Киевская биеннале позднесоветского модернизма

Киевская биеннале, организуемая Центром визуальной культуры, состоялась в Киеве во второй раз.* Концептуально Киевский интернационал — Киевская биеннале 2017 — наследует Киевской школе 2015 года, развивая принятый ею новый формат художественной биеннале как международного форума искусства и знания. И является, прежде всего, платформой для обмена идеями и опытом, объединяя в себе художественные проекты, дискуссии, лекции, семинары, воркшопы, кинопоказы и концерты, нежели большой выставкой современного искусства. Как и в 2015-м, в биеннале, помимо художников и деятелей культуры, приняли участие историки, философы, экономисты и активисты из Украины и других стран. И потому Киевский интернационал можно рассматривать в разных режимах — и как художественный, и как междисциплинарный проект, и как политический. А повестка и поставленные в рамках биеннале вопросы актуальны на многих уровнях. Помимо нового формата, Киевскую биеннале отличает независимость от государственных институций, что позволяет организаторам формировать собственную актуальную повестку, зачастую идущую в разрез с украинской официальной культурной политикой последних лет.

Киевская биеннале 2017 расположилась на шести площадках — в Институте научной, технической и экономической информации, в музее-квартире Павла Тычины, на Житнем рынке, в Центре визуальной культуры, в художественных мастерских на Сошенко, 33 и только открывшейся галерее BURSA — и каждая из них привнесла характерный для неё контекст в общее смысловое поле проекта. Принцип взаимодействия Киевской биеннале с пространством города и локациями, на которых проходили выставки и события, стал одним из ключевых и во многом определил сформировавшийся в ходе неё дискурс. 

Основная площадка Киевского интернационала разместилась в здании Института научной, технической и экономической информации, широко известном благодаря футуристичному образу своего концертного зала, получившего среди киевлян прозвище «Летающая тарелка» или «Тарелка на Лыбедской». Этот зал интересен не только выразительной формой, он был задуман и спроектирован Флорианом Юрьевым как первый в своём роде цвето-музыкальный театр. 

По словам ведущих музыкантов, выступавших здесь, по акустическим свойствам в Киеве ему нет равных. Однако, несмотря на то, что здание было построено, воплотить в жизнь идею театра так и не удалось. Этот зал в Тарелке и выставочное пространство в стилобате здания и стали центральной площадкой биеннале.

Сама по себе идея проведения самых разных художественных событий вне традиционных выставочных пространств не нова. Не является она новой и для Центра визуальной культуры, сделавшего в 2015 году основной площадкой Киевской школы Дом одежды на Львовской площади. 

Принципиальное отличие Киевской биеннале от многочисленных мировых примеров состоит в том, что пространства Дома одежды, Тарелки и Житнего рынка не превращаются ею в декорации или аттракцион, необычный и потому эффектный и привлекательный фон для выставки. Выбор этих локаций для Киевского интернационала, опирающегося на идеи модернизма и видящего в нем социально-политическую альтернативу и выход из существующего мирового кризиса, был продиктован, с одной стороны, их принадлежностью эпохе советского модернизма, с её устремлениями и экспериментами. С другой, — в современной Украине эти здания оказались под угрозой уничтожения, уязвимы и не защищены под давлением нынешних тенденций декоммунизации вкупе с принимающим катастрофический характер коммерческим строительством. Киевская биеннале предлагает посмотреть на них как на ценные сами по себе произведения и памятники своей эпохи. И именно это является той причиной, по которой она проходит в их стенах.

Справа Дом торговли (высотная часть) и Дом одежды (в стилобате). 1980-е. Источник: интернет

Институт научной, технической и экономической информации. Источник: интернет

Житний рынок. 1980-е. Источник: архив Валентина Штолько

Так, значительная и важная часть работы с пространством Тарелки команды биеннале и коллектива объединения Худсовет, курировавшего основной выставочный проект «Праздник отменен!», заключалась в том, чтобы освободить модернистское пространство выставочного зала от слоёв стихийного капитализма 1990-х и 2000-х — вагонки, пластика, линолеума, перегородок —  и показать его таким, каким оно было задумано авторами в середине 1960-х.

Подготовка к биеннале позволила совершить несколько открытий, буквально преобразивших пространство. В выставочном зале практически случайно была обнаружена аутентичная подсветка стены, выполненной из матового стекла, сохранившаяся в рабочем состоянии с ещё советскими лампами. Это дало возможность увидеть интерьер в первозданном, но мало кому прежде знакомом виде. А в самой Тарелке активистам удалось восстановить оригинальную звуковую систему, не работавшую около 30 лет, что позволило гостям биеннале услышать полноценное звучание в зале и оценить его акустику.** А главное— проведение биеннале с её насыщенной публичной программой в Тарелке привлекло внимание к этому уникальному объекту, сделав его, хотя бы на время, открытым и доступным для широкой аудитории.

В той же логике работает размещение художественных работ внутри выставочного пространства. Экспозиция визуально аскетична и организована так, чтобы оставить его максимально открытым, количество перегородок и массивных элементов сведено к минимуму. И в то же время работы вступают в перекличку с архитектурой, как, например, скульптура «Клумба» Жанны Кадыровой, напоминающая своей формой Тарелку, а судьбой — возможный для неё сценарий будущего, тем самым подчеркивая и усиливая впечатление.

Тарелка, экстерьер. 2017 год. Фото: Ольга Зовская

Тарелка, выставочный зал. До 2017 года. Источник: интернет

Тарелка, интерьер выставочного зала. Выставка «Праздник отменен!», 2017 год. Фото: Ольга Зовская

Тарелка, интерьер выставочного зала. Выставка «Праздник отменен!», 2017 год. Фото: Ольга Зовская

Тарелка, интерьер выставочного зала. Выставка «Праздник отменен!», «I have scream», Баби Бадалов,  2017 год. Фото: Ольга Зовская

Тарелка, концертный зал. Международный семинар от Studio 14 и Shedhalle «Общий лексикон для Европы» в рамках Киевского интернационала, 2017 год. Фото: Саша Коваленко

Ещё одной важной площадкой биеннале стал Житний рынок на Подоле, и этот выбор также не был случайным. Житний — одно из значимых мест города ещё со времен Киевской Руси, культура базарования и сегодня остается заметной частью украинской жизни. А современное здание рынка, принадлежащее архитектуре позднесоветского модернизма, построено по инновационной для своего времени технологии и известно далеко за пределами Киева.*** И так же, как и Тарелка, и ряд других киевских зданий той эпохи, оно оказалось под риском быть перестроенным или даже замещенным очередным торговым центром.

Во время подготовки биеннале в прессе появилась новость о возможной реконструкции Житнего. Это породило протест среди горожан, а также идею кураторов биеннале «зайти внутрь», сделав выставку на рынке, тем самым привлекая к нему внимание и утверждая его архитектурную и социальную ценность. Результатом стала сайт-специфичная выставка «Рынок», обращенная к истории Житнего и связанным с ним событиям, и через локальный контекст говорящая о более широком круге проблем и вопросов, выходящих далеко за пределы Подола и Киева. 

И также как и в Тарелке, в этой выставке особое внимание уделено архитектуре, внутреннему пространству рынка, наряду со спецификой рыночной жизни, которую она своим присутствием стремится вернуть в актуальный городской контекст.

Выставка вписана в интерьер рынка, не теряясь в нём, но и не нарушая его атмосферу, оставляя не заслоненным естественный свет из окон и максимально открытым пространство. Экспозиция вторит интерьеру в деталях: часть художественных работ напечатана на тех же баннерах, что используются на рынке для рекламы, и за счет них работы становятся сомасштабны пространству, выставочные подиумы обыгрывают внешний вид прилавков, отделанных кафелем, а строительные конструкции, на которых располагаются работы, напоминают о грядущем ремонте и неизбежности перемен. Каждый элемент и каждая деталь оказываются неслучайными и находят свою про-историю в пространстве рынка.

Следует отметить работу Даны Косминой, ставшей архитектором выставок на Житнем и в Тарелке. В обоих случаях она стремилась, прежде всего, показать существующее пространство и подчеркнуть его, нежели заполнить новыми временными конструкциями. И в этом оказалось гораздо больше авторского высказывания, чем могло бы быть в очередном нагромождении фальш-стен и подиумов. 

Житний рынок, интерьер. 2017 год. Фото: Ольга Зовская

Житний рынок, выставка «Рынок». 2017 год. Фото: Ольга Зовская

Житний рынок, выставка «Рынок», «Рыночные отношения», Александр Бурлака и Алексей Быков. 2017 год. Фото: Ольга Зовская

О близящейся реконструкции здания Института научной, технической и экономической информации и о том, что Тарелка находится под угрозой уничтожения, стало известно во время подготовки Киевского интернационала. Позже, в рамках публичной программы биеннале, состоялась встреча, а фактически творческий вечер главного архитектора здания института Флориана Юрьева. В течение вечера, помимо воспоминаний и мнения автора о необходимости реставрации и сохранении здания как памятника своей эпохи, были озвучены планы по реконструкции и её варианты, поражающие как своей бестактностью в адрес существующего здания института, так и безразличием к облику и удобству города в целом.

Можно было бы предположить, что в современном украинском контексте актуализация повестки о сохранении объектов советского наследия окажется непопулярна, но напротив, она нашла широкий отклик в обществе, проявив уже давно существующие проблемы и несогласие с политикой уничтожения культурного наследия, руководимой слепым желанием переписать историю и стереть всё, что относится к этому периоду. В те же дни молодые архитекторы и активисты вышли на акцию против демонтажа элементов фасада здания Министерства социальной политики Украины. Из двух этих событий и последовавших за ними встреч возникло движение SAVEKYIVMODERNISM, которое видит своей задачей защиту и сохранение объектов этого периода. Меньше чем за месяц своего существования движение собрало около тысячи сторонников.

Институт научной, технической и экономической информации (высотная часть). 2017 год. Фото: Ольга Зовская

Перформанс Орлан «Петиция против смерти». На заднем плане — фасад Института научной, технической и экономической информации с приподнятым баннером. 26 ноября 2017 года. Источник: скриншот из видео

Открытие всего на несколько часов в последний день биеннале фасада высотки Института научной, технической и экономической информации от заслоняющего его обычно рекламного баннера****, несмотря на свой масштаб, выглядит практически нонспектакулярным, но, тем не менее, невероятно важным жестом в существующем политическом контексте. Ставя под сомнение капиталистический статус кво, этот жест указывает на возможность альтернативы и иного сценария для настоящего и будущего города и общества. Приподнятый баннер не только демонстрирует фасад, но, вместе с ним ценности и смыслы модернизма. В этом жесте они встречаются с теми идеями, которые озвучивались и обсуждались в ходе выставок, перформансов, лекций и дискуссий в рамках биеннале. Более того, весь посыл и импульс Киевского интернационала будто сконцентрировались в этом негромком, но решительном действии.

Киевская биеннале лишена пафоса большой выставки. Её эффект ощутим и без громоздких инсталляций, а актуализируемый ею круг проблем простирается дальше интерьеров Тарелки и Житнего рынка. 

Затрагивая важные и зачастую болезненные для современного мира вопросы кризиса существующих политической и экономической систем, миграции, цензуры, памяти и отношения к истории, биеннале вовлекает в диалог широкий круг участников из разных стран. Воскрешая идеи интернационализма, Киевский интернационал — Киевская биеннале 2017 предлагает посмотреть на мировую ситуацию сквозь локальную оптику, не стремясь подогнать свою повестку под общемировые тренды. И, кажется, именно это делает её интернациональной и актуальной не только на местном уровне.

Киевская биеннале 2017 завершилась, но логотип Киевского интернационала продолжает вращаться подобно уровням башни Татлина. Рожденный биеннале импульс не угасает — активизированное в рамках биеннале движение за сохранение модернистского наследия SAVEKYIVMODERNISM обнажает новые грани проблем и кризисов, с которыми столкнулось современное украинское общество, задаёт неудобные вопросы, привлекая к ним внимание и вынуждая власть и жителей города идти на диалог и открыто их обсуждать. Вместо попыток сгладить углы и отредактировать прошлое в угоду новым политическим трендам, активисты ставят вопрос о необходимости включения в дискурс противоречивых этапов истории и осмысления их в общем контексте. И, хочется верить, что это движение будет развиваться и набирать силу.


Сайт Киевской биеннале 2017: http://vcrc.org.ua/

* Первая Киевская биеннале современного искусства ARSENALE 2012, учреждённая Министерством культуры Украины, прошла в Киеве в 2012 году. Проведение второй биеннале планировалось в 2014-м, но в связи со сложной экономической ситуацией и военным конфликтом на востоке Украины открытие было перенесено на 2015 год, а в начале 2015-го Министерство культуры и Мистецкий Арсенал окончательно отказались от её проведения. После этого инициативу проведения биеннале взяла на себя независимая институция Центр визуальной культуры.

** Авторы реконструкции оригинальной звуковой системы концертного зала Борис Блаженный и Алексей Астахов. 

*** С конца 1950-х до середины 1980-х в Киевском зональном экспериментальном институте, Институте строительных конструкций и Промстройпроекте были разработаны классификация типов висячих покрытий и генотипы их формы. Технология строительства большепролетных рынков оказалась экономичной, благодаря этому с применением висячих покрытий было построено 22 рынка по всей Украине.  

**** Как говорит в одном из интервью директор института Камышин Владимир Викторович, рекламные баннеры на фасаде не только приносят институту дополнительный доход, но и защищают помещения от косого дождя, заливающего все этажи, а также скрывают непрезентабельный вид фасада — и то, и другое — следствие отсутствия своевременного ремонта.

Подписка на журнал
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: