В 1972 году «Стройиздат» издает книгу «Бетон и архитектурная форма», в которой не просто описываются конструктивные и пластические возможности материала, но также описывается история его открытия. Мы публикуем фрагмент из этого издания, в котором вместе с исторической частью, посвященной материалу, рассказывается о нескольких архитекторах, чей профессиональный опыт был во многом основан на всестороннем использовании свойств бетона.
- Текст:А.Я. Суздальцева6 декабря 2019
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Бетон появился еще на рубеже III и II вв. до н. э. Его освоение связано с применением вяжущих. Использование растворной смеси с маленькими камнями было описано Витрувием и несколько позднее Альберти. Быстрота и простота изготовления из подручных материалов при малоквалифицированном рабском труде способствовали широкому распространению бетона в Риме. Здесь его применяли для заполнения пространства между двумя рядами квадров тесаного облицовочного камня, что образовывало фактически работающий монолит, определяющий прочность конструкции. После падения Римской' империи и до середины XVIII в. применение бетона не известно.
С середины XVIII в. начинаются активные поиски эффективного твердеющего в воде вяжущего, стимулирующие появление бетона. В этой связи известны имена английского инженера Джона Смитсона, французского химика Вика и других.
В начале XIX в. в России были найдены способы изготовления гидравлического цемента из искусственно приготовленной смеси извести и глины с последующим их обжигом и измельчением в порошок. В 1825 г. была издана работа Егора Челиева «Полное наставление, как приготовлять дешевый и лучший мергель или цемент, весьма прочный для подводных строений, как-то: каналов, мостов, бассейнов, плотин, подвалов, погребов и штукатурки каменных и деревянных строений». В работе отмечалось, что «способы составлять мергель или цемент весьма различны, но ни один из них не имеет тех выгод, какие предлагаются в настоящем сочинении».
В XVII в. и до середины XIX в. в Испании, Англии и Франции существовала так называемая «глинобитная конструкция». Многие приемы и методы, характерные для современного строительства из бетона, впервые появились при выполнении именно этой конструкции. Основная ценность техники выполнения глинобитной конструкции заключалась в ее сооружении из подручного местного дешевого материала.
Фасад музея Станфордского университета в Калифорнии
Во Франции глинобитная конструкция была повторена во влагоустойчивых материалах. Однако она интересна не столько применяемыми материалами, сколько методом возведения с помощью передвижной опалубки. Принцип сооружения глинобитных конструкций получил в наше время развитие в строительстве из монолитного бетона. Метод передвижной опалубки нашел распространение в Румынии, Швеции и ряде других стран.
Таким образом, происходит активное накопление опыта изготовления бетона, весьма удобного для строительства самых разнообразных сооружений, преимущественно вспомогательных, служебных, где в первую очередь принималась во внимание экономическая выгода.
В 1852–1853 гг. француз Куанье на основании приобретенного им знания техники изготовления глинобитных конструкций построил из цементного бетона здание химической фабрики в Сен-Дени около Парижа. Поверхности стен, сводов и лестниц фабрики были преднамеренно оставлены без облицовки.
В ранний период развития и освоения бетонных конструкций использование материала определялось его дешевизной. Главным мотивом была экономика, и Ф. Куанье, добиваясь прочности бетона, стремился найти для него самый дешевый заполнитель. Впервые он сделал попытку использовать клинкер, золу и песок. Отношение к отделке поверхности бетонных конструкций для Куанье также определялось экономическими соображениями. Желание получить эстетический эффект непосредственно от поверхности готового бетона заставило Ф. Куанье пробовать различные компоненты для его изготовления. Он заменял золу добавкой в бетонную смесь светлого песка.
Энтузиасты и защитники бетона стремились поставить его в ряд строительных материалов, полноценных не только технически, но и придающих изделиям особую художественную выразительность. Для получения эстетического эффекта от поверхности бетона они исследовали возможность использования в качестве заполнителей различных отходов строительства. Вместе с тем в тот период продолжали изучать и химические процессы, происходящие при твердении бетона, уточняли их характер. Показательно, что в 1836 г. первая золотая медаль Королевского института британских архитекторов была присуждена Георгу Годвину за очерк «Природа и свойства бетона него оценка для конструирования современного периода». Все исследования и изобретения в области вяжущих и возможных составных частей способствовали развитию бетона.
Жилой дом из монолитного бетона, проект Т. Эдисона. Общий вид и процесс сборки
Изобретение железобетона относится к концу XIX – началу XX в. До этого времени были освоены два составляющих этого нового материала — цемент и железо. Цемент использовался римлянами как связующее, железо в форме костылей и скоб применялось греками. В железобетоне гармонично воплотилось сочетание взаимно противоположных свойств двух материалов, один из которых, цемент, и следовательно, собственно бетон, работает на сжатие, а другой, металл, — на растяжение.
Исследователи истории строительной техники отмечают, что идея сочетания двух материалов, дополняющих друг друга, возникла уже у первых строителей. Они добавляли в глину растительное волокно. В XV в. железные связи противодействовали давлению стрельчатых сводов. Начиная с XVIII в. использование железа в каменной кладке сделалось систематическим, по большей части для укрепления перемычек.
Особое значение для дальнейшего развития строительной техники имело исследование возможностей комбинации бетона и металла, наиболее интенсивно проводившееся во второй половине XIX в. и приведшее к созданию качественно нового материала — железобетона. Первооткрывателем его одни исследователи считают Ж. Монье, другие — Ф. Куанье.
На первых этапах освоения бетона и железобетона декоративные свойства их поверхности не выявляли. Конструкции из них повторяли существовавшие до этого и ставшие традиционными из дерева и камня. Римляне, применяя бетонные конструкции, отделывали их мрамором, камнем, кирпичом, покрывали мозаикой.
Фрагмент интерьера большого Дворца спорта в Риме
По мнению английского историка архитектуры Коллинза, бетон был впервые использован как материал, поверхность которого обладает особыми эстетическими свойствами, при строительстве здания музея Стэнфордского университета в Калифорнии (1889 г., архитектор Ф. Л. Рэнс). В этом сооружении цементная корка с поверхности бетона была удалена и таким образом выявлены декоративные свойства конструктивного заполнителя. В этом сооружении при имитации традиционных архитектурных форм была сделана попытка вскрыть декоративные свойства бетона, т. е. найти еще не раскрытые его достоинства. Показательно и то, что это было уже не вспомогательное инженерное сооружение, а общественное здание.
По данным того же автора, в 1904 г. на Международном конгрессе архитекторов в Мадриде была принята резолюция, в которой записано, что «декоративные формы должны выявлять свойства применяемого материала и конструкции. Эти формы должны гармонировать с качеством материала». Авторы первых построек из железобетона не всегда представляли, что использование нового материала повлечет за собой появление новых форм. Постепенно определялось стремление овладеть всем комплексом специфических возможностей бетона и железобетона, включая эстетические, раскрывающиеся при соответствующей обработке их поверхности.
В числе первых архитекторов, глубоко интересовавшихся всесторонним использованием свойств бетона, был Ф. Л. Райт. При разработке проекта фермерского банка (1901 г.) он широко использовал бетонные поверхности фасадов. Райт считал, что основные эстетические потенции нового материала заключены в его пластичности, возможности создания из него крупных гомогенных структур. Появление железобетона расценивалось им как начало новой эры в архитектуре.
В России в начале 1900 г. делались попытки использовать конструктивный бетон в качестве материала, поверхность которого может обладать декоративными, эстетическими свойствами. Появился интерес и к творческому освоению существовавшего опыта. В опубликованной статье имеется описание завода, производившего в 1895 г. в Вестфалии архитектурные детали из искусственного камня — бетона. По данным статьи, «... все камни на этом заводе изготавливаются при помощи каменной муки и осколков натурального камня. Искусственное окрашивание не допускается». В статье отмечалось, что связующим является портландцемент, а для внешней окраски служит каменная мука различного цвета и происхождения. Отмечалась также высокая огнестойкость изделий.
Интерьер здания секретариата ЮНЕСКО
В журнале есть описание изготовления на одном из русских заводов рельефных тротуарных плит в фигурных формах и матрицах. Такие плиты сохранились до сего времени на Рижском взморье.
Все это свидетельствует о стремлении еще в начале освоения бетона выявить его декоративные возможности в процессе производства на основе свойств составляющих компонентов. Рекомендации к исключению искусственного окрашивания связаны с желанием получить долговечный декоративный материал, одновременно удовлетворяющий конструктивным требованиям.
Знаменательным событием в освоении декоративных свойств бетона можно считать постройку арх. Анатолем де Бодо церкви св. Иоанна Евангелиста на Монмартре в Париже (1894–1902 гг.). Он попытался выразить в этом сооружении специфику бетона.
В нем ощущаются еще остатки влияния готики. Но общий характер структуры и особенно большие железобетонные арки, поддерживающие купол, не производят впечатления каменных. Изящное переплетение железобетонных конструктивных нервюр подчеркивает четкую выразительность рисунка свода, выполненного в новом материале.
В 1903 г., вскоре после окончания строительства церкви св. Иоанна Евангелиста, в Париже на ул. Франклин сооружается из железобетона здание в восемь этажей. Автором его был Огюст Перре. В этом здании он сознательно выявил каркас как элемент художественного и конструктивного выражения нового материала.
Через два года Огюст Перре строит гараж на ул. Понтье, который считается одним из лучших его произведений по простоте и ясности использования железобетона. Несущий каркас решительно выявлен на фасаде в формах, соответствующих конструктивным нагрузкам. Вертикальные ребра и балки, соответствующие уровням перекрытий, значительно толще железобетонных столбиков верхнего яруса. Большой витраж над въездом в гараж и стеклянные поверхности окон здания образуют заполнение, контрастирующее с материалом несущего каркаса. В творчестве О. Перре поиски новых пластических форм и пространственных композиций, связанных с железобетонной конструкцией, органически сливаются с решением разнообразных инженерных проблем. О. Перре создавал формы, по его мнению, наиболее выразительные для пластики бетона. Это можно видеть в кривизне очертаний лестниц, в утонении книзу колонн.
Фрагмент здания конгрессов ЮНЕСКО
Одновременно с приданием бетону свойственных ему структурно-конструктивных форм Перре стремился выявить декоративность его поверхности. Для этого им использовалась пластичность материала при его формовании; на поверхности изделия оставались следы деревянной опалубки или с поверхности удалялась цементная пленка и обнажалась живая игра крупного заполнителя.
Эстетические возможности бетонной и железобетонной конструкции в результате декоративной обработки поверхности были наиболее полно реализованы О. Перре при реконструкции в 1950-е годы Гавра. Творческие поиски О. Перре приводят его к сборному строительству. Большая часть элементов для каждого здания или группы их изготовлялась на месте строительства в стандартной опалубке по единой модульной сетке. Исследовались разнообразные возможности выявления декоративных качеств бетонных поверхностей. Обнажение заполнителя конструктивного бетона определяло цвет и характер фактуры поверхности здания.
Способы строительства и отделки зданий, при которых основному конструктивному материалу придавалась декоративная выразительность, позволили провести реконструкцию Гавра с исключительной экономичностью. Этот прием дал возможность достичь высокого совершенства эстетических и технических результатов строительства.
Вскоре после этого во многих странах появились сооружения, а которых авторы подражали О. Перре, стремясь получить из железобетона самые разнообразные архитектурные формы и использовать декоративные свойства его поверхности. Так, а здании Фрайбургского университета (ФРГ) и ряде других сооружений воспроизводится вариант ажурных плит Перре.
Комплекс ЮНЕСКО. Фрагменты фасадов с элементами благоустройства территории
Работами О. Перре и его последователей завершается развитие свойств железобетона в рамках традиционных конструктивных систем и композиционных приемов (стержневые конструкции и тектоника стоечно-балочных систем). Важнейшим, что внесло это направление в развитие железобетона, были эксперименты по использованию обработанной поверхности конструктивного бетона для формирования архитектурной композиции.
Железобетон как новый материал привлекал подчас внимание не только специалистов, связанных со строительством и архитектурой. С начала 1900 г. такой выдающийся изобретатель, как Томас Эдисон, увлекся проблемой использования бетона для создания монолитного дома.
К 1908 г. после ряда экспериментов Т. Эдисон создал и запатентовал серию опалубок для будущих бетонных домов. Он предполагал создать образец двухэтажных домов-коттеджей для массового использования населением Америки. Предварительная обработка форм, подгонка их и доделки, связанные
с комплектацией, заняли еще некоторое время. Затем анализировались бетонные смеси с разной крупностью составляющих, определялась наилучшая консистенция бетонной массы. Наконец, все приготовления закончились. Формы для дома, включавшие крупные конструктивные элементы и декоративные детали архитектуры, были соединены. Заполнение форм происходило в течение 6 часов, затем после окончания твердения бетона их удалили. Дом был готов, качество поверхности стен позволило их не штукатурить, а только окрасить. Однако дом этот не получил широкого признания, о котором мечтал изобретатель.
И все же Эдисон не прервал свои опыты с бетоном. В 1911 г. он взялся отливать для дома детали интерьера. По образцу наиболее удачных его моделей им был искусно сделан из бетона фонографический кабинет. Формы для отливки покрывались составами, позволяющими получать идеально ровную поверхность. Отлитый и затвердевший бетонный фонографический кабинет был обработан белой эмалью и золотом. Эдисон запроектировал также бетонную мебель для использования в бетонных домах, которые, по его мнению, должны были стать популярными по всему свету. Популярность эту он связывал с надеждой на их низкую стоимость по сравнению с деревянными. В музее Эдисона в Оранже, штат Нью-Джерси, сохранились кресла и стол, отлитые из бетона. И конструкции дома, и тонкие по орнаментальному декору элементы фонографического кабинета не уступали в изяществе прототипам из дерева. Однако мебель эта была очень тяжелой.
В этом эксперименте Эдисон всесторонне исследовал пластические возможности тогда еще мало освоенного железобетона.
Качественно новым этапом в развитии бетона и железобетона была историческая эпоха, на протяжении которой шла усиленная разработка типов конструкций, определяемых формами, свойственными железобетону как пластичному материалу. В 1912–1913 гг. в Бреслау архитектором Максом Бергом и инженером Тгауэром был выстроен Зал столетий. Это великолепный купол диаметром 5 м и высотой 16 м с нервюрами. Поверхность бетона оставлена в том виде, какой она получила в опалубке. Своим пространственным решением он предвосхищает Дворец спорта Нерви. К этому периоду относятся также работы инженеров Р. Майара, Э. Фрейсине и других. О. Перре работал с бетоном и железобетоном, развивая каркасные системы, в которых одновременно использовались декоративные свойства поверхности этих материалов. В работах Фрейсине, Майара и позднее Торроха совершенствовались методы использования бетона и железобетона, отражающиеся на пространственной структуре сооружений и пластике их форм.
Комплекс ЮНЕСКО. Фрагменты фасадов с элементами благоустройства территории
Знаменитые ангары для дирижаблей в Орли инженера Э. Фрейсине получили форму, продиктованную техническими требованиями. Она интересна не только своей пластикой, но и радикальным отличием от предшествующих конструкций. Складки, образующие ангары, представляют собой параболические арки, прочность которых зависит не только от материала, но и от формы конструкций. В них воплощена кривая статических усилий железобетона.
Инженеры, стремясь использовать этот материал наиболее целесообразно, получили новый характер пространственных архитектурных форм. Например, Р. Майар понял нерациональность выполнения в железобетоне конструкций, повторяющих образцы стоечно-балочной системы с перекрещивающимися балками и столбами, которые прежде выполнялись из дерева и камня. Основываясь на статических расчетах, он применил широкие плиты, не поддерживаемые балками, а как бы вырастающие из столбов.
В 1910 г. он осуществил по этому принципу склад в Цюрихе с первой так называемой грибовидной конструкцией. Столбы в ней расширяются к вершине, что способствует лучшему восприятию собственного веса плиты и нагрузки на нее. Эту конструкцию он применил и при проектировании мостов.
Работы инженеров, отмеченные новаторским подходом к решению конструктивных задач, были важным этапом в развитии способов образования и применения форм из железобетона. Вклад этих инженеров в освоение эстетических свойств бетона и железобетона трудно переоценить. В их работах новые формы по-иному раскрывали пластику материалов, выявляли многообразные области их использования, влияли на формирование нового к ним отношения, стимулировали дальнейшие поиски. Но вместе с тем никто из них после О. Перре специально не занимался вопросом эстетических свойств поверхности бетона и железобетона.
Много экспериментировал с формами железобетонных конструкций архитектор-инженер Феликс Кандела. С его именем связано освоение гиперболического параболоида — формы скорлупы, наиболее простой для математического расчета и осуществления. В его работах удивительно сочетаются функциональная экономичность и художественная выразительность. Но, решая сложные и оригинальные инженерные задачи, которые вели к появлению новых пластических форм, он не уделял специального внимания использованию фактуры поверхности бетона.
Декоративные возможности поверхности железобетона в весьма значительных объемно-пространственных архитектурных композициях с большой полнотой использованы в работах выдающегося итальянского инженера Пьера Луиджи Нерви. В структу-
ре всех сооружений П. Л. Нерви железобетонной конструкции фрагменты отводится основная роль. Но здесь и обработка поверхности железобетонных элементов — неотъемлемая часть архитектурной композиции. Подобная черта характерна для сборного индустриального строительства, поэтому особенно интересен подход этого мастера к обработке поверхности железобетонных элементов для зданий уникального характера.
Во Дворце спорта в Риме на конструкциях из монолитного бетона оставлены следы опалубки, выполненной из узких досок (лестница, галереи, столбы и т. п.). При хорошем качестве бетона это создает красивую текстуру поверхности. Ритм отпечатков досок опалубки подобно линейному рельефу подчеркивает основную форму. На поверхности выявлены пластические свойства бетона.
П. Л. Нерви наряду с принципиальным развитием тектонических систем и разработкой новых пластических форм элементов железобетонных конструкций делает многое для выявления свойств текстуры поверхности материала конструкции. Особенно удачно использованы эстетические свойства монолитного бетона в здании ЮНЕСКО в Париже, одним из авторов которого был Нерви. Обработка поверхности железобетонных элементов этого сооружения подчинена ведущей архитектурной мысли — монументальному единству общего и деталей.
Художественные свойства поверхности натурального бетона и железобетона проявляются не только после различной обработки — получения рельефа, обнажения крупного заполнителя, но и сопоставлением с другими материалами. Так, естественная матовая поверхность монолитных железобетонных стен в торце цокольного этажа со следами линейного рельефа от опалубки становится фоном для блестящих бронзовых рельефов, наложенных на нее.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: