Г. П. Гольц

Художественная деятельность Георгия Павловича Гольца началась в предвоенные годы. С ранних лет напряженно интересуясь всеми видами искусства, Гольц занимается музыкой, работает в кино, с увлечением отдается живописи.

В 1913 году, он по большому конкурсу поступает на живописный факультет Училища живописи, ваяния и зодчества и одновременна учится в Московском университете. Свободное время он отдает Музею изящных искусств, где его привлекает яркая и своеобразная культура Египта.

В конце 1915 г. в учении наступает перерыв — Гольца призывают в армию. После стихийной демобилизации 1917 г. и кратковременной передышки от военной службы, Гольц поступает добровольцем в Красную армию. Демобилизованный для продолжения образования, Гольц в конце 1920 г. возобновляет прерванное учение в Государственных свободных художественных мастерских.

К этому времени относится первая встреча Гольца с академиком И. В. Жолтовским, оказавшим в дальнейшем на формирование Гольца, как архитектора, огромное влияние. Гольцу и раньше приходилось в своей работе сталкиваться с крупными педагогами и мастерами. Так например, академик А. В. Щусев дал ему чрезвычайно много, но Жолтовский впервые указал ему на необходимость не только пассивного восприятия и любования художественной формой. Вопрос — почему? почему это прекрасно? — являясь краеугольным камнем педагогической системы Жолтовского — поставил перед Гольцем задачу познания архитектуры совершенно по-иному.

Параллельно с занятиями во Вхутемасе Гольц работает и в мастерской Щусева — рисует мебель для Казанского вокзала, разрабатывает под руководством мастера проект оформления Советской площади и т. д.

После окончания Вхутемаса, Гольц работает на строительстве сельскохозяйственной выставки — проектирует павильоны, создает ряд сооружений малых форм, аттракционов и т. д. Одновременно с занятиями архитектурой, Гольц в те годы интенсивно работает и как театральный художник, выступая то как помощник Натальи Гончаровой (например, в балете «Золотой петушок», получившем в Париже золотую медаль), то самостоятельно.

Фото-альбом: Урок на свежем воздухе

Зарисовки. Италия. 1926 г. Г. П. Гольц

Театр дал Гольцу очень много не только как художнику, но и как архитектору. Необходимая в театре обостренная выразительность формы, учет пространственных впечатлений, совместное действие фор-мы и цвета — сказались, естественно, в дальнейших архитектурных работах Гольца.

Глубокий интерес Гольца ко всем видам изобразительного искусства имел уже в то время специальную, излюбленную область — художественную культуру итальянского Ренессанса.

В 1925 году Гольцу удается поехать в Италию. Он проводит там около В месяцев, живет в Неаполе, Флоренции, Риме. Его многочисленные итальянские зарисовки, быстрые, острые в своей характеристике, схватывают то целый уличный ансамбль, то отдельный архитектурный фрагмент. Особенно интересны зарисовки небольших жилых домиков, таких наивных в своих примитивных конструкциях и таких умных в использовании каждого своего элемента.

Здесь, в непосредственной близости к подлинникам любимого им стиля, вся плодотворность совета Жолтовского — не только созерцать, но и учиться понимать и раскрывать законы воздействия художественных произведений — стала для Гольца особенна убедительной. Гольц с напряженным вниманием всматривается в каждый элемент композиции, старается до конца понять путь зодчего, осмыслить отношение архитектора к ансамблю, к условиям освещения, к заданной точке зрения и т. д.

Итальянская поездка дала Гольцу огромный запас впечатлений и наблюдений—знакомые раньше лишь по увражам сооружения раскрылись перед ним в неуловимых раньше особенностях композиции, деталей, профилей, в ярком южном освещении, в конкретном пейзаже.

После возвращения в Москву, архитектор опять начинает работу в мастерской А. В. Щусева. Очень увлекательным оказалось для него непосредственное выполнение в натуре (по эскизам Щусева) лепных плафонов Казанского вокзала. 

Проект здание Госбанка в Иваново-Вознесенске. 1927 г. Г. П. Гольц, М. П. Парусников 

Позднее, в качестве помощника акад. И. В. Жолтовского, Гольц работает над проектами — Дворца Советов в Махачкале, Госбанка (на Кузнецком мосту), Днепростроя, Центросоюза и др. Одновременно он, под руководством Жолтовского, создает и ряд самостоятельных проектов — так например, в этот период им совместно с М. П. Парусниковым запроектированы здания банков в Минске, Иваново-Вознесенске, котельной в Киеве, трансформаторной станции, клуба железнодорожников на ст. Сортировочная и др.

Господствующее в то время увлечение конструктивизмом оказало сильное влияние и на Гольца. Привлекала черта новизны, желание использовать широкие возможности современной техники. Так, в проекте банка в Иваново-Вознесенске разработка стены построена на выявлении ажурного остекленного каркаса, подчеркивании свойств стены, как ограждения и заполнения, в отличие от обычного понимания стены как несущей конструкции. Чрезвычайно характерным является включение в композицию некоторых чисто декоративных элементов — небольших пилонов, поддерживающих скульптурные эмблемы. В этой маленькой, казалось бы, детали оказалась неудовлетворенность тем аскетизмом формы, который был характерен для проектов ортодоксальных конструктивистов.

Значительным этапом в работе Гольца у Жолтовского оказалось проектирование и постройка здания Госбанка на Неглинной улице. Непосредственная и повседневная работа на стройке под руководством крупного зодчего явилась для Гольца великолепной школой. Неустанные поиски все лучших и лучших решений приучали помощников Жолтовского к большой требовательности и принципиальности. То небольшое свободное время, которое оставалось у Гольца, он отдавал своей старой привязанности — работе в театре. В этот период им были оформлены спектакли Детского театра — «Робин Гуд», «Машина времени», «Негритенок и обезьяна» и др. 

Прядильная фабрика в Ивантеевке. 1927 г. Г. П. Гольц, М. П. Парусников, С. Н. Кожин, И. Н. Соболев

В 1931 году был объявлен конкурс на проект Дворца Советов. Гольц участвует в двух проектах, фигурировавших на выставке, — он работал в качестве помощника у Жолтовского и, кроме того, совместно с М. П. Парусниковым и И. Н. Соболевым выступил с отдельным проектом.

В связи с итогами конкурсов на проектирование Дворца Советов начался постепенный отход от крайностей конструктивизма, медленный и трудный пересмотр творческих позиций. Работа Жолтовского и его учеников предстала в совершенно ином аспекте. Гольц и группа его товарищей выступает с рядом проектов, вызывающих широкие споры и дискуссии.

Лично для Гольца это время явилось периодом творческого созревания. Накопленное мастерство и знания позволили ему создать ряд своеобразных композиций, обеспечивших его творчеству внимание широких архитектурных кругов. Одной из первых и наиболее значительных работ этого периода (1932–33 г.) является разработанный Гольцем (совместно с С. Н. Кожиным) проект театра на углу Тверской улицы и Триумфальной Садовой. Архитектор решает фасад по Тверской улице в виде своеобразного сценического портала. Огромная арка главного входа по Триумфальной Садовой композиционно уравновешивается мощно и выразительно разработанной колоннадой. Масштаб арки и портала подчеркивается тонкой декорацией из помпейских колонн. Необычность приема, контрастное сочетание тяжелых массивных форм, с ажурными декоративными элементами производили очень большое впечатление.

После создания системы государственных проектных мастерских, Гольц совместно с С. Н. Кожиным, М. П. Парусниковым и И. Н. Соболевым поступает в мастерскую № 1 Моссовета, руководимую академиком Жолтовским. Одной из первых работ этого времени был проект Дворца культуры в г. Нальчике. Здание предполагалось к осуществлению на очень ответственном и сложном в архитектурном отношении участке: длинная и растянутая площадь рисовалась на фоне горного ландшафта. 

Проект Дворца культуры в Нальчике. 1933 г. Г. П. Гольц, М. П. Парусников, С. Н. Кожин

Перед авторами (Гольц, Кожин, Парусников и Соболев) стояла задача найти определенную гармонию между архитектурой Дворца и очень своеобразным пейзажем. Авторы предложили два варианта решения этой задачи: по обоим вариантам длинная сторона площади оформлялась низкой, спокойной застройкой с расположением в центре главного композиционного ядра здания Дворца культуры. Решение застройки флангов для обоих вариантов было одинаковым. Трактовка же центрального ядра строилась на противоположных принципах.

По одному из вариантов здание решается единым и мощным объемом. Общий массив Дворца, статичный и грузный, как бы вырастает из пейзажа, возвышается суровой и могучей глыбой. Гигантские арии передают на площадь груз аттика, низкий распластанный цоколь еще больше подчеркивает весомость покоящейся на нем архитектурной массы. Вся система членений и профилей подчеркивает архитектонику здания. Ажурная разработка второго плана, в силу контраста, еще больше подчеркивает массивность и весомость архитектурного объема. Определенное отношение к проблеме художественного взаимодействия природы и архитектуры нашло в этом проекте последовательное выражение.

Несмотря на то, что эта проблема сочетания архитектуры с природой заслонила в данном случае другую, не менее важную сторону задачи — образной характеристики Дворца культуры, как общественного и культурного центра, все же проект свидетельствовал о мастерстве его авторов.

Второй вариант построен на совершенно иных принципах. Если в первом варианте автор стремился решить свое здание в слитности с окружающей природой, то во втором — весь строй архитектурных форм, легких и ажурных, пронизанных воздухом и светом, контрастирует с ограничивающим площадь горным массивом. Масштабность колонн, преобладание вертикальных осей, развитая орнаментация — все это говорит о том, что в данном случае архитектор исходил из идеи «очеловечивания», если так можно выразиться, архитектурных форм. Представляя себе здание осуществленным в натуре, невольно чувствуешь, что на фоне горного пейзажа тема ажурной и легкой галереи будет звучать с особой выразительностью. Два противоположных принципа сочетания архитектуры с природой с равной убедительностью были развиты в этих проектах Гольцем.

Интересен проект театра МОСПС, выполненный Гольцем примерно в тот же период. В этой работе автор сближает архитектуру с той, несколько условной, романтичной и праздничной трактовкой форм, которая присуща театральной декорации. Тема торжественного и парадного портала, с тремя декоративными, стремительно взлетающими вверх арками, контраст камня и стекла, включение в архитектуру скульптурных групп и фигур с подчеркнутой аффектацией движения и жеста — все это слагается в запоминающийся образ театра. Не все в этом проекте стоит на одинаковом уровне мастерства: схематично и неопределенно решен второй план — стеклянного витража и стены сценической коробки, но эти дефекты лишь незначительно ослабляют эффект театрализованной композиции главного портала.

Тема театрального здания Гольцу, — художнику, много работавшему в театре, всегда была очень близка, и не случайно, поэтому, года через два после создания проекта театра МОСПС, Гольц (совместно с С. Н. Кожиным) работает над проектом реконструкции Камерного театра. Гольц строит композицию на сопоставлении двух элементов — мощного портика, образованного рядом очень простых столбов, перекрытых сверху упрощенным гладким архитравом, и стеклянного витража стоны. Этот витраж дан очень эффектно и театрально. Пользуясь мотивами помпейской стенной декорации, Гольц ввел в систему каркаса и стекла яркие и красочные росписи.

Одним из образцов мастерства Гольца, как архитектора, любовно осуществляющего свои проекты в натуре, является его Изофабрика Всекохудожника. По общей планировке Изокомбинат представляет собой целый архитектурный комплекс.

Фото-альбом: Изо у седьмого Б

Изоучилище Всекохудожника в Всехсвятском (Москва). 1934–38 г. Г. П. Гольц

В силу разных обстоятельств проект подвергался значительным искажениям; многочисленные, запроектированные автором сооружения не были построены, в натуре пока осуществлено лишь здание лепного цеха.

Основная тема, разрабатываемая архитектором, навеяна, несомненно, тонкой и умной простотой композиций раннего итальянского Ренессанса. Спокойная гладь стены небольшого двухэтажного в основном здания подхвачена снизу ажурной аркадой. На гладком белом фоне стены четко рисуются выделенные темным фоном профили и детали, несложные тяги, колонны, орнаментированные консоли, обрамления круглых окон. Мягко убывающие кверху членения стены венчаются расписным карнизом, на сильно вынесенных консолях. Архитектор сумел в этом небольшом и скромном сооружении самыми простыми средствами создать гармоничный образ.

В 1935 году Гольц был назначен руководителем архитектурно-планировочной мастерской Моссовета. Ему было поручено оформление огромного отрезка набережных реки Москвы от Кремля до Сукина болота (Крутицкая, Причальная и другие набережные), В итоге большой и напряженной работы, Гольц и руководимый им коллектив развернули интересную композицию, построенную на учете специфических условий обозреваемости застройки.

Представленный мастерской Гольца проект давал очень интересные и своеобразные решения архитектурного образа отдельных объемов, образующих застройку, к числу уязвимых сторон этой работы относится некоторая архаизация отдельных элементов, легко устранимая при дальнейшей разработке. Ее достоинства — удачно найденная масштабность, ясность архитектурной идеи, большое разнообразие отдельных объемов при целостности общей композиции. К сожалению, эта работа дальше эскизного проектирования не была доведена.

В 1936 году под руководством Г. П. Гольца осуществлялось проектирование и застройка Можайского шоссе (правой стороны). Помимо общей композиционной схемы, Гольцу в этой застройке принадлежит проект большого жилого дома. Для жилого дома Гольц разработал три варианта фасада. Вынужденной особенностью Планировки секций явилось вынесение на фасад лестничных клеток. Это обстоятельство, естественно, сильнейшим образом отразилось на решении композиционной схемы. Определенный ритм вертикалей наличествует поэтому во всех трех вариантах, но акцентировка этих вертикалей в предложенных Гольцем решениях — далеко не одинакова.

В первом из них вертикальные членения, несмотря на введение сильной горизонтальной тяги, полностью определяют характер композиции. Все второстепенные композиционные элементы почти не звучат, подавленные силой главной темы. Во втором варианте повторенная без изменений горизонталь приобретает большое значение, так как архитектор вводит в нижнем поясе вторую, подчиненную, но все же достаточно активную тему портиков и создает у проезда вглубь участка определенный композиционный центр, в котором эта вторая тема находит богатое и развитое завершение. Наконец, в третьем варианте, горизонтальное членение выявляется еще более четко. Архитектор вводит различную характеристику стены, — в нижней части различными средствами подчеркнута большая ее напряженность и массивность, в верхнем же поясе — развивается легкая и воздушная, ярко контрастирующая с тяжелым низом тема ажурных декоративных эркеров. Здание в этом варианте приобретает некоторую силуэтность — фронтончики эркеров нарушают однообразие завершающей линии. Пример этих вариаций показывает композиционное мастерство Гольца, умение играть на очень тонких нюансах. 

Проект жилого дома на Ленинградском шоссе в Москве. 1939 г. Г. П. Гольц

Приблизительно в тот же период Гольц по заданию Комитета по делам искусств разрабатывает проект типового театра на 1000 мест для провинциальных центров. В этом проекте Гольц стремится средствами архитектуры выявить масштаб и характер сравнительно небольшого театрального здания. Свободная постановка театра на участке, с широко раскинутыми лестницами-входами на верхнюю площадку, открытые, галереи, расстановка скульптур — все это дает ощущение простора, связи о окружающим пространством, парком, сквером. Очень интересно разрешена в плане загрузка зала — помимо обычного пути через вестибюль, автор, учитывая климатические условия юга, дает возможность прохода в зал через верхнюю галерею, при чем зрители поднимаются открытыми лестницами до уровня фойе второго этажа.

Заслуживает внимания использование лоджий на главном фасаде, как дополнительной площадки театрального действия во время революционных празднеств. В решении главного фасада Гольц избегает применения традиционного большого ордера. Желая архитектурными средствами подготовить зрителя и переходу от больших пространств площади к относительно маленьким объемам внутренних помещений театра, Гольц вводит по первому этажу низкую, растянутую колоннаду. Верхняя часть театра имеет свой портик, решенный подчеркнуто самостоятельно и контрастно. Этот контраст ясно выделен особой характеристикой каждого из ордеров — круглых, обтекаемых колонн нижнего входного яруса и квадратных столбов верха.

Следует отметить некоторые композиционные приемы, которые используются Гольцем в этой работе. Так например, разбивка осей верхнего ряда столбов решается совершенно независимо от всей нижней колоннады. Это придает особую выразительность противопоставлению нижней цокольной части верхнему объему и способствует свободному сочетанию ритмов обеих колоннад. Такая, на первый взгляд, неконструктивность разбивки, о точки зрения общего композиционного замысла совершенно оправдана и логична. Соотношение колонн с интерколумнием и трактовка ордеров в обоих ярусах ясно характеризует относительно небольшой масштаб сооружения. 

Проект жилого дома на Можайском шоссе в Москве. 1937 г. Г. П. Гольц

Из работ последних лет своеобразен проект жилого дома на Ленинградском шоссе. Тяжелые столбы низа, связанные сильными разгрузочными арками, выделение угловых камней, перспективная разработка круглых окон — все эти элементы подчеркивают массивность стены, ее напряженность и весомость. Этой тектонической теме противопоставлен мотив легко и тонко прорисованных эркеров, как бы врезанных в тело стены. Декоративная трактовка стены здесь необычна и своеобразна — двухцветная окраска камней кладки подчеркивает ее условный изобразительный характер.

Силуэтный прием завершения здания развивает идею ранних венецианских карнизов. Отметим также и декоративные цветные вставки под эркерами, как бы прорывающие стены, символизирующие, таи сказать, врезку этих эркеров в стенную толщу.

Из небольших сооружений, выстроенных Гольцем, привлекает внимание здание насосной станции. Небольшой, компактный и грузный объем с мощными линиями тяжелых и крупных тяг, расширяющиеся книзу стены, низкий, распластанный под тяжестью нагрузки цоколь — вся эта мощная пластика создает образ очень большой силы. 

Жилой дом на ул. Горького. Г. П. Гольц

Размеры статьи позволяют коснуться лишь небольшой части работ Г. П. Гольца, созданных за годы напряженной и разнообразной архитектурной деятельности. Хочется отметить лишь некоторые общие черты, характерные для его творчества.

Прежде всего бросается в глаза большая разносторонность его дарования — помимо архитектуры, той области искусства, которой он себя целиком посвятил, в списке его работ есть и книжная графика, и театральная декорация, и чистый рисунок. Во всех этих областях Гольц выступает как квалифицированный мастер, чуждый малейшего налета дилетантизма. Эта творческая разносторонность Гольца обусловливает в известной степени, помимо очень тонкого и изысканного графического мастерства, и разнообразие его архитектурных замыслов.

Гольца часто упрекают в архаизировании, в эстетстве, в неправильной трактовке образа. В некоторых случаях эти упреки действительно не лишены основания — так например, в первом варианте Дворца культуры в Нальчике, в Доме Красной армии в Кронштадте, частично в оформлении набережных — любование выразительной статикой античных форм уводит его с пути правдивой характеристики современного здания. В проекте театра им. Станиславского преклонение перед одной из тем Палладио заслонило собственное отношение архитектора к образу. 

Устьинский мост в Москве. 1936 г. Проект. Г. П. Гольц при участии Д. М. Соболева

Все это так, но отнюдь не эти случайные отклонения определяют основную творческую линию Гольца. Почти все его произведения отмечены своеобразием подхода, на классику он смотрит глазами современного художника, стараясь творчески истолковать систему ее форм. В работах архитектора нет ни малейшего следа самоуспокоенности — он ищет все новых и новых решений. Гольц хорошо знает всю силу и выразительность классической системы композиции. Определенная система членений и профилей, характеризующих архитектурные качества формы — ее напряженность или легкость, относительная величина, доминирующее или второстепенное ее положение в композиции, контрастное сопоставление, форм, — грузных и легких, массивных и ажурных, крупных и дробных, — все эти простые и ясные слагаемые архитектурного языка в лучших его работах являются не самоцелью, а средством создания яркого и выразительного образа.

Большое чувство формы и декоративное чутье придают работам Гольца особенную остроту. Иногда любовь архитектора к контрастным сопоставлениям приводит к чрезмерной утонченности, и усложненности отдельных композиционных элементов, причем детали подчас теряют свою материальность, воспринимаются почти графически. Но обычно введение легких элементов дает архитектору возможность с большой яркостью подчеркнуть основную тектоническую тему.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: