Историко-революционный музей «Красная Пресня»

Рубеж 1970–1980-х годов представляет собой такое время, когда зревшие в советской архитектуре творческие тенденции внезапно и одновременно проявились в целом ряде произведений — самых разных, ярких по форме и содержанию, часто противоречивых, но тем не менее очень важных для определения дальнейших путей развития отечественного зодчества. Была, как известно, поставлена творческая задача — в краткий срок спроектировать и построить, а также реконструировать и привести в соответствие с современными требованиями десятки объектов в столице и ряде других городов. Среди них особое место занимает историко-революционный музей «Красная Пресня», который заметно изменился на фоне архитектурных тенденций тех лет. 

Район Красная Пресня, богатый революционны­ми традициями, как и многие другие районы Москвы, реконструируется. По проекту застройки рай­она, разработанному под руководством архитекто­ра М. Круглова (мастерская № 9 Моспроекта-1), центром композиции стала известная всем пло­щадь Краснопресненской заставы, ныне площадь 1905 года, решаемая как мемориальный ансамбль. На ней в 1980 году создан монумент Революции 1905–1907 годов (скульпторы О. Иконников, В. Федоров, архитекторы М. Константинов, А. Половников, В. Фурсов). Идея этой восьмифигурной скульптур­ной композиции — отразить героическую борьбу московского пролетариата в 1905–1907 годов.

С 1972 года работу над проектом застройки райо­на возглавил архитектор А. Половников, под руководством которого были сделаны эскизные пред­ложения. К площади 1905 года примыкают два мемориаль­ных комплекса. Первый — основанный в 1922 году и созданный участниками и ветеранами двух рево­люций — сквер Памяти революции 1905 года (меж­ду Трехгорным валом и улицей 1905 года). В цент­ральной его части вот уже более полувека стоит камень в память событий 1905–1917 годов. В даль­нейшем здесь появятся аллеи с бюстами участни­ков и героев революции 1905 года, стелы с надпи­сями и т. д.

Фрагменты здания

У входа в сквер — площадка, выложенная пли­тами серого гранита. С одной стороны она фиксирована длинной стенкой, на фоне которой хорошо воспринимается знаменитая скульптура И. Шадра «Булыжник — оружие пролетариата». Над скульп­турой — слова В. И. Ленина о значении подвига пресненских рабочих. В конце сквера, около Шми­товского проезда, стоит памятник В. И. Ленину (скульптор Б. Дюжев). На зеленом газоне мрамор­ная табличка с надписью: «Вечно живому Ленину 100 болгарских роз». Розы были посажены в 1970 году в связи с 100-летием со дня рождения Владимира Ильича (дар Димитровского района Софии).

Напротив памятника, на спуске Трехгорного ва­ла, с левой стороны — Дом культуры имени В. И. Ленина (1929 год). Здание построено на месте бывшей большой кухни Трехгорной мануфактуры. Здесь в 1905 году работал Пресненский районный Со­вет. На здании — мемориальная доска, напоминаю­щая о том, что Ленин неоднократно выступал пе­ред трудящимися Пресни и что рабочие «Трехгор­ки» несколько раз избирали его депутатом в Мос­ковский Совет.

Второй комплекс — 800-метровая стена с колумбариями у южной ограды Ваганьковского кладбища. По проекту на стене будут чередовать­ся живописные панно на историко-революционную тему со скульптурными вставками (архитекторы М. Круглов, Г. Карибов, художник Д. Мерпорт). Кроме этих комплексов в Краснопресненском рай­оне установлены мемориальные скульптуры и па­мятные знаки. На пересечении Шмитовского про­езда и улицы 1905 года в декабре 1971 года был от­крыт мемориальный знак Н. П. Шмиту — студенту-революционеру, активному участнику Декабрь­ского вооруженного восстания 1905 года на Прес­не. Знак в виде монументального куба на поста­менте с барельефом героя и надписью выполнен в сером граните (архитектор Г. Карибов, скульпторы Г. Распопов, В. Юдин). По проекту этого же автор­ского коллектива установлен второй памятный знак у входа на завод «Пролетарский труд», рабочие которого были активными участниками двух рево­люций.

В Детском парке культуры и отдыха им. Пав­лика Морозова на Дружинниковской улице пост­роен районный Дом пионеров, рядом — открытый бассейн для плавания. В парке установлены памятники герою пионеру Павлику Морозову (скульптор И. Рабинович, архитектор М. Оленев) и Зое Космодемь­янской. Невдалеке от этого парка (у Девятинского переулка) реставрирован Горбатый мост, где во время восстания были сооружены баррикады и шли ожесточенные бои с казаками. В 1981 году у этого моста сооружен монумент Героям дружин­никам баррикады боев на Красной Пресне (скульп­тор Д. Рябичев, архитектор В. Нестеров). Памят­ный знак дружинникам будет установлен на Ман­тулинской ул. В одном из вариантов проекта изо­бражена фигура рабочего со знаменем в руках (архитектор Г. Карибов, скульпторы Г. Распопов, В. Юдин).

В сквере Красногвардейского бульвара накану­не 50-летия Великой Октябрьской социалистиче­ской революции установлен памятник-скульптура «Октябрьские дни» (скульптор А. Аллахвердянц).

В 1968 году в дни 50-летия ВЛКСМ комсомольца­ми 20-х годов, советом ветеранов комсомола Красной Пресни на общественных началах открыт Музей истории комсомола и молодежи Красной Пресни на Большой Грузинской ул. Многочисленные экспо­наты музея наглядно рассказывают об участии молодежи Пресни в героических событиях рево­люции 1905 года и Великого Октября.

На историческом трехэтажном доме № 4 по Баррикадной улице установлена мраморная доска с надписью золотыми буквами: «Здесь помещался в октябре 1917 года штаб Красной гвардии Пресни». Штаб руководил боевыми действиями вос­ставших на площади и наступлением в центре го­рода.

Три станции метрополитена — «Краснопреснен­ская», «Баррикадная» и «Улица 1905 года» — завершают перечень основных мемориальных объектов Краснопресненского района. В пятидесятых годах на месте сражений построен наземный вестибюль станции метро «Краснопресненская» (архитекторы И. Покровский, В. Егерев, М. Константинов, Ф. Но­виков. Скульпторы: Ю. Поммер, Ю Колесников, В. Федотов, А. Щербаков). У входа в метро сто­ит на высоком пьедестале скульптура «Дружинник» (скульптор А. Зелинский). На стене надпись, гласящая, что Красная Пресня была главной крепостью восстания, ее центром; здесь сосредоточились луч­шие боевые дружины, которыми руководили боль­шевики. Эпизоды революций 1905 и 1917 годов на Пресне в Москве запечатлены в многофигурных барельефах подземного вестибюля станции; среди них барельеф, посвященный баррикаде на Горба­том мосту, и барельеф с изображением двух девушек-работниц, смело идущих со знаменем в ру­ках навстречу казакам.

Станция метро «Баррикадная» (архитекторы А. Стрелков, В. Поликарпова, инженер Е. Барский) открыта в 1972 году и в том же году открыта станция метро «Улица 1905 года» (архитекторы Р. Погребной, М. Корнеева, инженер-конструктор Г. Суворов).

Район обладает значительным числом мемори­альных сооружений, отражающих историко-революционное прошлое Красной Пресни. Поэтому перед авторами проекта стояла задача объединить существующие памятники с вновь проектируемы­ми. В проекте детальной планировки Краснопрес­ненского района архитекторы предусмотрели создание исторического заповедника, который сохра­няет часть старой рабочей Пресни — свидетельницы ожесточенных боев и красных баррикад.

План и разрез

Проект реконструкции мемориального истори­ко-революционного заповедника «Красная Прес­ня» по Большевистской улице разработала архитектор мастерской № 7 Моспроекта-3 В. Жилина (руково­дитель — архитектор В. Либсон). Предусмотрена пол­ная реставрация фрагментов жилой застройки Большевистской улицы. Она включает в себя дома № 1/3, 3, 4, 5, 5-а, 2/5.

По генеральному плану этот участок сохраняет старую топографию и застройку в основном деревянными одно- и двухэтажными зданиями с сара­ями, заборами и садами. Как элемент городской застройки того времени в заповедник включена церковь Иоанна Предтечи в Малом Предтеченском переулке, состоящая на охране как памятник архитектуры XVIII века.

Заповедная зона проектировалась с таким рас­четом, чтобы на небольшом участке максимально сохранить и восстановить характер городской за­стройки конца XIX и начала XX века. Весь участок решено возродить в том виде, каким он был в 1905 году: здесь вновь возникнут булыжная мостовая, тротуары из лещадных плит, старые газовые фонари, каменные столбы, колодцы-срубы, старые вывески, номерные знаки домов, заборы и воро­та, озеленение и т. д.

На Большевистской улице (бывший Предтеченский переулок) в доме № 4 помещался (до 1975 года) историко-революционный музей «Красная Пресня». В этом одноэтажном деревянном доме до революции проживал М. С. Жаров, активный участник боев. Когда в марте 1917 года начал работать Прес­ненский районный комитет партии, Жаров предло­жил свой дом для заседания. Он устроил тир в подвале дома и обучал рабочих стрельбе. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года в этом доме состоялось первое заседание Военно-революционного комите­та Пресненского Совета рабочих и солдатских де­путатов. На доме установлена мемориальная доска: «Здесь в октябре 1917 года помещался рай­ком РСДРП(б) и ревком Пресненского района».

Музей был создан по инициативе ветеранов Прес­ни и районной партийной организации в 1924 году. Первым директором его был М. Жаров. В музее сохранена мемориальная комната, в которой рабо­тал Пресненский военно-революционный комитет, председателем которого был рабочий-большевик Н. Меркулов. Были воссозданы интерьеры некото­рых помещений в их первозданном виде.

По генеральному плану зона историко-револю­ционного заповедника «Красная Пресня» расположена между улицами Заморенова, Малым Трехсвятительным переулком и переулком Павлика Морозова. Ядром общего композиционного за­мысла служит новое здание музея, значительно отодвинутое в глубь участка. Слева к нему примы­кает старое здание деревянного музея. На красной линии Большевистской улицы перед музеем сто­ит старый деревянный дом (бывшего священника близрасположенной церкви). В одном из вариантов проекта этот дом предназначался для экспозиции спален рабочих прохоровских мануфактур. В на­стоящее время его восстанавливают, однако как он будет использоваться, пока не ясно. С левой стороны к музею примыкает открытый двор, где будет сооружена мемориальная стена с барелье­фами. Все дома на противоположной стороне Большевистской улицы (за исключением здания шко­лы) подлежат музеефикации.

К 70-летию революции 1905 года 24 декабря 1975 года состоялось открытие нового здания Историко-революционного музея 1905 года на Боль­шевистской улице (автор архитектор В. Антонов, Моспроект-2).

Интерьеры

План нового здания музея представляет собой вытянутый прямоугольник. Композиционный центр первого этажа — вестибюль с главной лестницей, размещенной в его левой части. Напротив входа в вестибюль установлен цветной витраж, изобра­жающий склоненные алые знамена (художник Е. Головинская). В правой части здания размещены комнаты администрации и буфет с кухней. В левой части — главный зал с экспозицией на тему исто­рико-революционных событий Красной Пресни. В конце зала расположены малая лестница, веду­щая на второй этаж, и переход, соединяющий но­вое здание музея со старым.

Сплошное остекление экспозиционного зала с фасадной стороны дает возможность обозревать прилегающий к зданию участок. На втором этаже — три зала. В большом раз­мещена экспозиция истории Краснопресненского района после Октябрьской революции, включая Великую Отечественную войну. Чеканные барелье­фы (по три на каждой стене) аллегорически изо­бражают индустриализацию, коллективизацию, куль­турную революцию, войну, производство. В этом зале на высоких постаментах установлены четыре бюста (три бронзовых и один мраморный) уро­женцев Красной Пресни, Героев Советского Сою­за: А. П. Живова (1925–1944), скульптор А. Щер­баков; С. Ф. Макеева (1909–1944), скульптор Д. Митлянский; А. Ф. Климашкина (1925–1944), скульптор С. Островская; Ю. А. Костикова (1927–1945), скульптор Н. Богушевская.

Из главного зала по пандусу посетитель по­падает во второй зал, экспозиция которого отражает жизнь района и его достижения. Центральную часть зала занимает бронзовый бюст В. И. Ленина.

В третьем зале второго этажа размещена дио­рама, рассказывающая о Декабрьском вооружен­ном восстании 1905 года. Она показывает грандиозные баррикадные бои на всех основных участках Крас­ной Пресни. Живописное панно и объемная часть диорамы длиной около 26 метров занимает три стены зала, в центре которого расположена смотровая площадка для зрителей. С помощью живописно-художественных современных светодинамических и звукооформительских средств авторы воспроиз­вели яркую, эмоционально насыщенную картину героических боев на Красной Пресне. Это пер­вая диорама, посвященная революционному рабо­чему классу России (художник Е. Дешалыт).

Здание музея имеет ряд недостатков. В нем не предусмотрены административные, складские и подсобные помещения, комнаты для экскурсово­дов, научных сотрудников и обслуживающего персонала.

Большим недостатком проекта является и то, что вестибюль не изолирован от главного зала. Сохранившийся деревянный дом с правой стороны главного фасада излишне закрывает новое здание музея. Членение внутренней структуры здания на два этажа получило свое ясное выражение и в его внешнем облике. Главный фасад четко делится на верхнюю и нижнюю части. Верхняя часть — глухая стена с асимметрично врезанными проемами — нависает над нижней, представляющей сплошной стеклянный витраж, отбитый горизонтальной тягой простого профиля.

Асимметричное (утопленное в плоскость стены) вертикальное окно с выступающим объемом имитирует балкон-трибуну, под которым находится главный вход. В левой части фасада глубокая ни­ша, в которую «врезано» старое здание деревян­ного музея.

Главный фасад соединяется с боковым, образуя закругление. Этот плавный переход подчеркивает вертикальный проем с витражом бокового фасада, который как бы перекликается с нишей главного входа. Фасады музея облицованы светло-желтыми плитками эстонского доломита (прямоугольного очертания с вертикальными швами).

Историко-революционный район Красная Прес­ня включен в число архитектурно-исторических памятников Москвы.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: