Гнездо для человека. Архитектурная сказка

Основатель студии Inventing Architecture Илья Кантор считает, что миссия архитектора состоит в том, чтобы помогать людям создавать собственный мир внутри материальной — архитектурной оболочки. В его понимании архитектор помогает каждому стать творцом внутри своего Творения. Именно эта цель лежит в основе всех аспектов профессиональной деятельности Ильи — проектирования, преподавания в МАРХИ, исследовании городских локальных пространств. Свой текст он называет манифестом, который решил представить в виде сказки про архитектуру, где каждый человек находит/создает свое внутреннее Я. 

В манифесте, который вы читаете, я не берусь кого-то учить или навязывать свое понимание архитектуры. Это и объясняет выбранный формат сказки.

Наша профессия особенная: это и искусство, апеллирующее к чувствам, это и ремесло, требующее мастерства, это и миссия, предполагающая самопожертвование.

Каждый архитектор — свой мир, поэтому — Манифест. Каждый человек — своя мечта, поэтому — Сказка.

I.

Вырвавшись из объятий природы, человек решил примерить роль Создателя. Его каменные создания занашивались многими поколениями, ломались, выкидывались как хлам, но к нашему времени составили могучую гору, которая стала называться Город.

Со временем, он стал чувствовать себя изгнанником среди своих творений. Город отталкивал человека своей холодностью, порядком.

Он пытался бежать, пробовал превратить город в сад, но каждый раз обнаруживал в себе необъяснимую привязанность к городу.

Он осознал, что Город — это его самоопределение, форма жизни человека на планете.

Город дал человеку почувствовать свою индивидуальность. Это ощущение самости обострялось внутри него все больше с увеличением контраста между упорядоченным городом и природой.

Он понял, что ландшафт Города — сложившийся веками, а значит — естественный.

Поразмыслив, он решил остаться. 

II.

Оставшись, человек стал вить городские Гнезда — центры концентрации общественной жизни.

В Гнездах, собранных из лоскутов старой жизни, всегда зарождается новая.

Уплотняясь, городские функции формируют уникальные образования внутри сложившейся застройки, интегрируя современные и исторические здания в новую структуру.

В Гнездах человек хотел укрыться от остального Города, который так его отталкивал.

Одни прячутся в утробе городской застройки, иные прилепляются к скалам.

Оставляя в городской утробе свои знаки, мы сообщаем ей нашу индивидуальность, возвращая город людям.

III.

Город является Формой жизни человека на планете.

Город не определяют размеры, плотность или степень урбанизированности.

Город определяет наличие контраста общественного и индивидуального пространств. Именно этот контраст характеризует Город как естественную форму жизни, так как раскрывает человека как индивидуума и как часть социума.

Город как Новое Естественное — генератор социума, в котором так нуждается человек. А преимущества жизни в социуме позволяют достигнуть и индивидуальных высот.

Смирившись с городом как с Новой Естественной средой, человек стал ее «обживать».

Как на заре человечества, мы обживали пещеры — Естественные пустоты, так и сейчас мы приспосабливаем под себя сложившийся город, наполняя его новым содержанием и смыслами.

Архитектура нашего времени — это «обживание» города, формирование в ней черт Естественной среды.

От груды камней — к индивидуальности, от города-механизма — к Естественной среде.

Обживая старый город, человек отправился на поиски своего Дома среди груды камней и сплетений улиц.

IV.

В поисках своего Дома, человек искал убежище внутри себя. Извлекая наружу эмоции и чувства, он творил новые формы.

Среда, извлеченная из глубин сознания, может быть естественной, не будучи природной.

Архитектура становится слепком нашего Сознания, эмоций и чувств.

Все, что строится на структурах, созданных Сознанием — естественно и гармонично.

Особенности поведения, эмоциональный склад, необходимость в фокусировке внимания и расслаблении, чувствительность рефлексов стали основой для формирования среды в безумных условиях гиперурбанизации.

Именно такой подход может вести людей в реальности урбанистической цивилизации. Он призван сделать город естественной средой. Именно он выдвигает на первый план внимание к пешеходным пространствам как коммуникативным, а не как к чисто торговым, делает пространства сложными и многослойными.

Сознание постоянно требует упражнений, игры ума, поэтому идеальное пространство должно быть обогащено разнообразными визуальными аттракционами — как активными, так и спокойно-медитативными.

Структуры, заложенные в Сознании, психике человека, материализуются в городские Гнезда — сгустки из множества новых общественных функций, переплетенных внутри города и расширяющих его.

При этом каждая структура — каждое Гнездо — индивидуальный микс, бульон, носитель своего эмоционального нарратива, айдентики, создающей социально-пространственный антропологический ландшафт — Humanscape.

Основа структур — наша способность их воспринимать. Если наше Сознание не воспринимает форму как структуру, то она не находит отклика.

Структура становится Знаком, узнаваемым сознанием.

Структура создает законы, позволяющие формировать из форм и пространств Среду.

Эти законы позволяют структурировать пространство под возрастающее число новых функций и определяют его развитие с течением времени.

V.

Гнезда — это слепок наших представлений об идеале, это — спрессованные в композит разнообразие, сложность, простота и индивидуальность.

Гнезда — это новый Дом человека в Городе, воплощение ментальных особенностей нашего сознания.

Гнезда — это архитектурное воплощение нашего понимание города как естественной среды человека.

Прячась во дворах среди застройки, паря над кварталами, Гнезда сообщают городу наши ценности.

Ценность — это не новизна Формы, а новизна среды.

Форма — как отпечаток среды, изъеденная пешеходными тропами и Пространствами, обладающая бесконечным Разнообразием, которое свойственно лишь природе.

Пространства, разделенные не только для разных активностей, но и для разных Ощущений. Через наши глаза они завлекают и наше сознание в свои лабиринты, слепленные из зданий разных эпох и дополненные мастерами нашего времени. 

Ценность — это не законченность, а возможность развития структуры с течением времени.

Ценность — это не стремление вобрать в себя старое, а возможность наполнить новыми смыслами сложившуюся среду.

Ценность — это единство не только в образе, но и во времени, когда корни архитектуры становятся ветвями, устремленными вверх.

VI.

Архитектура — это фрагмент наших мыслей, выхваченный из сознания в минуту вдохновения. Каждая минута жизни неповторима — поэтому разнообразие архитектуры бесконечно.

Гнезда — это слепки нашего представления о будущем, сложенные из лоскутов прошлого.

Каждое Гнездо — воплощение своего идеала, своей среды и своей мечты о будущем.

Каждое из них — свой рассказ о будущем, Сказка — таков архитектурный манифест нашего времени.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: