Для историка архитектуры Анри Каптикова всегда важен личный опыт пребывания в стране изучения. Из поездок он привозит не только снимки исследуемых объектов, но и множество личных историй. Мы публикуем одну из дневниковых записей профессора о его путешествии из зимнего Мадрида в Леон и впечатлениях от базилики Сан Исидоро в разное время суток.
- Текст:Анри Каптиков5 декабря 2019
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
В Мадриде два вокзала — Аточа и Чамартин. Второй для меня родной, ибо оттуда — на север или северо-запад, где испанская романика в основном и сосредоточилась. Опять зима. Поезд миновал Сеговию в снежных тучах, Вальядолид, Паленсию… За ней мелькает знакомый по книгам Саагун. Так он — на железной дороге! Как хорошо! Но пока ехать дальше. Тупик леонской станции. Такси по предлинному широкому проспекту мчится в центр, оставляя слева за мостом белеющие горные вершины. Да и в самом Леоне под ногами снег. Эти не ставшие привычными зимние солнечные бесснежные утренники в Мадриде — холодные и слякотные.
Современный центр не совпадает с историческим. Площадь с отелем, названным по которому-то из королей Альфонсов, здания сплошь не старше начала XX века. Но если пройти немного далее, застройка меняется. Палаццо какого-то местного аристократа с неизбежным угловым эркером. Ранний, совсем не похожий на того, кем теперь так страстно увлекаются, Гауди (дворец епископа)… А вот налево — участок чёрных древнеримских стен с башнями, и в глубине узнаю фасад базилики Сан Исидоро.
Именно на ней сосредоточилось мое главное внимание, как ни замечательны «Катедраль» (готический собор) с его лучшими во всей Испании витражами. Или Plaza Mаyor с Aytamento (ратушей; они в Леоне как-то на отшибе). Помню, как в базарное утро горожане тащили оттуда громадные сетки крупных апельсинов.
Леон. Церковь Сан Исидоро. Фрагмент портала Агнца
Так вот он, Сан Исидоро… Храм, у которого фактически смотрится лишь один, продольный, фасад, остальное более или менее скрыто разными пристройками. Конечно, среди тех и клуатр — быть может, и превосходный, но в эту погоду показавшийся мне очень неуютным, мёрзлым. Пантеон леонских королей, в котором, как, наверное, нигде в Испании, можно налюбоваться курьёзными романскими росписями вплоть до символов месяцев и тому подобного. Жаль, что в нём бдительнейше препятствуют фотографировать, тогда как стоит переступить в клуатр — пожалуйста, снимай!
Несколько раз я подолгу оставался в самой базилике. Она внутри такова, что оправдывает своё назначение — сохраняющееся доныне! — паломнического объекта. Кроме воскресной мессы, тишина и почти безлюдье. Пристроившись на задних скамьях, дремлет парень с рюкзаком. Кое-кто садится перед самым алтарём рассматривать ретабло, не очень гармонирующее с общей суровостью интерьера. Цилиндрические своды нефов как-то по-особому упруги в боковых. Увлекательные капители, в коих всегда пытаешься — обычно без успеха — разобраться. И, само собой, запечатлеть, пусть от холода руки немножко трясутся.
Леон. Церковь Сан Исидоро. Фрагменты портала Агнца
Ну а для съёмки фасада не всегда было подходящее время — даже когда приходит солнце, мешают обширные тени, ложась на тимпаны порталов. А ведь именно порталы тут самое интересное. И тот, что с Женами-Мироносицами, встречающимися с до смешного жирным ангелом, и другой, на котором несколько в сумятице поклоняются Агнцу. К порталам добавляется выше лихо скачущий всадник — святой.
Да, потоптался я тут в разное время дня. И уже в вечерней тьме, когда естественным образом устал питаться искусством, начинаешь искать, где поужинать. Ресторанов же в зимнем Леоне почему-то почти не встречал или они были без признаков жизни. Выручала, конечно, кебабная, но она, понятно — без алкоголя. Что ж, куплю в лавочке то, что у нас на Руси ласково называли «мерзавчиком», благо пробку не надо откупоривать — просто отвинчивается. И, неторопливо бредя в испанской тьме, потягиваю из него красное…
- Фото:Анри Каптиков
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: