного метода. И действительно, возрастание масштабов технизации среды в контексте данного метода приобретает особую значимость. Комбинаторный метод, оперирующий типовыми элементами, стимулирует прогрессивные направления в развитии производительных сил. 

Примеры идеи «трансформации». Многофункциональное кресло, трансформируемое в комфортабельное место отдыха, оборудованное стереоаппаратурой для прослушивания музыки. Складной столик с зеркалом и емкостями для туалетных принадлежностей. Студенческий проект. Великобритания

В отношении к «человеческому фактору» комбинаторное формообразование также предоставляет целый ряд преимуществ. Обладая высокими вариантными свойствами, комбинаторные системы отвечают основной потребности личности — индивидуализировать, «персонализировать» ее творческие потенции. Такие системы способны перестраивать объемно-пространственную структуру с учетом фактора времени, обеспечивать функциональную и композиционно-стилевую связь с другими фрагментами предметной среды, обладать мобильностью по отношению к общим процессам, происходящим в мире вещей. Под воздействием комбинаторики неизбежен также и определенный сдвиг в решении вопросов ассортимента, способный освободить нас от лишних вещей и от кажущегося разнообразия по существу однотипных изделий.

Развитие предметной среды все в большей степени основывается на представлении о человеке как активном творце своего жизненного пространства. Причем сам процесс не ограничивается актом строительства, но становится неотъемлемой частью повседневной жизни, подвергая ее изменениям, дополнениям, даже коренной перестройке. Наличие единого подхода к формированию среды не угрожает, таким образом, плоским единообразием, так как для каждого существует возможность вносить свой индивидуальный оттенок в общую тему, создавая многообразие в единстве.

Дальнейшее освоение комбинаторного метода формообразования открывает один из реальных путей преодоления противоречия универсализации и индивидуализации. Это дает новые возможности формирования прогрессивной и жизнеспособной предметно-пространственной среды.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: