Город на линии

Новый терминал аэропорта «Симферополь» открылся 16 апреля 2018 года. Терминал, запоминающийся своей сложной волнообразной формой, был возведен в сжатые сроки — всего за 22 месяца — и в первый год после открытия принял более 5 млн пассажиров. О развитии авиационной истории Крыма рассказывает историк архитектуры, градостроительства и дизайна Николай Васильев. 

История пассажирской авиации в Крыму, конечно, отстает от истории авиации как таковой. Авиастанция на горе Клементьева у поселка Планерское (знаменитый курортный поселок Коктебель) была местом первых опытов советских летчиков. Начиная с 1923 года, с полетов на планерах начинался путь в авиацию авиаконструкторов А. С. Яковлева, С. В. Ильюшина,
О. К. Антонова, здесь проводил свои первые научные опыты С. П. Королев, создатель ракетной и космической техники. Для организации почтового, гражданского, пассажирского и санитарного сообщения место было выбрано, конечно, другое — высокое и абсолютно ровное — в степи к северо-западу от столицы Крыма — Симферополя. Совет народных комиссаров Крымской АССР 21 января 1936 года принял решение о начале строительства аэродрома для организации авиалинии Москва — Симферополь, как было заявлено официально: «Считать своевременным и крайне необходимым открытие воздушной линии Симферополь — Москва с 1 мая 1936 года». С 1 мая она действительно открылась, а до начала Великой Отечественной войны регулярные рейсы выполнялись и в другие города СССР. В войну аэропорт использовался как для прямых военных нужд, так и для эвакуации гражданского населения полуострова.

Строительство аэровокзала, 1958

Следующий большой этап пришелся на конец 1950-х годов, когда полуостров окончательно стал главной союзной здравницей. Новое здание аэровокзала было построено и открыто в 1957 году — это была вариация типового проекта сталинской эпохи — не такое пышное, как например в Свердловске или Харькове, но достаточно внушительное по тем временам. Тогда же появилось более современное навигационное и светосигнальное оснащение взлетно-посадочной полосы, остававшейся еще три года грунтовой. На нее садились и с нее взлетали Ил-12 и Ил-14 в другие города Советского Союза, Ан-2 и вертолеты Ми-4 в рейсы по райцентрам полуострова. Отдельной услугой был вертолетный рейс прямо в центр курортной жизни — Ялту. С 1960 года эксплуатируется бетонная взлетно-посадочная полоса, перрон, стоянки для летных судов, и на них частыми гостями стали Ан-10 и Ил-18, а собственный авиаотряд аэропорта пополнился новенькими Ту-104, а с 1964 года и неприхотливыми «рабочими лошадками» местных и региональных линий — Ан-24.


Только в 1977 году началось строительство новой взлетно-посадочной полосы размером 2 700 на 45 метров, рассчитанной на все типы самолетов, и в первую очередь, новейший «советский аэробус» — широкофюзеляжный Ил-86, первый такой самолет был принят тут же в мае 1982 года.

Здание аэровокзала и привокзальная площадь, 1970-е

Само здание аэровокзала в те годы было типовой одноэтажной «стекляшкой», возведенной в начале 1970-х годов вместе с другими зданиями — гостиницей и служебными постройками. В 1980-е годы авиационная история Крыма дополнилась и авиакосмической составляющей. В конце 1980-х годов аэродром был подготовлен в качестве «западного запасного аэродрома» для посадки космических кораблей «Буран». В рамках этих работ на аэродроме и в его окрестностях был развернут комплекс радиотехнических систем навигации для посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел», а к 1982 году была построена новая взлетно-посадочная полоса с нетипичными для аэропортов габаритами 3 700 на 60 метров. Летом 1989 года на аэродроме самолет-лаборатория на базе Ту-154 имитировал посадку космического челнока «Буран» по его глиссаде, а все службы посадки отрабатывали наведение на ВПП.

Л. И. Брежнев в правительственном комплексе аэропорта, 1970-е

Пассажиропоток же рос внушительными темпами — с 1 млн перевезенных пассажиров в 1967 году до 5 млн в 1991 году, и вся нагрузка ложилась на устаревающую уже инфраструктуру. В 1990-е годы нагрузка упала на порядок, а миллионный рубеж был снова взят только в 2012 году. Старая ВПП в начале нового тысячелетия была выведена из эксплуатации ввиду плохого технического состояния, с тех пор она используется как рулежная дорожка длиной 2 100 метров. Остальные 600 метров стали непригодны даже для руления и буксировки самолетов. Более новая «космическая» взлетно-посадочная полоса служит в качестве единственной до сих пор, хотя к 2010-м годам и она имела ограничения по максимальной массе принимаемых воздушных судов и также требовала капитального ремонта. В 2014 году начался процесс модернизации навигационных систем и постепенно шел процесс улучшения всей полетной инфраструктуры аэропорта. В 2015-м были расширены здания аэровокзала, представляющие сейчас несколько связанных друг с другом павильонов. Происходило это на фоне стремительного роста пассажиропотока — по итогам 2014 года аэропорт «Симферополь» занял 9-е место в России по пассажиропотоку, обслужив более 2,8 млн пассажиров, что в 2,3 раза больше, чем в 2013 году. В 2015 году аэропорт «Симферополь» обслужил 5 млн пассажиров, а в 2016 году — 5 млн 200 000 пассажиров, став шестым по пассажиропотоку аэропортом Российской Федерации. Дальше ждать было нельзя. 

Фото-альбом: 1

Обложка: Здание аэровокзала, 1970-е 


Материал из журнала:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: