Илмари Тапиоваара

Статья впервые опубликована в 1987 году в журнале «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА». В статье сохранены тональность, пунктуация и орфография на момент её первой публикации. 

Известного финского проектировщика Илмари Тапиоваара называют дизайнером мебели и интерьеров. Между тем он специалист широкого профиля: проектирует светильники и фурнитуру, металлическую посуду и столовые приборы, разрабатывает тему выставочного дизайна, занимается научной и преподавательской деятельностью.

Участник многочисленных международных конкурсов и выставок дизайна, И. Тапиоваара награжден шестью золотыми медалями Миланских Триеннале, другими почетными призами и наградами. В 1971 году ему присуждена Государственная премия Финляндии по дизайну.

В течение девяти лет И. Тапиоваара был председателем Финской ассоциации дизайнеров (ORNAMO), до недавнего времени возглавлял журнал «Muoto» («Форма»). Он член Союза архитекторов интерьера Финляндии (SIO), почетный член творческих союзов других стран.

В начале года в Москве в Музее архитектуры им. А. В. Щусева проходила персональная выставка Илмари Тапиоваара, вызвавшая большой интерес специалистов.

С творчеством Илмари Тапиоваара советский зритель впервые познакомился на выставке «Финская художественная промышленность» в 1961 году. Выставка экспонировалась в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и в Таллине. Специалистам в области дизайна и архитектуры тогда хорошо запомнилось выступление Тапиоваара в Союзе архитекторов СССР. Затем профессиональное знакомство было продолжено. Автор этих строк принимал участие в поездке по линии обмена опытом по дизайнерскому образованию в Финляндию в 1967 году (делегацию Минвуза СССР возглавлял заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор 3. И. Быков). Тапиоваара в то время был председателем Финской ассоциации дизайнеров (ORNAMO) и гостеприимно принимал нас. Мы встречались с видными финскими дизайнерами, среди которых были Тапио Вирккала, Тимо Сарпамева, Кай Франк, Антти Нурмесмиеми, Рихард Линдх, Войтто Хаапалайнен, дизайнер-график Юкка Пеллинен. Тапиоваара увлеченно рассказывал о дизайне и архитектуре; знакомил с новыми в то время сооружениями. Автор известного здания «Диполи» Рейма Пиотиля в шутливой форме рассказывал о гармоничном сочетании природного и архитектурного формообразования. Тапиоваара поддерживал шутки и несколькими хлопками в ладоши продемонстрировал хорошие акустические свойства одного из внутренних пространств «Диполи», почти полностью отделанного деревом. Эти яркие встречи и беседы хорошо помнятся и сегодня, спустя 20 лет, и служат дополнением к портрету известного финского дизайнера, с чьим творчеством мы имели возможность вновь встретиться в этом году в Москве.

Илмари Тапиоваара родился в 1914 году в многодетной семье лесника в Тампере. Дед занимался столярным ремеслом, со стороны материнского родства проявлялись привязанности к искусству. Две сестры дизайнера имели склонность к рисованию, старший брат стал художником-графиком-монументалистом, один из младших — кинорежиссером и кинооператором. Знакомство с детства с рисованием, деревом как материалом постепенно сформировали художественный вкус и наклонности будущего проектировщика — дизайнера. В 1937 году Илмари Тапиоваара окончил отделение интерьера Центрального художественно-промышленного училища в Хельсинки.

Среди педагогов Тапиоваары было много видных художников, но особенное влияние оказали трое. Артту Брумер, будучи преподавателем искусства интерьера сформировал его особое «чувство пространства»; проектировщики мебели Вернер Вест и Рунар Энгблом привили вкус к тщательной проработке деталей мебели и дали ориентацию на серийное производство.

В годы учебы Илмари Тапиоваара основательно изучил принципы творчества Алвара Аалто и образцы мебели, созданные им. Этому способствовала работа практикантом на мебельном производстве А/О Корхоиена, а затем поездка в Англию в качестве организатора поставок мебели Алвара Аалто. Завершающий этап учебы совпал с поездкой на Всемирную выставку в Париж и практикой в проектной мастерской Ле Корбюзье, что, разумеется, вписало яркую страничку в творческую биографию будущего дизайнера. Закончив училище Илмари Тапиоваара стал работать в качестве художественного руководителя на заводах известной финской мебельной фирмы Asko. Позднее, начиная с 50-х годов, в разные периоды времени он занимался преподавательской деятельностью, сначала в своем «родном» Высшем художественно-промышленном училище, потом непродолжительное время в Иллинойском политехническом институте в США, затем на архитектурном факультете Политехнического института в Хельсинки.

В 1972 году Илмари Тапиоваара открывает совместно с супругой Анникки собственную дизайн-студию по разработке интерьеров и с этого времени занимается широкой проектной практикой с участием в международных конкурсах, семинарах и выставках.

Фото-альбом: Стулья и структуры

Истоки прикладного искусства, «искусства конструирования формы», Тапиоваара относит к крестьянскому прошлому своего народа, когда крестьянин-умелец создавал для себя несложный, но функционально целесообразный предметный мир из изделий собственного изготовления. В статье «Лес — источник вдохновения» Тапиоваара пишет: «Видимо все народы в своем развитии прошли через тот же период близости к природе». По его мнению, для финнов этот период явился сильным толчком в развитии искусства конструирования форм. И в своем собственном творчестве он опирается на мотивы народных образцов, выявляя в них тектонические особенности конструкции и декоративные свойства естественного материала. Предметы мебели Тапиоваара рассматривает как исходный и существенный элемент в решении интерьера. От формы изделия к форме пространства — вот его концепция архитектора и дизайнера интерьера. Он структурирует пространство, вычленяя в нем функциональные объемы или «пространственные объемы деятельности» (по выражению австралийского исследователя архитектурного проектирования доктора С. В. Зоколея) в зависимости от природной структуры и формы предметов мебели и других бытовых изделий. И это в целом характерно для финского дизайна.

Природа для дизайнера, пишет Тапиоваара, лучший и наиболее близкий ему учитель. Она преподает уроки взаимного и целесообразного согласования форм, материалов и цвета. При этом Тапиоваара как бы предупреждает, предостерегает от неудачных попыток бездумного копирования природных образцов в дизайнерских решениях и ориентирует на понимание природы изнутри, на использование уроков красоты и гармонии в природе в полном соответствии с уровнем развития науки, техники и дизайна. В период становления дизайнерской профессии, в 50-е годы, Тапиовоара считал одной из наиболее важных задач овладение способами трехмерного формообразования.

Заметим о связи с этим, что недаром Тапиоваара выбирает в качестве одного из символов для выставок своих произведений яйцо. Совершенство этой природной формы, ее функциональная целесообразность содержательны и близки и раскрытию проектных принципов дизайна. «Скорлупа совершенна и по конструктивно-прочностным признакам и превосходно выполняет упаковочные функции», — говорит Тапиоваара. Одновременно автор выставочной экспозиции приводит примеры из других областей творчества, иллюстрирующие ассоциации с эстетическим совершенством формы выбранного символе.

Вторым символом его выставочных экспозиций было «структурная решетка вещества». В каталоге московской выставки «Художественная промышленность Финляндии» (1961 г.) отмечается естественная основа этой формы и ее универсальность при создании утилитарных конструкций многих объектов дизайна. В дизайнерской интерпретации разборной «структурной решетки вещества» заложен принцип трансформации любого пространственного объема — принцип, который Тапиоваара исповедует во всем своем творчестве.

В начальный период творчества, в 30-е годы, стажируясь в бюро Ле Корбюзье, Тапиоваара воспринял и усвоил приемы создания лаконичных, простых в быту и удобных для промышленного производства изделий. Он подхватывает и использует основные принципы функционализма — эстетики целесообразности — в 50-е, 60-е годы. Однако функционализм 60-х годов Тапиоваара развивает по-своему. Например, непременное требование к мебели— возможность вертикального складирования — дополняется существенным новым признаком — способностью компактно складироваться по горизонтали.

В связи со строительством студенческого общежития в Хельсинки Тапиоваара был занят проектированием мебели для этого сооружения. Общежитие было рассчитано на 750 мест, поэтому было целесообразно организовать серийное производство мебели. Тапиоваара спроектировал универсальный стул, задняя наклонная ножка которого поднимается выше уровня сиденья и создает опору для подлокотника. Сиденье и спинка были выполнены из фанеры с приданием формы прессованием. Бесцветный лак сохранял светлый тон дерева. Удобная форма избавляла от необходимости применения дефицитных в то время мягких отделочных материалов. Удачное дизайнерское решение способствовало быстрому распространению новой модели стула, повышало универсальность его функционального назначения. Последующие модификации стула имели полумягкую отделку ткаными материалами и искусственными кожзаменителями. Значительные объемы выпуска этих стульев выполнялись для экспортных поставок. Развитию экспорта способствовала разработка тщательно продуманной упаковки из качественного картона.

Такому довольно распространенному в 50-е годы явлению в дизайне мебели, как копирование иностранных образцов, Тапиоваара противопоставил идею налаживания поточного производства. Необходимым условием при этом он ставил гибкость сменяемости моделей. Создание собственных моделей и специализация в их производстве во многом ослабили и устранили вмешательство конкурентов.

Тапиоваара создал несколько образцов бытовой мебели для оборудования жилья. Для ряда моделей характерным было применение токарных точеных деталей. По мотивам народных образцов дизайнер спроектировал табурет с точеными ножками. Этот конструктивный прием он распространил и на другие образцы. С применением точеных деталей он создал стулья с ажурными спинками и с пластической обработкой сидений. По мнению финского исследователя и биографа Тапиоваара Ярно Пелтонена, ажурная конструкция стульев не загромождает небольшие и даже стесненные пространства жилых помещений.

Стул с крупным гнуто-клееным элементом каркаса Тапиоваара спроектировал в 1957 году. Тонко прорисованный профиль гнуто-клееного элемента объединяет в один блок переднюю и заднюю ножки и опорную часть, поддерживающую сиденье и спинку стула. Сиденье и спинка сформованы под прессом из фанеры. Гнуто-клееные конструкции были освоены еще в образцах мебели, созданных Алваром Аалто. Образец стула Тапиоваары справедливо сравнивают с образцами мебели Аалто и не только по близости конструктивного приема. Их роднит тонкость и завершенность прорисовки формы, свойственные самым лучшим мировым образцам мебели. Объединение же основных мебельных деталей в укрупненный блок создало удобства сборки и разборки конструкции, надежность транспортировки.

Еще одна интересная модель дизайнера — стул универсального, широкого назначения на металлическом каркасе. Перекрещивающиеся, гнутые из стальной трубки ножки стула переходят в опорную часть сиденья и спинки стула.

Сиденье и спинка из толстой фанеры или окрашенные, или с обивкой из синтетических материалов. Форма каркаса всех элементов выбрано таким образом, что стулья этой модели удобно складируются по вертикали или составляются в «пакеты» по горизонтали. Этот способ складирования или «пакетирования» стульев был центральной задачей формообразования — решением «пространственного объема деятельности». Проектирование изделий не завершалось поиском формы, ее модификацией — пространство также становилось объектом дизайна.

Илмари Тапиоваара сотрудничал с фирмой Мериваара, изготовителем мебели на металлическом каркасе. Стул с перекрещивающимся каркасом в каталогах фирмы обозначен индексом «802». Соответственно обозначались и модификации этой модели: стул с подлокотниками — «803», введением мягкой обивки создавалась еще одна модель кресла — «810», стулья могли спариваться в секции по пять единиц — создавалась модель «818». При необходимости секция могла крепиться к полу винтовым карабином. Сиденья могли быть стационарными или откидными. Таким образом, создавалась система удобной мебели для оборудования зрительных и других общественных залов.

Фото-альбом: Просто стулья

В 1960 году Тапиоваара спроектировал многофункциональный стул на прямолинейном металлическом каркасе из стальных трубок овального сечения. В качестве отделки применено хромирование и покрытие эмалью. Стулья удобно складируются по вертикали, скрепляются в ряды, компактно составляются между собой во всех направлениях, могут оборудоваться подлокотниками и плоскостью, удобной для письма. Они удобны в расстановке со столами этой же серии. Для всей серии мебели характерны лаконичность и четкость форм, легкость и конструктивная убедительность металлического каркаса, органичность целого и деталей.

Илмари Тапиоваара немало работал за пределами своей страны. По линии международных организаций труда и развития промышленности (ILO, UNIDO) Тапиоваара работал в Маврикии, Египте, Югославии. Условием для получения иностранных заказов было успешное участие в конкурсных проектах. Работая в Парагвае в 1959 году, он спроектировал оригинальный комплекс изделий с использованием местных материалов и с учетом местных технологических возможностей. Сборные предметы мебели — табурет, стул, стол — изготовлялись из лиственных пород древесины. Токарный способ обработки деталей также был целесообразен в местных условиях. Этим способом изготовлялись ножки столов и стульев, декоративные емкости. Заготовленные таким образом детали были пригодны для создания сборных конструкций мебели. Применение натуральной кожи также было оправдано экономическими целями и хорошо обеспечивало прочностные свойства мебели. Продуманность конструкции, хорошая прорисовка всех элементов изделий, применение естественных материалов способствовали большому успеху этой разработки.

С большой изобретательностью Тапиоваара применял местные материалы и в период своей работы на острове Маврикий. Найденный на одном из местных производств традиционный охотничий табурет послужил прототипом для создания серии небольших столов. Многие образцы целиком обязаны особенностям плетения из лозы. Несмотря на ярко выраженную специфичность природных условий и материалов, Тапиоваара находит способы применять их для достижения и эстетического и экономического эффекта. Им были спроектированы образцы сборной и секционной мебели, применены комбинаторные принципы дизайна. Всюду предусматривалось требование компактного складирования изделий для удобства их транспортировки.

Работа на острове Маврикий завершилась устройством выставки освоенных местным производством изделий. Тапиоваара вновь не ограничился задачами дизайна непосредственно изделий — художнику необходима проверка связи предмета с пространством. С этой целью он группировал изделия в природной среде в непосредственной близости от мест их производства, о чем и рассказал с большим увлечением на выставке в Москве. В экспозиции эти фотографии были представлены.

В фрагментах экспозиции выставки в Москве, которая прошла под названием «Илмари Тапиоваара — архитектор интерьеров», были как бы сфокусированы основные положения проектного метода дизайнера. Изделия на стендах выставки активно формировали пространство по вертикали и горизонтали. Демонстрация применяемых принципов проектирования мебели дополнялась крупномасштабными фотографиями, эскизами и чертежами, подхватывающими ритмические ряды натурных экспонатов. Здесь же выставлялись масштабные макеты мебели — необходимый элемент проектного поиска, один из лучших способов достижения взаимопонимания проектировщика и заказчика, возможность экономными средствами наглядно предвосхитить результаты дизайна.

Дизайнер и архитектор Илмари Тапиоваара выработал свой творческий метод в дизайне, метод выявления взаимосвязи и гармонии между формой предметов и объемом функционального пространства. Он продолжает сегодня плодотворно работать, обращаясь к разнообразным темам проектирования предметной среды, передавая свой профессиональный опыт молодому поколению дизайнеров. Выставки его творчества вносят заметный вклад в развитие культурных связей между странами.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: